Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 3.3 Социокультурные основания инженерной деятельностиУчебные вопросы: 1.Социокультурное понимание техники. 2.Техника в теориях постиндустриального и информационного общества. 3.Феномен технократизма 4.Этика и ответственность инженера. Оценка техники.
Изучив тему, магистрант должен: знать особенности социокультурного понимания техники; уметь анализировать различные аспекты технократизма владеть навыками оценки техники как социально-культурного феномена. Методические рекомендации по изучению темы. При освоении темы необходимо: þизучить учебный материал по рекомендуемой литературе: & Попкова Н. В. Антропология техники: становление / Н. В. Попкова. – М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2009. – 370 с. & Репинский С. М. Физика. Антология современного естествознания. Как выглядит атом: уч. пос. для вузов / Репинский С. М. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. - 882 с. & Светлов В. А. История научного метода / В. А. Светлов. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2008. – 700 с. & Степин В. С. Философия науки: учебник для системы послевузовского профессионального образования / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2008. – 382 с. & Тавризян Г. М. Философы ХХ в. о технике и технической цивилизации / Г. М. Тавризян. - М: РОССПЭН, 2009. - 216 с.
þ акцентировать внимание на понятиях «технократизм», «инженерная этика»; þ принять участие в дискуссии на практическом занятии; темы для докладов: þ ответить на контрольные вопросы: 1.Каковы социокультурные основания инженерной деятельности? 2.Что такое этика учёного? Какова специфика этики учёного технического профиля? 3.Что такое «этика инженера»? Каковы её основные нормы, принципы и ценности? 4.В чем заключается сущность гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования?
þ выполнить тест по теоретическому материалу лекции. Примерные задания тестового контроля:
1. Социокультурные черты техники проявляются в том, что … а) она есть средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой б) она есть средство, изменяющее самого человека в) она есть фактор, изменения общества
2. Социокультурный смысл техники как ценности может рассматриваться как… а) объект, знание, процесс изобретения б) искусность и мастерство; в) расширение человеческих возможностей г) информационное пространство 3. Техника служит расширению человеческих возможностей и служит средством реализации природных задатков в аспекте … а) социокультурной ценности б) совершенствования способа деятельности в) степени развития человека г) реализации воли к власти 4. Социокультурными предпосылками возникновения техники являются… а) общее социокультурное развитие б) наличие общих представлений о мире в) уровень развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры г) изобретательская деятельность 5.Средство передачи знаний и вообще обмена сообщениями разного статуса, позволяющее осуществлять социокультурные функции, называется … а) техническая среда б) экономическая среда в) информационная среда г) инженерная среда
$ Справочный материал В инженерных союзах наметились сегодня серьезные изменения. Последние социологические исследования показывают, что инженеры стали проявлять явный интерес к общим социальным и политическим вопросам, которые требуют, конечно, еще четкого выражения и дополнительной внепрофессиональной их подготовки. В целом из результатов социологических опросов следует, что желательно явное повышение нетехнических предметов в обучении инженеров. Ведущие инженеры-машиностроители с высоким чувством ответственности выступают в большинстве случаев в защиту модели обучения, которая ориентирована на включение в учебный процесс до 30% нетехнических курсов, в особенности по общественным, юридическим, политическим, даже моральным, а также системно-теоретическим вопросам. Это программное представление соответствует новому повышению роли и значения менеджмента и управленческих функций в инженерной среде. Обучение должно, кроме того, быть ориентировано на проблемы социальной оценки техники и гуманной направленности инженерной деятельности на общее благо. И модель «технократического государства» Шельски, и рациональная философия техники фактически пренебрегли политическими, содержательно-социальными факторами и историческими условиями. Разносторонняя философия техники должна поэтому разрабатываться совместно социологами техники и представителями технической интеллигенции. При этом необходима приближенная к практике междисциплинарная работа ответственных политиков, хозяйственников, инженеров и специалистов-ученых, представителей социальных и информационных наук, экономистов и генералистов. Необходимо также внесение критических корректив со стороны философов-универсалистов. В англосаксонских странах проблема этики уже стала подобной индустрии роста - как экономика в прошлые годы. У нас же эта проблема техники все еще дремлет. Только, пожалуй, в биомедицинских исследованиях недавно начали обсуждаться проблемы этики, но, к сожалению, лишь в виде подготовки рекомендаций так называемых «анкетных комиссий» по этике (например, по генной инженерии), а также несколько проектов законов. Еще не сформировалась действительно близкая к практике социальная философия техники; сами теоретические основы этой науки находятся пока у своих истоков. В этой области высшие школы сделали до сих пор еще очень и очень мало. Проблемы технического являются почти всегда одновременно социальными, даже социально-политическими проблемами. Это настолько важно, что нельзя допустить, чтобы данные вопросы обсуждались в рамках чисто назидательного обучения в одном ряду с второстепенными учебными предметами. Они не могут быть также отданы на откуп одним лишь представителям технических наук или только представителям социальных наук. Дискуссия о технократии грешит до сегодняшнего дня тем, что в ней принимают участие исключительно социологи и политологи. Философией техники занималось и занимается слишком мало философов и то лишь попутно. Этика инженеров в качестве самостоятельной теоретической дисциплины и практики фактически вообще не существует. Во всяком случае имеется лишь набросок основных направлений по этике инженера, выработанный рабочей группой Союза немецких инженеров. Необходимо сделать все возможное, чтобы в общественной дискуссии, в образовании и повышении квалификации технической интеллигенции социально-научные подходы, а также оценочные и целевые аспекты стали результативными. Только тогда станет возможным разумное равновесие между негуманностью механической административно-технологической диктатуры, с одной стороны, и катастрофой со снабжением, с другой. Речь должна идти не об отмене техники, а лишь о гуманизации технического прогресса. Гуманность почти никогда, однако, не является делом бескомпромиссных экстремальных требований, а всегда - разумной меры. Техническая интеллигенция не составляет никакой тайной секты, заговора экспертов для приобретения теневой власти. Заговор техников существовал по большей части лишь в головах критиков техники. Инженер, однако, не является магом всего, что может быть сделано. Природа, в конечном счете, не позволяет себя действительно перехитрить. Приспособление, интеграция, экологическая приспособляемость, учет системных взаимосвязей и даже ответственность за природу, за живые существа, зависящие от нашей воли, - все эти аспекты должны получить в будущем более четкое выражение. Разумные анализы и программы требуют и подчеркивают расширенную ответственность человечества вообще и инженеров в частности также за природу в целом и ее подсистемы, а также за иные биологические виды, помимо человека.
|