Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опрос как метод сбора первичной социологической информации





Опрос – метод сбора социологической информации путем письменного или устного обращения социолога к респондентам с вопросами, содержание которых раскрывает изучаемую проблему.

Виды опросного метода: анкетирование, интервьюирование, опрос экспертов, социометрия.

Анкетирование является наиболее распространенным опросным методом. Его главным элементом является подготовленная анкета.

Структура социологической анкеты состоит из следующих блоков (групп) вопросов:

1) событийная информация;

2) оценка респондентами тех или иных явлений социальной жизни;

3) мотивы поведения респондентов и высказываемых ими оценок;

4) данные о личности респондента – пол, возраст, профессия, социальное положение (т.н. паспортичка).

По содержанию вопросы формулируемые в анкете подразделяются на следующие типы: а) вопросы о фактах; б) о мнениях; в) о знаниях; г) об оценках; д) о мотивах.

По логической направленности: а) основные вопросы; б) контрольные вопросы; в) вопросы-фильтры.

По характеру ответов или технике заполнения: а) открытые вопросы; б) закрытые вопросы; в) прямые; г) косвенные; д) альтернативные.

В зависимости от характера и способа объединения респондентов в группы существуют следующие варианты опросов: 1) раздаточный тип опроса; 2) почтовый опрос; 3) телефонный опрос; 4) прессовый опрос; 5) социометрический; 6) онлайновый (Интернет) опрос. Социометрический опрос – специфический метод опроса, применяемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах.

По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц выделяют: 1) массовый опрос; 2) индивидуальный опрос; 3) коллективный опрос; 4) экспертный опрос.

Интервьюирование (беседа с глазу на глаз) – один из методов опроса, используемый в качестве источника информации вербальное взаимодействие социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью. Структура интервьюирования: 1) выбор объекта (респондента); 2) определение места и времени интервью; 3) фиксация ответов опрашиваемых по проблеме; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Метод социометрии используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе определить его неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними, лидеров коллектива. Это метод структурного анализа коллектива.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д.

Выбираемые критерии должны:

· быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респондентов):

· предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

· четко обозначают границы групп

· каждому опрашиваемому выдают список групп, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

· респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

· на основе матрицы строится социограмма — графическое изображение схемы межличностных отношений.

На практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки явления трудно или невозможно выделить объект — носитель проблемы. Такие ситуации обычно связаны с прогнозом изменения социального процесса. Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшими критериями отбора экспертов являются род занятий и стаж работы, уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов — их компетентность. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками.

Date: 2015-10-19; view: 869; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию