Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ISBN 978-985-467-335-6 3 page





Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (около 2–3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Формирование эгоидентичности – длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать. В результате правильного ухода у ребенка формируется базовое доверие к миру. Вторая стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок обучается контролировать себя. В конце этой стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». На 3-й стадии ребенок уже убежден, что он личность, у него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) уже школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этнос культуры. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная стадия эгоидентичности. Подросток находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Центральная стадия – 7-я – взрослый этап развития личности. Положительные симптомы этой стадии: личность посвящает себя нужному любимому труду и заботе о детях, удовлетворена собой и своей жизнью. Если не на кого излить свое «Я», то человек опустошается. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек «принимает» себя и свою жизнь. Если «принятие себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

 

3.3. Механизмы социализации личности

 

Социализация человека проходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм, который с известной долей условности можно обозначить как единство подражания, имитации, идентификации. Сущность данного механизма заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Если мы посмотрим на детскую игру с точки зрения действия данного механизма, то увидим воспроизведение многих социальных отношений, о которых ребенок знает, особенно в сюжетно-ролевых играх.

Выделяют также механизм полоролевой идентификации или полоролевой типизации. Сущность данного механизма состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации ребенок сначала осознает свою принадлежность к определенному полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения. При неправильном воспитании (например, когда родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, которую они воспитывали, как мальчика, и наоборот) нередко возникают нарушения полоролевой идентификации. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только мужского или только женского поведения. Возникает путаница ролей, приводящая к нарушению нормальных отношений с представителями другого пола.

Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации в любом обществе. Она сопровождает реализацию многих других механизмов, таких, как социальная оценка желаемого поведения, подражание, конформизм и др.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется на основе изученного З. Фрейдом принципа удовольствия – страдания – чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. В этом случае подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения.

Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Одни действуют положительно, опираясь на доброжелательность, другие отрицательно, обращаясь к критичности, т.е. присутствие других тормозит либо вообще блокирует деятельность человека. Это так называемые эффекты действия механизма социальной оценки, которые получили название социальной фасилитации и социальной ингибиции.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. Данный эффект возникает при положительном отношении людей друг к другу.

Существует психологический эффект обратного действия – социальная ингибиция, которая проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого. Такой эффект возникает обычно, когда индивиды испытывают друг к другу негативные чувства – страх, пренебрежение, неуважение, ненависть, презрение и т.д. В ситуации социальной ингибиции снижается уровень собственного достоинства, падает самооценка. Практически во всех ситуациях обучения и воспитания, когда критичность воспитателей преобладает над доброжелательностью, можно наблюдать возникновение эффекта социальной ингибиции.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т.е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, нормам, стереотипам массового сознания, авторитетам и идеологии. Конформность можно рассматривать как механизм социализации, действующий на уровне всего общества, так и в качестве индивидуализированного феномена. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы может быть разной у разных людей. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. Есть внутренняя конформность, при которой индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих. Он воспринимает оценки окружающих как более обоснованные и убедительные, чем свои собственные.

Негативизм – это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения. Зная негативные установки такого конформиста, можно заставить его поступать так, как нужно манипулятору. Негативист легко поддается на провокации окружающих и манипулировать им так же легко, как и конформистом.

В целом, сохранение определенной меры конформности является условием оптимальной социализации, а доминирование или отсутствие данного качества может рассматриваться как нарушение процесса социализации и начало отклонения.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах: семья, детский сад, школьный класс. Это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социализации – семью, школу (или школьный класс), производственную группу.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6–7 лет для ребенка – это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются, прежде всего, на качестве социализации подрастающего поколения.

Школа, если рассматривать ее с точки зрения социализации человека, имеет также свои особые функции, которые связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений, с функцией усвоения общественных норм и ценностей и др. Школа определяет социальное становление индивидов на определенном этапе жизненного пути, влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени.

Значение трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, если он испытывает разочарование в своей профессиональной деятельности, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношений и способствовать социальной дезадаптации личности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Каковы различия понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

2. Какого человека можно назвать личностью?

3. Назовите три основные этапа в целенаправленном изучении личности человека.

4. В рамках бихевиористского подхода утверждается, что личность порождается действиями окружающей среды. Согласны ли вы с этим? Почему?

5. Назовите особенности подхода З. Фрейда к изучению личности.

6. Что положено в основу изучения личности в гуманистическом подходе?

7. Что представляет собой процесс социализации личности?

8. Какие этапы в развитии личности выделяют в концепции Э. Эриксона? Что такое критические периоды или кризисы в развитии личности?

9. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?

10. Какие механизмы социализации вы можете назвать? В чем заключается сложность механизмов социализации?

11. В чем, на ваш взгляд, заключается различие между такими механизмами социализации, как конформность и негативизм?

12. Назовите основные механизмы социализации. Какой из них является, по вашему мнению, наиболее значимым?

 

Л е к ц и я 4. Направленность личности

 

4.1. Мотивация поведения человека

 

Одной из главных проблем психологии является выяснение движущих сил поведения человека: к чему стремится тот или иной человек? Насколько сильно он к этому стремится? В психологической науке влияние этих вопросов связано с анализом мотивации поведения человека. Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида.

Отсюда становится ясно, что одной из основных проблем психологии является выяснение причин поведения человека. Многие психологи полагают, что главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности.

Потребности – это отражение в сознании надобности в чем-то, субъективно переживаемое как внутреннее напряжение и побуждающее психическую активность человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек нуждается в пище, воде, воздухе, движениях, в материальной и духовной культуре, в других людях и т.д. Таким образом, потребность необходимым образом связана с нуждой.

Но в психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость в чем-то, которую сам человек может не переживать и не осознавать. Например, только что родившийся ребенок объективно нуждается во взрослом человеке, но сам субъективно этого не только не осознает, но и не чувствует, не переживает. И только на третьем месяце жизни объективная нужда преобразуется в субъективное психическое состояние – потребность в общении: ребенок при виде матери бурно радуется, тянется к ней руками, улыбается и т.д.

Существует множество видов потребностей.

По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные потребности отражают нужды организма для поддержания его существования. Поэтому их также называют органическими – потребности в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении и т.д. Социальные, или культурные, потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой деятельности и общения.

По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Духовные – от продуктов общественного сознания.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей. В развитии личности – стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, самовыражению и самоутверждению.

Мотив и мотивация. Потребности – источник активности человека. Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желаниями, тревогой и др.), они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей. Иными словами, потребности порождают мотив. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия. Мотив выступает как соображение, по которому субъект должен действовать. Следовательно, мотив дает потребности определенное направление. Мы часто плохо осознаем мотивы, но хорошо проводим мотивировку наших действий. Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин своих действий. С помощью мотивировки личность оправдывает свои действия и поступки.

Мотивы могут быть неосознаваемые и осознаваемые. Неосознаваемые мотивы – это, прежде всего, влечения и установки. Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Влечение – неосознанная по содержанию и цели потребность.

Осознаваемые мотивы – это желания, интересы, ценности, убеждения, идеалы, мировоззрение и т.д. Совокупность мотивов составляет мотивационную сферу человеческой деятельности.

Желание – мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию.

Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы человека чрезвычайно разнообразны. Одна и та же деятельность у отдельных людей может быть мотивирована разными интересами и удовлетворять различные потребности.

Склонность – ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью. Между интересом и склонностью есть много общего, но существуют и различия. Например, есть много любителей спорта, которые сами спортом не занимаются.

На основе интересов и склонностей у человека формируются идеалы. Идеал – важная цель личных стремлений человека, зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действия.

Формирование идеала тесно связано с мировоззрением, которое представляет собой систему взглядов человека на мир. Оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения – и действий, и привычек и склонностей.

Ядро мировоззрения составляют убеждения, которые представляют собой сплав из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.

Многие из мотивов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.

Мотивация – более широкое понятие, чем мотив. Чаще всего мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Вопрос о мотивации деятельности возникает всякий раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.

Процесс мотивации индивида следует отличать от мотивировки. Мотивировка – даваемое человеком объяснение своим поступкам и действиям, их причинное обоснование. Мотивировка может быть использована человеком для осознания своих действительных мотивов; оправдания своих действий; сокрытия своих действительных мотивов в ситуации, угрожающей осуждением его действий со стороны окружающих людей.

 

4.2. Направленность как одна из ведущих характеристик

личности

 

Чтобы всесторонне описать личность человека, надо, по мнению С.Л. Рубинштейна, получить ответы на три вопроса. «Первый вопрос гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека, одаренности. Однако способности – это сначала только возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что…закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».

Эти три вопроса – не только программа научного изучения личности, но и ориентир для самопознания. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы как бы спрашиваем: «Чего он хочет? что он может? и что он есть?».

Наиболее полные ответы на эти вопросы отражаются в одной из ведущих характеристик личности – направленности, столь тесно переплетаемой с мотивационной сферой, что возникает необходимость разобраться с этим психологическим феноменом. В трактовке разных авторов направленность это:

– совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций;

– понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения;

– одно из важнейших свойств личности, которое выражается в целях и мотивах поведения, потребностях, интересах, убеждениях, установках и т.п.

Из этих формулировок можно сделать некоторые выводы. Во-первых, направленность – это системообразующая характеристика человека.

Во-вторых, направленность выражает устремленность человека к жизненным целям и проявляется в творческой активности.

В-третьих, направленность – более широкое понятие, чем мотив. В основу ее положены мотивы, цели, интересы, склонности, способности, убеждения, установки, идеалы, мировоззрение.

В-четвертых, направленность обусловлена одной сильной доминантой, которая становится устойчивым «путеводителем» человека, ведущей потребностью в океане жизненных бурь.

Выделяют следующие качества направленности: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность.

Уровень направленности – это общественная значимость жизненных целей человека, побуждающих его к активности.

Широта определяется числом жизненно важных интересов человека.

Интенсивность – это собственно эмоциональная окраска направленности (от смутных влечений до твердой убежденности).

Устойчивость – характеристика продолжительности существования направленности данного уровня.

Действенность – характеристика активности индивида, с которой он реализует данное личностное свойство (направленности) в практической деятельности.

Выделяют несколько видов направленности, проявляющихся в устойчивом отношении человека к себе, людям и обществу в целом:

– коллективистская, характеризующая устойчивую ориентацию человека на взаимодействие с другими людьми;

– деловая, определяющая в качестве устойчивой системы мотивов те, которые обусловливают успешность профессиональной деятельности;

– гуманистическая, отражающая устойчивое отношение человека к окружающему миру;

– эгоистическая – с устойчивым преобладанием заинтересованного отношения к себе по сравнению к другим людям и обществу;

– депрессивная, проявляющаяся в заниженной самооценке человека относительно других людей;

– суицидальная, свидетельствующая об отсутствии ценностного отношения к себе, людям и обществу.

В психологии существует множество теорий, стремящихся объяснить механизмы мотивации. Мы рассмотрим две наиболее разработанных и распространенных.

Теория биологических потребностей (импульсов). Сторонники этой теории исходят из предпосылки, что в мотивации человека определяющую роль играют биологические закономерности и, в частности, стремление к равновесию (гомеостазис). Голод, жажда или наличие кислорода – первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода и т.д. приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению импульса, который толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазмом. Согласно теории биологических потребностей мы лишь стремимся ослабить раздражители, связанные с чувством голода, жажды, боли и т.д.

Теория иерархии потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу, позволяет выделить пять основных групп потребностей, которые, по мнению автора, носят врожденный или инстинктивный характер: физиологические потребности; потребности безопасности и защиты; потребности принадлежности и любви; потребности самоуважения; потребности самоактуализации или потребности личного совершенствования. Расположенные в виде схемы (пирамиды), они дают основания для предположения, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности, потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви и т.д. По Маслоу, это последовательное иерархическое расположение основных потребностей является главным принципом, лежащим в основе мотивации человека. При этом Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы.

В целом же действует общая закономерность: чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.

Физиологические потребности существенны для физического выживания. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, в физической активности, силе, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции.

Потребности безопасности и защиты. Сюда включаются потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезни, страх и хаос.

Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье или группе. Групповая принадлежность становится доминирующей для человека. Человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности.

Потребность самоуважения. Эти потребности А. Маслоу разделил на два основных типа: самоуважения и уважения другими. Первый тип включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Уважение другими включает такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этих случаях человеку нужно знать, что он достойный человек, признается и оценивается другими.

Потребность самоактуализации – желание человека стать тем, кем он может стать, в полной мере реализовать себя, достичь вершины своего потенциала. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека.

1. Мотивы имеют иерархическую структуру.

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дальше можно задержать их реализацию.

3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу.

4. С ростом потребностей повышается готовность к активности, т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

 

4.3. Развитие и нарушения мотивационной сферы

 

Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней (по А. Маслоу) приобретаются по мере общего развития организма и психики. К примеру, в первый год жизни основные интересы ребенка связаны с восприятием предметов. Можно говорить о неосознанной потребности впечатлений. К полутора-двум годам расширяется спектр интересов: ребенок производит самостоятельные манипуляции с предметами; ярче проявляются мотивы позитивного взаимодействия со взрослыми людьми. К пяти годам начинается развитие социальных потребностей через интерес к играм с другими детьми. Появляются мотивы достижения успеха и избегания неудач. Возраст начальных классов: рост интереса к знаниям, пробуждение чувства дела и ответственности за учебу. Возраст средних классов школы: период полового созревания и ярких влечений. Эгоистическая направленность личности чаще преобладает над коллективистской. Налицо рост потребности в признании другими людьми. Возраст старших классов школы: все большее место в мотивационной сфере занимают потребности в самореализации. Юношеский возраст актуализирует интересы, связанные в первую очередь с профессиональной деятельностью, отношением полов, семьей и т.п.

Таким образом, мотивационная сфера человека формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается по мере взросления. Статистически верной оказывается фраза: каждому возрасту – своя мотивационная сфера. Эти процессы никогда не прекращаются. Особенно это характерно для людей, сохранивших активность во всех возрастах. Так, установлен факт сохранения мотива достижения, ориентированный на содержательную сторону деятельности, у образованных людей в возрасте 70–80 лет.

Мотивационная сфера личности не только имеет тенденцию к развитию, но и подвержена разрушающим воздействиям различного типа. К таким воздействиям относятся, прежде всего, факторы неудовлетворения потребностей, желаний, интересов, влечений индивида. Именно они становятся причинами расстройств мотивационной сферы, проявляющихся в неврастении, истерии и неврозах навязчивых состояний. Общим проявлением всех этих недугов является факт изменения личности человека и, естественно, стратегии его поведения и особенности поступков.

При неврастении мотивационные расстройства чаще всего связаны с сужением потребностной сферы (нерешительность, тревожность ожидания чего-то нового, тяготение повседневными обязанностями, снижение сексуальных влечений). При истерии мотивационная сфера поворачивается как бы внутрь личности: человек пытается играть придуманную им самим роль (чаще всего роль страдальца, неизлечимого больного), склонен к фантазированию и тревожности без повода.

Невроз навязчивых состояний привносит в мотивационную сферу личности различного рода навязчивые идеи (мысли), страхи (фобии – страх публичных выступлений, открытого пространства и др.) и навязчивые действия. Навязчивые действия, к примеру, порождают в мотивационной сфере индивида различного рода стремления, которым очень трудно противостоять. Они проявляются, например, в потребности постоянно произносить нецензурные слова (копромания – от «копро» – грязь); стремлении к поджогам без осознанных мотивов (пиромания); тяге к воровству без малейшего испытания нужды в украденных вещах (клептомания); неумеренной тяге к еде, непреодолимой прожорливости практически без пережевывания пищи (булимия), резком снижении потребности в пище из-за чрезмерной озабоченности своим весом (анорексия).

Дефект мотивации проявляется и в детском аутизме, связанном с дефицитом побуждений к активности любого типа.

Деформация мотивационной сферы личности происходит и при различного рода заболеваниях. Так, при всех видах психопатии общим является резкое ослабление управляющей функции мотивов, особенно в тех ситуациях, где поведение должно регулировать чувство совести. Для возбудимого типа психопата («тирана семьи») характерны махровая эгоистическая направленность, грубый произвол, склонность к тирании, завышенные требования к другим. Тормозные психопаты (астенические «самоеды») отличаются потребностной тревожностью, приводящей к нерешительности, комплексу неполноценности, педантичности, уходу от действительности.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Дайте определение мотивации.

2. Согласны ли вы с утверждением, что главной причиной активности является стремление человека удовлетворить свои потребности?

Date: 2015-10-19; view: 390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию