Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть шестая Приложение для учителей





 

В каждой школе существует два типа учащихся:

1) милые, покладистые, дружелюбные и любящие ребята;

2) сложные дети, себе на уме; они могут быть дерзкими, склонными к спорам, раздражительными – но и любящими.

Сложные дети – это не плохие дети; они просто избрали особые модели поведения, которые показались им приемлемыми, и продолжают ими пользоваться.

Вот парадокс, с которым сталкиваются большинство учителей: те люди, которые после школы прославились, не всегда отличались легким характером. Позволю себе повториться, но теперь уже в отношении учителей: когда Наполеон Бонапарт или Авраам Аинкольн покидали школу, скорее всего, в учительских глазах блестели слезы облегчения: «Фу, я рад, что все закончилось. Пусть они теперь меняют мир, а я пока немного отдохну».

Сложные дети бывают обаятельными негодниками, но чаще они превращаются в непроходящую головную

боль. Определенно, они обладают сильным характером, но направляют его не в ту сторону, превращая жизнь учителей в страдание.

Это Приложение – попытка помочь учителям в распознавании наиболее общих моделей поведения. Будучи осведомленными, вы сможете разработать стратегию превращения трудных детей в настоящих творцов этого мира. И при этом вы должны остаться в здравом рассудке.

Комплект здравомыслия для учителей «манипуляторов»

 

Девиз

«Любой ценой!»

«Манипуляторы»: ✓ могут обводить учителей вокруг пальца, дурачить и… очаровывать их;

✓ третировать других детей;

✓ быть решительными и целеустремленными;

✓ проявлять амбиции;

✓ быть сосредоточенными.

 

 

Как помочь «манипуляторам» измениться

Поздравляем, в вашем классе яркий, амбициозный, целеустремленный ребенок с незаурядным лидерским потенциалом.

Для того чтобы влиять на «манипулятора», необходимо все тщательно взвешивать.

Но прежде всего вам надо определить, есть ли «манипуляторы» в вашем классе. Бывают, что они прячутся под маской отзывчивости.

Присмотритесь к успевающим ученикам: среди них могут быть те, кто хочет быть во всем первым любой ценой. Определите, кто является авторитетом для других детей. Самый популярный человек в классе, скорее всего, и есть «манипулятор».

Обязательно найдите контакт с родителями таких детей и с самого начала привлеките их на свою сторону. Если произойдет какой‑либо инцидент, вам будет проще разрешить его при поддержке родителей.

 

Помните, «манипуляторы» могут лгать, не испытывая чувства вины. У них многолетний опыт (если вести отсчет от детского сада), благодаря которому они преподносят себя взрослым с лучшей стороны. Кстати, многие родители «манипуляторов» будут отрицать очевидное и защищать своих детей вопреки здравому смыслу.

Не тратьте время на тех, кого невозможно убедить. Вместо этого направьте всю свою энергию на помощь ребенку: пусть проявит себя в школе с лучшей стороны.

У «манипуляторов» масса навыков для совершенствования, они могут стать замечательными людьми, которые нужны обществу. Однако их необходимо отучить от действий исподтишка.

«Манипуляторы» меняются, когда они наконец встречают взрослого, который

✓ понимает их намерения;

✓ отвлекает от дурных намерений;

✓ имеет глаза на затылке.

Иногда я рекомендую учителям взять на себя не самую легкую из обязанностей находиться рядом с таким ребенком постоянно. Другими словами, не давать ему шага шагнуть незамеченным. Например, во время большой перемены учитель может обратиться к «манипулятору»: «Так, ты идешь вместе со мной». На что «манипулятор» начнет хныкать: «Но я не сделал ничего плохого!» Ответ суров: «Да, но мог бы. Пошли». Вообще, очень интересно наблюдать в школах за этим процессом. Сначала «манипуляторы», как я уже сказал, ропщут: «Это несправедливо! Почему я должен находиться с вами? Я хочу играть с друзьями». Но спустя время у них устанавливается такая тесная связь с учителем, какой никогда не было ни с кем. Это потому, что они впервые встречают взрослого, который заставляет их быть по‑настоящему успешным. Под спокойным воздействием учителя «манипуляторы» способны измениться к лучшему и развиться как личности.

На занятиях используйте игровые формы с переменными ролями и лидерством.

Вводите программы здоровых взаимоотношений, включая недопущение хулиганства. Лидерские способности «манипуляторов» должны быть направлены в позитивную сторону. Привлекайте таких детей к конструктивным делам, но будьте готовы временно отстранить их от роли лидера, если они начинают вести себя не лучшим образом.

«Манипуляторы» могут прибегать к скрытным угрозам по отношению к другим детям. После подобных инцидентов заставьте всех учащихся написать свой отчет о случившемся. Проанализируйте разные точки зрения и сделайте выводы.

Оказывайте сопротивление «манипуляторам», когда они пытаются увлечь вас за собой. Ведите свою роль со взрослой прозорливостью.

Вероятно, самая сложная ситуация в школе возникает, когда два «манипулятора» ведут борьбу за власть. Разведите их по сторонам. Оказывайте прямое сопротивление каждому. Заручитесь поддержкой других учителей, чтобы не спускать с них глаз.

Комплект здравомыслия для учителей «посредников»

 

Девиз

«Всегда есть кому выслушать тебя»

«Посредники: ✓ сообразительны и ловки;

✓ не понимают, когда пора остановиться;

✓ увлекают других своими шутками и баловством, и им это здорово удается;

✓ эти шустряки оставят вас далеко позади, если вы не будете внимательны;

✓ у них всегда есть лишний козырь;

✓ некоторые считают их забавными.

 

 

Как помочь «посредникам» измениться

За многолетнюю практику ко мне не раз обращались доведенные до отчаяния учителя: «Я ни за что не буду больше учить этого ребенка», «Подвесить бы его за ноги к стропилам». Что‑то подсказывает мне, что речь идет о «суперпосреднике».

Мы все рискуем стать злейшими врагами самому себе, когда дело касается «посредников». Причина в том, что они забавны, по‑настоящему забавны. Поэтому мы смеемся вместе с ними. Смех сближает, и мы начинаем ошибочно верить, что завоевали расположение этих детей. А потом вдруг как гром среди ясного неба: «посредник» выкидывает нечто возмутительное, и у нас возникает ощущение предательства.

В дружбе ощущение предательства – уместная реакция, но вы учитель – значит, ничего личного. В утешение скажу: все, что делают «посредники», – это игра на публику.

«Посредники» могут обладать комедийным талантом Чарли Чаплина. К несчастью, это может довести вас до бешенства. В детской литературе длинная вереница таких персонажей: Том Сойер и его дружок Гекльберри Финн, нестареющий Карлсон… Но только не делайте неправильного вывода по поводу того, что претендентами на лечение могли бы быть только мальчики, – среди «посредников» встречаются и девочки.

ПЯТЬ СТРАТЕГИЙ Первое, что вам необходимо при работе с «посредниками», – это стратегия лишения аудитории. Если у вас нет такой стратегии, то у вас нет вообще никакой. Можно отправить ребенка в коридор, можно – в кабинет директора, а можно оставить его одного в классе, попросив других детей выйти.

Второе. Выберите одну или две ключевые линии, которых будете твердо придерживаться последующие шесть недель, как минимум. Четко представляйте, чего вы хотите увидеть в поведении ребенка больше всего, не пытайтесь добиться слишком многого. Позвольте мне повторить: не пытайтесь добиться слишком многого. Обычно учителя переоценивают количество изменений и недооценивают время, необходимое для этого. Если вы сможете изменять по одной негативной стороне «посредника» в каждые шесть недель, вам уже можно выдавать медаль. Исправление двух сторон за шесть недель – это самое большое. Заручитесь поддержкой других учителей в этом деле.

Третье. Скажите учащемуся: «Вот что я хочу, чтобы ты сделал». Сообщите ему, что в случае невыполнения его ждут такие‑то и такие‑то последствия. Только не ждите, что «посредник» поверит вам. У него многолетний опыт оставлять взрослых с носом, поэтому ничем не подкрепленное вразумление не напугает его. «Посредника» могут убедить только действия, а не слова.

Четвертое. Спорить с «посредниками» нет никакого смысла. У них произойдет выброс адреналина, и они опять позабавят класс.

Если «посредник» поступает наперекор вашей договоренности, подойдите к нему и как можно тише шепните: «Послушай, у тебя есть выбор: либо ты прекращаешь такое поведение, либо тебя ждут последствия». Подождите примерно с минуту. Если ничего не изменится и выходки продолжаются, оставьте «посредника» в классе одного (см. выше).

Наказание может быть применено и позже, в более удобное для вас время. Полезным является пригласить нарушителя прийти в школу раньше и помочь вам приготовиться к рабочему дню. Это могут быть самые простые задания: например, размножить материал или провести уборку, – но на таких заданиях «посредники» учатся ответственности.

Пятое. В течение шести недель постарайтесь найти для «посредников» другие способы получения признания со стороны сверстников (например, возложите на них ответственные поручения).

Дополнение. Такие дети обычно «съедают» учителей, выходящих на замену. Будьте добры к коллегам, посвятите их в свою стратегию. Пусть у заменяющих вас учителей остается хоть какой‑нибудь шанс на успех.

 

Комплект здравомыслия для учителей «спорщиков»

 

Девиз

«Побеждает тот, за кем последнее слово»

«Спорщики»: ✓ решительны;

✓ оспаривают абсолютно все;

✓ в споре не уступают;

✓ навыки ведения спора оттачивают дома, в класс приходят прекрасно подготовленными;

✓ склонны к карьере юриста.

 

 

Как помочь «спорщикам» измениться

«Я говорю вам, что в 2:13 в прошлый четверг, когда вы отвернулись, Майкл съел мой кусок шоколада, в это время Сэлли разрисовала мой учебник, а Эмили скорчила мне гримасу. Произошла пародия на справедливость!»

Нет, вы не в зале суда. Вы слушаете «спорщика». У вас в классе энергичный ученик с аналитическими способностями высококвалифицированного прокурора. Считайте, что вы учите арифметике борца за права человека. «Это несправедливо» – как же вас достала эта фраза!

Незначительные запреты перерастают в глобальные посягательства на свободу личности, братства и равенства. Вы слышите:

«Это не справедливо… (дальше выберите любое из следующего ниже):

…я не доиграл на компьютере четыре минуты!

…мне не разрешили гулять, пока я не закончу работу!

…мой кусок пирога не такой большой, как у Бетти!

…мне пришлось принести свой карандаш, а Салли воспользовалась вашим!»

Список может быть бесконечным, к чему добавим: «Я приведу маму или папу сюда, чтобы они с вами поговорили об этом!»

Вы зайдете в тупик с такими детьми, если каждый раз будете пытаться отстоять справедливость, говоря: «Послушай, на прошлой неделе, когда ты был у зубного врача, Мик опоздал на две минуты к своему времени игры на компьютере, Бетти съела не больший, а меньший кусок пирога, Дэвид гулял, потому что раньше выполнил работу, а Салли принесла свой карандаш».

Этого достаточно, чтобы заставить вас кружиться волчком! И если вы не хотите превратиться в повязанного правилами учителя, который строго придерживается одних и тех же методов с кем нужно и с кем не нужно, вам придется найти другие способы реагирования на жалобы «спорщиков».

Что делать? Сначала разрешите им коротко изложить свою точку зрения. Еще раз скажите о своем решении, а потом вместо оправдания выразите им сочувствие: «Возможно, ты расстроен из‑за меньшего куска пирога/меньшего времени за компьютером». Постарайтесь быть понимающим, но не предлагайте перемены решения.

Иногда «спорщикам» хочется продолжить дискуссию. Тогда скажите им нечто похожее на: «Мне это очень интересно, и я бы послушала побольше, но в другой раз. Приходи и поговори со мной после уроков».

Если «спорщик» и в самом деле придет, попросите его объяснить, в чем, собственно, состоит несправедливость. Выслушайте предложения. Не обещайте сделать, как он хочет. Просто выслушайте и скажите: «Спасибо за то, что ты пришел и высказал свои соображения».

Со «спорщиками» важно осознавать, что вы не должны решать проблемы прямо сейчас. Собственно, полезнее проявить заботу, а не быть полезным в осуществлении потребностей «спорщика». В этом отношении идеально вела себя героиня одного из сериалов. Она слушала жалобы друзей по телефону и приговаривала: «О, я знаю, я знаю…»

Если «спорщику» удастся уговорить вас изменить свою позицию, будьте честным на сей счет и скажите ему: «Ты прав. Как ты предлагаешь, было бы справедливее». Но я не советую менять свою точку зрения очень часто. В противном случае вы покажете «спорщику» (да и остальным ученикам), что любой вопрос можно оспорить. Вот уж когда начнется сезон охоты на вашу законную собственность – рассудок!

Часто уступая «спорщикам», вы подтолкнете остальных учащихся к мысли о любимчиках, что тоже не в вашу пользу. Выкручиваясь, вы попытаетесь поддерживать баланс: «Я дала Кэти в прошлый раз возможность поступить, как ей хотелось, а на этот раз пусть она подождет». Запоминать, кто, когда, за что получил, очень сложная штука, которая сильно изматывает.

И последнее. Старайтесь не сажать рядом «манипуляторов» и «спорщиков». Когда эти двое в сговоре, получается гремучая смесь.

 

Комплект здравомыслия для учителей «конкурентов»

 

Девиз

«Биться до конца»

«Конкуренты»: ✓ конкурентоспособны едва ли не с пеленок;

✓ стремятся победить любой ценой;

✓ в экстремальных ситуациях неуправляемы;

✓ не думают о последствиях;

✓ хвастливы;

✓ редко считаются с чувствами других людей;

✓ могут нуждаться во внимании;

✓ из них получаются отличные борцы.

 

 

Как помочь «конкурентам» измениться

Еще и еще раз примите мои поздравления! В вашем классе есть высокомотивированный, работающий с полной отдачей, конкурентоспособный ребенок, которого легко увлечь, сделав ему вызов. Но есть «но»: он совершенно не умеет проигрывать.

Недавно я был в школе, где оборудована комната для тайм‑аута, коротких передышек. В ней тихо сидел мальчик. Я представился и спросил, почему он здесь. Парень окинул меня тяжелым взглядом, в котором читалось: «Не надо пудрить мне мозги», а потом бодро так ответил: «Сижу в кредит». А, дошло до меня, этот ребенок просто ждал дня, когда учитель отправит его в эту комнату, чтобы потом при случае ответить: «Я уже там был!» Он собирался выиграть любой ценой.

Завидная энергия «конкурентов» может заставить вас подумать, что они сильные. В какой‑то степени да, но их беспомощность в случае поражений может оказаться впечатляющей.

Большинство сложных детей только выигрывают в результате неукоснительного выполнения установленных правил. «Конкуренты» здесь не исключение. Не загоняйте себя в угол с этими детьми. Умейте четко выражать свои требования: «Ты знаешь, сначала мы заканчиваем читать, а потом делаем то‑то».

Так как «конкуренты» мотивированы на достижение целей, найдите что‑нибудь значимое для них. Это может послужить стимулом для завершения уже начатого дела, которое по каким‑то причинам не вызывает их интереса. Например: «Если ты допишешь сочинение и оно мне понравится, тебе можно будет заняться тем‑то или тем‑то». Обратите внимание на то, что ваше «если» не должно иметь ограничений по времени. Если вы скажете «конкуренту»: «Закончи все за десять минут, а потом…» – через десять минут он выдаст вам полный бред. Ставьте акцент на качестве, а не на времени или количестве. Если вы предложите ребенку написать пятьдесят слов о чем‑то – будьте уверены, они и напишут вам ровно пятьдесят, не больше и не меньше.

Если у вас несколько «конкурентов» в классе, постарайтесь моделировать ситуации, в том числе и учебные, где они смогут испытать поражение, но без чувства стыда. Средствами для достижения этой цели могут стать разного рода викторины, игры на догадки и оценивания, а также составление графиков собственного прогресса.

Комплект здравомыслия для учителей «бесстрашных»

 

Девиз

«Никакого страха!»

«Бесстрашные»: ✓ искатели приключений и сенсаций;

✓ любят рисковать;

✓ спонтанны в своих действиях;

✓ часто прихрамывают, ходят в «зеленке» и пластырях;

✓ не умеют планировать.

 

Как помочь «бесстрашным» измениться

О, в вашем классе есть энергичный, решительный ребенок, который превращает пресную жизнь в настоящее приключение. Но вам придется пересмотреть все свои идеи об экскурсиях с классом. Добро пожаловать в мир испытаний!

В то время как детей‑«конкурентов» можно увлечь, бросив им вызов, с «бесстрашными» этот номер не пройдет. Вызов для них присутствует везде. Им нравится в школе общение со сверстниками, беготня на переменах и возможность продемонстрировать свою физическую ловкость. Большая проблема в том, что для учителя такие дети – источник постоянного стресса… либо инъекция восторга.

Наиболее действенный способ управления поведением этих детей – включить таймер. Скажите: «У тебя есть пять минут, чтобы опросить десять человек о пятнадцати различных предметах», – и «бесстрашный» ребенок как ракета сорвется с места выполнять поручение. Пока он бегает, вы передохнете, но знайте, что без часов пятиминутное задание растянется минут на двадцать.

«Бесстрашных», насколько это возможно, надо втиснуть в рамки структур и обязанностей, или, иначе говоря, держать таких детей под контролем. Запаситесь на всякий случай несколькими ключевыми правилами, иначе погрязнете в хаотичных битвах.

Когда «бесстрашные» переживают выброс адреналина, перед вами встает выбор: успокоить их или направить энергию в другое русло. Процесс успокоения для «бесстрашных» не всегда бывает целительным. Тем не менее к нему можно прибегать снова и снова. Для этих целей найдите тихие уголки, где никто и ничто не будет отвлекать.

Умение направлять энергию «бесстрашных» приобретается через пробы и ошибки. Определите области ответственности для таких детей, продумайте систему вознаграждений. Прибегайте к компьютерным играм, когда у «бесстрашных» происходит выброс адреналина. С маленькими детьми устраивайте физкультурные минутки, повторяйте таблицу умножения в движении, устраивайте соревнования на грамотность.

 

...

Золотое правило при управлении «бесстрашными» заключается в следующем: когда они входят в раж, отвлеките их. Не ждите, что они успокоятся сами – они не успокоятся.

 

Внутренний мир «бесстрашных» развивается довольно медленно: такие дети не склонны размышлять над сутью вещей. По этой причине они могут расстраиваться, чувствовать себя несчастными, не понимая, почему их не берут на экскурсию. Им трудно понять чувства других людей: «Подумаешь, покормил медведя в зоопарке – а что тут такого?»

Очень ценно предложить «бесстрашному» взглянуть на его «невинные шалости» со стороны – пусть поразмыслит над тем, как чувствуют себя в такой ситуации другие люди. Также будет не лишним попросить его описать и собственные чувства. Привитие умения предвидеть последствия несет «бесстрашным» огромные преимущества. Как учитель вы наверняка знаете, чем интересуется такой ребенок – придумайте сценарий, который потребует от него определенных последовательных шагов. Благодаря этому у «бесстрашного» разовьются навыки, которые останутся на всю жизнь.

Для «бесстрашных» (как и для «конкурентов», пожалуй) особенно полезно включение в ход урока программ резистентности и программ по эмоциональной грамотности.

Очень полезен метод «Остановись, подумай, сделай», который основывается на цветах светофора.

Красный: прекрати свои действия.

Желтый: подумай об альтернативах.

Зеленый: выбери поступок и соверши его.

Другое ценное умение, которому необходимо обучить «бесстрашных», – это искусство предвидения и оценки степени риска. Воспользуйтесь ролевыми играми и сюжетами из телепередач, чтобы задать вопросы: «Что может произойти, если события будут развиваться так‑то и так‑то?», «Чем это грозит?» и т. д.

Комплект здравомыслия для учителей «пассивных упрямцев»

 

Девиз

«Проблема? В чем проблема?»

«Пассивные упрямцы»: ✓ скрытны и замкнуты, прячутся от людей;

✓ кажется, что окружающий мир их не интересует;

✓ равнодушно пропускают информацию мимо ушей;

✓ проводят много времени за чтением;

✓ часто теряют свои вещи;

✓ с ними бывает трудно иметь дело.

 

Как помочь «пассивным упрямцам» измениться

Вы воодушевлены: у вас в классе есть чувствительный, умный, проницательный ученик, который редко (или вообще никогда) оказывает вам открытое сопротивление или проявляет дерзость. Но обратная сторона в том, что вы, возможно, начнете рвать на себе волосы, стараясь понять, о чем он думает, и стараясь заставить «упрямца» сосредоточиться на задании.

«Пассивные упрямцы» рассеянны и неорганизованны. Комната забытых вещей в вашей школе – центр диагностики таких детей.

«Пассивные упрямцы» прекрасно проведут школьные годы, являясь сторонними наблюдателями. Очень легко ошибиться и принять их отшельничество за отсутствие интереса или мотивации. Заставьте себя обращать на них внимание. Персонализируйте отношения с ними. Всегда правильно посвящать пять минут в день на индивидуальное общение с учащимися, но это особенно действенно с «пассивными упрямцами».

«Пассивных упрямцев» очень легко проглядеть, потому что они такие тихие и потому что им требуется куча времени, чтобы собраться с ответом. Когда они мямлят что‑то невразумительное, дайте им больше времени, но только не отмахивайтесь от них. Не позволяйте таким детям отлынивать от общения.

Учителя, работающие с такими детьми, легко попадают в ловушку, делая все вместо «упрямцев». Боюсь, вы оказываете им медвежью услугу, ведь ваша помощь может лишить детей желания делать что‑то самим. Поручение заданий, расширение области ответственности – правильный способ вовлечь таких детей в общую жизнь.

«Пассивные упрямцы» осознанно стремятся «расти вниз», а не «вверх». Поищите возможность участия таких детей в шефских программах, которые, это доказано, помогают им проявить себя.

Увеличьте количество групповой работы в классе. Меняйте лидеров внутри группы и используйте этот метод для развития уверенности «пассивных упрямцев» в способности что‑либо делать и доводить до конца. Одна учительница, у которой в классе было много подобных детей, расписывала на доске ключевые фразы, способствующие социальному взаимодействию, например: «Что сначала нам необходимо сделать?» и «Каков будет наш следующий шаг?» и т. д.

Здесь также существенна позитивная система общения с родителями. При возможности прибегайте к электронной почте или SMS‑сообщениям или просто позвоните. Вызов в школу не так действенен.

Date: 2015-10-19; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию