Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика ученого и социальная ответственность проектировщика





К области этики относятся понятия «благо» и»зло», «ответственность, «справедливость, «свобода», сквозь призму которых можно рассматривать развитие техники. Речь идет о нравственной оценке использования техники, о последствиях такого использования, о моральной оправданности приложения человеческих усилий для развития техники, о противоречии между должным и сущим. Ряд идей относительно нравственно оправданного развития и применения техники был выдвинут русскими философами.

С наибольшей масштабностью проблема «техника и этика» была выражена в оригинальном социально-философском учении Николая Федоровича Федорова (1828 – 1903) внебрачном сыне князя Гагарина. Ключевую роль в преобразовании общества согласно нравственным идеалам философ отвел технике, основанной на науке. Считая, что «полная добродетель состоит в соединении нравственности со знанием и искусством» (а техника и есть искусство, умение) Федоров оценивает как благо или зло, в зависимости от того, каким целям оно служит. Он выступил против распространенного в его время представления, что техника позволяет человеку господствовать над природой. «Взять ведро воды и, обратив его в пар, заставить работать – это не значит победить природу. Это не значит одержать победу и над ведром воды». Им было отмечено, что технические достижения используются для удовлетворения пустых прихотей, истощая природные ресурсы. Техника закрепляет и усиливает рознь между людьми, а военная техника служит самоистреблению человечества. Небезопасна для людей и техника, используемая в мирных целях. Н. Федоров мечтал поставить науку и технику на службу «общему делу», которое соединит все человечество. «Общее дело» объединило бы все человечество в борьбе с основным злом, со смертью. Философ имел в виду смерть уже умерших, смерть тех, кому ещё только предстоит умереть, а также и смерть природы, отравляемой человеком.

Морально оправданным будет такое развитие техники, которое позволит обеспечить людей продовольствием, приведет к «восстановлению жизни». Увеличение населения Земли, которое значительно ускорится вследствие воскрешения умерших, потребует выхода за земные пределы, освоения космических пространств и их заселения. Нравственность должна быть распространена не только на личности, общество, но и на всю природу. Задача человека – морализовать все естественное, обратить слепую силу природы в орудие свободы. Смерть есть торжество силы слепой, а всеобщее воскрешение будет победою нравственности. Н. Федоров составил программу образования для К.Э. Циолковского, от которого до С.П. Королева и до Ю.А. Гагарина – два шага.

Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) сосредоточил внимание на изначально положительном характере техники как моменте труда и хозяйства. Технологическая деятельность понимается С. Булгаковым как хозяйственная, тесно связанная с деятельностью научной. Нравственное измерение хозяйственной деятельности С. Булгакова было созвучно идеям Ф. Дессауэра о технике как реализации человеком Божественной идеи, а также взглядам М. Хайдеггера на технику как на становление высших возможностей бытия посредством людей. С. Булгаков считал необходимым «христиански осмыслить и облагородить» процессы индустриализации и урбанизации. При этом наилучшей хозяйственной формой была бы, по его мнению, та, которая «наиболее обеспечивает личную свободу как от природной бедности, так и от социальной неволи». 10.

Анархист Алексей Алексеевич Боровой (1875 – 1935) считал, что высокоразвитая техника позволит отдельному человеку собственными силами производить целиком тот продукт, в котором он нуждается. Человек в таком случае станет самодовлеющей хозяйственной единицей. Техническое бессилие отдельных личностей сменится полным техническим могуществом. Такого рода техника создаст предпосылки для «уничтожения всяких внешних организаций, всяких принудительных учреждений». 11.

Советские мыслители исходили из того, что социалистическое общество способно осуществлять развитие техники только морально оправданным образом. Однако в 70-80-е годы все чаще ставились вопросы об ответственности, в том числе и моральной, тех, кто вызвал экологические последствия.

 

Задание для отработки практических навыков. Охарактеризуйте этические проблемы, которые актуальны для технической сферы, которой Вы занимаетесь.

Самостоятельная работа магистрантов по усвоению материала темы:

Ø Ответ на вопросы, находящихся в методических рекомендациях по усвоению материалов.

Ø Выполнение заданий, предусмотренных на практических занятиях, или подготовка к ним.

Ø Пересмотр и дополнительное прочтение конспекта лекций для подготовки к соответствующим зачетным вопросам.

Date: 2015-10-19; view: 1138; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию