Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Диссертационное исследование на тему “Психология взаимоотношений групп в социальной системе” обобщает результат двадцатилетней работы автора





Диссертационное исследование на тему “Психология взаимоотношений групп в социальной системе” обобщает результат двадцатилетней работы автора. Началом исследований можно считать диссертационную работу “Межгрупповые отношения в производственной организации” на соискание ученой степени кандидата психологических наук, выполненную автором в Институте психологии АН СССР в 1984 году.

Актуальность проблемы.

Актуальность проблемы вызвана, с одной стороны, активными преобразованиями социальных структур России, происходящими в настоящее время, а, с другой, определенным дефицитом психологических знаний, необходимых для формирования гармоничных отношений между социальными группами.

В социальной психологии, в основном зарубежной, сложилось более десятка крупных направлений, занятых изучения взаимодействия и взаимоотношений групп. К наиболее значительным можно отнести следующие: 1) Реалистическую теорию группового конфликта (Саммнер, Уайт, Шериф, Ньюкомб, Козер). 2) Теорию социального обмена (Хоманс, Тибо, Келли, Блэлок, Уилкин). 3) Многочисленные исследования интергруппового контакта (Оллпорт, Стефан, Кук). 4) Исследование проблем конфликта и мира (Келман, Боулдинг, Грум, Бэртон, Райт). 5) Исследования межгрупповых отношений в сфере управления организацией (Ливитт, Лайкерт, Браун). 6) Исследование влияния меньшинства. (Московичи, Левайн, Домс, Ван Авермайет). 7) Теорию социальной идентичности (Дуаз, Джерард, Хойт, Тэджфел, Тернер). 8) Теорию самокатегоризации (Тернер, Хогг, Оукс).

В отечественной науке первыми работами, специально посвященными психологическим механизмам взаимоотношений человеческих групп, можно назвать работы С.Л.Франка (1929), И.А.Ильина (1935) и Б.Ф.Поршнева (1966).

В 80-90-е годы начали публиковаться результаты специальных и достаточно крупных исследований, раскрывающих новые стороны формирования отношений между группами. Это работы В.С.Агеева, Э.Н.Аллахвердянц, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедевой, Ю.А.Лунева, Л.И.Науменко, В.П.Познякова, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, П.Н.Шихирева. Работы изучали проблемы миграции, межнациональных конфликтов, взаимодействия субъектов экономической, производственной деятельности или отдельные свойства процесса построения межгрупповых отношений.

С этого периода начало оформляться самостоятельное направление в отечественной науке - психология межгрупповых отношений. А конец 90-х годов знаменателен появлением первых фундаментальных трудов, которые позволяют говорить о самостоятельном вкладе российских социальных психологов в изучение глобальных социальных процессов. Это работы В.С.Агеева, Н.М.Лебедевой, В.П.Познякова, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, П.Н.Шихирева.

Таким образом, к началу 90-х годов сформировались два научных центра, занятых проблемой межгрупповых отношений. Первый принадлежит МГУ. Второй был представлен лабораторией изучения психологии межгрупповых отношений Института психологии РАН. К проблеме сущности межгрупповых отношений эти центры относятся по-разному.

Первый научный центр строил свою работу на положении о том, что социальное определяется "фактом совместности взаимодействия".

Второй научный центр направлял свои исследования по методологическому пути, кратко сформулированном П.Н.Шихиревым в виде идей о ценностном отношении (оценке) как регуляторе поведения; о социальном взаимодействии как среде происхождения и обитания ценностного отношения; о межсубъектном характере взаимодействия социальных групп.

Многие исследователи занимались изучением процесса реализации межгрупповых отношений в конкретных социальных структурах. Большая роль, при этом, отводилась специфическим условиям взаимодействия и влиянию этих условий на процесс построения межгрупповых отношений. Анализ научных публикаций показывает, что среди большого количества эмпирического материала и теоретических концепций, посвященных различным аспектам межгрупповых отношений, почти отсутствуют материалы, затрагивающие проблему взаимности таких отношений.

Благодаря этим исследованиям и данным, полученным в ходе работы над диссертацией, открывается возможность увидеть за конкретным социальным контекстом сущность, роль и общие закономерности развития взаимоотношений как особого вида отношений, возникающих между социальными группами.

Все это позволяет сделать вывод об актуальности избранной темы и перспективности исследования взаимоотношений социальных групп, складывающихся в процессе их взаимодействия в социальной системе.

Цель исследования.

Целью диссертационной работы служило исследование сущности и роли взаимоотношений социальных групп, изучение структуры этих отношений и обоснование этапов их развития.

Объект исследования

Объектом исследования являлись взаимодействующие производственные, национальные, студенческие и территориальные группы как элементы соответствующих социальных систем.

В диссертационной работе социальная система рассматривается как форма, которая обеспечивает такие системные свойства, как целостность и целенаправленность. "Функцию формы... могут выполнять лишь такие факторы, которые обладают свойством создавать относительно устойчивую сферу детерминации, в пределах которой, под влиянием формообразующего фактора развертываются содержательные процессы" (15, с.139).

Социальные системы неоднократно привлекали внимание при изучении проблем личностного и группового общения и деятельности. В большинстве случаев они рассматривались с помощью атрибутивно-описательного или структурного подходов. Поэтому, абстрагированные, как правило, от своих реальных межсистемных связей, фиксирующих их позицию в более широком социальном образовании, обладающем своими субъектными свойствами, они обычно теряли свои системные качества.

Диссертационная работа предусматривает включение соответствующей социальной системы, в границах которой осуществляется непосредственное межгрупповое взаимодействие, элементом более широких систем, выдвигающих свои требования к возникновению и реализации взаимоотношений социальных групп.

Предмет исследования

Предметом исследования были избраны взаимоотношения социальных групп, то есть социально-психологические отношения групп друг к другу как к элементам социальной системы, в которую они входят.

Взаимоотношения социальных групп как элементов социальной системы формируют ее целостность, преобразуются в сознании групп в оценку их реального или потенциального взаимодействия, отражающая успешность этого взаимодействия с точки зрения реализации групповых потребностей и обладают достаточной мотивирующей силой, чтобы вовлечь индивидов в процесс социального действия.

Эмпирическим референтом отношений служит образ групп, как объективированное переживание оценки (220).

Гипотезы исследования

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие:

1. Взаимодействие социальных групп сопровождается не только материальным обменом, но и обменом социально-психологическими отношениями, что порождает особые межгрупповые отношения – взаимоотношения групп. Эти отношения направлены на сохранение целостности и развитие социальных систем, которым взаимодействующие группы принадлежат. Следовательно, они должны определяться как качествами субъектов взаимодействия, так и требованиями соответствующих социальных систем.

2. Взаимоотношения социальных групп должны иметь структуру, с одной стороны, отражающую культуру сообщества, которому они принадлежат, а, с другой, отражающую свойства важные для взаимодействия, оценку этого взаимодействия и особенности, определяющие характер дальнейшего протекания межгруппового взаимодействия.

3. Взаимоотношения социальных групп должны проходить в своем развитии ряд этапов, на которых процессы интеграции и дифференциации групп в социальной системе играют определяющую роль. Эти процессы служат познанию группами своего места в социальной системе, поддержанию мотивации взаимодействия и его регулированию в соответствии с групповыми целями.

Задачи исследования

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1. Формулирование понятий и основных методологических принципов, необходимых для построения системы научных координат, в рамках которой будет проходить исследование и обеспечиваться валидность выводов, получаемых в ходе исследования.

2. Анализ тенденций развития отечественных социально-психологических исследований для обоснованного выбора объекта, предмета исследования и соблюдения преемственности получаемых знаний.

3. Теоретико-методологическое исследование свойств социальной системы, характеристик взаимодействия социальных групп и обоснование взаимоотношений социальных групп как межгрупповых отношений, возникающих в ответ на отношения других групп.

4. Проведение эмпирических исследований для изучения роли и тенденций развития взаимоотношений групп в социальной системе.

5. Анализ как отечественных, так и зарубежных концепций межгрупповых отношений, отражающих структуру взаимоотношений социальных групп.

6. Проведение эмпирических исследований для изучения содержания и особенностей структуры взаимоотношений социальных групп.

7. Теоретико-методологическое исследование опубликованных в научных источниках социально-психологических закономерностей, отражающих особенности реализации и функциональные задачи взаимоотношений социальных групп на разных этапах их развития.

8. Теоретическое обоснование роли обмена социально-психологическими отношениями в развитии взаимоотношений групп и его относительной независимости от материального обмена между группами.

9. Проведение эмпирических и экспериментальных исследований, подтверждающих специфику и выявляющих свойства различных этапов развития взаимоотношений социальных групп.

10. Проведение эмпирических исследований, подтверждающих, с одной стороны, относительную независимость обмена социально-психологических отношений от материального обмена, а, с другой, влияние на него особенностей организации межгруппового взаимодействия.

11. Разработка структуры и модели процесса развития взаимоотношений социальных групп.

12. Теоретико-методологический анализ и эмпирические исследования свойств ряда групповых социально-психологических феноменов с точки зрения развития взаимоотношений социальных групп.

Методологическая основа и методы исследования.

Основными методологическими принципами, применявшимися в работе, были: принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип развития психических явлений, принцип системности, принцип соотношения индивидуального и общественного уровней организации жизнедеятельности.

Большую методологическую роль в ходе исследования сыграли работы Е.В.Шороховой о методологических проблемах социальной психологии, П.Н.Шихирева о предмете социальной психологии, А.Л.Журавлева о проблемах совместной деятельности, работы сотрудников и аспирантов Института психологии РАН в области психологии межгрупповых отношений: Н.М.Лебедевой, В.П.Познякова, Л.И.Науменко, Г.У.Солдатовой и других.

В качестве конкретных методов исследования применялся теоретико-методологический качественный анализ более 500 работ как отечественных, так и зарубежных авторов; сравнительный анализ зарубежных и отечественных социально-психологических концепций межгрупповых и межличностных отношений; исторический анализ развития межгрупповых отношений; специально разработанная методика оценки межгрупповых отношений в производственной организации (181а, 183), метод анкетного опроса для исследования отношений различных национальных групп (84); методы опроса и экспериментальные методики для изучения отдельных этапов развития взаимоотношений групп и их значения в социальной системе (79).

В авторской концепции личность выполняет роль носителя как индивидуальных, так и групповых отношений между элементами социальной системы. Выявление группового аспекта личностных образов и реакций стало основой получения эмпирического материала в ходе исследования.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическую базу исследования составили: 1. Исследования взаимоотношений групп в производственных организациях. Количество испытуемых - 22 производственные группы и около 300 человек студентов Ивановского университета и работников различных предприятий. 2. Исследование межнациональных отношений в городской среде. Количество опрошенных - 1164 человека, 11 национальностей, рабочих, студентов и служащих. 3. Исследование этапов развития взаимоотношений групп. Количество испытуемых – 160 студентов Ивановского университета. 4. Исследование значения взаимоотношений социальных групп для межгруппового взаимодействия. Количество опрошенных – 536 человек в возрасте от 25 до 50 лет. 5. Эмпирические данные, полученные в различных исследованиях зарубежных и отечественных социальных психологов.

Достоверность выводов.

Достоверность выводов достигалась с помощью качественных и количественных методов исследования научной литературы; использованием современных приемов теоретико-методологического анализа, в частности, обеспечением валидности и согласованности применяемой системы понятий; подтверждением теоретических положений большим массивом эмпирических данных, опубликованных в периодических и фундаментальных изданиях по социальной психологии; с помощью анализа частотных распределений, дисперсионного и корреляционного анализов, использованных при обработке данных, полученных в авторских эмпирических исследованиях (181а, 184).

Научная новизна.

1. В исследовании, в соответствии с принятой концепцией, детализированы понятия социально-психологических отношений, межгрупповых отношений, обмена социально-психологическими отношениями. Обосновывается и формулируется понятие взаимоотношений социальных групп как межгрупповых отношений особого вида.

2. В работе впервые подробно анализируется взаимный характер социально-психологических отношений между группами как элементами социальной системы. Эта взаимность порождается необходимостью оценивания группами результатов межгруппового взаимодействия с точки зрения группового вклада в сохранение и развитие социальной системы.

3. В работе впервые осуществлен многоуровневый подход к социальным системам. Подобный анализ делает очевидной специфику каждого уровня и, тем самым, повышает адекватность подходов к социально-психологическим феноменам при использовании различного аналитического инструментария.

4. Подробно анализируется структура взаимоотношений, что позволяет уточнить роль образа группы, как материального носителя взаимоотношений групп, уточнить роль символов и ценностей сообщества в формировании и реализации взаимоотношений, определить функции процессов социального сравнения, выделить принципиально различные уровни реализации социальной установки.

5. Обосновывается представление об обмене социально-психологическими отношениями, как отличающемся и относительно независимом от материального межгруппового обмена, направленном на поддержание целостности и развитие социальной системы.

6. На основе исследования формирования взаимоотношений социальных групп как динамического явления, проходящего определенные качественные этапы, впервые в социальной психологии представлена модель развития взаимоотношений групп в социальной системе. Эта модель сделала очевидными те функциональные задачи, которые выполняют конкретные процессы, происходящие при взаимодействии социальных групп.

7. Исследование позволило по-новому увидеть взаимосогласованную и позитивную роль ряда социально-психологических феноменов, таких как деперсонализация, конформность, социальный стереотип, явление ингруппового фаворитизма, социальная установка, и новые подходы к ним при решении практических задач.

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимоотношения групп, как особый вид межгрупповых отношений, развиваются с появлением социальной системы. Они детерминированы взаимодействием групп как субъектов жизнедеятельности и складываются в процессе межгруппового обмена социально-психологическими отношениями. Их роль заключается в сохранении и развитии социальных групп как элементов соответствующих социальных систем. Эмпирически установлено, что, в соответствии с российскими культурными традициями, удовлетворенность межгрупповым взаимодействием в первую очередь зависит от характера взаимоотношений социальных групп.

2. На развитие взаимоотношений социальных групп существенно влияют две тенденции: а) стремление группы к приобретению своей автономности и самостоятельности как субъекта взаимодействия. б) стремление к самоограничению в виде потребности быть эффективным со-деятелем в социальной системе, с которой она себя идентифицирует. Последняя тенденция ограничивает стремление группы к самостоятельности и заставляет их выстраивать свои взаимоотношения в согласии с требованиями соответствующей социальной системы и культурной среды сообщества, в котором данная система сформировалась.

3. Взаимоотношения групп обеспечивают единство сообщества, в которое эти группы включены, поэтому структура взаимоотношений отражает наиболее существенные элементы культуры соответствующего сообщества:

- Познавательная сторона взаимоотношений, складываясь из отдельных впечатлений, умозаключений, следов памяти, трансформируется в образ группы и отражает символы, как концентрированные выражения социально-психологических отношений. Эмпирические данные подтвердили, что в процессе взаимодействия группы формируют общее символическое поле, дающее им возможность адекватно воспринимать групповые свойства, важные для формирования межгрупповых отношений в соответствующей социальной системе.

- Эмоциональная сторона, придающий взаимоотношениям мотивирующий характер, формируется в соответствии с ценностями сообщества, в которое группа включена, и реализуется в иерархической структуре групповых ценностей, основе для межгруппового сравнения, осуществляемого в процессе реального взаимодействия групп.

- Поведенческая сторона, обеспечивающий непрерывность взаимодействия социальной группы с объективной реальностью, реализуется, в частности, в установках, которые ориентируют личность на межгрупповой или межиндивидуальный характер взаимодействия.

4. Развитие взаимоотношений групп предполагает ряд закономерных этапов:

а) этап самокатегоризации - процесс групповой рефлексии, который актуализирует в сознании совокупности индивидов определенные характеристики этой совокупности, важные для организации межгруппового взаимодействия;

б) этап групповой идентификации - процесс формирования группового уровня организации поведения индивидов, который сопровождается формированием чувства групповой приверженности и специфическими групповыми феноменами, обеспечивающими целесогласованное поведение членов группы;

в) этап поддержания эффективного обмена социально-психологическими отношениями между группами в условиях сложившихся взаимоотношений, направленного на сохранение и развитие групп как субъектов взаимодействия;

г) этап саморегуляции взаимоотношений - процесс корректирования взаимоотношений, возникающий в результате переживания относительной неудовлетворенности существующими взаимоотношениями групп.

д) этап межгруппового конфликта - процесс корректирования взаимоотношений, возникающий в результате переживания абсолютной неудовлетворенности взаимоотношениями и приводящий к нарушению существующей категоризационной структуры.

5. Обмен социально-психологическими отношениями детерминирован материальным обменом между группами, но совершается относительно независимо от него и направлен на сохранение и развитие социальной системы, в которой эти группы являются элементами.

6. Эмпирические исследования показывают, что организация межгруппового взаимодействия существенно влияет на развитие взаимоотношений и определяет особенности обмена социально-психологическими отношениями, в частности, задавая ему внутри- или межсистемный характер или повышая чувствительность групп к результатам обмена.

7. Некоторые социально-психологические феномены, такие, например, как конформность и социальные стереотипы, рассмотренные с точки зрения сущности и развития взаимоотношений групп, раскрывают свое конструктивное содержание, так как являются не индивидуальными, а специфически групповыми феноменами:

- конформность снижает индивидуальные вариации, увеличивает групповое единство и повышает эффективность группы как субъекта социального действия;

- стереотипы отражают устойчивые и обобщенные образы социальной реальности, закрепляя групповой опыт и предоставляя непротиворечивую информацию для организации межгруппового поведения.

Практическое значение исследования.

Практическое значение работы заключено в следующих моментах:

1. Проведенный сравнительный анализ таких основных категорий психологической науки, как психологические отношения, социально-психологические отношения, межгрупповые отношения, взаимоотношения должен способствовать повышению валидности и более точной формулировке границ социально-психологических исследований.

2. Предложенная модель процесса развития взаимоотношений помогает:

а) оценить необходимость и достаточность включения элементов системы в поле исследования;

б) определить этап, на котором находится процесс развития взаимоотношений групп;

в) обеспечить валидность исследования, строго разграничив познавательную, эмоциональную и поведенческую стороны взаимоотношений, содержащие в себе, соответственно, символы, ценности и социальные установки сообщества;

г) прогнозировать дальнейшее развитие взаимоотношений социальных групп.

3. Модель развития взаимоотношений социальных групп может использоваться для планирования широкого спектра исследований межгрупповых отношений и теоретического обоснования получаемых эмпирических данных,

4. Принцип, заложенный в методике исследования межгрупповых отношений в производственной организации, может быть использован для разработки аналогичных методов исследования взаимоотношений групп в различных сферах межгруппового взаимодействия.

5. Свойства различных этапов развития взаимоотношений, выявленные в ходе исследования, могут служить критериями оценки характера взаимоотношений реальных социальных групп.

6. Исследование в концентрированном виде дает представление о современном состоянии исследований проблемы межгрупповых отношений.

Апробация.

Основные материалы диссертации отражены в 21 публикации общим объемом 40 печатных листов. Наиболее полно и глубоко они раскрыты в монографии: “Психология взаимоотношений”, М.: Академический проект, ИП РАН, 1999г.

Основные результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях сектора социальной психологии и лаборатории психологии межгрупповых отношений Института психологии АН РАН, съездах и конференциях Общества психологов, научных конференциях Ивановского государственного университета.

Материалы исследования использовались при проведении международного тренинга-семинара по разрешению межэтнических конфликтов, организованном “Интернешенел алерт” и Институтом Этнологии и Антропологии РАН в 1992 году. На базе диссертационного исследования построены и прочитаны курсы “Методологические проблемы социальной психологии” в Институте повышения работников народного образования г.Иваново и в Ивановском государственном университете при подготовке студентов по специальности “Психология”, подготовлен и читается курс социальной психологии для студентов Ивановского государственного университета по специальностям “Журналистика” и “Психология”.

Структура работы.

Работа состоит из четырех глав.

В первой главе анализируются методологические основания исследования, которые задают границы исследования и обеспечивают его валидность.

Во второй главе структура социальной системы, отношения между элементами социальной системы и, выделяется особый тип межгрупповых отношений – взаимоотношения социальных групп. Взаимоотношения обосновываются как важные социально-психологические отношения социальной системы, направленные на сохранение ее целостности и развитие. Они возникают как ответная реакция на отношения групп, партнеров по взаимодействию и отражают субъективную оценку группами социально-психологических отношений друг друга в соответствии со степенью их воспринимаемого вклада в развитие социальной системы, в которой эти группы являются элементами.

Далее, оценивается значение взаимоотношений в социальной жизни человека, и исследуются основные тенденции, определяющие развитие взаимоотношений в социальной системе. Это - стремление группы к приобретению своей автономности и самостоятельности как субъекта взаимодействия и стремление, в то же время, к самоограничению в виде потребности быть эффективным со-деятелем в социальной системе, с которой группа себя идентифицирует.

Третья глава посвящена исследованию структуры взаимоотношений социальных групп.

Анализ образа группы как носителя межгрупповых отношений с точки зрения его познавательной, эмоциональной и поведенческой сторон, а также эмпирические исследования позволил выяснить роль культуры сообщества в процесс регуляции взаимодействия социальных групп. Эта роль проявляется через символический компонент образа, как концентрированное выражение социально-психологических отношений; через ценностный компонент, реализующийся в иерархической структуре групповых ценностей, участвующих в межгрупповом сравнении; через установки, ориентирующие поведение членов групп на межгрупповой уровень организации взаимодействия.

В четвертой главе исследуются взаимоотношений социальных групп в их динамике.

В зарубежной отечественной социальной психологии накоплен большой опыт исследований, получивших интересные как эмпирические, так и теоретические факты, отражающие закономерности построения отношений между социальными группами. Но не существует общей концептуальной модели, объясняющей их развитие. Поэтому глава посвящена изучению процесса развития взаимоотношений групп, выяснению соответствующих функций этих отношений в социальной системе и разработке концептуальной модели процесса развития.

Общим логическим принципом главы служит формула естественноисторического процесса, заключенная в трех "простых моментах жизни": производство, обмен, регуляция.

Анализ этапов развития взаимоотношений сопровождается эмпирическими исследованиями, подтверждающими те или иные теоретические выводы, важные для понимания сущности соответствующего этапа.

Наиболее подробно освещается этап эффективного обмена социально-психологическими отношениями как цель развития взаимоотношений социальных групп. Теоретически и эмпирически исследуется сущность обмена, его относительная независимость от материального обмена и влияние материальной организации обмена социально-психологическими отношениями на характер построения взаимоотношений социальных групп

Исследование каждого этапа развития заканчивается анализом роли взаимоотношений, которую они играют во взаимодействии групп и развитии социальной системы.

В заключение главы оцениваются возможности применения предложенной модели к анализу социально-психологических явлений.

Объем основного содержания работы составляет 306 страниц. В тексте представлено 10 таблиц и 15 рисунков. В ходе работы было привлечено около 400 отечественных и зарубежных источников.

 

 


 

 

Date: 2015-11-14; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию