Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3.3 Социокультурные основания инженерной деятельности





Учебные вопросы:

1.Социокультурное понимание техники.

2.Техника в теориях постиндустриального и информационного общества.

3.Феномен технократизма

4.Этика и ответственность инженера. Оценка техники.

 

 

Изучив тему, магистрант должен:

знать особенности социокультурного понимания техники;

уметь анализировать различные аспекты технократизма

владеть навыками оценки техники как социально-культурного феномена.

Методические рекомендации по изучению темы. При освоении темы необходимо:

þизучить учебный материал по рекомендуемой литературе:

& Попкова Н. В. Антропология техники: становление / Н. В. Попкова. – М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2009. – 370 с.

& Репинский С. М. Физика. Антология современного естествознания. Как выглядит атом: уч. пос. для вузов / Репинский С. М. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010. - 882 с.

& Светлов В. А. История научного метода / В. А. Светлов. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2008. – 700 с.

& Степин В. С. Философия науки: учебник для системы послевузовского профессионального образования / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2008. – 382 с.

& Тавризян Г. М. Философы ХХ в. о технике и технической цивилизации / Г. М. Тавризян. - М: РОССПЭН, 2009. - 216 с.

 

þ акцентировать внимание на понятиях «технократизм», «инженерная этика»;

þ принять участие в дискуссии на практическом занятии; темы для докладов:

þ ответить на контрольные вопросы:

1.Каковы социокультурные основания инженерной деятельности?

2.Что такое этика учёного? Какова специфика этики учёного технического профиля?

3.Что такое «этика инженера»? Каковы её основные нормы, принципы и ценности?

4.В чем заключается сущность гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования?

 

þ выполнить тест по теоретическому материалу лекции. Примерные задания тестового контроля:

 

1. Социокультурные черты техники проявляются в том, что …

а) она есть средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой

б) она есть средство, изменяющее самого человека

в) она есть фактор, изменения общества

 

2. Социокультурный смысл техники как ценности может рассматриваться как…


а) объект, знание, процесс изобретения

б) искусность и мастерство;

в) расширение человеческих возможностей

г) информационное пространство


3. Техника служит расширению человеческих возможностей и служит средством реализации природных задатков в аспекте …


а) социокультурной ценности

б) совершенствования способа деятельности

в) степени развития человека

г) реализации воли к власти


4. Социокультурными предпосылками возникновения техники являются…

а) общее социокультурное развитие

б) наличие общих представлений о мире

в) уровень развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры

г) изобретательская деятельность

5.Средство передачи знаний и вообще обмена сообщениями разного статуса, позволяющее осуществлять социокультурные функции, называется …


а) техническая среда

б) экономическая среда

в) информационная среда

г) инженерная среда


 

$ Справочный материал

В инженерных союзах наметились сегодня серьезные измене­ния. Последние социологические исследования показывают, что инженеры стали проявлять явный интерес к общим социальным и политическим вопросам, которые требуют, конечно, еще чет­кого выражения и дополнительной внепрофессиональной их под­готовки. В целом из результатов социологических опросов следу­ет, что желательно явное повышение нетехнических предметов в обучении инженеров. Ведущие инженеры-машиностроители с высоким чувством ответственности выступают в большинстве случаев в защиту модели обучения, которая ориентирована на включение в учебный процесс до 30% нетехнических курсов, в особенности по общественным, юридическим, политическим, даже моральным, а также системно-теоретическим вопросам. Это про­граммное представление соответствует новому повышению роли и значения менеджмента и управленческих функций в инженер­ной среде. Обучение должно, кроме того, быть ориентировано на проблемы социальной оценки техники и гуманной направленности инженерной деятельности на общее благо.

И модель «технократического государства» Шельски, и раци­ональная философия техники фактически пренебрегли полити­ческими, содержательно-социальными факторами и историчес­кими условиями. Разносторонняя философия техники должна поэ­тому разрабатываться совместно социологами техники и пред­ставителями технической интеллигенции. При этом необходима приближенная к практике междисциплинарная работа ответст­венных политиков, хозяйственников, инженеров и специалистов-ученых, представителей социальных и информационных наук, эко­номистов и генералистов. Необходимо также внесение критичес­ких корректив со стороны философов-универсалистов. В англо­саксонских странах проблема этики уже стала подобной инду­стрии роста - как экономика в прошлые годы. У нас же эта проблема техники все еще дремлет. Только, пожалуй, в биомедицинских исследованиях недавно начали обсуждаться проблемы этики, но, к сожалению, лишь в виде подготовки рекомендаций так называемых «анкетных комиссий» по этике (например, по генной инженерии), а также несколько проектов законов. Еще не сформировалась действительно близкая к практике социальная философия техники; сами теоретические основы этой науки находятся пока у своих истоков. В этой области высшие школы сделали до сих пор еще очень и очень мало.

Проблемы технического являются почти всегда одновременно социальными, даже социально-политическими проблемами. Это настолько важно, что нельзя допустить, чтобы данные во­просы обсуждались в рамках чисто назидательного обучения в одном ряду с второстепенными учебными предметами. Они не могут быть также отданы на откуп одним лишь представителям технических наук или только представителям социальных наук. Дискуссия о технократии грешит до сегодняшнего дня тем, что в ней принимают участие исключительно социологи и политологи. Философией техники занималось и занимается слишком мало философов и то лишь попутно. Этика инженеров в качестве само­стоятельной теоретической дисциплины и практики фактически вообще не существует. Во всяком случае имеется лишь набросок основных направлений по этике инженера, выработанный рабо­чей группой Союза немецких инженеров. Необходимо сделать все возможное, чтобы в общественной дискуссии, в образовании и повышении квалификации технической интеллигенции социально-научные подходы, а также оценочные и целевые аспекты стали результативными. Только тогда станет возможным разумное равновесие между негуманностью механической административно-технологической диктатуры, с одной стороны, и катастро­фой со снабжением, с другой. Речь должна идти не об отмене техники, а лишь о гуманизации технического прогресса. Гуман­ность почти никогда, однако, не является делом бескомпромисс­ных экстремальных требований, а всегда - разумной меры. Техническая интеллигенция не составляет никакой тайной секты, заговора экспертов для приобретения теневой власти. Заговор техников существовал по большей части лишь в головах критиков техники.

Инженер, однако, не является магом всего, что может быть сделано. Природа, в конечном счете, не позволяет себя действительно перехитрить. Приспособление, интеграция, экологичес­кая приспособляемость, учет системных взаимосвязей и даже ответственность за природу, за живые существа, зависящие от на­шей воли, - все эти аспекты должны получить в будущем более четкое выражение. Разумные анализы и программы требуют и подчеркивают расширенную ответственность человечества вообще и инженеров в частности также за природу в целом и ее подсистемы, а также за иные биологические виды, помимо человека.

Date: 2015-10-19; view: 737; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию