Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностьчеловеческой жизни неможет зависеть от субъективного суждения людей 3 pageИ, наконец, предсказывается, что со временем монотеизм также будет отброшен и эволюция приведет человечество к научному атеизму и свободе от всякой религии и иррациональных верований. Эволюционная теория широко пропагандировалась такими учеными, как Дж. Фрэзер (1854 — 1941). Фрэзер написал в духе этой теории книгу "Золотая Ветвь"25, которая кое-где до сих пор пользуется популярностью. Слабость этой теории в том, что она не подкрепляется достаточным количеством полевых исследований, является в большой степени спекулятивной и противоречит фактам. Можно продемонстрировать это на двух примерах. Они приводятся в статье Э. Ньюинга "Религии дописьменных культур"26. 1. "Когда Чарльз Дарвин прибыл на Огненную Землю в 1833 г., он решил, что встретил аборигенов, не имеющих вообще никакой религии. Огромное впечатление, произведенное этим сообщением на британцев, ощущается до сих пор. И это несмотря на то, что 50 лет назад ученый, который долго жил с огнеземельцами и выучил их язык и обычаи, сооб- щил, что идея Бога у них хорошо развита и что нет оснований считать, что когда-то эта идея не была им знакома. Его имя Ватауинаива (Watauinaiwa), что значит "Вечный"". 2. "Один исследователь... в своем выступлении перед Королевским Географическим обществом, рассказывая о сафари в верховьях Нила в Южном Судане в 1861 г., говорил: "Как и все другие племена, живущие в районе Белого Нила, они [жители этих мест] не имеют идеи Божества, у них отсутствуют даже элементарные суеверия; они попросту животные, и их идеи о земном блаженстве сводятся к большому количеству жен, скота и пива"27. В то же время есть и другие, отличные от данного, свидетельства об этих племенах. Таково свидетельство профессора Э. Эванс-Причарда, написавшего самую лучшую книгу о религии дописьменных культур. Он пишет следующее: "Нуэры, конечно, примитивны, согласно нашим обычным представлениям, но их религиозное чувство удивительно утонченно, рафинированно и интеллектуально. Кроме того, оно очень сложно"28. К аналогичным выводам пришли и другие этнографы и историки, основываясь на многочисленных кропотливых полевых исследованиях дописьменных культур. Таким образом, идея о том, что были обнаружены примитивные племена, не имеющие религии, и что это подтверждает теорию эволюции религии, была опровергнута. Но опровергнута была не только эта идея. Согласно эволюционной теории, развитие религии описывается как переход от магии к монотеизму. Эта идея также была поставлена под сомнение. Религия и магия существуют параллельно вплоть до настоящего времени даже в развитых цивилизациях. Примером тому может служить Япония. Поэтому, как говорит Э. О. Джеймс, нельзя "согласиться с представлениями Тэйлора, Фрэзера и их современников о последовательности этапов эволюции"29. Идея о постепенном развитии религии от политеизма к монотеизму была также опровергнута антропологами, занимающимися полевыми исследованиями многочисленных
дописьменных культур. Они установили, что, на самом деле, развитие обычно шло в обратном направлении: от монотеизма к религиозным представлениям, в которых цельность монотеизма нарушалась введением меньших богов, то есть к политеизму. О взглядах на мир в дописьменных культурах В. Шмидт (1868 — 1954) сообщал в своей известной книге о происхождении и развитии религии30, что среди пигмеев Центральной Африки он нашел отчетливое осознание Высшего Существа, которому подчинено существование всех других явлений, естественных или сверхъестественных. Он и его сотрудники пошли дальше этих наблюдений, развивая мысль о том, что вера в какое-то высшее начало — явление практически универсальное. Такую веру можно найти в древнем Египте, Месопотамии, Иране и Китае; но во всех этих случаях она сочетается с политеистическими верованиями и практикой или последние накладываются на нее31. Доктор Э.К. Виктор Пирс вспоминает замечание Э. Эванс-Причарда, сделанное им в бытность его главой Института социальной антропологии в Оксфорде: "...До 1930 г. эволюционная концепция религии гласила, что религия развивается от анимизма и магии к политеизму, а затем наконец превращается в монотеизм. Полевые исследования опровергли эту концепцию, и в настоящее время антропологи считают, что вера в единого Бога-Творца предшествовала всем остальным религиозным концепциям. Эта вера со временем выродилась в политеизм, а потом и в веру в обширный ряд духов природы"32. В 1953 — 1954 гг. доктор Лео Поспешил начал изучать папуасов капаука, жителей Новой Гвинеи. Живя в труднодоступной горной местности, они были отрезаны от всех соседних племен и ничего не знали об остальном мире. Культура их, относящаяся к неолиту, не испытала на себе никаких внешних влияний. В своей книге о культуре и верованиях капаука Лео Поспишил дает следующее описание их верований: "Весь мир и все сущее "задумано Угатаме", Творцом. Природа Угатаме двойственна: считается, что он и мужчина, и женщина, что он имеет две сущности, что является людям через двойственность солнца и луны. На мой вопрос, является ли Угатаме солнцем и луной, я получил твердый отрицательный ответ. Солнце и луна — это только проявление Угатаме, который таким образом обнаруживает себя. Угатаме всеведущ, всемогущ и вездесущ; ему приписывается создание всех вещей и обуславливание всех событий"33. Э. Ньюинг после нескольких лет работы в Африке пришел к выводу: "Почти все, если не все, люди в дописьменных культурах верят в Высшее Существо, которое большинство ученых называет Верховным Богом, чтобы отличить его от меньших божеств. Некоторые ученые утверждали, что если "языческие племена сейчас имеют ясное понятие о верховном Боге, вместо туманной идеи, которую они имели раньше", то это результат влияния христианских миссионеров. Может быть, в некоторых случаях это было действительно так, но, в целом, в большинстве дописьменных культур понятие Бога было совершенно ясным и вполне сформировавшимся до прибытия миссионеров. Правда, в большинстве случаев этот Бог очень мало интересуется делами людей, выступая в роли равнодушного наблюдателя; однако стоит отметить, что ясное и высокое понятие о Боге можно найти у некоторых даже самых отсталых народов. Обычно Высшее Существо является небесным божеством. Оно — Творец или зачинатель творения. Ему не всегда поклоняются, алтари ему сооружаются редко. Однако если все остальные средства не дают результата, то обращаются к нему, потому что он самый могущественный из всех духов или людей. Большинство африканцев полагает, что его не следует чрезмерно беспокоить, это может привести только к неприятностям. Для обычных, каждодневных дел гораздо более пригодны духи мертвых, природные божества и манипуляции с маной"34. Эти и другие примеры мировоззрения людей, принадлежащих к дописьменным культурам, конечно, не дают твер-
дого доказательства того, что монотеизм был первоначальной верой во всех подобных обществах. Но, как замечает Роберт Броу35, "...изначальный монотеизм объясняет многие исторические факты, непонятные с точки зрения гипотезы об эволюции религии"36. Итак, сведения, полученные в результате изучения до-письменных культур, говорят о том, что на первоначальный монотеизм со временем наложились политеизм и анимизм. Но мы располагаем двумя значительно более впечатляющими и доступными свидетельствами того, что даже в наше время существует тенденция отпадения человечества от веры в Бога и обращения к той или иной форме идолопоклонства. Из истории иудаизма и христианства У истоков монотеизма иудеев, согласно их собственным священным текстам, стоит Божественное откровение — Бог сам открылся родоначальнику иудеев Аврааму как Единый Истинный Бог. Авраам был призван и ушел из земли своей; это был протест против политеизма, ставшего в то время всеобщим. Сами иудеи, по их собственному признанию, часто отступали от первоначального монотеизма. Не только простые люди, но даже священники впадали в идолопоклонство, суеверия и многобожие, господствовавшие среди окружавших их народов. Иудейские пророки Илия, Исайя, Иезекиль, Иеремия снова и снова призывали народ вернуться к поклонению Единому Истинному Богу, потому что народ снова и снова впадал в идолопоклонство. Конец этому наступил с вавилонским пленением. Христианство возникло внутри монотеистического иудаизма; но в течение последующих столетий оно продемонстрировало ту же склонность впадать в языческое идолопоклонство (к огромному и вполне понятному отвращению со стороны ислама). Среди греков-язычников был обычай после смерти возводить в так называемые герои людей, которые отличились своими деяниями и подвигами при жизни. Им молились, на их алтарях производились ритуальные церемонии, люди верили, что время от времени во имя этих героев совершаются чудеса. Христианство в конце концов пришло к аналогичной практике: выдающиеся люди объявлялись после смерти святыми; им воздвигались памятники, почитались их усыпальницы и мощи, им молились, от них ждали если не чудес, то, по крайней мере, благосклонности. В некоторых странах и сейчас можно найти конгрегации, добавляющие к своим христианским традициям изрядную долю совершенно языческих ритуалов и практик. Таким образом, теория эволюции религии, полагающая, что развитие происходило от анимизма через политеизм к монотеизму, не выдержала проверки полевыми и теоретическими исследованиями; эволюционная интерпретация полагает направление развития религии, противоположное тому, которое в действительности наблюдается в истории человечества. Сейчас эта теория вызывает большие сомнения. На этом мы закончим ее обсуждение и возвратимся к нашей основной теме. 3. Как утрачивается свобода (Часть 2) Павел говорит, что бегство человека от Бога было преднамеренным. Оно произошло не в силу неосведомленности или небрежности. Люди скрывали, подавляли истину (Рим. 1: 18), не хотели сохранять знание о Боге, отказывались от него (Рим. 1: 28). Познав Бога, не захотели прославить Его как Бога и не возблагодарили Его (Рим. 1:21). Эти последние слова — "не возблагодарили Его" — дают ключ к движущим мотивам их поведения. Поблагодарить кого-нибудь за протянутую руку помощи, за большой или маленький подарок, выразить благодарность врачу за спасение жизни — такого рода благодарность может быть выражена без потери чувства независимости. Но отношения с Богом строятся иначе. Чтобы прославить Его как Бога, мы должны признать, что зависимы от Него во всем; мы обязаны Ему всем — от планеты, на которой мы живем, до элементов, составляющих наше тело; мы обязаны Ему солнечным светом и озоновым слоем, защищающим нас от вредного воздействия солнечных лучей; мы обязаны Ему нашим дыха-
нием, пищей, нервными связями в головном мозге и интеллектом; генетическим кодом, записанным в наших клетках, и моральными законами, записанными в нашем сердце, — короче, жизнью и всем остальным. Прославить Бога и возблагодарить Его — значит благодарно и с радостью признать, что мы полностью зависим от Бога. А именно это, как говорит Павел, вызывает у людей отвращение, и именно этого они не хотят делать. Но насколько верны рассуждения Павла и насколько они относятся к современному человеку? Напомним приведенное выше, в Разделе А настоящей главы, рассуждение К. Маркса, о том, что человек чувствует себя независимым только тогда, когда является сам себе господином, а господином он является, в свою очередь, только тогда, когда он обязан самому себе своим существованием. Человек же, который живет по милости кого-то другого, чувствует себя зависимым существом. Если он знает, что обязан кому-то своей жизнью, он не может чувствовать себя независимым. Маркс не хотел признавать зависимость человека от Бога. Вспомним и о том, с какой решительностью отстаивал радикальную независимость человека от Бога Ж.-П. Сартр. Но желание быть независимым от Бога, по мнению апостола Павла, возникло у человека в самом начале человеческой истории. В нем заключена сущность падения человека. Согласно Библии (Быт. 3:1-4), первородный грех не был чем-то трагическим и жутким, вроде убийства; человек впал в грех, послушавшись голоса искусителя, сказавшего ему, что путь к полной реализации человеческих возможностей состоит в том, чтобы обрести независимость от Бога и сорвать запретный плод37 и тем самым стать независимым от Бога в определении того, что хорошо, а что плохо. Человек поддался искушению, хотя хорошо осознавал существование Бога и Бог предупреждал его о смертельных последствиях этого шага. Он не стал сомневаться и оценивать, достаточно ли имеется свидетельств, которые бы обо- сновывали веру в Бога; он решил взять свою судьбу в свои собственные руки. Но даже тогда, когда он устремился к независимости от Бога, он верил в Него — и бежал от Него, стараясь скрыться от Него среди деревьев рая (Быт 3: 9-10). Так, согласно Библии, началось бегство человека от Бога. Оно явилось прообразом поведения последующих поколений людей. Даже и сейчас многие думают, что если они погрузятся в житейские дела или в научное изучение Вселенной, то смогут уйти от врожденного знания о том, что Бог существует. Для того, кто сотворен, желание жить независимо от Творца означает жить в противоречии с действительностью. Именно поэтому после слов Павла: "Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили" (Рим. 1:21), следует описание логических последствий: "но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце" (Рим. 1: 21). Это не значит, что атеисты не умны. Многие из них обладают блестящим умом. Это значит, что атеизм ведет к мировоззрению, которое, согласно экзистенциалистской терминологии, в конечном счете абсурдно (см. об этом ниже). В своем Послании апостол Павел пишет, что бегство человека от Бога было преднамеренным и оно заслуживает наказания. "...Нет у них извинения", — говорит он (Рим. 1: 20)38. Почему? Потому что люди закрыли глаза на истину и отказались видеть свидетельства вечного могущества Бога, которые сам Бог сделал для них очевидными: "Ибо то, что незримо в Нем, созерцается от создания мира через размышление над творениями: и вечная Его сила и Божество" (Рим. 1: 20). Сегодня многие оспаривают утверждение о том, что каждый, глядя на окружающее нас творение, может убедиться в могуществе и силе Бога. Они рассуждают так: "Мы этого не видим. Мы поверили бы в это, если бы вы могли это доказать. Но вы не можете этого доказать". Слова в Послании к Римлянам подобраны очень точно. Там не сказано, что можно доказать существование Бога из
существования природы посредством абстрактных рассуждений или философской аргументации. И то, что это не сказано, безусловно, очень разумно. Многие из людей, созданных Богом, не обладают развитой способностью к абстрактному рассуждению, необходимой для размышлений на философские темы. Если бы к познанию Бога могли прийти только люди с сильным логическим мышлением, то большинство было бы несправедливо от Него отчуждено. Нельзя понять посредством абстрактных философских рассуждений и многое другое — красоту, музыку и поэзию, любовь и верность — и получать от них радость. Это относится и к существованию Бога. Апостол Павел употребляет в своем Послании два греческих слова. Одно — "kathora5"; оно означает "внимательно наблюдать что-либо своими глазами". Второе — "поео"; оно имеет два значения; "видеть что-либо своими глазами" и "видеть что-либо своими глазами, а затем понять это разумом". Так, можно внимательно посмотреть на картину, а потом понять, как она замечательна и как гениален был художник, задумавший такое прекрасное произведение искусства и сумевший затем создать его. Так же обстоит дело с окружающим нас миром. Чем более пристально и внимательно мы его наблюдаем, тем сильнее мы убеждаемся в том, что он задуман и сотворен. Это значит, что у него был Творец и что этот Творец не просто чрезвычайно могуществен: он существо сверхъестественной, то есть божественной природы. В этом могут убедиться все, если захотят. Для этого не требуется выдающихся логических и философских способностей. Но апостол Павел утверждает, что многие не хотят этого видеть. Дело не в том, что они не могут видеть или не видят; они видят, что Творец существует, понимают вытекающие отсюда следствия и совершенно сознательно отрекаются от этого знания. Верно ли это? Рассмотрим снова несколько современных примеров, к которым мы уже обращались (см. Гл. 5 настоящей книги). Фрэнсис Крик, открывший двойную спираль ДНК, высказывает следующее мнение: "Начало жизни представляется почти чудом; столько трудностей пришлось преодолеть, чтобы это стало возможным". Но он остается убежденным атеистом. Вместо того, чтобы признать наличие Творца, он переносит начало жизни в космос, считая, что жизнь зародилась там, а затем уже была перенесена на Землю. Профессор Докинз замечает: "Биология — это изучение сложных вещей, которые устроены так, как будто они созданы с некоторой целью"39. Это значит, что он видит то, что всякий может видеть, и то, что каждый в глубине своего сердца знает, что это правда. Но затем он отбрасывает теорию "Сознательного Творца" и принимает скучную теорию естественного отбора, описывающую происхождение жизни как "слепой, бессознательный автоматический процесс, открытый Дарвиным и не подчиненный никакой цели. За ним не стоит разума и внутреннего зрения. Он не строит планов на будущее. У него нет предвидения, предвосхищения, он вообще ничего не видит"'10. Тогда возникает вопрос: почему Докинз предпочитает дарвиновскую теорию теории Сознательного Творца? Он сам признает, что "очень похоже на то, что человеческий мозг создан специально для того, чтобы неправильно воспринимать дарвинизм и находить его трудным для понимания"41. Причина становится ясной, когда Докинз начинает описывать чувства додарвиновского атеиста: "До Дарвина атеист мог сказать вслед за Юмом: "Я не могу объяснить, почему кажется, что за этим миром стоит определенный замысел. Я знаю только, что Бог — это плохое объяснение, так что мы должны надеяться и ждать, что явится кто-нибудь, кто даст нам лучшее". Меня не покидает чувство, что такая позиция, хотя она логически безупречна, может быть крайне неудовлетворительной с эмоциональной точки зрения. Логически атеизм мог быть состоятельным и до Дарвина. Но только благодаря Дарвину появилась возможность быть интеллектуально уверенным в себе атеистом"42.
Другими словами, атеизму априорно отдавалось предпочтение. Философская аргументация Юма могла сделать атеистический подход логически возможным, но он оставался достаточно неудовлетворительным до тех пор, пока Дарвин не пришел на помощь и не дал возможность не только продолжать следовать этому подходу, но и чувствовать его интеллектуальную надежность и полноту. Многие ученые долгое время предпочитали априорно принимать атеизм, несмотря на то, что перед их глазами был очевидный, чрезвычайно сложный замысел Осознающего Свои действия Творца. Приведем еще одно высказывание Фрэнсиса Крика. 'Биологи всегда должны иметь в виду, что наблюдаемые ими вещи не сотворены, а являются результатом эволюции'"13. Данные, свидетельствующие о том, что наш мир был некогда сотворен и его сотворение было подчинено некоторому замыслу, настолько очевидны, что биологи должны предпринимать сознательные усилия, чтобы сопротивляться этой мысли. В рамках упоминавшейся выше программы SETI с помощью радиотелескопов осуществляется поиск любых сигналов из космоса, которые могли бы исходить от источника, наделенного разумом. Гипотеза организаторов программы состоит в том, что любой сигнал, который можно интерпретировать как код, а не просто как шум, приходит от разумного источника. Почему? Потому что мы знаем, что слепая безличная материя не говорит разумным языком; таким языком говорит только личность. Все ученые согласны с этой гипотезой. Далее. Было установлено, что двойная спираль ДНК является кодом, передающим сложнейшую информацию. Если следовать принятой гипотезе, то приходится признать, что она должна происходить от разумного источника. Но не тут-то было! Когда доходит дело до признания разумности источника, то многие отказываются от данной гипотезы. Почему? А потому, что в этом случае разумный источник может быть только Богом-Творцом. Знаменитый генетик-марксист Ричард Левонтин (см. выше Раздел 4.5) объясняет свою философско-материалистическую позицию следующим образом: "...чтобы наш материализм был абсолютен, мы не можем допустить, чтобы Бог проник хотя бы в прихожую нашего дома'"44. Напомним слова апостола Павла: "...они не заботились иметь Бога в разуме" (Рим. 1: 28). Он утверждает, что такая позиция предосудительна с моральной и интеллектуальной точки зрения: люди ответят за нее перед Богом. И это относится не только к людям прежних времен, но и к нашим современникам. 4. Как утрачивается свобода (Часть 3) Итак, мы видим, что бегство человека от Бога во все времена было вызвано стремлением к нравственной и духовной независимости и свободе. Но апостол Павел показывает, что бегство человека от Бога не только не обеспечивает ему свободу и независимость, но и приводит к недооценке человеческой личности и погружает ее, в конечном итоге, в духовный плен. Так всегда было и так будет. Павел сначала показывает, как это происходило на ранних этапах человеческой истории. Люди освободились от Единого Истинного Бога-Творца, чтобы впасть в зависимость от целого сонма ложных богов, "заменили истину Божию ложью" и тем самым обрекли себя на поклонение тварным вещам. На первый взгляд может показаться странным, что человек способен так уронить свое достоинство. Но это только на первый взгляд. Когда человек еще преданно повиновался Богу, он осознавал, что сотворен по образу и подобию Божьему. Он жил в общении с Создателем, и поскольку он общался с Вечным Богом, то это общение имело вечное измерение, которое не могла уничтожить даже физическая смерть (см.: Мф. 22: 31-32). В силу этого человек знал, что он выше по своей ценности и значимости, чем весь материальный мир и материальные силы Вселенной. Это, конечно, не означало, что в те да-
лекие времена он мог управлять этими силами: с научно-технической точки зрения человек переживал младенческую фазу своего развития. Но, живя в доверии и зависимости от Творца, он знал, что природа находится в подчинении его Отца, Бога. Но потом, выбрав путь жизни, независимой от Творца, он стал чувствовать себя все более и более отчужденным от Него. Без искренней веры в Бога, он почувствовал, что предоставлен сам себе и должен сам совладать с мощными и таинственными силами, от которых зависела его жизнь и которые могли легко его уничтожить. Он должен был теперь уважать эти силы: это они теперь управляли им, а не он — ими. Поэтому он их обожествлял. Человек поклонялся солнцу, луне, звездам, силам плодородия, ураганам и ветрам, а также собственно человеческим способностям человека — таинственным силам пола, агрессивности, слепой Судьбе и Случаю. Он относился к ним как к богам. Так наступил конец свободы и независимости! Ведь о какой свободе может идти речь, если разумное человеческое существо, подобно рабу, гнет спину перед лишенной разума и сознания природой? Но человек считал, что так надо, поскольку не мог управлять этими силами. Единственное, что он мог делать, — это поклоняться им и приносить им жертвы в надежде на их милость. Он жил жизнью не свободного существа, созданного по образу и подобию Божьему, а в рабской покорности неразумным силам Вселенной. Кто-то может возразить: "Какое отношение это имеет к нам? Мы не поклоняемся неразумным силам Вселенной. Благодаря науке и технике мы понимаем их. Более того, мы можем некоторые из них обуздать и использовать в собственных целях, тем самым поднимаясь над невежеством, страхом и предрассудками, свойственными человеку донаучной эпохи". Действительно, все это верно. Человечество прошло колоссальный путь научных достижений и открытий! Но если мы посмотрим на ситуацию беспристрастным взглядом, то увидим, что человек, в конечном счете, нисколько не приблизился к тому, что можно было бы считать управлением силами Вселенной. Возьмем к примеру, два самых необходимых для поддержания жизни человека фактора — свет и тепло. Источник света и тепла, от которого мы все зависим, нам неподвластен и никогда не. будет подвластен. То же самое можно сказать и о других силах и условиях, складывающихся в гармоничное сочетание, обеспечивающее жизнь на Земле. Более' того, сама наука говорит нам, что Солнце в конце концов взорвется и в тот же момент Земля перестанет существовать. Не имеет значения, как далеко в будущее отнесено это событие. С логической точки зрения временная дистанция не меняет того, что человеческая жизнь на этой планете — временное явление и в один прекрасный день уйдет в прошлое. Но вернемся к обозначенным выше проблемам: к нашей собственной жизни здесь и сейчас как отдельных личностей. Спросите атеиста, в результате действия каких сил он появился на свет и в результате воздействия каких факторов он уйдет из этого мира, и он даст вам ответ, который будет по своей сущности подобен ответу древнего идолопоклонника, хотя он и будет сформулирован иным языком. Он будет говорить о фундаментальных природных силах и процессах: энергии, слабом и сильном ядерном взаимодействии, электромагнетизме, гравитации, законах физики, химии, биохимии, физиологии и проч. Как отмечает профессор Джордж Гэйлорд Симпсон, "Человек — это продукт лишенного цели естественного процесса, который не имел человека в виду. Появление человека [в этом мире] не планировалось"45. Атеист не назовет природные силы и процессы богами, он не будет им поклоняться и благоговеть перед ними. Но от этого ничего не меняется: в конечном итоге именно они управляют им, а не он — ими. Поразительно, но печально то, что атеист — это полное жизни, чувств и планов разумное человеческое существо, тог-
да как силы, которые, с его точки зрения, произвели и в один прекрасный день уничтожат его вместе со всеми его чувствами, целями и разумом, по его собственному определению, все как одна, лишены разума, чувств, сознания и целей. Атеист будет утверждать, что в нем воплощена новая, одухотворенная разумом, стадия развития материи, так что он может понимать, как эти силы и процессы действуют, хотя сами они лишены этой способности. Они не преследуют никаких целей, когда производят его на свет — у них просто нет для этого сознания. Его существование, таким образом, не подчинено никакой высшей цели, никакому высшему смыслу. Однажды эти неразумные силы начнут его уничтожать. У него будет достаточно ума, чтобы понять, что они хотят с ним сделать, но недостаточно сил, чтобы их остановить. Апофеозом иронии будет то, что когда эти не обладающие сознанием силы уничтожат его и его разум, они даже не будут знать, что сделали это. Бездушная и неразумная сила восторжествует над человеческим сознанием и рациональностью. Таким образом, теисту позиция атеиста не может не казаться бессмысленной. Атеист начал свое бегство от Бога для того, чтобы, кроме всего прочего, добиться интеллектуальной независимости, которую он видел в отсутствии необходимости признавать Творца. Но ему удается использовать свою независимость в полной мере только для того, чтобы обнаружить, что не обладающие сознанием материальные силы в конце концов надсмеются над его рациональностью и уничтожат его, даже не узнав об этом. Подобное использование рациональности приводит к тому, о чем говорит Павел в своем Послании: "Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось неосмысленное их сердце" (Рим. 1: 21). Атеист может на это сказать, что теисты умирают так же, как атеисты. Действительно, это так. Но между ними есть некое различие. Теист знает, во-первых, что он является не продуктом слепой материи, а творением Бога, созданным по Его образу и подобию. Во-вторых, он является не просто материей, а еще и духом, способным вступать в духовное общение с Богом, которое, подобно Самому Богу, вечно. В связи с этим интересно напомнить высказывание апостола Павла, сделанное им в тексте, о котором идет речь в настоящем разделе: "...я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8: 38-39). Этого атеист не может и, вероятно, не хочет сказать и потому остается в плену материальной Вселенной в ожидании того, что неразумные силы в конце концов восторжествуют над ним и уничтожат его вместе с его сознанием, рациональностью и разумом. Профессор Уильям Провайн (Корнельский университет), один из ведущих историков науки, признается: "...Свободная воля, как ее традиционно понимают, — свобода делать выбор среди альтернативных способов действия, не подвергаясь при этом внешнему давлению, — просто не существует... нет такого пути, идя по которому эволюционный процесс может произвести существо, действительно способное делать свободный выбор"16.
|