Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Миф в культуре Возрождения нпя





это для того, чтобы «после поисков, усилий, всестороннего обду­мывания и, наконец, открытия смысла стала более дорогой исти­на, потускневшая было от обыденности»1; и потому «в поэтической темноте надо подразумевать не меньший смысл, чем в боже­ственной»2. Истина сознательно скрывается мифотворцем под покровом чуДных и неслыханных вещей, непривычных сплетений слов и суждений. Поэтому и чтение мифов — не простое время­препровождение, не требующее усилий и размышлений, а значитель­ный, напряженный умственный труд по расшифровке скрытых смыс­лов. Примером могут служить идеи Дж. Боккаччо, который указывал на то, что смысловой контекст мифов следует понимать не как одно-плоскостной, а как многоуровневый. Содержание мифа может скры­вать целые иерархические пласты смыслов.

В качестве примеров он приводит несколько полисемантических интерпретаций мифов, в частности мифа о Прометее. По мнению Дж. Боккаччо, в таком богатом по содержанию мифе может быть вы­делен не один аллегорический смысл, а сразу несколько.

Во-первых, в Прометее можно увидеть образ выдающегося та­ланта, который изобрел нечто очень важное для всего человечества — методы обработки глины и высекания огня из кремня, а затем уда­лился в горы Кавказа с тем, чтобы изучать там звездное небо. Таков один из возможных смыслов, который порождается эвгемеристиче-ским прочтением данного мифа.

Миф можно трактовать иначе: Прометей — образ всечеловека до его грехопадения, а под добычей им огня и передачей его людям следует понимать поиск луча вечной правды; способ добывания огня — намек на трудности достижения истины, без которых ничто великое не происходит в жизни.

Кроме того, может быть выделен и третий смысл, согласно кото­рому в Прометее следует видеть образ творящей, порождающей но­вое природы как целого. Помимо этих трех возможны и другие сим­волические прочтения данного мифа.

Так в эпоху Возрождения продолжается средневековая тради­ция полисемантизации мифологии. Гуманисты считают, что в ми­фах нужно видеть разные слои смыслов. При этом смыслу придава­лось прежде всего не божественное, а человеческое происхождение. Смыслы и творятся человеком, и расшифровываются им. Но Ренес­санс не был бы самим собой, если бы не внес чего-либо нового в ан-

Боккаччо Дж. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса. Т. 2. М., 1981. С. 38. 2 Там же.


■ВДВ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

тичную аллегорическую трактовку мифа. Аллегорическая трактов­ка мифа у гуманистов приобретает новые черты. От идеи полисе­мантизма мифотворчества Возрождение переходит к идее субъек­тивности всех таких смыслов. Тем самым Ренессанс подготовил почву для исчерпания аллегорической трактовки мифа.

Date: 2015-11-13; view: 567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию