Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДВА НАЧАЛА (ЛЯНЪИ)





Покой Беспредельного рождает и питает инь, движение Великого предела рождает и питает ян. Когда инь достигает предела, рождается ян, когда не­подвижность достигает предела, рождается движение. То покой, то движе­ние - так взаимодействуют друг с другом силы инь и ян. Разворачивание, расширение идет от ян, сжатие, стягивание - от инь. Разделившиеся инь п ян называются двумя Началами (ляньи). В кулачном искусстве два Нача­ла проявляются в чередовании движения и покоя; поднимания и опуска­ния; разворачивания и стягивания; движения вперед и назад. Во внешней форме мы видим действие ян, которое опирается на инь, и видим действие инь, которое наполняет ян. В энергетической сфере чистая ци поднимается вверх под действием ян, грязная ци опускается вниз под действием инь. В сознании стремление к внешнему проявлению - это действие ян, а стрем­ление к внутреннему достижению - действие инь. Два начала коренятся друг в друге и, взаимодействуя, создают формы.

Исходная позиция - тайцзиши. Руки поднимаются по обеим сторонам тела ладонями вверх, словно поднимая что-то большое, до уровня макуш­ки, затем ладони разворачиваются вниз и легко сжимаются в кулаки; после этого мы немного оседаем, кулаки опускаются вниз по центральной линии и доходят до нижней части живота. Кулаки развернуты центрами вниз и касаются живота около пупка, «глаз кулака» (точка у основания большого и указательного пальцев в сжатом кулаке) повернут внутрь, локти слегка тяготеют к бокам, словно поддерживают все тело. Макушка направлена вверх, язык прижат к нёбу, анус подобран. Правая рука отводится впра­во, не отрываясь от живота, а затем начинает двигаться вперед и вверх до уровня бровей, одновременно вращаясь вправо (по часовой стрелке), то есть выполняет цзуаньцюань. Затем кулак раскрывается, ладонь повора­чивается тыльной стороной вниз, делая накрывающее, прихватывающее движение. Ладонь оказывается примерно в 30 см от левого плеча; одно­временно с этим левый кулак отводится к левому бедру, а затем начинает двигаться вперед, выполняя цзуаньцюань на высоте левого плеча. Правая нога остается неподвижной, а левая нога вытягивается вперед, пока не окажется на расстоянии двух стоп от правой, носок левой стопы направлен вперед. Правая ладонь опускается к области пупка, левый кулак раскрыва­ется и разворачивается ладонью вниз, а пальцами - вперед. Правая ладонь движется сверху вниз как при пицюань. Руки словно разрывают кусок тка­ни (мы только представляем это, но не напрягаем мышцы). Левая ладонь поворачивается, делая пицюань, рука подается вперед и распрямляется, но не до конца. В конце движения пальцы должны быть на уровне плеча, основание запястья - на уровне сердца. Глаза смотрят вперед на высоте указательного пальца через впадину у большого пальца левой руки. Ла­донь ни сжата, ни раскрыта, словно удерживает что-то (рис. 3.4.1 -3.4.6).


При выполнении этого движения не следует слишком вытягивать впе­ред левое предплечье. Участок от плеча до локтя немного наклонен вниз, локоть и запястье находятся на одной линии. Это называется «выглядит прямым, однако не прямое; выглядит изогнутым, однако не изогнутое». Ладонь правой руки округлена, впадина у большого пальца плотно под­пирает область около пупка. «Пасть тигра» - область между большим и указательным пальцем - на обеих руках должна быть округлой, остальные четыре пальца и не раскрыты, и не сомкнуты, между ними есть небольшое пространство. Обе ладони обращены вниз. Все тело мысленно стягивается к центру.

Как проверяется правильность положения левой руки: рука от плеча до запястья не должны быть выпрямлена полностью; впадина у большо­го пальца и локтевая впадина расположены па одной линии с подмышеч­ной впадиной. Не перекручивайте локти, чтобы не возникало неприятных ощущений. Рука и стопа должны подниматься и опускаться как единое це­лое, все тело должно быть мысленно собрано. Нигде не должно ощущать­ся напряжения мышц. Правая рука находится около пупка, пять пальцев приподняты, мизинец чуть оттопырен. Вся рука - округлая, течение ци не должно пережиматься резкими изгибами в суставах («мертвыми угла­ми»). Плечи - расслабленные и тяжелые, тяготеют внутрь. Руки тяготеют вниз под действием силы тяжести. Все тело расслаблено, но вместе с тем остается собранным. Нет ни расхлябанности, пи напряжения в мышцах. Бедра тяготеют вперед к носку левой стопы, словно их что-то едва заметно тянет вперед; колени словно стягиваются внутрь, а стопы словно разво­рачиваются наружу. Все эти действия требует согласованности, скоорди­нированности и общей целостности. Тянущее вперед усилие, стягивающее внутрь усилие, вворачивающее наружу усилие действуют только внутри п не проявляются вовне. Мы только мысленно представляем эти усилия, по не задействуем физическую силу. Положение тела, при котором «плечи согласованы с бедрами, локти согласованы с коленями, кисти согласованы со стопами» называют «тремя внешними соответствиями».

Добившись правильной позиции, можно перейти к столбовому стоянию (чжун чжуан). При выполнении этого упражнения все тело также рассла­блено, физическая сила не используется. Мысленно представляем, как внутренний импульс передается от поясницы к спине, от спины в плечо, от плеча в локоть, от локтя к кисти, от кисти в пальцы; от бедер к коленям, от коленей к стопам, от стоп к подошвам ног. Мысленно представляем, как внутренний импульс передается последовательно от сочленения к сочле­нению. Никакого внешнего движения при этом не должно быть заметно. Дыхание должно быть спокойным и беззвучным, инь и ян взаимно сбалан­сированы, верх и низ взаимосвязаны, внутреннее и внешнее следуют друг за другом и во всем подобны друг другу. Эти принципы применительно к телу в целом в кулачном искусстве называют «шесть внутренних и внеш­них соответствий».

 

3.5. ПОЗИЦИЯ «ТРЕХ ТЕЛ» (САНЬТИШИ)

«Три тела» (сань ти) - это «земной» образ «трех начал» мироздания (сань цай) - Неба, Земли и Человека. В проекции на тело человека «три начала» - это голова, руки и ноги.

Небо - это космос, всеобъемлющий, бескрайний, беспредельный, не­объятный.

Земля - это источник и основа жизни. Земля дает рождение и жизнен­ные силы всему сущему. На земле соединение инь и ян порождает и преоб­разовывает мириады существ.

Человек - это микрокосмос. Человек - это душа всего сущего и самое совершенное из всех существ, это центральная часть триады «Небо, Чело­век, Земля». Человек - это сердце Земли и Неба, и сердце человека способ­но претворить в себе любые мировые трансформации.

Саньтиши - позиция «трех тел» - это отображение в кулачном искус­стве «трех начал» - Неба, Земли и Человека. Саньтиши позволяет чело­веку накопить одухотворенное прежденебесное ци и растворить грубую посленебесную силу благодаря практике нейгун - особым методам прора­ботки внутренних мышц (рис. 3.5.1).

«Три начала» применительно к телу человека в целом - это позиция саньтиши. В ней можно выделить три «отдела», или сочленения: кор­пус, руки и ноги. В свою очередь, в корпусе тоже можно выделить три сочленения: грудь, живот и поясницу; в каждой руке - кисть, локоть и пле­чо, в каждой ноге - бедро, колено и стопа. Таким образом, саньтиши проявляется в трех сочлене­ниях, каждое из них также делится на три соч­ленения. Принцип «трех сочленений» - один из важнейших в искусстве синъицюань. Древние трактаты говорят так: «Рассуждая обо всем теле, скажем, что руки - это верхушка, бедра с пояс­ницей - середина, а ноги со стопами - корень.

Каждое из трех сочленений, в свою очередь, де­лится на три. Так, если рассматривать руку, то запястье - это верхушка, локоть - середина, пле­чо же - корень. Это верхнее из трех сочленений.

Если рассматривать ногу, то стопа - это верхушка, колено - середина, а бедро - корень. Это нижнее из трех сочленений».

Досточтимый учитель Сунь Лутан в книге «Учение синъицюань» так рассуждает о трех сочленениях: «Поясница - это корень (ее внешняя форма - это поясница, внутреннее наполнение - даньтянь, «киноварное поле»). Спина - средняя часть (се внешняя форма - это спина, внутреннее наполнение - сердце). Голова - это верхушка (ее внешняя форма - голо­ва, внутреннее наполнение - нивань, «пилюля бессмертия»). Плечо - это корень, локоть - середина, запястья - верхушка. Бедра - корень, колени - середина, стопы - верхушка. Каждое из трех сочленений также троекратно делится». Так рассуждали о трех сочленениях наши досточтимые учителя. В их рассуждениях о трех сочленениях упоминаются три таких понятиях, как ци - подняться, суй - следовать, чжуй - гнаться. «Едва верхушка нач­нет двигаться, как тотчас середина следует за ней, а корень нагоняет».

В боевом искусстве все тело человека сверху вниз, от головы до стоп, подчиняется принципу трех сочленений. Согласно принципу трех сочле­нений, и при передвижениях, и в позиции саньтиши сознание не должно рассеиваться, оно должно быть собранным. В каком месте сосредоточено сознание, в ту точку и придет сила. Именно об этом говорится: «Если не контролировать верхнее сочленение, в действии не будет цельности. Если не контролировать среднее сочленение, в теле не будет наполненности. Если не контролировать нижнее сочленение, в движении не будет устой­чивости - будешь спотыкаться и падать». Поэтому необходимо, мысленно просматривая все части тела сверху вниз, расслабить все тело и каждый су­став. Сознание ведет за собой внутреннее движение, которое без разрывов и остановок проходит через все тело, осуществляя непрерывный кругово­рот ци. Как гласит канон кулачного искусства, «Дао из Небытия рождает единое ци. В нем проявляются инь и ян. Соединяясь, два начала порожда­ют три тела: небо, землю и человека. Три начала в свою очередь рождают мириады форм и проявлений».

Саньтиши - это основная позиция синъицюань. С левосторонней саньтиши (когда впереди левая рука) начинаются все комплексы в этом стиле, поэтому практика столбового стояния в саньтиши особенно важна.

В столбовом стоянии в саньтиши используются левосторонняя и пра­восторонняя позиции. При этом все тело необходимо расслабить, напря­жения быть не должно. Макушка тяготеет вверх. Зубы сомкнуты, но не сжаты. Кончик языка касается верхнего неба. Плечи и локти тяжелые и опускаются вниз. Грудь округляется, участок спины, противолежащий грудному отделу, подается назад. Ягодицы подтягиваются вперед и вверх, поясница подается назад. Колени тяготеют друг к другу, прикрывая про­межность. Пальцы ног прихватывают землю. Ци не должна подниматься вверх. Сила следует за сознанием, внутреннее движение становится не­прерывным и безостановочным, как поток. После того, как вы добились этого состояния, все тело начинает стягиваться к единому центру, напря­жение и расслабление уравновешивают друг друга, все части тела взаи­модействуют как единое целое, мышцы и сухожилия беспрепятственно передают усилие. Самым распространенным методом столбового стояния в синъицюань является практика базовой наработки саньтиши. При этом используется только естественный тип дыхания, основной вес находится на задней ноге. Именно такая практика саньтиши используется на первом уровне изучения, при освоении светлого усилия (минцзир).

В синъицюань линии Сун методам цигун уделяется особое внимание, поэтому на более высоких этапах изучения в нем практикуются еще два метода. Это методы передачи усилия по переднесрединному каналу (кана­лу жэньмай) и заднесрединному каналу (каналу думай).

Метод передачи усилия по переднесрединному каналу выполняется из «столбового стояния» в саньтиши. Передняя часть опустошена, задняя - наполнена. На ноге, стоящей впереди, находится 30% веса, на стоящей сза­ди - 70%. Для выполнения упражнения переносим большую часть веса тела на переднюю ногу. Теперь на передней ноге-60% веса, на задней-40%. Ладонь левой руки расположена вертикально, правая ладонь находится около левого локтя. Левая ладонь и кончик левой стопы, колено левой ноги и локоть левой руки находятся на одной линии. Локти тяготеют вниз. Корпус округляется.

При этом используется прямой тип дыхания, когда на вдохе живот подается вперед, а на вы­дохе втягивается. Это способствует наилучшему освоению канала жэньмай. Через некоторое вре­мя появляется ощущение наполнения в нижней части живота (в области даньтянь). Ци, исходя­щее из стоп, пронзает землю, мы как бы врастаем в нее. В ладонях возникает жжение и покалыва­ние, это одно из внешних проявлений действия ци (рис. 3.5.2).

Метод передачи усилия по заднесрединному каналу выполняется из позиции саньтиши. Как и в предыдущем упражнении, сначала регулируем положение тела и центр тяжести. На ноге, стоя­щей впереди, находится 40% веса, на стоящей сзади-60%. Левая ладонь наклонена, пальцы находятся выше запястья и направлены вперед- вверх. Правая ладонь находится у левого локтя.

Левая ладонь и кончик левой стопы, колено левой ноги и локоть левой руки находятся на одной линии. Локти тяготеют вниз. Корпус округляет­ся и тяготеет к нижнему даньтянь. Используется обратный тип дыхания: на вдохе живот втягивается, а на выдохе подается вперед. Через некоторое время ци пронизывает позвоночник снизу вверх, от крестца до макушки, и наполняет его. В ладонях ощущается тепло, жжение и покалывание, это одно из внешних проявлений действия ци.

Проработка передачи усилия по переднесрединному каналу (женьмай) позволяет достичь мощного и наполненного движения, передающего уси­лие от кончиков стопы. Проработка передачи усилия но заднесрединному каналу (думай) позволяет достичь легкости и подвижности.

 

Date: 2015-11-13; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию