Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8. Маркетинг в управлении организацией
В широком смысле маркетинг рассматривается как своеобразная философия бизнеса, нацеленная на обеспечение конкурентоспособности деловой структуры. В узком смысле он представляет собой деятельность по разработке и осуществлению мер воздействия на рынок производимых товаров или услуг и одновременно по приспособлению к его запросам. С управленческой точки зрения выделяют следующие разновидности маркетинга. Стратегический маркетинг выявляет путем анализа окружения потенциальные рынки, тенденции их развития, основных конкурентов; осуществляет разработку и реализацию стратегий, составление бизнес-планов, постановку практических задач. Все это помогает фирме приспособиться к неопределенности рыночной ситуации. Оперативный маркетинг обеспечивает рост текущих продаж за счет заключения выгодных сделок, контроля дилерской и дистрибьюторской сети, интенсификации рекламы, улучшения качества продукции. Тотальный маркетинг ориентирован на привлечение во внерабочее время за материальное и моральное поощрение максимального числа работников фирмы к деятельности в качестве сбытовых агентов. Многоуровневый (сетевой) маркетинг обеспечивает сотрудникам фирмы возможность собственной сбытовой сети и ее быстрый рост.
Основными функциями маркетинга являются: 1) аналитическая, состоящая в изучении внешней ситуации, рынка, конкурентов, посредников, покупателей, их нужд и запросов; 2) прогностическая, с помощью которой можно сделать предположение об изменениях, предпочтениях потребителей и возможном поведении конкурентов; 3) производственная, способствующая разработке новых товаров, управлению их качеством и конкурентоспособностью; 4) сбытовая, «ведающая» организацией системы товародвижения, сервиса, проведением политики цен; 5) управленческая, связанная с планированием, организацией, контролем и т.д. маркетинговых мероприятий.
Управление маркетингом решает следующие задачи: · Отбор целевых рынков и их отдельных сегментов; · Формирование условий увеличения производства, поддержания и расширения существующих, захвата новых перспективных рынков; · Выбор, разработку и продвижение новых товаров и услуг, соответствующих общественных потребностям, поиск для них рыночной ниши; · Предотвращение выпуска продукции, не пользующейся спросом; · Определение основ ценовой политики; · Рационализация системы и методов распространения товара, воздействия на посредников и потребителей; · Обеспечение экономного использования всех видов ресурсов; · Организация служб маркетинга, его планирование, контроль и проч.; · Формирование комплекса стимулирования спроса и сбыта, используемого для того, чтобы вызвать желательную реакцию клиентов; · Создание условий для социально ориентированной деятельности фирмы.
Управление разработкой товара
Под товарами понимаются объекты (материальные предметы, информация, услуги), предназначенные для продажи на рынке. Они различаются: По характеру потребления: длительного пользования, кратковременного пользования, услуги; По назначению: производственные и потребительские; По форме: - единичный товар; - товарная группа; - товар-объект, имеющий комплексный характер (напр. предприятие); - товар-программа (напр. бизнес-план); - интеллектуальный, наукоемкий продукт. Процесс управления товаром предполагает принятие решений о его концепции, марочном наименовании, ассортименте, упаковке, уровне сервиса, действиях на каждой стадии его жизненного цикла. Под концепцией товара понимается система ориентирующих базисных представлений предприятия-изготовителя о создаваемом продукте и его рыночных возможностях. Освоение новой продукции связано с риском, но при успехе может давать фирме большую прибыль и контроль над рынком. Чтобы новинка преуспела, она должна обладать желательными для потребителей параметрами, быть уникальной, а потребители – иметь информацию о ее характеристиках и выгодах, связанных с ее приобретением. Скорость признания продукции зависит от ее особенностей, соответствия усилий фирмы интересам покупателей. Важным объектом управления является жизненный цикл продукции – период ее появления до снятия с производства и прекращения продаж. Он состоит обычно из нескольких этапов, каждый из которых требует своей стратегии и тактики маркетинга. Этап выведения товара на рынок начинается с момента его поступления в продажу. Здесь происходит выбор наиболее перспективных заказчиков и надежных посредников; организация выставок-продаж, паблисити, что требует больших затрат времени и средств на рекламу и стимулирование. Сбыт в этот период растет медленно из-за нехватки мощностей, неотлаженности организации, настороженности потребителей, а прибыль невелика. Поэтому немного и конкурентов. Основная задача управления маркетингом состоит в том, чтобы сформировать ожидания потребителей и создать рынок для нового товара. На этапе роста продаж товар признается покупателями. Повышается его качество, налаживается реклама, что приводит, несмотря на падение цен, к увеличению прибыли. Цель управления маркетингом на этом этапе состоит в дальнейшем расширении ассортимента и повышения качества продукции, развитии рынков сбыта путем маневрирования ценами, интенсификации рекламы и проч. Этап зрелости характеризуется замедлением и стабилизацией темпов сбыта, падением прибыльной продукции. Конкуренция достигает максимума, поэтому начинаются модернизация производства, расходы на которую могут достигать 50-60% всех затрат; модификация рынка (поиск новых потребителей); улучшение характеристик, качества, оформления товара; оптимизация ассортимента; совершенствование комплекса маркетинга (снижение цен, интенсивная реклама, стимулирование продаж, приверженности товару и др.). На этапе спада производство, сбыт и прибыль резко сокращаются из-за насыщения спроса, появления новых товаров и технологий, изменения вкусов. Продажа товара в этих условиях связана с растущими затратами на рекламу и стимулирование, что часто приводит к убыткам. Здесь возможны (хотя и не для всех товаров) три альтернативы: · Сократить производство и сбыт; · Оживить продукт, изменить его упаковку, способы продаж и др.; · Полностью прекратить выпуск нерентабельной продукции.
Управление сегментацией рынка и позиционированием товара
Под сегментацией рынка понимается выделение групп потребителей, объединенных какими-либо общими признаками. Такие группы получили название рыночных сегментов. Выделяются следующие основы сегментации рынка потребительских товаров: § Социальные (национальность, возраст, пол, семейное положение, культура, принадлежность к той или иной группе, потребности); § Экономические (доходы, возможность получения кредита, уровень потребления, льготы); § Географические (местонахождение, особенности климата); § Психологические (отношение к новому, рекламе, покупке, здоровью, престижу, риску и др.), что во многом зависит от возраста и пола; § Потребительские (чувствительность к цене; значимость расхода для бюджета; рациональный или эмпирический способ выбора; удовлетворение от совершения покупки; предпочтения; качество и совместимость с имеющимися товарами; простота замены). Управление процессом сегментации состоит в принятии решений о количестве сегментов, их конкретном перечне, маркетинговых стратегиях на определенном сегменте рынка. Сегодня важно не только определить для себя рынок или его сегмент, но и отыскать на нем нишу, где фирма в состоянии обеспечить себе лидерство и возможности быстрого роста. Ниша может быть вертикальной, охватывающей многие группы потребителей, и горизонтальной, обеспечивающей удовлетворение широкого набора потребностей. Выбор ниши и определение места товара на рынке по отношению к другим товарам, обеспечивающие необходимую конкурентоспособность, называются позиционированием. Оно является логическим продолжением сегментирования и осуществляется по одному или нескольким признакам (цена, дизайн, скидки, обслуживание и проч.). Позиционирование требует изучения потребностей покупателей, восприятия ими предлагаемых продуктов, положения последних по сравнению с конкурирующими. Возможны два варианта позиционирования: рядом с конкурентом (с последующей борьбой) и создание товара, не имеющего аналога. Части рынка, которыми по то или иной причине пренебрегают, называются рыночными окнами. Организация процесса товародвижения
Под товародвижением понимается деятельность по реализации товаров и перемещению их от производства к потребителю. Целью управления товародвижением являются обеспечение их доставки в нужное место в установленные сроки с наименьшими затратами, определение схемы взаимоотношения субъектов внутри канала, характера связи между поставщиками и потребителями. Товародвижение осуществляется через каналы – совокупность фирм и физических лиц, передающих продукты и права собственности на них от производителя к потребителю. Каналы могут образовывать вертикальные и горизонтальные маркетинговые системы. Вертикальные системы, где все участники зависят друг от друга, могут быть двух типов. 1 тип – корпоративные – находятся под контролем одного владельца (включают предприятия оптовой торговли самих производителей, сбытовые отделения, реализующие и хранящие товары, и сбытовые конторы). 2 тип – договорные – управляются мощной головной фирмой (производственной, оптовой, розничной), которая планирует программу маркетинга и распределяет ответственность между остальными участниками. Горизонтальные системы объединяют независимых посредников. Это могут быть: 1) коммерческие торговые организации, приобретающие вместе с продукцией право собственности на нее; 2) брокеры, сводящие покупателей и продавцов, и агенты, представляющие интересы тех и других на долгосрочной основе.
Управление контактами с потребителями
Воздействие на потенциального потребителя включает в себя шесть последовательных этапов: осознание, знание, благожелательное отношение, предпочтение, убеждение, покупка. Комплекс маркетинга, ориентированный на контакты с потребителями, состоит из четырех элементов: рекламы, пропаганды (распространения общих сведений об организации), личных продаж (устного представления товара в беседах с потенциальными покупателями), стимулирования сбыта (напоминание о фирме и ее товарах с помощью выставок, презентаций и др.). Под рекламой понимается деятельность по привлечению внимания потребителей к товару или услуге конкретного производителя, посредника, продавца. Она характеризуется экспрессивностью и обезличенным воздействием, многократным повторением обращения. По направленности реклама бывает увещевательной (формирует избирательный спрос), информативной, сравнительной, напоминающей, подкрепляющей. Управление рекламой состоит, прежде всего, в выборе ее направленности и способов распространения. Таковыми могут быть: § прямое обращение (по почте, лично); § печатные издания (газеты, журналы, проспекты, каталоги, буклеты); § электронные носители (телевидение, Интернет); § наружное размещение на транспортных средствах и уличных щитах; § действия торговых агентов; § раздача специальных сувениров. Критерием выбора каналов распространения рекламы является минимизация затрат на один рекламный контакт с потенциальным покупателем. С рекламной практикой тесно связаны паблик рилейшнз (система некоммерческих контактов с общественностью) и паблисити (пропаганда). Их задача – формирование благоприятного мнения о продавце или производителе продукции среди потенциальных клиентов, доверия к фирме, ее деятельности, руководству, товару. Личная продажа с помощью торговых агентов особенно эффективна на стадии формирования покупательских предпочтений, а также при заключении сделок. Это обусловлено ее индивидуальным характером воздействия, эмоциональностью, способствующей ответной реакции и установлению более тесных отношений. Стимулирование сбыта осуществляется по отношению к потребителям и посредникам с целью распространения среди них необходимой информации и побуждения к сделкам. Для этого используется целый набор средств воздействия: купоны, дающие право на скидки; уступки, льготы; премии за победу в конкурсах; показы, демонстрации, экспозиции и др. Но эффект от них обычно кратковременен, и для формирования устойчивых предпочтений они не годятся. Кроме того, интенсивное стимулирование сбыта может ухудшить образ фирмы.
|