Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ISBN 978-985-467-335-6 2 page





Более сложным является восприятие времени – процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие отрезки времени. Когда речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении времени. Восприятие длительных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой-нибудь деятельностью и каков ее характер. Время, заполненное работой, протекает гораздо быстрее. Наиболее коротким нам кажется отрезок времени, в течение которого надо успеть сделать многое.

Чувство времени не является врожденным, оно развивается в результате накапливаемого опыта. Установлено, что восприятие времени самая трудная задача для детей.

К свойствам восприятия относятся апперцепция, константность, целостность, категориальность.

Восприятие зависит от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека. Эта особенность называется апперцепцией.

Окружающий мир мы воспринимаем как относительно устойчивый

и постоянный. Эта особенность восприятия называется константностью.

Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых предметов, дополняя данные ощущения необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

Восприятие не сводится только к созданию новых образов, человек способен осознавать процессы собственного восприятия. В этом заключается его категориальность.

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям (хлопанье двери звучит как выстрел и т.п.). Эти изменения восприятия называются гиперестезией. Противоположное состояние – гипостезия, выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с умственным переутомлением.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникающие без наличия реального объекта, как следствие насыщенности восприятия внутренними образами.

Иллюзии – ошибочные восприятия вещей или явлений. Главная их особенность – обязательное наличие подлинного объекта, хотя и ошибочно воспринимаемого. Иллюзии делятся на аффективные, вербальные и перейдолические.

Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом (случайный прохожий кажется грабителем и т.п.).

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих (кажется, что разговоры содержат угрозы и т.п.).

Перейдолические иллюзии вызываются общей пассивностью. Узоры на обоях, трещины на потолке и т.п. воспринимаются как яркие фантастические картины.

 

2.2. Память и внимание

 

Память является краеугольным камнем психической жизни человека. Благодаря памяти он может приобретать необходимые для деятельности знания, умения, навыки. Память – необходимое условие психического развития человека. Благодаря памяти сохраняется «Я» человека, осознается единство его прошлого и настоящего. Человек, лишенный памяти, как доказал И.М. Сеченов, постоянно находился бы

в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть.

Память – отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. В памяти различают такие основные механизмы, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

В зависимости от материала, который запоминается, выделяют образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную память.

По продолжительности удержания материала память подразделяют на кратковременную, долговременную и оперативную.

Доказывать значение памяти в жизни человека, пожалуй, излишне. Прежде всего нужно выяснить, что такое «хорошая» и «плохая» память. К качествам памяти относятся быстрота запоминания, прочность сохранения, точность памяти, готовность памяти (умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент).

К функциям памяти относят запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: полно и прочно запоминается то, что вызывает у нас интерес и эмоции. Запоминание может быть механическим и смысловым. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Для запоминания полезнее два раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем десять раз перечитывать его невнимательно.

Воспроизведение – процесс, извлечения из памяти сохраненного материала. Оно может протекать на уровне узнавания, на уровне воспроизведения в узком смысле слова и на уровне припоминания.

Забывание – процесс необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчается возможность обобщения.

На забывание влияют возраст, характер, наложение другого материала, подавление (по З. Фрейду, вытеснение следов памяти в область бессознательного).

Но забывание, конечно, не всегда положительное явление. Это может быть следствием расстройства памяти: старческое забывание, когда пожилой человек помнит раннее детство и не помнит ближайшие события; сотрясение мозга; раздвоение личности с забыванием всего о себе.

Проявления памяти разнообразны. Различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память.

Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.

Смысловая (словесно-логическая) память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок.

Образная память – память на представления. Выделяют пять подвидов образной памяти: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

Запоминание, как и другие психические процессы, бывает непроизвольным и произвольным. На непроизвольное запоминание влияет яркость, эмоциональная окрашенность объектов, интерес. Произвольное запоминание имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные способы и приемы запоминания.

Выделяют также память кратковременную (процесс непродолжительный – несколько секунд или минут) и долговременную, с длительным сохранением воспринятого материала.

Оперативной памятью называют запоминание материала на время, необходимое для выполнения отдельной операции.

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.

Закон осмысления – чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

Закон интереса – интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

Закон усиления первоначального впечатления – чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Однако отрицательные эмоции, связанные с информацией, мешают запоминанию.

Закон торможения – всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».

Закон края – лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце информационного ряда, и хуже – в его середине.

Закон повторения – повторение способствует лучшему запоминанию.

Если что-либо нужно запомнить надолго, то необходимы как минимум четыре активных повторения: первый раз – сразу после запо-

минания, второй – через 20–30 минут, третий – через день, четвертый – через две-три недели.

Для облегчения запоминания существуют различные способы – мнемотехника. Их суть заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Приведем некоторые примеры.

1. Прием осмысления материала по механическим связям. Порядок смены цветов в спектре можно связать с фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква в словах фразы подсказывает название цвета.

2. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает стихи, чем прозу.

3. Мнемические приемы запоминания дат рождения известных людей или знаменитых событий. Так, И.С. Тургенев родился в 1818 г. (18–18), год французской революции – 1789 (последовательность цифр 7, 8, 9) и пр.

Память имеет индивидуальные различия, наиболее существенные из которых проявляются в том, какой материал лучше запоминается – образный, словесный или в равной мере продуктивно тот и другой. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-логи­ческий, смешанный, или промежуточный, типы памяти.

Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный – у ученых, философов.

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Из массы окружающих объектов – предметов и явлений – человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства и переживания. Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательность человека проявляется не только в

познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми.

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Возбудить непроизвольное внимание могут неожиданные световые явления (молния), вкусовые ощущения, что-то новое, предметы и явления, вызывающие эмоции. Произвольное внимание возникает на основе усилия воли. Поскольку оно требует усилий от человека, то является утомительным. Трудно заставить человека быть внимательным более двадцати минут.

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение.

Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким интересом к деятельности.

Устойчивость – это длительное удержание внимания на одном предмете или какой-нибудь деятельности. Неустойчивость внимания может определяться разными причинами, в том числе и слабостью нервной системы.

Объем – это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от четырех до шести, у школьников – от двух до пяти объектов.

Распределение – это умение выполнять более двух видов деятельности одновременно, удерживая на них свое внимание.

Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета на другие (например, водитель автомобиля и др.).

Однако внимание противопоставляется рассеянности. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания, но может иметь и совершенно иную причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, что не способен замечать ничего другого.

В жизни трудно определить, за счет какого именно качества внимания достигается успех в деятельности: большого объема внимания или быстрой переключаемости. Поэтому, когда о ком-то говорят как о внимательном человеке, имеют в виду целостную характеристику, а не отдельное свойство.

 

2.3. Мышление и воображение

 

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Через слово человек впервые узнает о том, чего еще не видел. Мышление органично связано с речью и языком как системой условных символов, имеющих для человека определенное значение.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления человека. Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю, письменную.

Исходным материалом мыслительной деятельности служат сохраненные памятью образы явлений и предметов, которые называют представлениями. Наибольшей яркости представления достигают тогда, когда они связаны с особенностями таланта человека: у композиторов это слуховые представления, у художников – зрительные и т.д.

В нашем сознании живут не только образы предметов и явлений, которые мы воспринимали или воспринимаем в действительности. Это могут быть плоды нашего воображения.

По содержанию решаемых задач выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логичес­кое мышление.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, к которым относятся самостоятельность мышления, широта, глубина и гибкость ума, инициативность, быстрота, оригинальность, пытливость, критичность, торопливость.

Существуют две основные формы мыслительного процесса человека: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; решение мыслительных задач.

Понятие – это форма мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Например, в понятие «человек» входит много существенных признаков.

Суждение – это утверждение или отрицание чего-либо. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. К умозаключению можно прийти методами индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному), аналогии (от частного к частному).

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения (установления сходства или различия), анализа (мысленного расчленения предмета или явления на образующие его части), синтеза (мыслительного соединения отдельных частей), абстракции (выделения какого-либо признака), обобщения (отбрасывания единичных признаков при сохранении общих), конкретизации (перехода от абстракции и обобщения к конкретной действительности).

Можно выделить группу расстройств мышления, к которым относится ментизм – непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей (следствие эйфории).

Обстоятельность мышления – расстройство мышления, в результате которого мыслительный процесс становится вязким, малоподвижным, способность выделять главное утрачивается.

Разорванное мышление – погружение человека в свой внутренний мир, ослабевание контактов с действительностью.

Бред, или интеллектуальная мономания, – расстройство, для которого характерны рассуждения, не соответствующие действительности. Наиболее распространенным считается «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, издеваются, угрожают, начинают преследовать и т.п. Удивительное сходство бредовых идей

во все времена подтверждает тот факт, что психическая жизнь людей подчиняется единым закономерностям.

Воображение – это познавательный процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Основная функция воображения – преобразование опыта. Образы воображения опираются на представления памяти, которые при этом подвергаются глубокому изменению. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятием.

Психологи выделяют несколько видов воображения: активное, пассивное, мечта, фантазия и др.

При пассивном воображении новые образы возникают под действием неосознанных потребностей. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы.

Активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью. Активное воображение подразделяют на репродуктивное (построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине) и творческое (самостоятельное создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение). Творческое воображение помогает создавать новые оригинальные произведения.

Особый вид воображения – мечта, которая всегда направлена в будущее, причем в желаемое. Мечта от грез отличается большей реалистичностью и возможностью осуществления.

Еще один вид творческого воображения – фантазия, или мечтательность, при котором желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами.

Агглютинация – сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, необычных комбинациях (например, кентавр, русалка, ковер-самолет и пр.).

Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях:

– утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека;

– преувеличение или преуменьшение (Дюймовочка, Змей Горыныч);

– типизация – обобщение и эмоциональная насыщенность образа.

Воображение можно тренировать и развивать как любую сторону психического процесса.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что понимают под ощущением и восприятием?

2. Назовите основные виды ощущений и восприятий.

3. Что относят к функциям памяти?

4. Назовите основные механизмы развития и тренировки памяти.

5. Что называют вниманием?

6. Назовите основные свойства внимания.

7. Назовите основные различия между процессами мышления и воображения.

8. Опишите группу расстройств мышления.

 

Л е к ц и я 3. Социальная подструктура личности

 

3.1. Современные психологические теории личности

 

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, индивидуальность. Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. Человек – это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Носителем личности является индивид. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

В тех случаях, когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность».

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Какого же человека можно назвать личностью? В психологии слово «личность» используется в двух основных значениях. Во-первых, любой человек, обладающий сознанием. Во-вторых, личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития, который, по мнению Л.И. Божович, делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере – и своим психическим развитием.

В целенаправленном изучении личности человека обычно выделяют три этапа: философский, клинический и экспериментальный. С глубокой древности и вплоть до XIX в. личность изучалась в самом общем виде с позиций всевозможных сторон ее существования. В сферу интересов попадало все: психическое и биологическое, материальное и нравственное. Этот этап получил название философского.

С начала XIX в. к проблеме подключились специалисты в области психиатрии. Фактически в центре внимания оказалась психика больного человека. В основу исследований были положены клинические методы. Отсюда и название этапа – клинический.

Первые годы XX в. характеризуются интенсивным подключением к проблеме личности профессиональных психологов, использующих экспериментальные методы. Так начался экспериментальный этап, базирующийся на статистической обработке результатов и наблюдений за психически здоровой личностью.

С конца 30-х гг. XX в. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований, сложилось несколько теорий личности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Бихевиористский (поведенческий) подход. Здесь фактически ставится под вопрос необходимость понятия «личность». Представители теории (Дж. Уотсон) убеждены, что личность порождается воздействиями окружающей среды. Основная формула поведения была описана бихевиористами в символах «S–R: стимул – реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакцией – любое ответное действие. Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека. Дж. Уотсон считал,

что психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением.

Современные психологи-бихевиористы (необихевиористы) с целью более полного описания поведения и деятельности поместили между стимулом и реакцией промежуточный механизм – познавательные процессы: мышление, память, воображение (Э. Толмен, Б. Скиннер и др.). По мнению представителя социального бихевиоризма А. Бандуры, научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, источниками изучения моделей поведения других людей могут выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения и др.

Представители гештальтпсихологии, возникшей в Германии, выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гельштатов). По мнению В. Келера, построение сложного психического образа происходит в инсайте – особом психическом акте мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей, а не наоборот.

2. Классический психоаналитический подход. Основателем этого направления стал австрийский врач и психолог З. Фрейд (1856 – 1939). Эта теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием и «рассудок не является хозяином в собственном доме». Главную же область психики («подводную часть айсберга») составляет сфера бессознательного, наполненная биологически обусловленными инстинктами. Именно они определяют личность человека и его поведение.

Структура личности, по Фрейду, состоит из трех компонентов или уровней: «Оно», «Я», «Сверх–я». «Оно» – бессознательная часть психики, насыщено сексуальной энергией – либидо, подчиняется принципу удовольствия. «Я» представлено сознанием, которое ориентируется на реальность. «Сверх–я» представлено как на сознательном, так и подсознательном уровне. «Сверх–я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и духовными ценностями.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что находится в «Сверх–я», т.е. с социальными и нравственными нормами поведения. Конфликт разрешается с помощью «Я», т.е. сознания, которое стремится примирить обе стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Авторы неофредистских подходов (К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон и др.) не соглашались с З. Фрейдом по вопросу полной обусловленности поведения человека психосексуальными факторами, а включали в этот состав ряд социальных потребностей, мотивов и условий жизни.

По мнению А. Адлера, человек рождается с социальным интересом, определяющим его взаимодействие с другими людьми, а также способы достижения цели жизни. Именно цели, а не инстинкты объясняют повседневное поведение человека. К.Г. Юнг подчеркивал, что не сексуальные влечения, а коллективное бессознательное, вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяет психическое развитие личности.

3. Гуманистический подход. Здесь приоритет отдается изучению сознательного опыта человека, его высших потребностей. Человек не запрограммирован, а открыт для самосовершенствования (К. Роджерс). Американский психолог А. Маслоу считает наивысшей врожденной потребностью человека потребность в самоактуализации. Этим он подчеркивает роль самого индивида в построении своей личности.

Представители когнитивной психологии У. Найсер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, которое позволяет ему воспринимать окружающий мир и выбирать способ правильного поведения в нем.

Становление личности – диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития – природного и социального. Личность сложна и многообразна в своих проявлениях. Наиболее обоснованную и развернутую структуру личности предложил К.К. Платонов. На основе критерия соотношения социального и биологического в структуре личности выделены четыре подструктуры:

– направленность личности. Включает в себя характеристики – интересы, склонности, идеалы, моральные свойства, мировоззрение, убеждение. Подструктура формируется в процессе обучения;

– особенности психических процессов. Включают в себя характеристики – волю, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Подструктура формируется в процессе упражнений;

– биопсихические свойства, объединяющие темперамент, половые и возрастные свойства личности. Активность этой подструктуры зависит от свойств нервной системы и мало поддается коррекции.

На приведенные выше подструктуры накладывается еще две подструктуры: характер и способности.

 

3.2. Социализация личности

 

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. С каждым типом теорий, рассмотренным выше, связано свое особенное представление о развитии личности.

Становление личности проходит в процессе социализации. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в обществе или группе.

Выделяют следующие стадии социализации (Г.М. Андреева).

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).

4. Трудовая стадия социализации (охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность).

5. Послетрудовая стадия социализации (рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям).

Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Э. Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения.

Date: 2015-10-19; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию