Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ISBN 978-985-467-335-6 1 page





Курс лекций для студентов УО «БГСХА» всех специальностей

 

 

Горки

БГСХА

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

С. А. Киселев

 

 

ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

Курс лекций для студентов УО «БГСХА» всех специальностей

 

 

Горки

БГСХА

 

УДК 159.9 + 37.01 (075.8)

ББК 88 + 74.00 я 73

К 44

 

Одобрено методической комиссией совета по гуманитаризации образования и воспитания 23.03.2011 (протокол № 6), советом по проблемам переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов 17.03.2011 (протокол № 3) и научно-методическим советом БГСХА 30.03.2011 (протокол № 7).

 

Рецензенты:

заместитель директора по учебной работе ИПК и ПК УО «МГУ им. А.А. Кулешова», Л.Г. ЗАЙЦЕВА; кандидат исторических наук, доцент УО «БГСХА». Н. А. ГЛУШАКОВА

 

 

Основы психологии и педагогики: курс лекций / сост. К 44 С.А. Киселев. – Горки: БГСХА, 2011. – 166 с.

ISBN 978-985-467-335-6

 

Изложены ключевые положения курса «Основы психологии и педагогики», изучаемого в негуманитарных высших учебных заведениях, даны тестовые задания, вопросы для контроля знаний, темы рефератов.

Для студентов УО «БГСХА» всех специальностей.

Библиогр. 47.

 

 

УДК 159.9 + 37.01 (075.8)

ББК 88 + 74.00 я 73

 

 

© Учреждение образования

«Белорусская государственная

ISBN 978–985–467–335–6 сельскохозяйственная академия», 2011

 

Введение

 

Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики» разработан на основе учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 5 июля 2007 года (регистрационный № ТД-СГ.006/тип.) в качестве типовой.

С учетом специфики вуза в курс лекций были внесены некоторые изменения, связанные с увеличением количества часов, выделяемых на социальную психологию и психологию управления, и уменьшением количества часов, выделяемых на изучение раздела «Основы педагогики».

Курс лекций «Основы психологии и педагогики» имеет цель оказать студенту помощь в повышении уровня психолого-педагогической компетентности, психосоциальной адаптивности и управленческой культуры.

Курс лекций с сопутствующими дидактическими материалами ставит своей задачей помочь учащемуся в усвоении знаний о сущности, закономерностях, принципах психической жизни человека; сформировать навыки самоанализа, интерпретации поведения других людей; освоить системные знания об образовании как социокультурном феномене, об особенностях воспитания и развития личности.

Структурно курс лекций «Основы психологии и педагогики» выстроен по принципу выделения относительно самостоятельных, развивающих друг друга разделов.

В разделе «Психология личности» рассматривается социальная подструктура личности, ее направленность, эмоции и психические состояния, а также индивидуально-психологи­ческие особенности личности.

Раздел «Психология межличностных отношений» подразумевает ознакомление студентов с особенностями межличностных отношений, барьерами общения, взаимодействием людей в малых группах, стилями управления и психологией и этикой деловых отношений.

Раздел «Основы педагогики» содержит сведения об образовании как социокультурном феномене, дает необходимые знания в сфере воспитания личности, раскрывает особенности девиантного поведения и методы его профилактики, закладывает основы самосовершенствования личности.

В составе каждого раздела имеются тесты для самоконтроля, вопросы для контроля знаний, список рекомендуемой литературы; после каждой лекции предусмотрена система вопросов для самопроверки. В конце курса лекций приведены темы для рефератов. Реферат представляет собой самостоятельно выполненное исследование на основе рекомендуемой или подобранной учащимися литературы объемом не менее трех и не более пяти машинописных страниц формата А 4.

 

1. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Л е к ц и я 1. Введение в курс «Основы психологии»

 

1.1. Объект, предмет и методы психологии

 

Дать определение любой науке – задача непростая. К примеру, психология имеет дело с самой таинственной и сложной для познания категорией – психикой, и человек изучает в данном случае самого себя. Одно из определений психологии как науки гласит: «Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека». Свое название психология берет от греческих слов psihe (душа) и logos (учение), поэтому много веков подряд считалось, что психология – это наука о душе.

Психология – это наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. Основателем психологии принято считать древнегреческого ученого Аристотеля – автора трактата «О душе». С другой стороны, слово «психология» впервые появилось только в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось с середины XIX в., а подлинная научная психология начала складываться и того позже – на рубеже XIX и XX вв.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа.

1-й этап – психология как наука о душе. Такое определение она получила более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2-й этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

3-й этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно – поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

4-й этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Под психикой понимают сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологиче­скими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира. Основные задачи психологии – раскрыть содержание этих элементов.

В качестве объекта изучения в психологии выступает человек. Это понятие включает как индивида, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях. В качестве предмета психологии рассматриваются явления, закономерности и механизмы психики.

Цель изучения психологии – научиться понимать человека во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, с историей общества и его культурой. Поскольку психика человека как существа биосоциального формируется в обществе, то очевидно, что углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии) в процессе воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики:

1) организационные (сравнительный, сравнительно-возрастной, лон­­­ги­­тюдный и комплексный);

2) эмпирические методы;

3) методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (описание типичных случаев, исключений и т.п.);

4) интерпретационные методы: генетический и структурный.

Рассмотрим более подробно эмпирические методы.

Наблюдение. Оно осуществляется по плану, с фиксированием результатов и формулировкой выводов, с обеспечением таких условий, при которых испытуемый не знает, что он является объектом изучения.

Самонаблюдение (интроспекция). Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

Эксперимент – лабораторный и естественный. При лабораторном эксперименте испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Данный недостаток может быть устранен в рамках естественного эксперимента, где исследователь организует деятельность незаметно для испытуемых.

Анкетирование. Важнейшее требование при составлении вопросов анкет – однозначность их понимания.

Метод беседы. Он требует хорошей предварительной подготовки: наличие плана, основных вопросов, цели, возможных вариантов ответов и т.п.

Метод интервью также относится к эмпирическим методам.

Метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых.

Метод тестов. Задачей тестов является не получение новых научных данных, а испытание, проверка. Тесты должны удовлетворять следующим требованиям: валидность (оценивает то качество, для которого предназначен) и надежность (его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека).

Метод анализа результатов деятельности:

– метод анализа творчества;

– биографический метод.

 

1.2. Психика и сознание человека

 

Вся материя обладает свойством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия внешней среды. Существует три основные формы отражения:

– психическая – как ответная реакция живого организма на раздражитель (на боль, музыку);

– физическая (отражение звука, света, радиолокационного сигнала);

– физиологическая (поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем).

Психика связана прежде всего с работой мозга. А в основе работы мозга лежит рефлекс (отражение). Раздражители, идущие из внешней среды или от внутренних органов, превращаются рецепторами органов чувств в специальные сигналы сообщения. Сигналы сообщения от рецепторов воспринимаются мозгом (центральное звено). Процессы возбуждения и торможения порождают здесь такие психические процессы, как ощущения, чувства, мышление и т.д. В результате на выходе центрального звена сигналы сообщений превращаются в командные.

В центральном звене психики формируется также образ желаемого результата действия. Этот образ опережает сам результат, предваряет его, выступает в качестве своеобразной модели желаемой действительности. Без опережающего отражения человек не может организовывать, планировать и последовательно выполнять намеченные им действия.

Таким образом, психика позволяет вначале выстроить программу действий, перебрать приемлемые варианты, принять соответствующее решение, а затем начать действовать, оценивая текущие результаты. Именно эта сторона психики удовлетворяет потребность в активном преобразовании мира. Это дает возможность рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу.

Теперь можно дать более точное определение психики. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении объективного (реального) мира и регуляции своей внутренней среды и своего поведения при изменении внешних условий обитания.

Все, что человек видит, слышит, ощущает, испытывает и чувствует, составляет его психическую реальность. Она может и не соответствовать объективной реальности окружающего мира, ибо, как было отмечено, психика «раскрашена» личностными особенностями индивида. В психической реальности выделяют:

– эндопсихику (часть психики, которая отражает внутреннее состояние организма и проявляется в эмоциях, потребностях, ощущениях голода и др.);

– экзопсихику (часть психики, которая отражает факторы внешней среды);

– интропсихику (часть психики, отражающая «свой собственный продукт»: мысли, волевые усилия, сны и др.). Сложность психики позволяет лишь условно выделить в ней какие-то структурные элементы.

В исследовании психических явлений важнейшим является вопрос: в чем состоят функции психики? Выделяют три основные функции психики: познавательную, регулятивную и коммуникативную.

Познавательная, или когнитивная, предназначена для построения внутренней модели окружающего мира с помощью процессов ощущения, восприятия, мышления и др.

Регулятивная определяет поведение индивида через потребности, цели, мотивы, чувства, эмоции.

Коммуникативная обеспечивает отношения между людьми в сфере деятельности и межличностных отношений через вербальные и невербальные средства общения.

Психика проявляется у человека в виде психических процессов, состояний и свойств.

Психические процессы – это форма существования психики. Выделяют три класса психических процессов: познавательные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мышление, воображение); эмоционально-волевые, или процессы психической регуляции, обеспечивающие особенности поведения и деятельности (чувственные переживания, волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений); коммуникативные, обеспечивающие взаимодействие людей.

Психические состояния представляют собой относительно устойчивый уровень психической деятельности (эмоции, чувства, воля, апатия, устойчивый интерес, творческий подъем, угнетенность и др.).

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека (направленность, темперамент, характер, способности).

В результате длительной эволюции материи у живых организмов появились и развились многочисленные биологические формы отражения: раздражимость (тропизмы), инстинкты, научение, интеллектуальные формы поведения и высшая форма отражения – психика.

Тропизмы – способ реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим воздействиям: движение организма под воздействием света, тепла, в направлении определенной физико-химической среды. Тропизмы можно назвать формой поведения простейших организмов. Если говорить о поведении животных, то принято выделять три основные формы поведения: инстинкт, навык и интеллектуальное поведение.

Инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения животных в ответ на сложные (комплексные) раздражители. Инстинкты состоят из ряда последовательно связанных друг с другом рефлексов. Инстинктивные действия животных бессознательны: животное не понимает, что оно делает (птица может высиживать деревянные яйца).

Более полное приспособление к меняющимся условиям жизни обеспечивают навыки – действия животного, сформировавшиеся и закрепившиеся в процессе его индивидуальной жизни. Навык формируется у животного методом проб и ошибок. Навыки – изменяющаяся форма поведения животных. Они могут существенно отличаться друг от друга. Одни из них по своему автоматизму приближаются к инстинктам, а другие – к индивидуальным проявлениям.

Интеллектуальные действия животного – такие действия, в которых на основе отражения сложных отношений между отдельными предметами животное решает задачи, с которыми оно ранее не сталкивалось.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», который позволяет не только отражать мир, но и преобразовывать его.

 

 

1.3. Сознание и бессознательное.

Механизмы психологической защиты

 

Что же стало толчком эволюции психики от простой раздражимости к сознанию?

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общественным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения. Вместе с двумя источниками поведения – наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида – возникает третий источник, который формирует человеческую деятельность, – передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования сознания.

Сознанию человека присущи следующие психологические характеристики:

1) рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика;

2) мысленное представление действительности, которое тесным образом связано с волей;

3) способность к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка знаковых систем.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Психика имеет две сферы: сознания и бессознательного. Тема бессознательного впервые свою научную концепцию получила в трудах З. Фрейда (конец XIX в.). В частности, З. Фрейд различал четыре уровня функционирования психики: бессознательное (как явления, воспроизводимые сознанием, но с помощью особых приемов); досознательное (как осознаваемое, но лишь при необходимости); сознание (как явления, поддающиеся волевой регуляции).

Было показано, что содержательная емкость не осознаваемых индивидом процессов превосходит емкость осознаваемой информации.

Неосознаваемое – это такие психические процессы и состояния, которые обусловлены поступающими воздействиями, но вместе с тем человек не отдает себе отчета в их влиянии. Они просто отражаются в его сознании. В сфере бессознательного выделяют ряд психических процессов и состояний:

– неосознаваемые автоматизмы – это действия, реализуемые человеком без контроля со стороны сознания (расширение зрачков при ощущении боли, периодическое мигание, перемещение ног при ходьбе и др.);

– неосознаваемые сопровождения сознательных действий (гримаса лица при глотании чего-то кислого, движения челюстей при резании ножницами и т.п.);

– неосознаваемые установки (априорная внутренняя установка следователя на виновность подследственного, неосознаваемое различие в оценке роста одного и того же человека, представленного студентам как профессор, доцент и ассистент (реальный опыт));

– невротические симптомы – сильные энергетические очаги полученных когда-то индивидом психических травм, проявляющих себя при похожих обстоятельствах (сильные обиды и унижения, перенесенные индивидом в детстве, вызывают у него впоследствии взрывы негодования, зачастую неадекватные текущей объективной ситуации);

– ошибочные акты. Непроизвольные забывания, описки, обмолвки могут быть результатом скрытых от сознания переживаний (муж случайно называет жену именем своей любовницы);

– «надсознательные» процессы (интуитивное решение задачи, появляющееся внезапно и не поддающееся анализу);

– измененные состояния сознания (ИСС). Они появляются в результате употребления психотропных веществ (наркотики, алкоголь, транквилизаторы, табак, кофе и др.), специальных психотехник и приемов (гипноз, медитация, патологические изменения сознания и др.). ИСС характеризуются качественным сдвигом в работе психики.

Сознание и бессознательное находятся между собой в постоянном взаимодействии. Между ними нет четких переходов и границ. Считается, что в обычных состояниях основные действия индивида постоянно находятся под контролем сознания. В измененных состояниях сознания инициативу перехватывает сфера бессознательного. Взаимосвязь сознания и бессознательного просматривается на феномене сновидений. Сон – особый вид активности человека. Во время сна человек сохраняет память, может размышлять, может перемещаться, может реализовывать намерения (пробудиться в желаемое время), может обучаться (иностранному языку), может выкрикивать имена людей и др.

По мнению З. Фрейда, во сне «внутренняя цензура» человека теряет бдительность и в сознание в виде сновидений попадает то, что не пропускалось им в период бодрствования. Вот таким образом сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни человека, тем больше его потребность во сне.

В жизни часто происходят случаи, когда мы не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать то реальное поведение, которое могло бы избавить нас от неприятных переживаний. Тогда включаются механизмы психологической защиты. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку в данный момент человек решить проблему не может. Но если с течением времени проблема не решается, то защитный механизм может стать препятствием для личностного роста.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью Анной. Остановимся на некоторых наиболее «работающих» психологических механизмах защиты.

Вытеснение. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его психику переживания, обстоятельства, сведения как бы исчезают из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.д.

Проекция. В этом случае те качества, намерения, чувства, присутствующие у человека, но по каким-то причинам неприемлемые для него, им приписываются другому. Так, недолюбливая кого-то и желая ему зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

Реактивные образования. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость и наоборот.

Замещение – защитный механизм, когда действие, направленное на какой-либо объект, вызвано другим недоступным объектом. К примеру, человек, не сумевший реализоваться в деловой сфере, начинает много времени уделять своему хобби.

Сублимация – это процесс, посредством которого побудительная энергия переводится в другое русло, направляется на желательные для человека формы деятельности, науку, искусство, культуру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.

Идентификация – защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу (положительному герою и др.).

Отрицание – процесс игнорирования травмирующих восприятий. К примеру, первой реакцией больного, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: «не верю, не может быть!» Это и есть основная формула механизма отрицания.

Рационализация – защитный механизм, основной функцией которого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. Вспомним басню И.А. Крылова «Лиса и виноград». Не сумев достать вкусных ягод, лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Какие вопросы исследует и разрабатывает психология?

2. Назовите основные этапы развития психологии.

3. Нарисуйте структурную схему классификации методов психологического исследования.

4. Возможно ли полное познание внутреннего мира человека на основе рассмотренных методов? Докажите свою точку зрения.

5. Назовите основные функции психики.

6. Назовите психологические характеристики сознания.

7. Опишите уровни психики по З.Фрейду.

8. В чем сущность механизмов психологической защиты?

 

Л е к ц и я 2. Механизмы психического отражения

 

2.1. Ощущения и восприятие

 

В процессе человеческой деятельности происходит познание окружающего мира, т.е. его отражение.

Каким же образом происходит отражение мозгом окружающего мира? Мозг непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей действительности и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органов тела. Предметы и явления отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств.

Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Под ощущением понимают отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Существуют несколько видов ощущений.

Зрительные – это ощущения света с помощью глаза.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха.

Вибрационные ощущения позволяют реагировать на вибрацию предметов, ощущать ее ритмичность. Развиты у глухих и слепых.

Обонятельные ощущения связаны со способностью чувствовать запахи.

Вкусовые ощущения сигнализируют о мере пригодности пищевых продуктов для употребления.

Кожные ощущения (тактильные) дают знание о ровности и рельефности поверхности предметов, которые ощущаются при их ощупывании. Тактильные ощущения играют большую роль в восприятии формы, размера предметов, расположении их в пространстве.

Температурные ощущения сигнализируют о степени благоприятности окружения для жизнедеятельности, о здоровье человека.

Двигательные – это ощущения движения и положения частей тела.

Органические ощущения (голод, жажда и др.) появляются только тогда, когда в работе организма происходят сбои.

Осязательные ощущения – это сочетание кожных и двигательных ощущений при соприкосновении с предметами.

Ощущения равновесия отражают положение занимаемое нашим телом в пространстве.

Болевые ощущения имеют защитное значение: сигнализируют человеку о неблагополучии в его организме.

Каждый тип ощущений дает свою специфическую информацию, но в то же время имеются и общие закономерности, характерные для всех видов: пороги ощущений, адаптация и взаимодействие, контраст и синестезия.

Нижний абсолютный порог ощущений – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний абсолютный порог – это максимальная величина раздражителя, воспринимаемого адекватно, без болевого ощущения.

Различительный порог – минимальное изменение силы раздражителя для восприятия его как неравного.

Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к тем или иным условиям. Эта способность называется адаптацией ощущений (привыкание к темноте и др.).

Анализаторные системы довольно успешно взаимодействуют между собой.

Ослабление одних раздражителей ведет к росту чувствительности других. Повышение чувствительности в результате взаимодействия

или появления других раздражителей называется синестезией. Например, у некоторых людей музыка вызывает цветовые ощущения, отдельные из которых в свою очередь влияют на температурную чувствительность.

Непосредственно контактируя с окружающим миром, человек получает информацию не только об определенных свойствах и качествах объектов или явлений, ощущая их, но и о самих предметах как целостностях. Целостное их отражение человеком характеризует процесс чувственного познания – восприятие. В результате восприятия возникают субъективные образы предметов – представления. Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Около 90 % информации нам поставляют глаза.

Мы остановимся более подробно на сложных видах восприятия, к которым относится восприятие времени и пространства.

Воспринимая пространство, т.е. удаленность предметов от нас и друг друга, их форму и величину, человек основывается на зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущениях.

Date: 2015-10-19; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию