Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика уровня сформированности готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников (фераль-март 2014года)





Формирование (или целенаправленное развитие)готовности к безопасности дорожного движения у младших школьников с помощью предложенной нами программы психологического сопровождения (апрель - декабрь 2014 года).

Контрольный этап, позволяющий определить эффективность апробированной программы по формированию (целенаправленному развитию) готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников (январь – февраль 2015 года).

Для проведения диагностики готовности младших школьников к безопасному поведению на дороге нами был разработан диагностический комплекс, включающий в себя различные методы и методики по определению уровня сформированности наблюдательности, внимательности, уверенности в себе, предвидении опасности и самоконтроля.

Программа психологического сопровождения младших школьников безопасному поведению на дорогах включает в себя комплекс целенаправленных занятий и тренингов с учениками и их родителями по основам безопасности дорожного движения во внеурочное время.

Программа построена на основе развития выделенных в ходе теоретического анализа компонентов психологической готовности младших школьников к безопасному движению на дорогах и осуществляется по следующим направлениям:

- Развитие когнитивно-поведенческой сферы - развитие внимательности и наблюдательности с помощью игр и тренингов, а также на основе развития теоретических знаний по правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах;

- Развитие компонентов личностной сферы – уверенность в себе и умение предвидения опасности;

- Развитие самоконтроля.

Программа психологического сопровождения младших школьников по безопасности дорожного движения включает в себя комплекс игр – сюжетно-ролевых, игр по правилам, двигательных и пр. и различные упражнения – индивидуальные и групповые, в ходе которых осуществляется целенаправленное развитие двигательных навыков и умений безопасности дорожного движения, пространственной ориентировки, а также развитие внимания и памяти. Учащиеся выполняют творческие задания (защищают проекты), необходимые для безопасной ориентации в дорожной среде.

Как отмечалось выше, результаты проведенной диагностической работы показали, что важные показатели для развития безопасного поведения на дорогах у исследуемых учащихся третьих классов сформированы в недостаточной степени. Полученные результаты диагностического этапа послужили основанием для организации и реализации психологического сопровождения младших школьников к безопасности дорожного движения.

После проведения вышеуказанных методик была спланирована и организована работа по психологическому сопровождению, направленная на развитие у детей 3 класса действий самоконтроля, внимательности и наблюдательности с помощью предложенной нами программы.

В апробации программы психологического сопровождения приняли участие все 68 учащихся 3-х классов, поскольку результаты диагностического этапа выявили не высокие показатели сформированности выделенных компонентов готовности к безопасному поведению на дорогах, деление их на экспериментальную и контрольную группу не показало бы эффективность реализации разработанной нами программы.

По окончании апробации программы психологического сопровождения нами вновь была проведена диагностика с помощью комплекса диагностических методик, используемых на диагностическом этапе нашего исследования.

Итак, контрольный этап, включающий в себя повторную диагностику основных параметров готовности к безопасному поведению у младших школьников и оценку эффективности апробированной программы психологического сопровождения был проведен в период с января по март 2015 года.

На основании вышесказанного, можно заключить, что разработанная нами программа психологического сопровождения младших школьников к безопасности дорожного движения является довольно эффективной. Полученные результаты позволяют использовать программу для целенаправленной подготовки учащихся начальных классов к формированию готовности безопасности дорожного движения.

Полученные результаты доказывают правильность выдвинутой раннее гипотезы: если в качестве ведущего фактора психологического сопровождения безопасности дорожного движения младших школьников рассматривать их когнитивно-личностную сферу, то ведущими показателями этой сферы младших школьников, которые изменяются в ходе их психического развития выступают:

- внимательность;

- наблюдательность;

- умение предвидеть опасность;

- уверенность в себе;

- самоконтроль младших школьников, так как эти показатели позволяют осуществлять целенаправленную диагностику и на ее основе определить наиболее эффективные пути психологического сопровождения младших школьников к безопасному поведению на дорогах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горев А. Э. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Э. Горев, Е. М.Олещенко. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — С. 150 (256 с.)

2. Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева, С.А. Бикчантаева, М.Х. Валиев, Е.Е. Воронина и др. / Под общей ред. Р.Н. Минниханова, Д.М.Мустафина. - Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009. – 464 с.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1973.

4. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000.

5. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.

6. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. - №40, октябрь. – 2004.

7.Комитет по правовой статистике и специальным учетам ГП РК: // http: pravstat.prokuror.kz

7.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1999.

8. Инструкция по организации и проведению инспектирования и контрольных проверок деятельности органов образования по профилактике ДДТТ и обучению детей ПДД в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования – Казань: Изд-во НЦ БЖД, 2006. – 71 с.

9. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. – ГАИ МВД Республики Татарстан, Казань, 1992 г.

10. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 32 с.

11. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.

12. Гончаров, Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы / Л.М. Гончарова. – Ростов н/Д: Феникс,2008.- 251 с.: ил. – (Здравствуй, школа!). ISBN 978-5 -222-12717-9.

13. Добрякова, Н.В., Борисова, Т.А., Уклонская, С.А. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В.А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т.А. Панина, С.А. Уклонская; Сост. Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989. – 62 с.: ил. ISBN 5-09-001138-9

14. Елжова, Н.В. ПДД в начальной школе: конспекты занятий/ Н.В.Елжова – Ростов н/Д: Феникс, 2013. -245 с.

15. Кирьянов, В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 56 с. ISBN 978-5-88924-039-6.

16. Кирьянов, В.Н. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 80 с. ISBN 978-5-88924-150-8.

17. Ковалёва, Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 160 с.: ил. – (Библиотека учителя).ISBN 978-5-222-11309-7.

18. Ковалько, В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя). ISBN 5-94665-198-6.

19. Миннеханов, Р.Н., Халиуллин, И.А. Азбука дорожной науки: Учеб. Пособие для 1 кл. нач. шк./ Р.Н. Минниханов, И.А. Халиуллин, Ф.Ф. Харисов и др. – Казань: «Элодея», 1998.- 64 с.: ил. (с приложениями). ISBN 5-93100-003-8.

20. Миннеханов, Р.Н., Халиуллин, И.А. Азбука дорожной науки: Учеб. Пособие для 2 кл. нач. шк./ Р.Н. Минниханов, И.А. Халиуллин, Ф.Ф. Харисов и др. – Казань: «Рут», 1999.- 80 с.: ил. (с приложениями). ISBN 5-901132-01-7.

21. Миннеханов, Р.Н., Халиуллин, И.А. Анализ и результаты диагностики работы педагогов ДОУ по профилактике ДДТТ в Республике Татарстан / Под. Общ. Ред. Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина. – Казань: НЦБЖД ПО РАО. 2006. – 87 с.

22. Корнеева Л. Н. Самооценка как фактор саморегуляции пилота: Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата психол. наук. Л., 1984.

23. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: «Речь», 2005.

24. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М.,1988.

25. Красиков С.В. Психолого-педагогические условия создания и организации адаптивной образовательной среды в школе. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психол. наук. М., 2000.

26. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1998.

27. Крупина И.В. Образовательная среда семьи и школы как средство воспитания и обучения, диссертация М., 2001.81.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 2001.

28. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1972.-234с.

29. Кулютин Ю.Н., Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания.2001, №1.

30. Куницина В.Н. Влияние полового диморфизма на межчеловеческое восприятие // Мат. 3 ВСОТ психол. СССР. Т.З. - М., 1968.

31. Куперсмит С. Прошлое самооценки. М., 1967.

32. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. на соискание уч. степени кандидата психол. наук СПб., 1997.

33. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое издание. М., 1977.

35. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.-258с.

36. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психол. наук. Новосибирск, 1989.

37. Липкина А. И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. -М., 1968.

38. Липкина А.И., Рыбак Л.Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968.

39. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.,1987.-65с.

40. Максименко С.Д. Общая психология. М., 2000.

41. Маркова А.К. Психология обучения подростка. М., 1975.

42. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1983.-348с.

43. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990.-302с.

44. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: «Евразия», 1999.-479с.

45. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: «Педагогика», 1984.-144с.

46. Матюшкин A.M. Условия формирования самооценки. М., 1985.

47. Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа. Автореферат канд. пед. наук. Спб, 2000.

48. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. М., 1989.-240с.

49. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов.-6-е изд., стереотип. М: Издательский центр «Академия», 2000.-456с.

50. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. 372с.

51. Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Спб.: «Питер», 2005.

52. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983.

53. Нюттен Ж. Мотивация / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. №5. -М., 1975.-515с.

54. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-2-е изд., дораб. -М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.-352с.

55. Романова Е.С. Психодиагностика. Уч. пособие. М.: «Питер», 2006.

56. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.

57. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. -СПб.: «Ленато», 1998.

58. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: ВЛАДОС, 1998.

59. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопр. психологии. М., 1974. №4.

60. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996.

61. Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.34-35.

62. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми семи лет // Вопросы психологии. - № 4. - 1988. - с.25-28

63. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Издательство "Союз", 2000. - 159 с.

64. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Издательство Московского университета, 1974. - 140 с.

65. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 1999. - 114 с.

66. КотырлоВ.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев: Издательство: "Киев", 1979. - 279 с.

67. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - № 2. - 1986. - с.36-39.

68. Лукьянова М. Ориентир самостоятельной деятельности // Учитель. - № 2. - 2003 март - апрель. - с.12-14.

69. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. - М.: Высшая школа, 1979. - 150 с.

70. Манвелов С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся. - М.: Просвещение, 1997. - 120 с.

71. Мир детства: младший школьник / Под ред.А.Г. Хрипковой; Отв. ред.В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1981. - 400 с.

72. Мор Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся // Начальная школа. - №10. - 1988. - с.18-21.

73. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. - 213 с.

74. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.

75. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младшихшкольников // Начальная школа. - № 11. - 2004. - с.31-37.

76. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 176 с.

77. Реан А.Л., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 160 с.

78. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск: Пеленг, 1993. - 198 с.

79. Рыжик В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике // Математика в школе. - №3. - 1980. - с.24-26.

80. Семенов И. H., Степанов Ю. H. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. Исследование проблемы психологии творчества. - М., 1983. - с.154-182.

81. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности // Начальная школа. - № 9. - 2005. - с.10-13.

82. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.

83. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии. - № 2. - 1989. - с. 19-22.

84. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 378 с.

85. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия,1996. - 346 с.

86. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1985.

87. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2003. - 464 с.

88. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. - СПб.: Питер, 2000. - 592 с.

89. Мир детства. Младший школьник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. В.В.Давыдов. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1988. - 272 с.

90. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000. - 456 с.

91. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. - М., 1985.

92. Немов. А.С. Психология. - М., 1995. - 496 с.

93. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. - 192 с.

94. Общая психология: курс лекций / сост. Е.И.Рогов. - М.: Владос, 2003. - 448 с.

95. Психология: учебник / под. ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект, 2001. - 584 с.

96. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др; под.ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

97. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

98. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников// Нач. школа. - 2005. - № 2. - С.20-

99. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Совершенство, 1998. - 432 с.

100. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2004. - 349с.

101. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / Л.А. Венгер, Г.А. Цукерман. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160 с.

102. Шелопаева Э.С. Комментирование средство развития у детей самоконтроля // Начальная школа. - М., 2003. - №6. - С.53-57.

103. Глазырина В. М. Психологические особенности формирования самоконтроля у младших подростков в процессе решения математических задач: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Киев, 1985.- 155 с.

104. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа,- М., 2004. №,2. - С.20-24.

105. Гусарева Н.Б. Развитие у учащихся готовности к рефлексивной контрольно-оценочной деятельности: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -Шуя, 2000. 243 с.

106. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.- 140 с.

107. Ильин Е.П. Психология воли. СПб: Издательство «Питер», 2000.-288 с.

108. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / под ред. Е.Д. Божович / учебное пособие. Московский психолого - социальный институт, 1999. - 224 с.

109. Психология: Словарь / под общ. ред. В.А. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

110. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.

 

Date: 2015-11-14; view: 1602; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию