Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Балл - ребенок не воспринимает задания и пишет (или рисует) на своем листе что-то свое или ничего не делает





Узнавание фигур (Тест Бернштейна)

Цель исследования:изучение процессов восприятия и узнавания у детей.

Описание: Экспериментатор предъявляет испытуемым таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и заполнить эти фигуры в течении 10 секунд. После чего испытуемым показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемые должны обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Инструкция: «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур». Возможно использование другого варианта инструкции: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом-случае».

Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

Е=M/9+N

где М – число правильно узнанных фигур

N – число неправильно узнанных фигур

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы наглядного материала.

Методика "Рисование бус" (методика И.И. Аргинской) позволяет выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии на слух.

Это задание учащиеся выполняли на подготовленных заранее листках с рисунком кривой, изображающей нитку:

Для выполнения работы каждому ребенку было необходимо не менее девяти разноцветных карандашей. Учащимся нужно было нарисовать на нитке девять круглых бусин так, чтобы нитка проходила через середину бусинки. Все бусины должны были быть разного цвета, а средняя - обязательно красного цвета. Данная инструкция зачитывалась детям 2 раза. Затем они выполняли работу. После того как все учащиеся сделали данное задание, экспериментатор еще раз рассказал, какие бусы нужно было нарисовать. Учащиеся проверяли правильность своих работ и в случае обнаружения ошибки ниже рисовали новую нитку бус.

Объем логической и механической памяти

Цель исследования – изучение логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Описание: методика применяется для определения уровня развития логической и механической памяти. Вводится специальный коэффициент – К. К1 – коэффициент логической памяти, К2-коэффициент механической памяти. Коэффициенты К1 и К2 находятся в интервале от 0, когда ребенок не запомнил ни одного слова, до 1, когда ребенок полностью справился с заданием.

Процедура проведения исследования: ребенку зачитывается 10 пар слов задания 1 (интервал между парой 5 сек). После 10 секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 сек), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа со вторым рядом.

Объем логической памяти вычисляется по формуле:

K1=B1/A1

где К1 – коэффициент логической памяти

В1 – количество запомнившихся слов из первого ряда

А1 – количество слов первого ряда

Объем механической памяти вычисляется по формуле:

K2=B2/A2

где К2 – коэффициент логической памяти

В2 – количество запомнившихся слов из первого ряда

А2 – количество слов второго ряда.

Методика «Проба на внимание» предполагает следующую процедуру проведения: метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.). Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые идти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Обращается внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности внимания и самоконтроля:

1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания и самоконтроля.

2. 3—4 — средний уровень внимания и самоконтроля.

3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания и самоконтроля.

На высоком уровне – 5 чел. – 18%

На среднем уровне – 13 чел. – 46%

На низком уровне – 10 чел – 36%

С целью определения, умеют ли учащиеся контролировать свою учебную деятельность, было предложено заполнить анкету

Анкета

1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание, решил задачу, составил план?

а) Часто; б) иногда; в) никогда.

2.Что ты делаешь в таком случае?

3. Проверяешь ли себя при выполнении какого-нибудь задания?

а) Часто; б) иногда; в) никогда.

4. Как ты себя проверяешь?

5. Зачем ты себя проверяешь?

6. Что значит – проверить выполненную работу?

7. Есть ли что-нибудь общее в том, что ты делаешь, чтобы проверить выполнение задания по математике, русскому языку, познанию мира и т. д.?

Помимо вышеуказанных диагностических методик, для решения исследовательских задач мы обращались к таким методам, как наблюдение и анкетирование, беседа с учителями и родителями, изучение продуктов деятельности испытуемых (третьеклассников).

Экспериментальное исследование проводилось в школе-гимназии №5 города Алматы.

В целом в исследовании приняли участие 68 учеников 3-х классов (3А, 3Б, 3В) в возрасте 9-11 лет. Данная возрастная группа была выбрана с тех позиций, что в этот возрастной период новообразования, при условии нормальной адаптации уже должны быть сформированы. Общая успеваемость в классе достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются трудности в учебной деятельности. Они имеют недостатки внимания, в течение урока им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. Присутствуют дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморегуляции.

При наблюдении и анализе работы учащихся данного класса можно сделать вывод о развитии их общеучебных умений и навыков. У третьеклассников присутствуют затруднения в интеллектуальных и организаторских умениях и навыках. При восприятии информации, а конкретно, письменной инструкции треть учащихся нуждается в пошаговом предъявлении и пошаговом контроле усвоения учебного материала, несколько человек самостоятельно справляются с восприятием инструкции, остальным же требуются первичные разъяснения задания. Среди организаторских умений и навыков выделяют умение проверить свою работу. Большинство учащихся 3 класса "Б", закончив выполнение задания, его результат не проверяют, так как довольствуются любым результатом. Треть учащихся результат проверяют, но ошибок чаще всего "не видят".

При работе с учащимися было выявлено, что учитель мало времени уделял анализу результатов работы детей. На уроках деятельность педагога была в основном направлена на овладение детьми учебным материалом, а не на всестороннее развитие личности, поэтому даже при наблюдении было видно, что такой компонент учебной деятельности как самоконтроль не сформирован. Итак, как уже было отмечено выше, в соответствии с программой нашего исследования, на диагностическом этапе были получены следующие результаты:

При изучении свойств внимания учащихся трех классов мы использовали методику Корректурная проба. Проведение методики Корректурная проба направлено на изучение устойчивости и концентрации внимания. Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Результаты представлены в таблицах 3 и4.

Таблица 3

Результаты исследования внимания по методике «Корректурная проба» в %

    Название методики     На что направлено     Возраст, число испытуемых Уровень развития
Очень высокий   Высокий   Средний   Низкий Очень Низкий
         
Корр-рная проба Устойчивость Внимания (темп выполнения) 68 учащихся 9-11 лет - - 35 – 52 33 - 48 -
Корр-рная проба Концентрация внимания 68 учащихся 9-11 лет - - 33 - 48 33 - 48 2 - 4

 

Рисунок 2 – Распределение учащихся 3-х классов по результатам «Корректурной пробы»

Таблица 4

Обобщенные показатели по методике «Корректурная проба» среди обследуемых 3-х классов

    Уровни Количественные показатели сформированности внимания
Классы
3 «А» 3 «Б» 3 «В»
Низкий   (2) 8%  
Ниже среднего (12) 50% (12) 48% (9) 47,4%
Средний (12) 50% (11) 44% (10) 52,6%

 

Рисунок 3 – Распределение сформированности внимания по результатам обследуемых 3-х классов

 

Проведенная методика «Корректурная проба» из всех предложенных уровней внимания описанных в самой методике показала три уровня: низкий, ниже среднего и средний уровни внимания.

Высокий уровень внимания характеризуется высокой степенью интенсивности или сосредоточенности внимания ученика, в умении сосредотачиваться на одном и том же объекте, сознательным и осмысленным перемещением внимания с одного объекта на другой, способностью быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации, высоким качеством выполнения несколько видов деятельности одновременно. Но к сожалению, в опрашиваемых классах высокого уровня развития внимания не достиг ни один учащийся 3-го класса.

Как видно из таблицы 4 в 3 «А» классе 50% учащихся показали средний уровень развития внимания, 50% учащихся показали уровень – ниже среднего.

В 3 «Б» классе 44% учащихся показали средний уровень развития внимания, 48% учащихся показали уровень – ниже среднего, 8% учеников показали низкий уровень внимания.

В 3 «В» классе 52,6% учащихся показали средний уровень развития внимания, 47,4% учащихся показали уровень – ниже среднего.

Методика на определение уровня сформированности саморегуляции у младших школьников показала, что у большинства учащихся - саморегуляция сформирована на среднем уровне и соответствует 3 баллам, низкий уровень – присущ 16 ученикам, а высокий проявился только у 7.

По результатам методики была составлена таблица 5.

Таблица 5

Распределение учащихся в соответствии с набранными баллами по методике на определение уровня саморегуляции

Классы 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
3 «А»         -
3 «Б»         -
3 «В»         -
Всего: 7 – 10,3% 16 – 23,5% 29 – 42,7% 16 – 23,5%  

 

Результаты таблицы 5 видны на диаграмме (рисунок 4).

Рисунок 4 - Распределение учащихся по уровням сформированности саморегуляции

При проведении методики И.И.Аргинской «Рисование бус» с 21 учащимися для оценивания были выбраны лучшие из двух возможных вариантов:

Й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование девяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

Date: 2015-11-14; view: 1256; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию