Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативные неудачи





Несмотря на постоянную заботу об эффективности общения, человек часто встречается и с коммуникативными неудачами – то есть такими моментами, когда общение не удалось, его цель оказалась не достигнутой. Непонимание в общении может быть вызвано разными факторами: как языковыми, так и внеязыковыми (экстралингвистическими). Показателем коммуникативной неудачи является ответная реакция партнера по общению. Ее может вообще не быть (партнер не услышал сообщение, просто не пожелал общаться и др. причины); или же реакция может быть неадекватной по сравнению с ожидаемой (на вопрос ответили вопросом, вместо требуемого совета – игнорирующая пауза, от предложенной темы беседы - уклонились и пр.).

Коммуникативные неудачи классифицируют по разным основаниям: социально-культурным, психосоциальным и собственно языковым.

 

ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ КОММУНИКАТИВНЫХ НЕУДАЧ
1. К коммуникативным неудачам приводят различия во взглядах на мир (разные картины мира). Например, у разных народов традиции и обычаи различны. Приехавший в Японию должен знать, что в разговорах японцы всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю». Поэтому, назначая встречу на определенное время, можно услышать в ответ: «Ах, в три?», «Ах, в отеле?», что означает по-японски: «Я в это время не могу». У араба нельзя спросить о здоровье его жены, это будет воспринято как оскорбление. Если вы проводите деловое совещание с немцем, то надо спросить разрешение, чтобы что-то записать
2. Коммуникативная неудача может быть вызвана тем, что партнер по общению воспринимается не в той социальной роли, которую он на себя берет. Например, если кто-то что-либо приказывает, требует, он может услышать в ответ: «А по какому праву Вы так себя ведете?» или «Мал еще мне указывать!»
3. Коммуникативная неудача возможна при нарушении условий места и времени, различных фоновых помех (присутствие других людей и пр.). Реакция: «Поговорим об этом не здесь!», «Не стоит сейчас об этом упоминать!»
4. Коммуникативную неудачу провоцирует нарушение Принципа кооперации Г.Грайса и Принципа вежливости Дж.Лича. Возможные реакции: «Говори короче!», «Говори по существу!», «Не фантазируй!», «Помедленнее!», «Будь повежливее!» и пр.
5. Нарушение этикетных нормтакже ведет к коммуникативным неудачам: «Вы мне не тыкайте!», «Попрошу сменить тон!» и пр.
6. Неправильное прочтение речевого намерения говорящего: А.: «Зачем ты Машу позвала?». Б.: «Она тебе что, мешает?» (Вопрос осмыслен Б. как недовольство).
7. Незнание сути дела, отсутствие информации о положении вещей. А.: «Скоро брат приедет и поможет». Б.: «Но у тебя нет брата!». А.: «Не мой, а подруги».

 

 

СОБСТВЕННО ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ КОММУНИКАТИВНЫХ НЕУДАЧ
1. Многозначность (т.е. способность слова иметь несколько значений), свойственная языковым единицам, как правило, уточняется контекстом. При его отсутствии может возникнуть коммуникативная неудача. Именно этот прием лежит в основе многих анекдотов: Петька: «Василий Иванович! Белого (белогвардейца) привезли!». Чапаев: «А красного (вина) не захватили?»
2. Омонимия (близость слов по звучанию или написанию), паронимия (звуковая близость слов) также являются источником коммуникативных неудач: «Он теперь у нас драматичный актер». – «Не драматичный, а драматический!»
3. К коммуникативной неудаче приводит незнание значений слов: «Он его ударил в состоянии эффекта (вм. аффекта)»

 

Разновидностей коммуникативных неудач множество, именно поэтому говорящий должен постоянно следить за тем, как он говорит.

Date: 2015-10-18; view: 725; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию