Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности современной речевой культуры





 

Заговори, и я скажу, кто ты.

(Сократ)

В нашей стране традиционно и исторически сложилось так, что грамотным принято считать человека, владеющего русским языком в его устной и письменной форме. Парадоксальным является тот факт, что многих специалистов имеющих высшее и среднее специальное образование, можно с трудом назвать грамотными и, тем более, интеллигентными людьми.

Уровень речевой культуры современной отечественной интеллигенции резко снизился, так как речевая подготовка ограничивалась школьным курсом русского языка. Отсюда результат – низкая языковая подготовка является серьезным препятствием в успешной профессиональной деятельности выпускников; неумение общаться становится фактором отрицательно влияющим на конкурентоспособность специалистов.

«Толковый словарь» Владимира Даля предваряет «Напутное слово», которое впервые прозвучало в Обществе Любителей Русской словесности в 1862 году. Прошло полтора столетия. Но как актуально звучит сегодня это «Слово» выдающегося знатока и реформатора русского языка: «С языком, с человеческим словом, с речью, безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание».

Доверимся библейской легенде о сотворении мира: «Вначале было слово…» и задумаемся над тем, что с нами происходит, кто виноват и что делать. Известно, что убожество речи ведет к убожеству мыслей и чувств. И чтобы определить свое речевое поведение, необходимо разобраться в тех процессах, которые характеризуют нашу речь. Известный лингвист О.Б. Сиротинина пишет: «По-моему, ни об упадке, ни об оскудении, тем более, вырождении языка говорить нельзя. Вмешательство, и очень серьезное, необходимо в речевую культуру».

Одна из особенностей речевой культуры нашего современника связана с демократизацией языка. За близость литературного языка народному ратовали русские классики. Пушкин явил собою яркий образец мастерского использования народного слова в художественной литературе. Но на рубеже XX и XXI веков избыточная, на мой взгляд, демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать процесс вульгаризацией. И речь идет отнюдь не о молодежном сленге. На страницы периодической литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные слова: бабки, штука, лимон, баксы, пришить, бухать, мочить, залететь, кайф, отмывать, отстегивать и другие. Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова тусовка, разборка, беспредел.

Мода на «беспредел» практически легализовала ненормативную лексику в средствах массовой информации. Многоэтажный русский мат можно теперь встретить и на страницах художественных произведений, а в книжном магазине легко приобрести словари, содержащие нецензурные слова. Вспомним незаслуженно забытого ныне Эдуарда Асадова. Рассуждая о сквернословии, поэт пишет:

… Что оно обрело сейчас

И такие, увы, тенденции:

Отходя от народных масс,

Зреет в сферах интеллигенции.

Раньше в семьях, смиряя плач,

Говорили: - Пьет, как сапожник!

Скоро скажут: - Он пьет, как врач!

Он ругается, как художник.

Естественно, что подобная тенденция в речи формирует агрессивное мышление и поведение. Приведу выдержку из сочинения будущей медицинской сестры: «Люди устали от жестокости, насилия, агрессии. Им не хватает доброты. Поэтому сейчас мы все больше помогаем обездоленным, детям –сиротам, одиноким старикам. Уж если не материально, то хотя бы добрым словом».

Поэтому я здесь не говорю о нормах литературного языка и их нарушении. Рассмотрим только этический аспект нашего речевого общения. Каждый на себе испытал, как убивает злое, жестокое, язвительное слово. Приведу здесь слова св. Иоанна Златоуста: «Гораздо хуже кусающихся те, которые делают зло словами. Первые кусают зубами тело, а последние угрызают зубами душу, наносят рану доброй славе, и рану неисцелимую». А ваше слово должно быть исцеляющим, точным, убедительным, а главное – милосердным. Здесь уместно процитировать известное стихотворение поэтессы Юнны Мориц:

 

Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!

Он в горло зверюшке заглянет сперва

И выпишет срочно рецепт для больного:

«Таблетки, микстура и теплое слово,

Компресс, полосканье и доброе слово,

Горчичники, банки и нежное слово,

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова,

Без нежного слова – не лечат больного».

 

К этому хочется добавить известную строчку Тютчева: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Вспомним, что главная заповедь врача – «Не навреди». Навредить можно не только грубостью, бестактностью и равнодушием. Сегодня не об этом речь. Неточность, неопределенность речи - порождение нашего времени – привели к появлению в языке новых слов- связок: «в принципе», «как бы», «скажем так». Что значит заключение врача: «Ну, в принципе, вы здоровы»? Арзамасский поэт Ю. Важдаев посвятил этой проблеме стихотворение:

 

Мы нынче как бы все глупеем,

Все стали как бы забывать,

Что как бы даже не умеем

Без как бы пару слов связать.

 

Добро бы было, как бы в дело,

Пусть даже как бы наугад,

А то ведь как бы неумело

И чаще как бы невпопад.

 

И если в обыденном общении подобная игра слов, «как бы и в принципе», возможна, то этикет медицинского работника исключает из речи всякую неточность, расплывчатость, неопределенность. Ибо: «Не навреди».

Несколько слов хочется сказать о богатстве и выразительности нашей повседневной речи. К сожалению, в речевом общении мы зачастую обедняем наш язык. К примеру, к слову красивый мы на занятиях подбираем более 50 эпитетов, но в повседневной речи на каждом шагу вместо них слышим только один – классный.

Приведем литературные аналоги сленговых «прикольных» словечек:


Шокирующий

Пленительный

Завораживающий

Чарующий

Ошеломляющий

Блестящий

Неповторимый

Захватывающий

Миловидный

Неподражаемый

Отличный

Прекрасный

Замечательный

Восхитительный

Превосходный

Блистательный

Неотразимый

Сказочный

Неземной

Фантастический

Писаный

Привлекательный

Обаятельный

Симпатичный

Потрясающий

Обворожительный

Очаровательный

Божественный

Милейший

Умопомрачительный

Лучезарный

Хорошенький

Прелестный

Чудесный

Дивный

Изумительный

Роскошный

Яркий

Шикарный

Великолепный

Незабываемый

Бесподобный

Сногсшибательный

Феерический

Ослепительный

Эффектный

Исключительный

Идеальный

Влекущий

Совершенный


И таких примеров можно привести множество. Я вижу здесь один выход - обращение к русской классике. Только у русских писателей мы можем получить уроки изящной словесности, пополнить свой активный словарь (лексика, ежедневно употребляемая в речи). Вспомним Вольтера: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить».

Для того чтобы выявить проблемы речевого общения, я на одном из первых занятий прошу студентов ответить на следующие вопросы:

1. Какие трудности в общении я испытываю?

2. Что я не приемлю в речевом поведении?

3. Что повлияло на формирование моей речевой культуры?

4. Что я хотел бы получить в колледже в плане общей и речевой культуры?

5. Каким я вижу профессиональное речевое общение?

Опрошено более тысячи студентов. Из их ответов я узнала для себя много нового и неожиданного. Главная проблема в речевом поведении студентов – это психологический барьер и различного рода комплексы («страх», «стеснительность», «скромность»), а вовсе не бедность словарного запаса. Неожиданным было и то, что художественная литература сохранила свое влияние на формирование речевой культуры многих студентов: «Русская литература, способствуя формированию нашей речевой культуры, призывая к добру и милосердию, помогает нам познать самих себя, стать духовно зрелыми людьми».

Результаты опроса показали, что больше проблем с речью у будущих медиков возникает при непосредственном общении с пациентом. Студенты высказывают пожелание уделять на занятиях больше внимания формированию устной речи. В этом учебном году я провожу почти на каждом занятии речевые тренинги, целью которых является систематическая, осознанная тренировка речевых навыков. К тренингам на заданную тему студенты готовятся дома. Очень часто темой разговора становятся высказывания известных философов и ученых.

Например:

- «Нельзя лечить тело, не леча душу». Сократ

- «Тело, сердце и ум человека требуют труда». К.Д. Ушинский

- «Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой».

Демокрит

Есть темы тренингов, способствующие самоанализу и самосовершенствованию:

- «Речевое знакомство»

- «Как я понимаю слово милосердие» и др.

 

Date: 2015-12-11; view: 1325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию