Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выберите правильный ответ. а) умение долго смотреть в одну точку;





1. Внимание — это:

а) умение долго смотреть в одну точку;

б) способность сосредоточиваться на объекте;

в) когда ученик тихо сидит на уроке.

2. Внимательного человека легко отличить:

а) по выражению лица;

б) по позе;

в) по речи;

г) все ответы верны.

3 Устойчивость внимания проявляется в том,

а) как долго ученик мажет смотреть к.;:< предмет стоя;

б) как долго ученик может пристально следить за чем-то,

в) как долго ученик не устает что-то делать

4. Мы считаем, что умеет распределять внимание тот. кто

а) может одновременно делать несколько дел:

б) может одновременно делать семь дел;

в) может быстро сделать все дела.

ЗАДАНИЯ

!. Проведите с друзьями или членами семьи соревнование что сможет одновременно выполнить больше дел (читать,.пи­сать, есть и др.).

2. Возьмите книгу и прочтите полстраницы, одновременно за­писывая на листке нечетные числа (1, 3, 5, 7, 9 и т.д.). Вы победили, если мало сделали ошибок и точно пересказали про­читанное.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. — М„ 1987. — С. 167—174.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М., 1972. — С. 5—43.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. — С. 152—170.

Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника. — М., 1987.

Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д.Хомской. — М, 1979. — С. 107—143.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М., 1970. — Вып. III.

 

Глава 4

МОСТИКИ ПОЗНАНИЯ

(об ощущении)

Вряд ли кому-нибудь приходила в голову мысль посчитать сесь запас своих знаний о предметах, явлениях, т.е. обо всем, что его окружает. Но если бы нашелся желающий и сделал под-чет, то удивился бы, что запас знаний такой солидный. Не сле­дует думать, что эти знания появляются у человека вдруг, вне­запно, когда он впервые встречается с тем или иным предметом. Нет, накопление разносторонней информации о мире идет по­степенно с помощью особых психических процессов, которые называются ощущением и восприятием. Ощущение и вос­приятие — это основной поставщик знаний. Благодаря им чело­век отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, глад­кости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощу­щения и восприятия являются фундаментом познавательной деятельности человека, которая включает и такие сложные пси­хические процессы, как мышление, память и воображение.

Ощущения возникают при непосредственном контакте с пред­метом. Так, например, о вкусе яблока, которым нас только что угостили, мы узнаем тогда, когда попробуем его. На вид оно красное, красивое, а когда откусишь — может оказаться кислым.

Как появился у нас любимый сорт яблок? Мы пробовали ан­тоновку, мельбу и т.д., наши ощущения суммировались — вот это яблоко — для одних сладкое, для других кисло-сладкое, для третьих кислое — мне нравится. Впрочем, есть люди, которые любят все яблоки.

Благодаря накопленным представлениям, мы учимся приспо­сабливаться и ориентироваться в окружающем мире.

Возьмем один из самых простых примеров. Если мы легко одеты и без зонта попали под дождь, то возвращаемся домой в промокшей одежде, грязные, замерзшие. Урок не проходит да­ром — мы помним свои неприятные ощущения. В следующий раз, собираясь выходить из дома, мы слушаем прогноз погоды и не только берем зонтик, но и надеваем плащ или куртку, соот­ветствующую обувь.

С некоторыми ощущениями мы дружим давно. Догадывае­тесь о чем речь? Это ощущение сладости конфет, прохлады мо­роженого, приятного запаха мандарина или лимона.

Мы познаем окружающий мир и общаемся друг с другом с помощью органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи, языка. Через эти органы в мозг поступает информация, и мы знаем, где нахо­димся, что происходит вокруг нас и т.д.

Пять чувств — слух, зрение, обоняние, осязание, вкус — изучены и исследованы давно. Ученые ведут поиск шестого чув­ства.

Проведите небольшой опыт. Закройте глаза и встаньте в ка­кую-нибудь позу: выполните команду «смирно», а потом опять примите ту же позу. Подумайте, благодаря какому из пяти орга­нов чувств вы повторили движение?

Это было двигательное чувство или кинестезическое, вы­званное раздражением рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

При ходьбе, танцах, езде на велосипеде мы чувствуем изме­нение скорости или направления нашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Кроме того, мы ощу­щаем голод, жажду, боль в животе и т.д. Все это так называе­мые интерорецептивные (от латинских слов interior — внут­ренний и receptio — принятие, прием) чувства.

Иногда под шестым чувством понимают экстрасенсорное вос­приятие. Это достаточно распространенное явление, но еще ма­лоизученное. Например, два близких человека, которых разделяет расстояние в десятки километров, одновременно думают об одном и том же и кажется, что один мысленно передает ин­формацию другому.

Некоторые люди могут читать чужие мысли, правда, провер­ке этот феномен пока не поддается.

В настоящее время можно утверждать, что современная нау­ка еще недостаточно изучила мир наших ощущений, здесь нас ждет немало интересных и волнующих открытий. На это указы­вают исследования ощущений и восприятий людей в изменен­ных состояниях сознания. Эти своеобразные состояния занима­ют промежуточное положение между сном и бодрствованием. В таких состояниях резко повышается чувствительность орга­нов ощущений, что обеспечивает получение информации, недо­ступной в состоянии бодрствования.

А теперь рассмотрим известные ощущения.

Как человек слышит звуки? «Я слышу ушами!» — скажете вы, но это будет неполный ответ. На самом деле человек слы­шит с помощью органа слуха, который устроен очень сложно. Ухо является лишь одной из его частей.

Ушная раковина, или наружное ухо, — не что иное, как во­ронка, с помощью которой человек улавливает колебания возду­ха. Пройдя по слуховому каналу, они воздействуют на барабан­ную перепонку — тонкую пленку, которая разделяет наружное и среднее ухо.

Потом колебания барабанной перепонки передаются слухо­вым косточкам и доходят до внутреннего уха, главной частью которого является орган, называемый лабиринтом. Лабиринт пред­ставляет собой полость, извитую наподобие раковины улитки и наполненную жидкостью. Внутренняя поверхность лабиринта вы­стлана ресничками. Они улавливают колебания жидкости и пе­редают их слуховым нервам.

По нервам импульсы достигают слухового центра, он нахо­дится в коре головного мозга. Только с его помощью мы можем распознавать эти сигналы.

С внутренним ухом тесно связан и орган равновесия, с по­мощью которого человек определяет свое положение в простран­стве.

Теперь постараемся разобраться, почему у нас не одно, а два уха. Два уха необходимы человеку и всем животным для того, чтобы определять направление источника звука.

Значение слуха в жизни человека очень велико. С помощью слуха люди получают информацию и общаются между собой.

Ребенок слышит речь взрослых, и вначале просто распознает звуки, а затем начинает подражать им. Понемногу он учится произносить отдельные звуки, слоги, слова, а потом овладевает речью.

Также сложен процесс восприятия вкуса. На языке у нас имеются крохотные, похожие на бородавки бугорки, ответствен­ные за вкусовые ощущения. Их называют вкусовыми сосочками или папиллами (от латинского слова papilla — сосок). У челове­ка их около 3 тыс.

Вкусовые ощущения вызываются реакцией чувствительных волосков в этих сосочках на молекулы жидкостей, когда они попадают на них. Только вещества в растворе, где атомы свобод­но движутся, могут давать ощущение вкуса, стеклянный шарик, например, его не даст.

Все, что заставляет атомы двигаться быстрее, например, по­догрев, усиливает вкусовые ощущения. Вот почему горячий ко­фе кажется более горьким, чем холодный, поджаренное соленое сало — более соленым, а горячее мясное блюдо — вкуснее, чем холодное.

Наши вкусовые сосочки регистрируют 4 вкусовых ощуще­ния: сладкий, горький, соленый и кислый вкус. Различные уча­стки поверхности языка чувствительны к разным вкусовым ощу­щениям: задняя поверхность языка — к горькому, по бокам — к кислому и соленому, кончик языка — к сладкому.

Почти любая пища состоит из разных компонентов и вызыва­ет сложные вкусовые ощущения. Когда мы едим, мы ощущаем тепло, холод, иногда головную боль из-за изменения атмосфер­ного давления, все это влияет на вкус пищи. Кроме того, вкусо­вые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложнены обонятельными. И еще надо сказать, что час­то то, что мы считаем «вкусом*, на самом деле является запа­хом. Например, кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны и многое другое стимулирует орган обоняния в большей степени, чем орган вкуса.

У человека обоняние не так хорошо развито, как у животных. Несмотря на это мы ощущаем запах мускуса, когда его концен­трация равна 0,00004 мг на литр воздуха. Представьте себе, что 100 г мускуса растворены в озере длиной в 1 км, шириной в 250 м и глубиной в 10 м. Это и будет указанная концентрация. В процессе эволюции обоняние человека делается все слабее и слабее, и сейчас мы почти целиком зависим от зрительных ощу­щений.

Собака, напротив, почти исключительно живет за счет обоня­ния. Вот несколько сравнений, которые покажут, насколько «от­стал» человек в этом плане. В нашем носу мембрана из чувстви­тельных клеток, ответственных за обоняние, занимает с обеих сторон площадь с ноготь. У собаки эта мембрана, если ее рас­править, закроет больше половины ее тела.

В человеческом мозгу клетки, которые различают запахи, за­нимают 20-ю часть. У собаки с обонянием связана треть мозга. Слабое обоняние человека компенсируется более высоким раз­витием других органов чувств.

В нашем носу запахи воспринимаются чувствительными во­лосками на обонятельной мембране. Эти «антенны» не просто торчат из мембраны, а погружены корнями в слизистый слой, покрывающий ее. Мембрана всегда влажная. Если она высох­нет, мы не сможем чувствовать запахи. Кстати, когда мы просто дышим, струя воздуха минует мембрану, и поэтому нам прихо­дится принюхиваться — пропускать воздух над мембраной, что­бы почувствовать запах.

Прежде чем мы можем почувствовать запах чего-то, частички вещества, из которого это «что-то» состоит, должны растворить­ся в слизистом слое, покрывающем чувствительные волоски, при­нимающие запахи. Эти вещества либо сами являются летучими маслами (например, цветочные запахи), либо разносятся таки­ми маслами (например, запах кофе).

Существует 5 основных типов запахов, которые мы можем улав­ливать. Первый — цветочный (фиалки, розы и т.д.) Второй — пряный (лимон, яблоко и др.). Третий — гнилостный (сыр, тухлые яйца). Четвертый — жженный (кофе, какао). И пятый — эфирный (алкоголь, камфора и др.).

Всем известно ощущение голода. Но как мы узнаем, что чув­ствуем голод? Как наш мозг получает это сообщение и заставля­ет нас почувствовать себя голодными?

Голод не имеет ничего общего с пустым желудком, как дума­ют многие. Ведь новорожденный несколько дней ке чувствует голода. Больные часто, несмотря на отсутствие пищи в желудке, не хотят есть.

Голод ощущается, когда в крови не хватает определенных питательных веществ. Тогда в «центр голода, расположенный в мозгу, поступает сигнал — работа желудка и кишечника акти­визируется. Вот почему голодный человек часто слышит урча ние своего желудка. Если в крови достаточно питания, «центр голода» замедляет работу желудочно-кишечного тракта — чело­век не испытывает чувства голода.

Таким образом, «центр голода» является регулятором работы желудка и кишечника.

Когда мы хотим есть, нам не нужна какая-то особенно вкусная еда. Но аппетит «следит», чтобы наша пища не была однообразной, потому что это может принести вред организму. Например, нам было бы тяжело получать требуемое количество пищи только в виде хлеба или картошки. Ведь когда мы едим разнообразную и вкусно приготовленную еду — суп, мясо, овощи и, наконец, де­серт, — то не только насыщаемся, но и наслаждаемся.

Как долго можно обойтись без пищи? Это зависит от индиви­дуума. Очень спокойный человек может не есть дольше, так как запасы белка в его организме расходуются медленнее, чем у чегковозбудимого. На мировой рекорд продолжительности голо­дания претендовала одна женщина в Южной Африке, которая,.ю ее собственному утверждению, прожила только на воде де­тых 102 дня!

Каждый человек обладает врожденной способностью к ощу­щениям. В течение жизни ощущения преобразуются, становят­ся тоньше и многообразнее. Не следует думать, что это проис­ходит само собой, без всяких усилий. Чтобы ощущения стали совершеннее, необходимо специально упражнять органы чувств Многие профессии требуют тонких ощущений и, в свою оче­редь, способствуют их развитию. Например, у художников, музыкантов, танцоров, преподавателей иностранного языка, на­стройщиков музыкальных инструментов ощущения значительно выше, чем у других людей.

Значит, ощущения можно и нужно совершенствовать. Но да­же самая систематическая тренировка не позволяет перейти пре­дел, за которым человек уже не различает предметы, не слышит звуки, не чувствует запахи.

Для каждого органа чувств существуют свои пределы чувст­вительности. Ученые очень точно назвали их порогом ощуще­ний. Чтобы органы чувств уловили ощущения, их интенсив­ность должна перейти определенный порог. Если ощущение не­значительно, находится за порогом, то наши органы чувств его не уловят. Например, глаз человека — очень чувствительный прибор. Он может различить около полумиллиона оттенков и цветов. Если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км; вспышка света, про­должающаяся 0,0003 с была бы воспринята глазом.

Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость, поэтому обычный костер практически виден только за 6—8 км, свет кар­манного электрического фонарика и зажженная спичка — при­мерно за 1,5 км, огонек сигареты — за 0,5 км. Несмотря на высокую чувствительность, существует предел, за которым на­ше зрение бессильно.

Слуховые ощущения также возникают только тогда, когда звуки не выше или не ниже предельных норм. Вы уже знаете, что звук — это волновые колебания воздуха. Человек слышит эти колебания только в пределах от 16 до 20 тыс. Гц. Звуки ниже этого порога мы не воспринимаем. Именно поэтому отве­чающий у доски ученик не всегда слышит подсказку, которую тихо шепчут его товарищи. Если ощущения выше порога, то их тоже не различишь, так как очень громкая речь кажется просто шумом.

С помощью простого опыта можно проверить, у кого лучше слух. Для этого надо сесть боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закрыть глаза. Ведущий приближа­ет к вам по очереди свои часы и отдаляет. Услышав тиканье, вы говорите: «Слышу». Перестав слышать, — «Не слышу».

Следующую закономерность ощущений — адаптацию — усвоить легче, так как мы часто сталкиваемся с ней. Остановим­ся на таком примере. Почти ежедневно каждому из нас прихо­дится заходить вечером в темную комнату. Вначале мы ничего не видим, но через несколько минут глаза привыкают и мы начи­наем различать находящиеся там предметы. Глаза адаптирова­лись к темноте.

С адаптацией связано и другое наше ощущение. Войдя в реку или море, мы иногда говорим, что вода очень холодная. Но про­ходит некоторое время, мы уже бодро зовем своих товарищей купаться, утверждаем, что вода теплая и нам только показалось, что она холодная. Однако это не показалось, а просто тело адап­тировалось к температуре воды.

Особенно быстро и легко человек адаптируется к запаху. На­пример, придя из школы домой, вы сразу же узнаете, что мама готовит: запах жареных котлет или только что сваренного бор­ща разносится по всей квартире. Проходит совсем немного вре­мени и запах становится слабее, а затем вы его уже совсем не замечаете — вы приспособились к нему. Человек, вошедший к чам с улицы, ощутит его и спросит: «Это у вас жарятся котлеты?». Аналогичные примеры адаптации органов чувств вы може­те привести сами, если хорошенько подумаете.

Вывод: при действии сильных и особенно длительных раздра­жителей чувствительность органов чувств уменьшается, а при действии слабых раздражителей увеличивается.

Хуже всего человек адаптируется к боли, потому что боле­вые ощущения защищают наш организм от разрушения. Пред­ставьте, что было бы, если бы мы не ощущали боли от прикосно­вения к горячему или колющему, режущему предмету.

У человека разные ощущения могут взаимодействовать между собой. Причем они могут усиливаться и ослабевать в зависимо­сти от силы воздействия дополнительного или, как его называют в науке, побочного раздражителя. С взаимодействием ощуще­ний наиболее часто вы встречаетесь, когда готовите уроки. Если вы занимаетесь, а в комнате негромко работает телевизор или магнитофон, то их звуки вам не мешают, а, наоборот, помогают, создавая приятный фон. Однако эти ощущения индивидуальны.

Бывают ситуации, когда информация, поступающая от орга­нов чувств, недостаточно достоверна.

Эдм Мариотт, знаменитый физик, один из основателей и пер­вых членов Парижской Академии наук, которого мы знаем как соавтора закона Бойля — Мариотта, в 1666 г. открыл слепое пятно в глазу (место входа в глаз зрительного нерва), названное его именем.

Вот как Мариотт описывал свой опыт:

«Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне моих глаз, маленький кружок белой бумаги и в то же время просил держать другой кружок сбоку от первого, вправо на рас­стоянии около двух футов, но несколько пониже, так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего глаза, тогда как левый я зажмуриваю. Я встал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был на расстоянии около девяти футов, второй кружок, имев­ший величину около четырех дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находившиеся еще более сбоку, чем он. Я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз».

ВОПРОСЫ

1. Какую роль играют ощущения в нашей жизни?

2. Какой орган чувств самый важный для человека?

3. Почему мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пыли­нок, которые опускаются на наше лицо?

Date: 2015-10-18; view: 1632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию