Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие зрительной системыВ формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный — период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом периоде воздействие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким, как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома. Следующим периодом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. Формируется содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется запас зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия объектов внешнего мира (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе. В месяц ребенок фиксирует взгляд на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек над кроваткой или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии. После года острота зрения ребенка развивается, он начинает интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш испытывает выраженную потребность в движении к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить. Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей навык звуко- и словообразования формируется труднее и дольше. В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. Поэтому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание ма- лыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5—6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: «Скажи, это зайчик или слоненок?» С четырех лет на орган зрения приходятся нагрузки, соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях («уроки» не должны превышать 20—30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15—20 минут. Во время «телесеанса» малыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2—3 м. По возможности следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30—40-минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости. К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует так называемой 1,0, когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция1 становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку. В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школьным нагрузкам. Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам и ничто не мешало ее функционированию, очень важно с первых месяцев жизни проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений. Даже незначительное снижение 1 Рефракция — преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в условных единицах — диоптриях. За одну диоптрию принята преломляющая сила линзы с главным фокусным расстоянием 1 м. Диоптрия — величина, обратная главному фокусному расстоянию, и выражается следующей формулой: О (диоптрия) = \/F (фокусное расстояние). зрительных возможностей может отразиться на ходе психического развития малыша, поэтому важно не ограничиваться получением офтальмологической помощи, а проконсультироваться с тифлопедагогом — специалистом, который знает особенности развития детей с различными нарушениями зрения.
|