Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Митакович Лейсан Азатовна





Митакович Лейсан Азатовна

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРОФИЛЮ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

 

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

 

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,
доцент Л.М. Кашапова

 

Уфа – 2010

Оглавление

Введение. 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО» К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.. 3

1.1. Сущность понятия «профессиональная задача» в современной педагогической науке. 16

1.2. Реализация профессиональных задач в структуре художественного образования 45

1.3. Модель подготовки бакалавров художественного образования по профилю «хореографическое искусство» к решению профессиональных задач. 78

Выводы по первой главе. 98

Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.. 101

2.1. Организационно-педагогические условия подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач в художественном образовании. 101

2.2. Экспериментальная проверка модели подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач. 129

2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы……………………153

Выводы по второй главе. 167

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 170

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 176

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 196

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Российская педагогическая система находится на этапе кардинальных изменений и характеризуется интегративными процессами по сближению с образовательными системами зарубежных стран. Модернизация отечественного образования и его вхождение в европейское образовательное пространство выдвигает новые требования к педагогам. Развитие двухуровневой системы образования в рамках Болонского процесса предполагает качественное изменение подготовки педагогов, выдвигая новые требования к выпускникам вузов.

В Программе развития педагогического образования России на 2001-2010 годы в качестве одной из важнейших задач определена проблема формирования компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавая значимость этого процесса и степень ответственности за его результаты.

Национальная доктрина образования РФ одной из ведущих задач ставит реформирование высшего учебного заведения как центра образования, культуры, науки и новых технологий, обеспечивая поддержку различных форм самоорганизации обучающихся.

Такая парадигма требует поиска подходов к построению системы подготовки бакалавров художественного образования, которая по своим результатам отвечала бы потребностям личности в профессиональном становлении, а также потребности общества в гуманистически и творчески ориентированных кадрах, способных решать профессиональные задачи на высоком уровне.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (2-го поколения от 31.01.05 г. № 730 пед/бак) по направлению 540700 Художественное образование, выпускники, получившие степень (квалификацию) бакалавра художественного образования, готовы к осуществлению профессионально-образовательной деятельности по выбранному профилю: музейная педагогика, искусствоведение, театральное искусство, экранные искусства, музыкальное искусство, школьная театральная педагогика, эстетика и эстетическое воспитание, дизайн и компьютерная графика, изобразительное искусство, музыкально-компьютерные технологии, хореографическое искусство, декоративно-прикладное искусство. В соответствии с избранным профилем бакалавр художественного образования должен быть подготовлен к работе в образовательных учреждениях разного типа по таким видам профессиональной деятельности, как: научно-исследовательская, организационно-воспитательная, преподавательская, коррекционно-развивающая, культурно-просветительская.

Изучение проблемы хореографического образования показало её определенную теоретическую разработанность, опыт практического осмысления процесса обучения детей и молодежи искусству танца. В системе общего образования занятия по ритмике и хореографии остаются в разряде второстепенных предметов либо отсутствуют совсем, а в специальных образовательных учреждениях работа педагогов-хореографов в большей степени направлена на исполнительскую деятельность, что значительно снижает ее педагогический эффект.

Анализ современных образовательных программ в системе высшего педагогического образования показал, что процесс подготовки студентов к решению профессиональных задач является недостаточно эффективным и педагоги-практики испытывают особые трудности в этом вопросе. Это свидетельствует о необходимости модернизации системы подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач на основе междисциплинарной интеграции и компетентностного подхода.

Вместе с тем, в зарубежной и отечественной педагогической науке и практике хореографического искусства и образования накоплен определенный опыт и созданы предпосылки, образующие методологическую базу для нашего исследования.

Степень разработанности проблемы. Целенаправленный анализ литературы показал, что проблема профессиональной подготовки будущего учителя имеет фундаментальную разработанность в системе наук, выделены следующие методологические подходы: системный (В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько, В.С.Ильин, Э.Г.Юдин), личностно-ориентированный (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская), деятельностный (Л.С.Выготский, К.Роджерс, А.Маслоу, Б.Скиннер С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.), компетентностный (Р.М.Асадуллин, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, Д.А.Мещеряков, А.В.Хуторской), культурологический (В.М.Асмус, В.Л.Бенин, М.С.Каган и др.), контекстный (А.А.Вербицкий); философия профессионального образования (А.С.Гаязов, Б.С.Гершунский, Э.В.Ильенков, В.А.Сластенин и др.); теория профессиональной подготовки специалистов (С.А.Батышев, А.В.Баранников и др.); психология профессионального образования (Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов, Н.В.Кузьмина); теория проблемного обучения (И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.); исследования в области психологии искусства (В.М.Аллахвердов, Л.С.Выготский, В.И.Петрушин и др.); психология творческой деятельности педагога (Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарев, П.М.Якобсон и др.); теория учебных задач (Г.А.Балл, Ю.Н.Кулюткин, Н.Н.Тулькибаева и др.); теория развития художественно-творческих способностей личности учителя (О.А.Апраксина, Т.И.Калашников и др.); теория рефлексивно-пиктографических творческих ситуативных задач (А.В.Дубаков, Л.Г.Корчагина, Н.Я.Сайгушев); технологии решения педагогических задач (Л.В.Кондрашова, Л.Ф.Спирин, Л.М.Фридман и др.).

Особый интерес составила теоретико-практическая разработанность проблемы подготовки педагога-хореографа: история и теория хореографического искусства и образования (Р.В.Захаров, Ж.Ж.Новерр, А.В.Фомкин и др.); общетеоретические основы профессиональной подготовки педагога-хореографа (А.Я.Ваганова, Е.П.Валукин, Ю.И.Громов, Т.И.Калашникова, А.М.Мессерер и др.); теория формирования художественного творчества обучающихся средствами ритмики и танца в рамках частных методик зарубежных и отечественных педагогов-хореографов (Н.Г.Александрова, В.Ю.Гиглаури, М.Грэм, Э.Ж.Далькроз, М.Каннингхэм, Х.А.Лимон, В.Ю.Никитин, Н.Е.Шереметьевская и др.).

Анализ современной педагогической практики общего, дополнительного и профессионального образования подтверждает актуальность проблемы исследования, заключающуюся в том, что подготовка бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач на основе междисциплинарной интеграции и компетентностного подхода не была предметом целенаправленного исследования.

Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется следующими противоречиями:

- между возрастающими требованиями современного общества к компетентностной готовности бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач и отсутствием научно обоснованной системы подготовки будущих педагогов-хореографов, способных решать педагогические и хореографические задачи в образовательных учреждениях различного типа;

- между потребностями системы высшего педагогического образования в разработанной модели подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач, реализуемой в соответствии с выявленными организационно-педагогическими условиями, уровнями и критериями оценки их готовности к практической деятельности, и отсутствием научно-методического сопровождения данного процесса.

Осмысление выявленных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы подготовки бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство», обеспечивающей овладение умениями, необходимыми будущему педагогу-хореографу для успешного решения профессиональных задач, и ее недостаточная теоретико-практическая разработанность определили выбор темы исследования.

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально апробировать модель подготовки бакалавровхореографического профиля к решению профессиональных задач в соответствии с возрастающими требованиями современного общества к компетентностной готовности будущего педагога-хореографа.

Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению педагогических и хореографических задач в педагогическом вузе.

Предмет исследования: процесс развития умений бакалавров хореогра-фического профиля продуктивно-творчески решать профессиональные задачи.

Теоретическое изучение проблемы и анализ практической деятельности позволили определить следующую гипотезу исследования: подготовка бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач будет эффективной, если:

- образовательный процесс ориентирован на обеспечение компетентностной подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач путем интеграции основ педагогики и хореографии в художественном образовании;

- уточнить классификацию профессиональных задач и умений педагога хореографического образования с целью продуктивно-творческого осуществления бакалаврами художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» профессиональной деятельности;

- разработать модель подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач, выявить комплекс организационно-педагогических условий, уровней и критериев оценки их готовности к практической деятельности.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность, содержание и структуру подготовки бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач, уточнив понятия «профессиональная задача», «профессиональные умения», «компетентностная готовность» и «рефлексивно-пиктографический метод» применительно к будущей деятельности педагога-хореографа.

2. Изучить и уточнить классификацию профессиональных задач и умений бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство», характеризующих уровень готовности выпускников педагогического вуза к осуществлению продуктивно-творческой деятельности в качестве педагога-хореографа.

3. Разработать модель подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач на основе междисциплинарной интеграции и компетентностного подхода, реализовать ее в соответствии с выявленным комплексом организационно-педагогических условий, уровней и критериев оценки готовности будущих педагогов-хореографов к практической деятельности.

4. Обеспечить научно-методическое сопровождение процесса подготовки бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач в будущей практической деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские идеи о роли искусства в жизни человека (А.С.Арсеньев, М.С.Каган); теории системного (В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько, В.С.Ильин, Э.Г.Юдин), деятельностного (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), личностно-ориентированного (В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, Э.Ф.Зеер, В.В.Сериков, И.С.Якиманская) и компетентностного (Р.М.Асадуллин, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, Д.А.Мещеряков, А.В.Хуторской) подходов к построению образовательного процесса; профессиональное развитие учителя в системе непрерывного педагогического образования (А.С.Гаязов, Л.М.Кашапова, В.В.Краевский, Л.М.Митина); теории саморазвития и субъектности участников (В.И.Андреев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев); теории профессионально-педагогической деятельности (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.Н.Щербаков); закономерности художественно-творческой деятельности (В.И. Загвязинский, Б.Т.Лихачев, А.М.Матюшкин); пути использования искусства для эстетического воспитания и развития личности (Э.Т.Ардаширова, М.М.Бахтин, А.А.Мелик-Пашаев), а также историко-теоретические основы обучения танцу (Т.Арбо, А.Я.Ваганова, А.Дункан, Ф.Карозо, А.М.Мессерер); исследования по современному хореографическому образованию (Е.П.Валукин, В.Ю.Гиглаури, Ю.И.Громов, Р.В.Захаров, Т.И.Калашникова, В.Ю.Никитин, И.Н.Мордовина, П.А.Силкин, Е.Н.Фокина, А.В.Фомкин, М.Н.Юрьева).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялся комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; прямое и косвенное педагогическое наблюдение; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Собранный материал обрабатывался методами математической статистики (корреляционный анализ, выявление достоверности различий с помощью программной системы STATISTICA for Windows – версия 5.5а). Многообразие экспериментальных данных, полученных с помощью комплекса диагностических процедур, поставило задачу подбора соответствующих статистических методов обработки результатов, позволяющих всесторонне проанализировать полученную информацию.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- дана уточненная классификация профессиональных задач, решаемых бакалаврами художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» (педагогические: стратегические, тактические и оперативные; хореографические: технические, художественно-образные, постановочные) и профессиональных умений (педагогические: аналитические, прогностические, конструктивные, проектировочные, организаторские, оценочные, исследовательские, коммуникативные, творческие, рефлексивные; хореографические: исполнительские, артистические и балетмейстерские) будущего педагога-хореографа;

- предложена модель подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач на основе междисциплинарной интеграции и компетентностного подхода, реализация которой обеспечивает их готовность к осуществлению практической деятельности в образовательных учреждениях различного типа;

- выявлена совокупность организационно-педагогических условий реализации модели подготовки бакалавров хореографического профиля в педвузе, уровни и критерии оценки их компетентностной готовности к решению профессиональных задач.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятий «профессиональная задача», «профессиональные умения», «компетентностная готовность» и «рефлексивно-пиктографический метод» применительно к деятельности педагога-хореографа;

- дано теоретическое обоснование модели подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач, характеризующей их компетентностную готовность к будущей практической деятельности в образовательных учреждениях различного типа;

- разработан концепт «Задачный комплекс», отражающий направления подготовки компетентных бакалавров хореографического профиля, умеющих решать профессиональные задачи и осуществлять продуктивно-творческую педагогическую деятельность через интеграцию основ педагогики и хореографии в художественном образовании.

Практическая значимость результатов исследования состоит в следующем: подготовлен учебно-методический комплекс «Практикум по решению профессиональных задач» в рамках дисциплины «Педагогика» (ОПД.Ф.01) – направление 540700 Художественное образование, степень (квалификация) – бакалавр художественного образования, профессионально-образовательный профиль 540711 – «Хореографическое искусство»; разработано учебно-методическое руководство по организации и проведению хореографических занятий «Эстрадно-танцевальное исполнительство»; составлен комплекс диагностических методик для оценивания компетентностной готовности бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач.

Разработанные материалы могут быть использованы в системе среднего и высшего профессионального педагогического образования, а также в системе дополнительного образования в сфере досуговой деятельности.

База исследования. В течение подготовительного периода опытно-экспериментальной работы нами изучен опыт хореографического образования региона в учреждениях: Институт психологии и социально-культурной работы НОУ ВПО «ВЭГУ»; ДК «Нефтяник», Народный театр танца «Джоконда» и танцевальный ансамбль «Ренессанс»; МОУ Гимназия № 91 г. Уфы, мастер-классы по эстрадно-джазовому танцу с одарёнными детьми; МОУ Гимназия № 1 г. Стерлитамака, постановочно-балетмейстерская работа в музыкальном детском театре «Алиса» и др.; на этапе формирующего эксперимента – Институт педагогики (музыкальное отделение) ГОУ ВПО «БГПУ им.М.Акмуллы». В рамках исследования в эксперименте приняли участие 101 студент, более 500 учащихся и 87 педагогов-хореографов, работающих в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:

Первый этап – организационно-подготовительный (2003-2005 гг.) – изучение научно-методической и специальной литературы; ретроспективный анализ частных методик зарубежных и отечественных педагогов-хореографов; выявление проблемного поля и разработка категориального аппарата исследования; разработка критериев и уровней компетентностной готовности бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач; отбор методик диагностических измерений; проведение пилотажного исследования с педагогами-хореографами учреждений образования и культуры.

Второй этап – содержательно-процессуальный (2006-2008 гг.) – определение концептуальных подходов и разработка модели подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач; выполнение констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, обобщение результатов среза; осуществление формирующего эксперимента с целью проверки эффективности заявленной модели на основе внедрения авторских учебно-методических материалов в образовательный процесс.

Третий этап – аналитико-завершающий (2009 гг.) – обработка и анализ результатов исследования с использованием методов систематизации и обобщения полученных результатов, подтверждающих гипотезу исследования; качественный и количественный анализ, статистическая обработка данных эксперимента. Формулирование выводов и литературное оформление исследовательской работы в виде диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компетентностная готовность бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» находится в зависимости от уровня развития их педагогических и хореографических умений решать профессиональные задачи. В связи с чем нами уточнены понятия: «профессиональная задача» – конкретизация цели профессиональной деятельности, отражающая ее сущность в виде выстроенных этапов преодоления педагогом противоречий между возникшей проблемной ситуацией и необходимостью нахождения способов решения, осмысление и выбор педагогом-хореографом способов комплексного решения средствами педагогики и искусства; «профессиональные умения» – освоенный бакалавром комплексный способ успешных профессиональных действий; «компетентностная готовность» – характеристика уровня развития умений решать профессиональные (педагогические и хореографические) задачи; «рефлексивно-пиктографический метод» – наглядно-образное переосмысление информации, зашифрованной в изображении ситуации, с последующим выполнением профессиональных действий.

2. Представленная модель подготовки бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач выполнена в соответствии с возрастающими требованиями современного общества и государственного образовательного стандарта к осуществлению продуктивно-творческой педагогической деятельности выпускниками бакалавриата. Структура данной модели отражает целевой компонент, задачи, принципы, содержание и организационно-педагогические условия реализации, методические разработки, критерии (теоретический, практический, продуктивно-творческий) и уровни оценки (низкий, средний, выше среднего, высокий) профессиональной готовности студентов педвуза, а также результат (компетентностная готовность бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач) преобразовательной деятельности.

3. Комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования предложенной модели подготовки бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» включает в себя:

- развитие профессиональной мотивации бакалавров хореографического профиля на педагогическую и хореографическую деятельность в образовательных учреждениях различного типа посредством применения контекстного, проблемно-исследовательского, проектного обучения;

- уточнение классификации профессиональных задач и умений, способствующих овладению бакалаврами хореографического профиля компетенциями, необходимыми для осуществления продуктивно-творческой педагогической деятельности;

- определение критериально-уровневых характеристик компетентностной готовности бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач в будущей педагогико-хореографической деятельности;

- сопровождение процесса подготовки бакалавров хореографического профиля к решению профессиональных задач учебно-методическими материалами, обеспечивающими компетентностную готовность будущих педагогов-хореографов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены опорой на исходные методологические положения; определённостью проблемы, ясностью выдвинутой гипотезы, четкостью цели и поставленных задач, использованием адекватных им методов исследования; успешно осуществленной апробацией результатов исследования и широким внедрением их в педагогическую практику образовательных учреждений разного уровня и типа; объективностью результатов эксперимента, а также потребностью практики подготовки бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» в дальнейшей проработке исследуемой проблемы.

Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности на базе экспериментальных площадок, в качестве педагога-хореографа-исследователя и тьютора в процессе подготовки бакалавров художественного образования по профилю «Хореографическое искусство» к решению профессиональных задач.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Гуманистические искания В.Высоцкого и проблемы духовной жизни человека в современном мире» (Уфа-Сочи, 2004), «Трансформация общества: наука, педагогика, производство» (Уфа, 2005), «Коммуникационный процесс в вузе» (Челябинск, 2005), «Актуальные проблемы теории и практики социальной работы» (Уфа, 2005), «Инновационные технологии в гуманитарных науках» (Ульяновск, 2008), «Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы» (Пенза, 2008), «Медицинские и социальные аспекты образования» (Пенза, 2008), «Школа, государство и общество» (Пенза, 2008), «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (Новосибирск, 2008), «International journal of experimental education» (Republika CRNA GORA, BAR, 2008), «Конгресс учителей танца» (Москва, 2009), «Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания» (Москва, 2009), «Известия РГПУ им.А.И.Герцена» (Санкт-Петербург, 2009).

Результаты исследования отражены в 14 публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (226 наименований), 9 приложений. Текст диссертации содержит 15 таблиц, 12 рисунков. Общий объем работы – 212 страниц.

Date: 2015-11-14; view: 763; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию