Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Методологические основы менеджмента





 

Как любая деятельность, М осуществляется в соответствии с определенными принципами – общие закономерности, устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Факторы, определяющие закономерности управления: существующие способы производства, уровень развития производительных сил, формы собственности и степень ее рассосредоточенности в кампаниях, состояние культуры как универсального отношения к миру, полнота отражения всех сторон управления, открытость системы принципов, т.е. возможность дополнений, изменений в ходе их применения.

Целостность. Определяет необходимость представления организации как целостной социально-экономической системы.

Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход связан с необходимостью тщательной проработки решений в условиях сложного современного хозяйствования фирмы. Фактор неопределенности функционирования и развития социальной системы превращает управление также и в искусство.

Целенаправленность. Приоритет целевой ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.

Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. С другой стороны, поскольку имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

Последовательность. Все управленческие действия осуществляются в строго определенном порядке, как во времени, так и в пространстве. В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повторяться через определенные промежутки времени (например, контроль, составление бухотчетов).

Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производственных и хозяйственных процессов.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Устанавливает рациональное разделение управленческих процедур и решений на основе делегирования полномочий и ответственности менеджера.

Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Избыток прав приводит на практике к произволу; недостаток – парализует деловую активность и инициативу.

Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности. Оно поддерживается с помощью материального поощрения, представления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Демократизация. Предполагает участие всех сотрудников в управлении, а также направленность управления на человека, а потом уже на дело, которому он служит.

Принципы менеджмента и особенности организации учитываются при выборе методов управленческой деятельности. Методы менеджмента – система приемов, способов решений различных управленческих задач с целью обеспечения эффективности развития организации.

По типам управления методы делятся на: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

1. Организационно-административные методы основаны на прямых директивных указаниях, обязательном подчинении исполнителей и нижестоящих подразделений руководителям и вышестоящим органам, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия (описаны в первых моделях классического менеджмента). Организационное воздействие на исполнителей осуществляется в виде:

Ø организационного регламентирования, т.е. оно носит черты правовых норм, обязательных для всех исполнителей и подразделений. Большинство актов регламентирования разрабатываются на предприятии, и утверждается его руководством, что создает возможность своевременного внесения изменений в структуру управления по мере изменения структуры производства;

Ø организационного нормирования. Предполагающего разработку и использование нормативов, определяющих меру и границы развития определенных процессов, например, установление штатов подразделений, определение размеров премий за те или иные результаты;

Ø организационно-методического инструктирования, включающего в себя разработку разного рода инструкций, указаний, рекомендаций, нормативов и других актов организационного воздействия на коллектив.

Основными видами административного воздействия являются: приказ, распоряжение – требование руководителя к подчиненным решить какой-либо отдельный вопрос; постановление, т.е. совместное решение администрации предприятия и общественного органа.

Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя. Его главный недостаток – ориентация исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощрение исполнительности, а не инициативы. Сегодня чисто административные методы себя изживают.

2. Экономические методы. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных решений и принятии на себя ответственности за их результаты. Они начали внедряться в начале 20 в. во много благодаря усилиям Ф.Тейлора. Эту группу методов составляют:

Ø Планирование. С его помощью определяются на предстоящий период цели коллектива, пути и средства их достижения. Подразделяется на перспективное и текущее. Может осуществляться различными методами, например, программно-целевой метод планирования. Он включает в себя: определение проблемы и анализ ее исходного состояния; формирование комплекса целей; разработку перечня мероприятий по их достижению; анализ возможных вариантов осуществления программы и выбор наиболее эффективного; назначение руководящего органа по осуществлению принятой программы. Для планирования ряда работ, выполняемых коллективом предприятия, используется сетевой метод. Его положения: планируемый процесс делится на составные элементы; строится сетевой график, на котором моделируется весь процесс изготовления…выполнения…создания… На его основе определяется продолжительность всей работы, выявляются резервы для ее сокращения и дается обоснование общего срока осуществления заданной программы. Новым видом планирования является разработка бизнес-планов. Он способствует выработке у менеджеров навыков предпринимательской деятельности, служит обоснованием для получения долгосрочных капитальных вложений (инвестиций).

Ø Бюджетный метод управления. Его основу составляют: совокупность предвидений (прогнозов), характеризующих условия, при которых будет осуществляться деятельность предприятия, и дающих предварительное представление об основных статьях его доходов; систематическое (ежемесячное) сопоставление результатов фактически достигнутых с намечавшимися; быстрое сообщение об отклонениях работникам, непосредственно отвечающим за тот участок работы, где произошли отклонения. При этом менеджеры используют бюджет как основной инструмент для наиболее прибыльного ведения дела. На предприятии может разрабатываться несколько бюджетов: общий (бюджет затрат на производство и бюджет рабочей силы), бюджет сбыта, снабжения, бюджет косвенных расходов, бюджет капитальных вложений, бюджет денежных расходов. Успешное использование данного метода управления предполагает наличие хорошо организованной бухгалтерской службы.

Ø Хозяйственный расчет. Его основные принципы: закрепление за отдельными подразделениями необходимых средств производства; предоставление каждому из них определенной самостоятельности; установление внутренних расчетных цен; систематическое подведение итогов; материальная ответственность за результаты; материальное поощрение работников каждого подразделения за результаты. Наилучшие результаты при полном хозрасчете. Одна из хозрасчета – коллективный подряд. Подрядный коллектив в подразделениях может формироваться из специалистов, служащих, но необходимо, чтобы результат их совместного труда выражался в форме готового продукта или его законченной частью. Высшей формой хозрасчета является аренда. Она предусматривает передачу собственником своего имущества нанимателю (арендатору) на возмездной основе во временное пользование для самостоятельного ведения той или иной деятельности. Основной документ – договор. Специфическая форма аренды – лизинг, при которой происходит передача в чье-либо пользование оборудования, технических средств.

Ø Самофинансирование – способ хозяйствования, при котором коллектив предприятия покрывает за счет своих доходов все текущие затраты. Оно является основой самоокупаемости, при этом отражает самоокупаемость только хозрасчетных средств коллектива данного предприятия. Основным источником развития предприятия в этих условиях является получаемый им доход, при этом все достижения и потери непосредственно сказываются на уровне этого дохода.

Ø Ценообразование – установление цен с учетом действия экономических законов, интересов хозяйственной политики и предпринимательства. Известны два основных подхода – затратный и рыночный. При затратном основу установления цены составляют производственные затраты, при рыночном – конъюнктура рынка. По степени свободы: жесткофиксированные или твердые цены (устанавливаются органами ценообразования); регулируемые цены (государственными органами); рыночные.

3. Социально-психологические методы. Сформировались в 20-х гг. 20 столетия. Их группу составляют: выявление индивидуально-психологических особенностей членов коллектива и их учет в процессе управления; установление благоприятного социально-психологического климата; развитие активности и инициативы его членов; формирование, сохранение и развитие традиций и обычаев предприятия; применение различных форм морального поощрения; формирование правильного стиля руководства; планирование социального развития коллектива. Для этого необходимо службе менеджмента предприятия грамотно применять социологические исследования (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение документации и т.д.).

В современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые методы управления. Их суть в том, что деятельность работников регулируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий.

 

  Административные (принуждение) Экономические (побуждение) Социально-психологич. (побуждение)
Основа применения Угроза наказания Возможность увеличить доход Достижение психологического контроля
Подходы к реализации Жесткие Адаптивные к ситуации Адаптивные к личности
Требования к субъекту Исполнительность, организованность Профессионализм Профессионализм, умение работать в команде, инициативность
Характер информации Количественная, детерминированная Количественная, стохастическая Комплексная

 

 

Литература

 

& Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. – Киев, 1990.

& Дейнеко О.А. Методологические проблемы науки управления производством. – М., 1971.

& Егоров Ю.Л. Исследование систем управления: Учеб. пособие. – М., 1997.

& Крымов С.М. Методологические основы менеджмента: Учеб. пособие. – Томск, 2002.

& Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М., 1991.

 

Date: 2015-10-19; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию