Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Где живет наша психика





(о строении и функционировании мозга и центральной нервной системы)

Как человек думает и придумывает, запоминает и вспомина­ет, наблюдает и фантазирует? Эти вопросы занимали человече­ство на протяжении всей его истории Но до сих пор мы не можем точно ответить на них, несмотря на то, что ученые нако­пили огромную информацию.

Какие преимущества имеют организмы, обладающие психи­кой, в чем отличие животных, у которых наряду с «чисто» нерв­ными появились и психические процессы? Почему насекомые, не имеющие полноценной психики, стали тупиковой ветвью эво­люции, а млекопитающие, особенно высшие, заслужили титул братьев наших меньших и нашу любовь?

Ответ на эти вопросы нашел известный отечественный пси­холог П.Я.Гальперин. Анализируя поведение белого медведя, опи­санное полярником радистом Э.Кренкелем, он делает вывод: мед­ведь сначала действует как бы в своем воображении, «в плане образа» — психика позволяет ему видеть умственным взором белое поле, себя и свой предательски черный нос. И лишь потом он начинает действовать реально: прыгает к лунке, одновремен­но прикрывая лапой нос.

Ученик также видит умственным взором класс, учителя и себя во время опроса — довольного или огорченного.

Шофер, попав в аварийную ситуацию, не станет хаотически дергать за рычаги управления, повинуясь рефлексу и врожден­ной инстинктивной реакции. Он мысленно представит, что будет делать, оценит последствия, внесет коррективы, примет реше­ние и лишь потом начнет действовать.

Как видим, сложное, рациональное поведение, ведущее к успе­ху, есть результат внутренней психической работы, творчества, быстрого, но не подражательного стереотипного реагирования по шаблонам.

Преобразуя мир, сначала мысленно, а затем реально, чело­век, в частности, создает искусственные механизмы, которые решают некоторые интеллектуальные задачи. Но какими бы слож­ными ни были технические устройства, выполняющие интеллек­туальные задачи, они не имеют ничего общего с внутренним миром человека, с его психикой Сходство может быть чисто внешним, если речь идет о роботах. Психика есть свойство высоко организованной материи — живого тела. z= Психика человек отражает объективный мир, существующий независимо от воли и сознания человека. Как отражает? Субъективно. У каждого человека (субъекта) «свой» мир, сов­падающий, конечно, с миром других людей, иначе был бы полный хаос. Таким образом, объективный мир как бы «умно­жается» на его субъективное отражение в психике человека и можно сказать, что психика — это способ и аппарат уд­воения мира.

В психологии принято следующее определение психики: «Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и саморегу­ляции на этой основе своего поведения и деятельности». (Психо­логия. Словарь. — М., 1990.)

Чтобы понять закономерности человеческой психики, необ­ходимо посмотреть, где она «живет», «заглянуть» в нее. Так как психику долгое время называли душой, то считали, что она на­ходится в сердце. Люди до сих пор связывают с сердцем многие свои переживания, говорят: «Я люблю его всем сердцем», «От страха сердце в пятки ушло» или называют черствого, безжало­стного человека «бессердечным».

В настоящее время физиологи убедительно доказали, что все психические процессы сосредоточены в мозгу.

Вес мозга людей колеблется в среднем от 1 020 г до 1 970 г. Мозг мужчин весит на 100—150 г больше, чем мозг женщины. Если сравнить мозг человека и животных, то оказывается, что у человека он не самый большой. Так, среди животных самым большим мозгом обладают киты. У синего кита он весит 6 800 г, примерно в 5 раз больше, чем мозг человека. Вес мозга индийского слона около 5 000 г, северного дельфина белухи — 2 350, дельфина афалины — 1 735 г.

Но нужно учитывать не только вес мозга, но и вес подчинен­ного ему тела. Обычный кит — это 30 тонн жира, костей и мяса.

Слон весит около 3 тыс. кг, белуха — 300, а человек — всего каких-то 75 кг. То есть у человека 1 г мозга «командует» при­мерно 50 г тела, а у обычного кита — 5 кг, почти в 100 раз большим «хозяйством». Если взять китов-гигантов весом 100—150 т, изредка попадающихся в океане, то у них на 1 г мозга приходится свыше 20 кг тела — огромная нагрузка для нервных клеток. Поэтому сложность поведения зависит не от веса, а от
отношения массы мозга к массе тела.

Кит Лев Собака Обезьяна Человек

1/4000 1/540 1/250 1/100 1/50

Из приведенных данных видно, что первенство остается за человеком. У людей разных рас серьезной разницы в весе мозга нет. Средний вес мозга в граммах африканских негров 1 316, европейцев — 1 361, в том числе немцев — 1 291, швейцар­цев — 1 327, русских — 1 377 граммов. Вес мозга японцев — S 374, а бурят — даже 1 508 граммов.

А как узнать, сколько весил мозг у наших далеких предков? Величину головного мозга можно определить по размерам чере­па. У наиболее крупных современных человекообразных обезь­ян он невелик 440—510 см3. У первобытного человека объем черепа значительно увеличился по сравнению с обезьяной. У питекантропа он составлял 750—900, у синантропа — 915— 1 225 см3 (такой же объем черепа у современной женщины), у африканского неандертальца — 1 325, а европейского — 1610 см3. Наконец, кроманьонцы были по-настоящему башкови­тыми ребятами с объемом черепной коробки до 1 880 см3.

Далее размеры черепа не увеличиваются, а, наоборот, умень­шаются. Раскопки древнеегипетских пирамид дают возможность сравнить объем черепа фараонов на протяжении нескольких тысячелетий. Оказалось, что за какие-то 2—3 тыс. лет от царство­вания 1-й династии фараонов до 18-й объем черепа уменьшился с 1 414 до 1 379 см3 — примерно на кубический сантиметр каждые 200 лет. И у европейцев мозг значительно «усох» за последние 10—20 тыс. лет. Его объем у современного европейца составляет в среднем 1 446 см3.

Может, древние были умнее нас? Вряд ли, хотя им до всего нужно было доходить своим умом. Хочется надеяться, что умень­шение размеров мозга вызвано улучшением его конструкции и не сопровождается падением интеллекта.

Замечательный психолог А.Лурия в одной из самых удиви­тельных и гуманных книг нашей науки, которая называется «По­терянный и возвращенный мир», пишет:

«Как однородно и скучно выглядит мозг — этот высший про­дукт эволюции, этот орган, который получает, перерабатывает и хранит информацию, орган, который создает программы деятель­ности и регулирует их выполнение... Можно с уверенностью утверждать, что впечатление об однородности и такой невырази­тельности серой массы, которое мы получаем при первом рассмот­рении мозга, явно расходится с той невероятной сложностью и расчлененностью, которой в действительности обладает этот орган».

Мозг — основной орган психической деятельности челове­ка — это живая вселенная внутри нас. Как мы уже говорили, все мыслительные процессы происходят в мозгу. Мозг — ко­мандный пункт нашего организма и важнейшая часть нервной системы. Нервная система человека состоит из 3 отделов.1 похожа на сеть проводов, по которым поступают сигналы из мозга и в мозг.

1. Ц ентральная нервная система включает головной и спинной мозг и выполняет регулирующую функцию.

2. Периферическая нервная система состоит из нервов, пронизывающих разные части организма; она передает сигналы от центральной нервной системы к различным орга­нам и от органов к центральной нервной системе, т.е. выполняет связующую функцию.

3. М егетативная нервная система состоит из нервных узлов, расположенных во внутренних органах и вдоль спинного мозга, а центры вегетативной нервной системы разме­шены в различных отделах головного и спинного мозга. Вегета­тивная нервная система выполняет регулирующую функцию внутренних (сердца, легких, пищевода, желудочно-кишечно­го тракта, желез внутренней секреции).

В мозг по нервам передаются сигналы от всех органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи), которые «обслуживаются» пе­риферической нервной системой. В мозгу они «обрабатывают­ся», осмысливаются, затем мозг посылает ответные команды — нервные импульсы — в мускулы и в органы. Так вызывается смех, появляется аппетит, возникает половое влечение и т.д. (Ученые установили, что сигналы, поступающие в мозг и иду­щие из него, представляют собой слабые электрические разряды.)

Мозг также регулирует работу внутренних органов — серд­ца, желудка, легких и т.д.

Нервы или, вернее сказать, нервные клетки обслуживают мозг как посыльные: передают информацию всему организму — каждое сообщение в соответствующее место. Нервные волокна, по кото­рым проходят сигналы, похожи на современный телефонный кабель.

В организме человека функционируют совершенно независи­мо друг от друга три основных вида нервных клеток.

Клетки первого вида собирают информацию о запахах, вкусе, тепле, холоде, свете и боли из внешнего мира и передают ее другим клеткам. Клетки первого вида называются чувствитель­ными или сенсорными.

В низких формах жизни эти клетки располагаются на коже и прямо передают информацию во внутренние органы. Но у чело­века и других сложных организмов большая часть чувствитель­ных клеток находится в теле, они также могут получать «сооб­щения» с кожи при помощи тонких «антенн».

Клетки второго вида называются двигательными или мотор­ными. Они получают информацию от сенсорных клеток и реаги­руют на нее, посылая сигналы в разные отделы организма: мыш­цы и железы. Однако информация не сразу идет от сенсорной клетки к двигательной, а обязательно проходит через мозг, где она «переводится» в ощущения. Например, тепловой сигнал за­ставляет среагировать определенные мышцы, и рука отдергива­ется от горячего предмета.

Клетки третьего вида работают как связисты. Они передают сигналы в организме на большие расстояния, соединяют чувст­вительные клетки в одной части тела с такими же клетками в другой. Таким образом через специальные клетки нервной сис­темы мозг получает информацию обо всем, что происходит с организмом.

Строение мозга очень сложно, он состоит из многочисленных слоев или этажей нервных клеток — всего их 15 млрд. Это больше, чем людей на земном шаре. Величина клеток колеблет­ся от 0,005 до 0,05 мм. Они различны как по форме, так и по выполняемым функциям, но связаны между собой. Некоторые клетки имеют до 10 тыс. связей с другими клетками. В целом в коре головного мозга человека нервные клетки обеспечивают 10 в 10 000 степени связей. Недаром ученые сравнивают мозг чело­века с компьютером.

Клетки мозга — настоящие работяги, поэтому им постоянно требуется питание. Наш мозг пронизывает густая сеть кровенос­ных сосудов, по которым кровь разносит кислород во все клетки мозга. Если «порция» крови недостаточна, значит, мозг получает мало кислорода. В результате может наступить потеря сознания. Глубокий рефлекторный вдох уменьшает кислородное голодание мозга — сознание возвращается. Мозг — самый нежный и чувст­вительный орган. Мозг — единственный орган, который до сих пор еще не научились сохранять без притока свежей крови и пересаживать.

Не следует заниматься в душной комнате — быстро заболит голова, можно даже потерять сознание. Причиной внезапной, обычно непродолжительной, на несколько минут, а то и секунд, потери сознания — так называемого обморока — является острая недостаточность кровоснабжения головного мозга. При этом кровь оттекает от мозга во внутренние органы и вследствие этого у человека бледнеет лицо.

Возможно вы видели, как человек теряет сознание. Вот что произошло с одной девушкой, порезавшейся стеклом.

Несколько минут назад она была вполне здорова и вдруг по­веряла сознание, при этом она резко побледнела, зашаталась и, или бы ее не подхватили, упала бы. В таком состоянии она была 1—2 минуты, никак не реагируя на обращенные к ней взволнованные слова. Потом, глубоко вздохнув, открыла глаза и растерянно улыбнулась.

Свое самочувствие девушка описала так: «Было очень больно, затошнило немного, закружилась голова, зазвенело в ушах, все стало как в тумане, потемнело в глазах... А что было потом — не помню».

Обморок испокон веков служил источником суеверий. От уда­ра каменным топором терял сознание и первобытный человек. Люди, якобы, видели, как с выдохом душа улетала из его рта, а потом с глубоким вдохом возвращалась. Как же тут было не отождествить вдоха, души и сознания?

Недостаточное кровоснабжение мозга может быть вызвано разными причинами, например, болью, как в описанном случае. Иногда обморок является результатом резкого перераспределе­ния крови. Так может произойти, если долго лежавший человек стремительно встанет.

Обмороки наглядно показывают зависимость состояния со­знания от правильной работы мозга, а следовательно, и от усло­вий, в которых находится человек.

Примерно с 25-летнего возраста в мозгу человека ежедневно отмирает несколько десятков нервных клеток. После 40 лет это число возрастает до 100 тыс. Несложный расчет показывает, что к 90 годам человек может лишиться десятой части нервных клеток мозга.

А когда же мозг отдыхает? Только ночью, когда мы спим и в комнате темно, тихо. Но и тогда в мозгу есть «дежурные клет­ки», которые не «спят». А «ремонтники» следят за восстановле­нием того, что было утрачено за день. Вот почему мы утром просыпаемся свежими и отдохнувшими.

Главной частью головного мозга является кора. Это тон­кий — от 1,5 до 3 мм — слой клеток. Кора покрыта складками-бороздами, которые образуют'извилины. Благодаря им поверх­ность коры увеличивается и, соответственно, увеличивается ко­личество клеток — чем больше извилин, тем больше клеток. Поэтому иногда говорят, чтобы подчеркнуть глупость, несообра­зительность человека: у тебя полторы извилины, и те прямые.

В коре головного мозга находятся центры всех органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, речевой центр, центры памяти, воображения и т.д. Именно здесь происходит вся сложная психическая деятельность, все мыслительные процессы.

Многие, наверное, знают, что мозг делится на два больших полушария: левое и правое. Давайте подумаем, зачем у челове­ка два полушария мозга?

До недавнего времени ученые считали, что мозг такой же парный орган, как глаза, почки или легкие, и значительная часть функций одного полушария полностью соответствует функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины те­ла, а правое — за движения левых конечностей и все виды чув­ствительности слева. Функция левого полушария, связанная с процессом «говорения» (давно было замечено, что речь наруша­ется при повреждении только левого полушария), рассматрива­лась как единственное исключение.

Правое полушарие считалось «немым». Правда, врачи знали, что нарушение работы правого полушария при инсульте, опу­холи или травме ведет к ухудшению ориентации человека в про­странстве, искажает представление о собственном теле (боль­ные с параличом левых конечностей пытались встать или что-то взять левой рукой), затрудняет такие простые действия, как за­жигание спичек, застегивание одежды, ухудшает восприятие му­зыки.

Однако эти симптомы не позволяли сделать однозначное за­ключение о доминировании какой-то важной психической функ­ции правого полушария. zr7 Выявление различий между функциями полушарий мозга бы­ло такой же революцией в физиологии и психологии, как откры­тие деления атомного ядра в физике. Все началось со смелой операции, в процессе которой американский исследователь Р.Сперри, ставший впоследствии нобелевским лауреатом, рас­сек основные связи, соединяющие полушария у больного, стра­дающего эпилепсией. Разумеется, это было предпринято не с научной целью: предполагалось, что такое разьединение полу­шарий предотвратит появление судорог, распространяемых по всему мозгу и избавит пациента от сильных судорожных при­падков. Обнаруженные после операции общие закономерности работы мозга подтвердили, что левое полушарие обеспечивает человеку способность к речевому общению в устной и письмен­ной форме и свободному оперированию цифрами и математиче­скими формулами. Однако при функционировании только лево­го полушария человек не различает интонации и тембр голоса, нечувствителен к музыке, хотя реагирует на определенный ус­идчивый ритм в звуках, не может эстетически воспринимать произведения искусства.

Оказалось также, что если связи между полушариями разо­гнаны, то правая рука, управляемая левым полушарием, сохраняет способность к письму, но утрачивает навык не только рисо­вать, но даже перерисовывать довольно простые изображения, складывать из кубиков фигуру, не может наощупь выбрать из н1лкомых предметов один.

Зато со всеми этими заданиями легко справляется левая рука, подчиненная правому полушарию, но выбранный левой рукой предмет человек затрудняется назвать — правое полушарие почти не способно к «говорению».

Исследования на здоровых людях показали, что левое полушарие активизируется, когда человек выполняет задания, тре­бующие аналитического подхода, совершает простые арифмети­ческие действия, занимается словообразованием, составлением фраз. Об этом свидетельствует взор, устремленный вправо (мо­жете проверить это, понаблюдав за собой во время решения задачи, работы над сочинением).

Следовательно, левое полушарие оперирует словами, цифра­ми, формулами и другими условными знаками, а правое — обра­зами реальных предметов, отвечает за ориентацию человека в пространстве, за некоторые эмоциональные состояния, но плохо справляется с математическими задачами.

Кроме больших, есть еще и малые полушария головного моз­га — мозжечок. Большие и малые полушария очень похожи друг на друга. Поверхность мозжечка также испещрена складками и глубокими извилистыми бороздами. В разрезе он напоминает тугой кочан капусты. В центре — белая «кочерыжка», от кото­рой в обе стороны отходят «листья». Их белая сердцевина по­крыта слоем серого вещества. Это кора мозжечка. Мозжечок раз в 10 меньше больших полушарий, но благодаря глубине и извилистости борозд, покрывающих кору, площадь ее очень ве­лика. Она всего в 2,5 раза меньше, чем у больших полушарий. Какую роль играет мозжечок? Поддержание человеком или жи­вотным определенной позы, сохранение равновесия требуют очень точного распределения различных групп мышц. Буквально еже­секундно при малейших движениях головы или ног, дыхатель­ных движениях, сокращениях сердца происходит перекоордина­ция. Задача намного усложняется во время передвижения, при более значительных изменениях центра тяжести. Непрерывный расчет поправок на сопротивление среды, на перемещение цен­тра тяжести и так далее осуществляется мозжечком.

Мозжечок контролирует движения тела, координирует услов­ные рефлексы, работу органов чувств, управляет обменными про­цессами мозговой ткани и тем самым влияет на работу высших отделов мозга. Животные, у которых удалили мозжечок, стано­вятся истощенными и быстро утомляются, потому что обменные реакции без надлежащего контроля усиливаются. Каждое дви­жение приходится многократно повторять, так как сразу оно не получается. Значительно возрастает непроизводительный рас­ход мышечной энергии.

Мозжечок работает весьма интенсивно. Поток электрических импульсов из мозжечка передает во все органы команды об уси­лении или торможении их деятельности. Особенно развиты тор­мозные механизмы мозжечка. Каждая реакция мозжечка — от­вет на конкретные воздействия, которые испытывает организм в данный момент.

Не менее важные функции выполняет и другой орган цент­ральной нервной системы — спинной мозг. Спинной мозг распо­ложен в позвоночном канале и объединяет нервные стволы по­добно тому, как телефонный кабель — провода.

Каждый ствол имеет две пары нервных корешков: перед­ние — двигательные и задние — чувствительные. Чувствитель­ные корешки передают сигналы от кожи, мышц, внутренних органов в спинной мозг, а оттуда в головной мозг. Двигательные корешки передают сигналы от спинного мозга в разные участки тела.

Таким образом, спинной мозг является передаточным пунк­том наших рефлексов, но это не единственная его функция.

Верхний участок спинного мозга — медула — контролирует нервы, связанные со многими мышцами и железами внутренней секреции. Это очень важный центр, ответственный за работу сердца, легких, желудка.

Центральная нервная система отвечает за все наши осознан­ные действия и ответные реакции на внешние раздражители. Малейшее повреждение одной из частей нервной системы мо­жет вызывать тяжелый паралич.

Но не все действия нашего организма совершаются осознан­но. Некоторые жизненно важные органы работают самостоятель­но, без участия нашего сознания. Например, дыхание осуществ­ляется автоматически и не зависит от того, что мы делаем: сидим, ходим или спим. Биение сердца также является автоматическим действием.

Как осуществляются автоматические действия? Вспомните: на медицинском осмотре врач-невропатолог просил вас положить ногу на ногу, а затем ударял по коленке резиновым молоточком. Врач проверял наличие рефлекса, а более конкретно — специ­ального рефлекса, называемого коленным.

Что же происходит, когда молоточек ударяет по коленному нерву? Возбуждение передается от нервного окончания в спин­ной мозг, оттуда в головной, из головного мозга сигнал по двига­тельному нерву моментально передается мышцам ноги. Нога дергается, как будто вы пинаете что-то.

Такое действие является рефлекторным, т.е. автоматическим. Мы его не контролируем. К примеру, когда мы ложимся спать и закры­ваем глаза, это происходит по нашей воле, осознанно. Но если нам в глаз попадает соринка, то мы независимо от своего желания сразу зажмуриваемся. Это автоматическое движение и есть рефлекс.

Рефлекс можно охарактеризовать как ответную реакцию ор­ганизма на внешние раздражители при отсутствии нашего влия­ния на нее.

Более 90% всей действий, которые контролируются нервной системой человека, — рефлексы.

Многие неосознанные действия совершаются автоматически, регулируются другой нервной системой — периферической. Она пропускает через себя импульсы, идущие из центральной нерв­ной системы. Без периферической нервной системы наша жизнь была бы невозможна.

Эволюция животного мира связана с изменением и развити­ем мозга. На протяжении всего развития животного мира мозг и поведение как бы «идут рядом»: чем сложнее устроен мозг, тем сложнее поведение организма. Усложнение поведения связано с ориентировкой, анализом и приспособлением организма к изме­няющимся условиям жизни.

Мозг защищен от воздействия окружающей среды черепом, как орех скорлупой. Ведь любое повреждение мозга ведет к то­му, что резко нарушается поведение, а иногда наступает смерть.

Однако из правил бывают исключения и мозговая травма не всегда приводит к смертельному исходу.

В историю науки о мозге вошел необычный случай с желез­нодорожным мастером Ф.Гейджем, который в сентябре 1848 г. получил сквозное ранение головы железной палкой. Эта палка длиной больше 1 м и толщиной 3 см пронзила его левую щеку и вышла около темени. В течение часа Ф.Гейдж был без сознания, потом с помощью людей пошел в больницу. По дороге он спо­койно и невозмутимо рассуждал о дырке в своей голове.

Когда через 12 лет Ф.Гейдж умер в Сан-Франциско, вскрытие показало, что не только левая лобная доля подверглась тяжелому повреждению. Травмированной оказалась и правая лобная доля.

Самое поразительное в этой истории то, что Гейдж остался дееспособной личностью: у него почти не изменились умствен­ные способности, сохранилась память, он мог заниматься своим делом. В большей степени изменился его характер. Если до не­счастного случая он был тактичным и уравновешенным челове­ком, хорошим работником, то теперь он стал невыдержанным, непочтительным, упрямым, позволял себе грубость и не считал­ся с другими людьми. Вместо того чтобы заниматься чем-то по­лезным, он странствовал и зарабатывал себе на жизнь тем, что демонстрировал свою травму. Случай с Гейджем показывает, что вследствие повреждения лобных долей мозга изменяется по­ведение человека. Люди целеустремленные, тактичные, хорошо приспособленные к жизни, становятся безразличными, безыни­циативными, бестактными и нередко менее умными.

Наш мозг обладает большой пластичностью и способен заме­нить работу одних участков другими. Так, известный француз­ский бактериолог Луи Пастер, когда ему было 46 лет, перенес кровоизлияние в правое полушарие мозга. Ученый прожил 73 года. После его смерти проведенное исследование показало, что у него работало лишь левое полушарие мозга, а правое было полностью атрофировано.

Одной из жертв Великой Отечественной войны стал млад­ший лейтенант Л.Засецкий: в 1943 г. он был тяжело ранен, но выжил. В книге «Потерянный и возвращенный мир» А.Р.Лу-рия рассказывает «о том, как пуля, пробившая череп челове­ка и прошедшая в мозг, раздробила его мир на тысячи кус­ков, которые он так и не мог собрать». Проникающее ранение черепа левой теменно-затылочной области... Психолог А.Лу-рия, который самоотверженно врачевал и изучал психику Л.Засецкого, проанализировал и сложил его разрозненные за­писи в целостную картину функционального поражения пси­хики.

У Л.Засецкого сохранилась личность, но распались отдель­ные функции интеллекта: восприятие, память, способность к рас­суждениям. Вот, например, как он писал о своем зрении: «После ранения... я уже не вижу ни одного предмета, ни одной вещи полностью, как видел до ранения, теперь я вижу только по час­тям... Я вижу сквозь видимые мной предметы бесчисленное мно­жество, просто мириады, шевелящейся движущейся мельчай­шей мошкары, которая мешает долго глядеть на настоящие пред­меты».

Мир потерял свою устойчивость.

Даже ощущение собственного тела изменилось: «Иногда я сижу и вдруг чувствую, что голова моя в стол величиной... А руки, ноги и туловище стали малюсенькими».

Разрушилось восприятие пространства.

Но это еще не все: он потерял память, забыл свое имя, фами­лию, разучился читать, стал неграмотным.

Долгие годы мучительного самовосстановления, и к нему вер­нулась память, способность писать, читать. И вот Засецкий пи­шет дневник, он снова в строю. Не будем пересказывать книгу «Потерянный и возвращенный мир», созданную на основе его дневника. Нам важно понять, как работает мозг, почему огром­ная рана Ф.Гейджа почти ничего не изменила, а пуля вызвала в мозгу Л.Засецкого столь губительные разрушения.

Дело в том, что функции каждой части мозга различны. Мож­но говорить о трех важнейших блоках мозга.

Первый, энергетический блок\(блок тонуса) расположен в глубине мозга, в верхних отделах мозгового ствола. Здесь про­исходит регуляция процессов химического обмена веществ в организме. В другой части этого блока возникают импульсы воз­буждения, которые питают своей энергией мозговую кору. Сто­ит прервать этот энергетический поток, как тонус коры снижа­ется и человек впадает в полусонное состояние, а затем и в сон.

Этот блок, как отмечает А.Лурия, сохранился у больного.

У Л.Засецкого была разрушена часть\второго блик^. располо­женного в задних отделах больших полушарий и отвечающего за прием, переработку и хранение информации, которая посту­пает в мозг из внешнего мира. Например, в участке, который именуется первичной зрительной корой, зрительные образы внеш­него мира разлагаются на миллионы составляющих признаков. Во вторичной зрительной коре происходит их объединение в целые сложные структуры. Засецкий по-прежнему хорошо ви­дел отдельные части, но не мог объединить их в целостные обра­зы. В своей книге А.Лурия приводит такой пример: «На карти­не, которая показывается больному, изображены очки. Что это такое?...» Он отвечает: «Кружок... еще кружок... перекладина... и какая-то палка... и еще палка... Наверное, велосипед?!»

У больного — расстройство под названием «оптическая аг­нозия».

Третичные области теменно-затылочно-височной коры имеют прямое отношение к важнейшей психической деятельности — речи, без которой невозможны ни память, ни мышление, ни че­ловеческое сознание вообще. Человек, у которого эти области поражены, начинает жить в раздробленном внутреннем мире: все, чему он научился, все его знания распадаются на отдель­ные, не связанные друг с другом куски.

И все-таки главное — личность человеческая — сохраняет­ся, если не затронут третий основной блок мозга, расположен­ный в лобных долях Именно здесь находится мощный аппарат, который позволяет формировать и сохранить намерения, конструировать программы действий, управлять ими и т.д.

У Л.Засецкого лобные доли остались неповрежденными — личность сохранилась.

Мозг каждого человека уникален и, обладая столь сложным и совершенным инструментом, человек может решать задачи любой сложности, которые ставит перед ним жизнь. Как происхо­ди этот процесс, раскрывает нам наука о мозге, однако многое предстоит еще исследовать.

Ученые давно ведут поиск, в каком участке коры головного мозга рождаются наши мысли, проводят немало хитроумных опытов.

Так итальянец Анджелло Моссо уравновесил спокойно лежащего человека на специальных весах, похожих на детские качели. Когда он начал решать предложенные задачи, весы вышли из равновесия: голова стала тяжелее. Позднее было показано, что во время напряженных мыслительных процессов задействован весь мозг, мозговое кровообращение активизируется в различных его участках, причем часто не совпадающих. у разных людей.

Словом, наш мозг — самый сложный «аппарат» на Земле. Даже самой «умной» машине не по силам написать интересную книгу, замечательную картину, раскрыть запутанное преступле­ние. Может быть, когда-нибудь ученым удастся раскрыть все загадки мозга и создать мыслящую машину.

Конечно, компьютер пока не может мыслить, но способен вы­полнять достаточно сложные, протекающие независимо друг от друга мыслительные функции, характерные для человека. Воз­можность машины по многим параметрам — хранение большого объема информации, быстрота счета и реакций, выбор из мно­жества вариантов оптимального, способность принимать реше­ния в неопределенных ситуациях — безусловно, выше, чем у человека.

В 1996 г. в Филадельфии состоялся необычный шахматный матч. Чемпион мира Г.Каспаров играл с компьютером «Дип-Блю» и победил. Тогда многие полагали, что человек благодаря своей глубокой стратегии еще долго будет превосходить машину.

В 1997 г. состоялся второй матч, и Г.Каспаров, несмотря на прекрасную игру, потерпел поражение.

Новый вариант «Дип-Блю» — газетчики назвали его «компью­терным монстром» — оказался в два раза выше по быстродейст­вию и продемонстрировал чудеса молниеносного и точного расчета.

ВОПРОСЫ

1. В каком органе человеческого тела обитает наша психика?

2. Как устроен мозг человека?

3. Какие виды нервных клеток функционируют в нашем орга­низме?

4. Почему мозг разделен на два полушария?

5. Какие функции выполняют лобные доли мозга?

Date: 2015-10-18; view: 1609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию