Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Миф в культуре Возрождения





гию дьяволизма. Дьяволу, который в отличие от человека никогда не остается праздным, приписывали буквально безграничные воз­можности. Для сознания рядового верующего дьявол стал большей реальностью, чем когда-либо ранее, и не меньшей, чем сам Бог. Рядовому верующему казалось, будто дьяволу принадлежит весь видимый мир. Доминиканские проповедники в XV в. утверждали, что каждый третий христианин — ведьма или колдун! Церковь спо­собствовала широкому распространению демонологической лите­ратуры. С XIV в. началось распространение образов дьявола и чер­тей в изобразительном искусстве.

Доктринальный статус новой мифологии дьяволизма придала булла папы Иннокентия VII (1484). В ней указывалось на существо­вание высшего проявления возможного отказа от Бога, наиболее злостной формы ереси — «договора с дьяволом». Собственно го­воря, преследовалось и наказывалось не колдовство само по себе и не вера в дьявола и его возможности (она содержалась в самом христианском учении), а колдовство, основанное на договоре с дья­волом, сатаной.

С точки зрения доктринальной теологии, объяснение злокознен­ных деяний ведьм исключительно их собственными усилиями, без помощи и содействия дьявола, по меньшей мере несерьезно. Более того, в этом представлении также можно усматривать форму ереси или идолопоклонничества. Колдовство возможно и действенно толь­ко в силу связи между ведьмой и дьяволом. А такая связь закрепляет­ся определенным ритуальным контрактом. Так ведьма из недруга того или иного индивида становится врагом всего христианского мира.

Среди причин демономании справедливо называют Реформа­цию, религиозные войны, феодальный обскурантизм; пережитки античных и средневековых традиций гонений на колдунов, магов, идолопоклонников, только во много раз усиленные, особый соци­ально-психологический климат эпохи, прежде всего атмосферу страха, присущую ей. Общественная жизнь в эту эпоху была бук­вально насыщена массовыми фобиями, чувство страха было обо­стрено до крайности.

Боялись всего: неизвестных стран, в которых царят страшные неведомые чудовища; боялись и не любили чужаков, иностранцев, иноверцев, вообще всего нового, необычного, непривычного; боялись голода, войн, эпидемий, которые уносили с собой подчас миллионы жертв (в них видели форму божьей кары за человеческие прегреше­ния). Кроме того, люди испытывали страх смерти, загробных мук; все


■ЕЁВ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

время ожидали пакостей от нечистой силы; боялись сглаза, магии, ведовства, покойников, оборотней и другой «нечисти»; боялись со­седей, от которых можно было ожидать колдовских действий; боя­лись неблагоприятного расположения звезд; боялись прихода Анти­христа, Судного дня, конца света.

В обществе подавляющей неграмотности, где существуют лишь непосредственные («от человека к человеку») каналы передачи ин­формации, страхи поддерживались слухами. В распространении слу­хов и страхов большую роль играли странствующие проповедники, монахи, низшее, обычно неграмотное, духовенство, по-своему тол­ковавшее образы и сюжеты Священного Писания. Центрами же рас­пространения слухов были полярно противоположные заведения: церковь и трактир. Страхи, многократно тиражируемые слухами, способствовали возникновению еретических движений, мятежам, народным волнениям, восстаниям.

Страхи порождали массовые психозы. Это объясняет, почему нередко судебные преследования ведьм начинались по инициативе не инквизиции (или церковных кругов), а простых верующих, тре­бовавших расправы над людьми, которые якобы стали виновниками злокозненных деяний или бедствий (сглаза, падежей скота, неуро­жаев, болезней детей, смертей и др.). Гонения на ведьм пользовались поддержкой широких слоев населения, которые таким образом ис­кали выход своим социальным разочарованиям. Без поддержки на­селения «охота на ведьм» не носила бы длительного характера.

Психологический портрет «ведьмы»

Интересны психологические портреты ведьм (или колдунов). Злые, черные, дьявольские силы в сознании рядового верующего воплощены преимущественно в представительницах слабого пола — ведьмах. Обычно ведьмы «вербовались» из низов общества; это были в основном женщины средних лет и пожилые, часто вдо­вы, жившие в условиях нищеты и стремившиеся из нее вырвать­ся. Как правило, на процессах истец принадлежал к более зажи­точному слою общества, чем обвиняемый в ведовстве. Обвинения в колдовстве выдвигались чаще всего против соседей или родствен­ников и нередко провоцировались ссорами и трениями разного рода, отказами в помощи и т.п.

Обвинения в колдовстве выдвигались по самым разным пово­дам — от бытовых, частных до политических. Все жизненные невзго­ды, которые не получали ясного, очевидного толкования, объясня­лись ведовством. При этом, разумеется, грань между обычным


ГЛАВА 5. МИФ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ШУ1Ш

бытовым конфликтом и обвинением в колдовстве была весьма нео­пределенной и подвижной; от обычного обвинения в брани и злосло­вии можно было легко перейти к обвинениям в ведовстве и на осно­вании этого обвинения без всякого судебного гражданского разбирательства расправиться с «ведьмой» через инквизицию.

Но даже не это было самым поразитауьным. Больше всего по­ражает то обстоятельство, что сами обвиняемые в ведовстве не­редко без каких-либо пыток, легко, часто даже с гордостью и радо­стью, признавались в своем ведовстве, в связях с дьяволом. Социально-психологический, моральный климат в обществе был на­столько ужасен, что многие люди действительно верили в свои свя­зи с дьяволом, убеждали себя в том, что их проклятия возымели оп­ределенную силу благодаря сверхъестественной помощи дьявола.

Таким образом, само ренессансное общество, его психологи­ческая атмосфера, накаленная демоническими страстями, навязы­вая определенной части населения роль ведьм, делало их своими жертвами. Дьяволизм дегуманизировал человека, выступал мифо­логической формой сопротивления утверждению нового, рацио­нального типа сознания, который складывался в ходе становления индустриальной цивилизации.

В 1620 г. римская конгрегация разослала инструкцию, требо­вавшую при обвинениях и самооговорах в колдовстве тщательного медицинского освидетельствования. В ведьмах все чаще и чаще ста­ли усматривать психически больных истерией1. К середине XVII в. это новое отношение к ведьмам распространилось на Центральную Европу и Испанию. Волна демономании, «охоты на ведьм» пошла на убыль после завершения Тридцатилетней войны (1648). Вестфаль­ский мир политически закрепил идеологию веротерпимости, кото­рая постепенно распространялась и на отношение к еретическим движениям, а также колдовству, язычеству, чародейству.

Date: 2015-11-13; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию