Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Миф в культуре Возрождениягию дьяволизма. Дьяволу, который в отличие от человека никогда не остается праздным, приписывали буквально безграничные возможности. Для сознания рядового верующего дьявол стал большей реальностью, чем когда-либо ранее, и не меньшей, чем сам Бог. Рядовому верующему казалось, будто дьяволу принадлежит весь видимый мир. Доминиканские проповедники в XV в. утверждали, что каждый третий христианин — ведьма или колдун! Церковь способствовала широкому распространению демонологической литературы. С XIV в. началось распространение образов дьявола и чертей в изобразительном искусстве. Доктринальный статус новой мифологии дьяволизма придала булла папы Иннокентия VII (1484). В ней указывалось на существование высшего проявления возможного отказа от Бога, наиболее злостной формы ереси — «договора с дьяволом». Собственно говоря, преследовалось и наказывалось не колдовство само по себе и не вера в дьявола и его возможности (она содержалась в самом христианском учении), а колдовство, основанное на договоре с дьяволом, сатаной. С точки зрения доктринальной теологии, объяснение злокозненных деяний ведьм исключительно их собственными усилиями, без помощи и содействия дьявола, по меньшей мере несерьезно. Более того, в этом представлении также можно усматривать форму ереси или идолопоклонничества. Колдовство возможно и действенно только в силу связи между ведьмой и дьяволом. А такая связь закрепляется определенным ритуальным контрактом. Так ведьма из недруга того или иного индивида становится врагом всего христианского мира. Среди причин демономании справедливо называют Реформацию, религиозные войны, феодальный обскурантизм; пережитки античных и средневековых традиций гонений на колдунов, магов, идолопоклонников, только во много раз усиленные, особый социально-психологический климат эпохи, прежде всего атмосферу страха, присущую ей. Общественная жизнь в эту эпоху была буквально насыщена массовыми фобиями, чувство страха было обострено до крайности. Боялись всего: неизвестных стран, в которых царят страшные неведомые чудовища; боялись и не любили чужаков, иностранцев, иноверцев, вообще всего нового, необычного, непривычного; боялись голода, войн, эпидемий, которые уносили с собой подчас миллионы жертв (в них видели форму божьей кары за человеческие прегрешения). Кроме того, люди испытывали страх смерти, загробных мук; все ■ЕЁВ ЧАСТЬ ВТОРАЯ. МИФ В КУЛЬТУРАХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ время ожидали пакостей от нечистой силы; боялись сглаза, магии, ведовства, покойников, оборотней и другой «нечисти»; боялись соседей, от которых можно было ожидать колдовских действий; боялись неблагоприятного расположения звезд; боялись прихода Антихриста, Судного дня, конца света. В обществе подавляющей неграмотности, где существуют лишь непосредственные («от человека к человеку») каналы передачи информации, страхи поддерживались слухами. В распространении слухов и страхов большую роль играли странствующие проповедники, монахи, низшее, обычно неграмотное, духовенство, по-своему толковавшее образы и сюжеты Священного Писания. Центрами же распространения слухов были полярно противоположные заведения: церковь и трактир. Страхи, многократно тиражируемые слухами, способствовали возникновению еретических движений, мятежам, народным волнениям, восстаниям. Страхи порождали массовые психозы. Это объясняет, почему нередко судебные преследования ведьм начинались по инициативе не инквизиции (или церковных кругов), а простых верующих, требовавших расправы над людьми, которые якобы стали виновниками злокозненных деяний или бедствий (сглаза, падежей скота, неурожаев, болезней детей, смертей и др.). Гонения на ведьм пользовались поддержкой широких слоев населения, которые таким образом искали выход своим социальным разочарованиям. Без поддержки населения «охота на ведьм» не носила бы длительного характера. Психологический портрет «ведьмы» Интересны психологические портреты ведьм (или колдунов). Злые, черные, дьявольские силы в сознании рядового верующего воплощены преимущественно в представительницах слабого пола — ведьмах. Обычно ведьмы «вербовались» из низов общества; это были в основном женщины средних лет и пожилые, часто вдовы, жившие в условиях нищеты и стремившиеся из нее вырваться. Как правило, на процессах истец принадлежал к более зажиточному слою общества, чем обвиняемый в ведовстве. Обвинения в колдовстве выдвигались чаще всего против соседей или родственников и нередко провоцировались ссорами и трениями разного рода, отказами в помощи и т.п. Обвинения в колдовстве выдвигались по самым разным поводам — от бытовых, частных до политических. Все жизненные невзгоды, которые не получали ясного, очевидного толкования, объяснялись ведовством. При этом, разумеется, грань между обычным ГЛАВА 5. МИФ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ШУ1Ш бытовым конфликтом и обвинением в колдовстве была весьма неопределенной и подвижной; от обычного обвинения в брани и злословии можно было легко перейти к обвинениям в ведовстве и на основании этого обвинения без всякого судебного гражданского разбирательства расправиться с «ведьмой» через инквизицию. Но даже не это было самым поразитауьным. Больше всего поражает то обстоятельство, что сами обвиняемые в ведовстве нередко без каких-либо пыток, легко, часто даже с гордостью и радостью, признавались в своем ведовстве, в связях с дьяволом. Социально-психологический, моральный климат в обществе был настолько ужасен, что многие люди действительно верили в свои связи с дьяволом, убеждали себя в том, что их проклятия возымели определенную силу благодаря сверхъестественной помощи дьявола. Таким образом, само ренессансное общество, его психологическая атмосфера, накаленная демоническими страстями, навязывая определенной части населения роль ведьм, делало их своими жертвами. Дьяволизм дегуманизировал человека, выступал мифологической формой сопротивления утверждению нового, рационального типа сознания, который складывался в ходе становления индустриальной цивилизации. В 1620 г. римская конгрегация разослала инструкцию, требовавшую при обвинениях и самооговорах в колдовстве тщательного медицинского освидетельствования. В ведьмах все чаще и чаще стали усматривать психически больных истерией1. К середине XVII в. это новое отношение к ведьмам распространилось на Центральную Европу и Испанию. Волна демономании, «охоты на ведьм» пошла на убыль после завершения Тридцатилетней войны (1648). Вестфальский мир политически закрепил идеологию веротерпимости, которая постепенно распространялась и на отношение к еретическим движениям, а также колдовству, язычеству, чародейству.
|