Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Выберите правильный ответ





1.Вы получаете сведения об окружающем мире благодаря
тому, что

а) вы прочли в книгах;

б) вам рассказали взрослые;

в) у вас есть органы чувств;

г) все ответы верны.

2. Человек имеет:

а) три органа чувств;

б) пять органов чувств;

в) семь органов чувств;

3. При тренировке чувствительность органов чувств:

а) не изменяется;

б) улучшается до определенного предела;

в) улучшается без предела.

4. Адаптация проявляется в том, что вы перестаете замечать:

а) запахи приготовленной еды,

б) шум транспорта на улице;

в) надетую на себя одежду;

г) все ответы верны.

5. При адаптации чувствительность органов чувств:

а) понижается;

б) повышается;

$ изменяется в зависимости от условий.

6. Органы чувств ребенка начинают функционировать:

а) до рождения;

б) с момента рождения;

в) в первые недели после рождения.

7 Из приведенных примеров выберите те, в которых описы­ваются проявления ощущений, и дайте обоснованный ответ.

A. Девочка четырех лет показывает в календаре на число
«3» и говорит: «Зина здесь написано». Потом в числах
13, 23 снова находит цифру «3» и повторяет: «И здесь
Зина. И здесь». (По М.Я.Басову),

Б. В детском саду детям дают несколько пробирок одина­ковой формы с растворами разных цветов. Затем пока­зывают раствор синего цвета и просят найти такой же.

B. В детском саду проводится игра в лото. Детям раздают карточки, на которых изображено 10 предметов. Потом показывают какой-либо предмет. Дети должны отыскать на карточке его изображение.

Г. В детском саду детям дают 5 погремушек одинакового вида с различным звуком. Ребенок слушает звук одной погремушки и должен найти такую же по звуку. Д. Учитель предлагает учащимся 1-го класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2. 3 меньше 5 на 2». Е. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную ра­боту. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать. 8. Какая закономерность ощущений проявляется в следую­щих примерах: а) длительное время воздействующий неприятный запах

перестает ощущаться; „2. б) после погружения руки в холодную воду раздражитель (вода), нагретый до 30°, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной температуры руки;

в) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополни­тельному цвету оказалась в течение долгого времени повышенной; -? г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чув­ствительность к оранжево-красным лучам; iy д) под воздействием раздражения глаза красным светом

чувствительность зрения в темноте возрастает; 5", е) под влиянием некоторых запахов (например, бергамото­вого масла) наблюдается обострение слуховой чувстви­тельности. 9. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере3

а) Побыв в помещении, человек вскоре перестает ощу­щать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчет­ливо ощутит его. Ь. б) А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цвет­ным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

ЗАДАНИЯ

1. Проделайте простой опыт: положите на ладонь одной руки шарик величиной с горошину и покатайте его скрещенными ука­зательным и средним пальцами другой руки. Что вы ощутили? Почему?

2. Проведите с друзьями, членами семьи соревнование «Са­мый чувствительный». Возьмите кусочки ваты разной величины. Каждому из участников по очереди завязывают глаза и кладут на ладонь, как гири на весы, разные кусочки ваты. Если он это почувствует, то должен сказать: «Чувствую». Выигрывает тот, кто ощутит касание самого маленького кусочка ваты.

3. Сыграйте роль немого. Расскажите своим друзьям, «слепо­му» и «глухому», как вы встретили новый год.

4. Все дети любят играть в «жмурки». Вспомните, как вы играли и опишите те ощущения, которые вы использовали для поиска друзей.

5. Поиграйте с друзьями в «Угадайку»: попробуйте опреде­лить, что за предметы они вам дадут, используя только одно какое-нибудь чувство.

6. Повторите опыт Мариотта.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Венгер Л А. Развитие восприятия в онтогенезе // Хрестоматия по психоло-гии. — М., 1987. — С. 316—320.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1. — С. 112—119.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М , 1983. — Т. 2. — С. 43—50.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. —М., 1974.

Логвиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987.

Крылова А.Л. Функциональная организация слуховой системы. — М., 1985.

Нйбылицин В.Д. Избранные психологические труды. —• М., 1990. — С. 209—227.

Теплое Б.М. Избргшные труды: В 2 ч. — М., 1985. — Т. 1. — С. 92—109.

Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред Ю.Б.Гиппенрей-тер. — М, 1975.

 

Глава 5

СОЗДАЕМ КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

(о восприятии)

Рассматривая ощущения, мы говорили что они позволяют узнать лишь отдельные свойства предметов. Если мы с ними сталкиваемся многократно, то они укореняются и помогают нам быстро различать предметы

Раздумывая над многообразием своих ощущений, приходишь к мысли, что эти свойства не существуют отдельно сами по се­бе, а связаны с предметом или явлением. Так мы обычно гово­рим «запах фиалки», «шум дождя», «походка павлина», «вкус лимона» и т.д. Каждый предмет обладает множеством явных и скрытых свойств, с которыми мы знакомимся в течение жизни. Объединять отдельные свойства предметов а целостный образ нам помогает процесс восприятия.

Наиболее изучено зрительное восприятие. Когда мы смотрим вокруг себя, то видим, что объекты, удаленные от нас на одина­ковое расстояние, различны по величине и что один находится позади другого Как мы это узнаем? Почему мы видим все в трех измерениях, а не плоским?

Суть дела в том, что мы видим предметы не только глазами, но также и умом. В мозгу постепенно накапливается информа­ция об окружающем мире — у нас появляется опыт. И если бы этого опыта не было, мы могли бы прийти в полное замешатель­ство.

Например, опыт дает нам представление о размере предме­тов. Человек, стоящий в лодке, удаленной от берега, кажется намного меньше человека, стоящего на берегу. Но никто не ска­жет, что один человек большой, а другой маленький. Мы гово­рим, что один человек близко, а другой далеко от нас.

Благодаря опыту восприятий у нас формируется представле­ние о перспективе.

Когда мы смотрим на уходящие вдаль рельсы, то видим, что они сходятся на линии горизонта. Это видят наши глаза, а мозг, следовательно, наш опыт подсказывает, что нигде они не сходят­ся. Действует закон перспективы, который гласит: параллель­ные линии, лежащие в одной плоскости, в перспективе сходятся в одной точке. У детей опыта еще нет, они думают, что рельсы сходятся, поэтому спрашивают: что там? Им хочется дойти до того места и посмотреть, как рельсы сошлись.

Движение головы помогает нам определить, что дальше от нас — дерево или столб. Если объекты двигаются к нам и мы пытаемся сфокусировать на них взгляд, наши глаза сходятся в одну точку и глазные мышцы напрягаются. Благодаря этому на­пряжению у нас формируется представление о расстоянии. Дру­гое указание на расстояние возникает потому, что каждый глаз воспринимает изображение по-разному. Все это объясняет зави­симость трехмерности нашего восприятия от прошлого опыта, отображенного в мозге.

При виде апельсина у нас совмещаются зрительные, вкусо­вые, обонятельные и осязательные впечатления. Восприятие отдельных предметов очень сложный процесс. Мы выделяем ос­новные признаки предмета или явления, отбрасываем несущест­венные, а затем наступает узнавание предмета. При восприятии знакомых предметов (стол, стакан и т.п.) узнавание происходит быстро, а при восприятии незнакомых этот процесс длится го­раздо дольше.

Вот, например, у нас на подоконнике стоит герань, у нее красивые розовые цветы, нежные ворсистые листья, острый при­ятный запах. Мы знаем также, что герань очищает воздух, явля­ется хорошим средством от моли. Словом, герань нам хорошо известна.

Придя к кому-то в гости и увидев такую же герань, мы узна­ем ее мгновенно. А рядом стоящее растение мы видим впервые, наше внимание привлекают красивые, яркие цветы, мы спраши­ваем, как называется цветок, и слышим в ответ: «Азалия». Воз­можно, если мы заинтересовались, спросим, сколько раз в году цвете г азалия, какими свойствами обладает, как за ней ухажи­вать и т.д. Таким образом, на узнавание незнакомого цветка потребуется несколько минут.

В качестве объекта восприятия, а нас окружает огромное их множество, мы взяли только один и показали, что восприятие — сложный психический процесс, в результате которого ощуще­ния соединяются в единое целое, и мы стремимся найти им правильное объяснение (в психологии это называется «адекватной интерпретацией»). Известный советский психолог С.Л.Рубинш­тейн подчеркивал, что истолкование или интерпретация включа­ется в каждое осмысленное восприятие.

Каждый раз при восприятии у нас формируется наглядный образ предмета. Этот предмет мы называем словом. Устойчивая связь между предметом и словом возникает после неоднократ­ного соотнесения предмета и слова. Наше восприятие, таким образом, оказывается тесно связанным с речью.

Воспринимая незнакомый предмет, мы пытаемся установить его сходство со знакомым. Поэтому в восприятии велика роль внимания.

Например, воспринимая часы и мысленно называя их этим словом, мы отвлекается от таких несущественных признаков, как материал, из которого сделан корпус, размер, форма и выде­ляем главный признак — указание времени. Одновременно мы относим воспринимаемый предмет к определенной категории, в данном случае часы — к механизмам или приборам, измеряю­щим время (хронометр, секундомер, таймер и уж совсем непо­хожие по внешнему виду песочные часы), отделяя от других, близких по форме и даже функции предметов (например, баро­метр).

«Уроки» называния многих предметов, т.е. обозначение их словом, мы проходим еще в детстве. Вспомним, как маленькие дети все время спрашивают окружающих: «Что это?», «Расска­жи про полотенце», «А будет ли еще лете?», «Океан большой или маленький?», «Можно из обезьяны сделать человека?», «Где у человека лицо?». Взрослых не удивляет, когда ребенок спра­шивает, поднося к их лицу мотылька: «Мальчик это или девоч­ка?». Они понимают — ребенок учится воспринимать мир пред­метов, людей, явлений и ищет знакомые признаки в новых для него предметах.

Это относится не только к детям Взрослые тоже пытаются ответить на вопрос «Что это?», «Почему это так?».-., когда встре­чаются с новым явлением или даже с новой чертой собственно­го характера.

При восприятии каждый предмет и даже его часть зависят от окружения, в котором он находится. Так, например, невы­сокий дом, стоящий рядом с очень высоким, будет казаться еще меньше. Когда в Москве строили Калининский проспект (ныне Новый Арбат), снесли много старинных зданий, имев ших большое историческое и культурное значение но сохра­нили церковь Симеона Столпника исключительно для конт­раста Маленькая церковь рядом с застекленной громадой жи­лого дома выглядит особенно миниатюрной и изящной. Можно привести бесчисленное количество примеров, сопоставляю­щих толстое и тонкое, белое и черное, маленское и большое и т.п. Эта закономерность относится не только к миру пред­метов, но и к людям и их отношениям. Грустный человек в веселой компании кажется еще грустнее и печальнее. Умный человек, рядом с дураком выглядит просто гением. Воспитан­ный человек покажется чрезвычайно манерным среди невеж, не умеющих себя вести.

Целое и его часть в восприятии представляет собой нераз­рывное единство. Возьмем более близкий вам пример У каждо­го подростка наверняка есть компания, к которой он себя при­числяет и в которой его видят чаще всего. Если взрослые гово­рят о компании — «хулиганы», «босяки» или «бродяги», то это значит, что и он, будучи включенным в этот круг людей, будет восприниматься соответственно. Вполне возможно, что обидные определения ошибочны и многие из этих ребят совсем не хули­ганы. Однако хулиганские поступки некоторых подростков по­рождают соответствующее отношение ко всей молодежи.

Таким образом, в каждое восприятие входят не только ощу­щения, но и прошлый опыт человека, его мысли, эмоции, т.е. на любое восприятие накладывает отпечаток личность человека.

Вот, например, какой предстала Л.Брик в восприятии моло­дой сотрудницы литературного музея А.С.Пушкина (назовем ее Н.) и знаменитого модельера Ив Сен-Лорана.

Н , конечно, знала, какое место занимала Л.Брик в жизни Маяковского, у нее было свое давно сложившееся отношение к этой женщине и ее роли в судьбе поэта.

Когда Л.Брик пришла по приглашению р музей, Н, увидела прежде всего ее возраст, легкий шарф, прикрывающий морщины на шее, яркий макияж, яркий маникюр. Ее поразили холод­ный тон гостьи, надменность и зеленая меховая шубка.

В эти же годы, может быть, в тот же самый год известный на весь свет законодатель моды Ив Сен-Лоран оказался в Шере­метьевском аэропорту, возвращаясь из Японии домой, во Фран­цию. Он окинул взглядом толпу в зале ожидания и удивился, как много толстых женщин в темной одежде. И вдруг его глаза художника и модельера остановились на элегантной даме в зе­леной норковой шубке. Профессионально заметил, что шубка, видимо, от Диора, и спросил своего спутника, не знает ли он, кто эта дама. Тот знал и назвал имя — Лиля Брик. Произошло знакомство, перешедшее в дружбу.

В отношении Ив Сен-Лорана к Лиле Брик ничего предвзятого не было, а о Маяковском он, разумеется, не имел представле­ния. Ему сразу же бросилась в глаза элегантность Л.Брик, мане­ра держаться, он оценил ее художественный вкус. Потом в Па­риже увидел, что она интересная собеседница, с которой можно откровенно говорить обо всем, что у нее небанальные взгляды. Ив Сен-Лоран одаривал Лилю Брик своими шедеврами, ему льсти­ло, что она появлялась в его туалетах. К ее 85-летнему юбилею он сотворил платье — это он делал в исключительных случаях и только для самых знаменитых женщин, поразивших его вообра­жение художника.

Индивидуальное своеобразие восприятия зависит также и от психического состояния человека в данный момент. Если он бод­рый, веселый, радостно возбужденный, то одно восприятие, ес­ли испуганный, грустный, разгневанный, то совсем другое. Поэ­тому восприятие одного и того же человека, события, явления разными людьми так сильно отличается. На восприятие боль­шое влияние оказывает деятельность человека. Восприятие че­ловека любой профессии лучше отражает те особенности явле­ний, с которыми он постоянно имеет дело в своей работе.

Каждый из вас неоднократно сталкивался с такой ситуацией: как только не выучил урок — обязательно спросят. Это проис­ходит потому, что опытный учитель быстро видит изменения в поведении ученика, его нервозность, напряженность. Но учи­тель заметит ваше состояние, если он хорошо вас знает. Новый учитель вполне может не обратить на это внимания.

Еще одно удивительное свойство восприятия — констант­ность.После этого слова у читателя, возможно, возникнет пси­хологический барьер — мы все спотыкаемся на новых словах, не зная их значения.

Слово константность означает постоянство, а применительно к восприятию — относительная неизменность отдельных свойств предметов: величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то мы не могли бы видеть мир устойчивым. Вместо предметов мы бы видели блики, мерцание увеличивающихся, уменьшающихся, растягивающихся многоцвет­ных пятен. При каждом движении, при повороте головы, при изменении освещения непрерывно изменялись бы те свойства, по которым мы узнаем предметы.

Благодаря константности восприятия мы легко ориентируем­ся в окружающем мире. Возможно, сейчас, читая эту книгу, вы находитесь в своей комнате, сидите в любимом кресле. Огляни­тесь вокруг и посмотрите внимательно, какими вы видите пред­меты, явления, людей. Вы увидите только угол письменного сто­ла, лицо заглянувшей в комнату сестры, ножку от стула. Но ведь вам и в голову не придет, что у письменного стола только один угол, у сестры голова без туловища, а стул стоит на одной ножке. Благодаря константности восприятия предметы сохраня­ют свою целостность независимо от того, видим мы весь пред­мет или только его часть. Иначе говоря, наша система восприя­тия разделяет предмет и условия его восприятия. Так, например, уголь и ворону мы видим черными при любом освещении — дневном и вечернем. Снег и страница книги днем и вечером кажутся нам белыми, хотя если присмотреться, то мы увидим, что в сумерках оди не белые, а серые.

Человек с первых дней своей жизни учится правильно восп­ринимать не только предметы, но также пространство, время и движение, так как без этого нельзя нормально ориентироваться и приспосабливаться к тому, что его окружает. Ведь совсем ма­ленький ребенок уже многое умеет: ловить мяч, ездить на вело­сипеде (трехколесном), становясь старше, — прыгать через ска­калку, аккуратно есть, красиво писать, ловко перелезать через забор и многое другое. Ребенок уже научился многим действиям с предметами, движениям, чувствует расстояние до них, ориен­тируется в скорости их перемещения. Человек продолжает со­вершенствовать свое восприятие всю жизнь.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты. Для лучшего восприятия мы ощупываем предметы руками, следим за ними глазами, поворачиваем голову, чтобы лучше слы­шать. Все эти действия называются в науке перцептивными (от латинского слова perceptio — восприятие, непосредственное отра­жение объективной действительности органами чувств).

Моторные компоненты ярко проявляются при осязании раз­личных предметов. При осязании отражение предмета возника­ет за счет перемещения движущейся руки вдоль поверхности воспринимаемого предмета. Глаз и рука последовательно осмат­ривают, осязают контуры рисунка или предмета. Движения глаз разнообразны по форме, и для нас они незаметны. Если человек пристально смотрит на какую-нибудь точку, то ему кажется, что глаза неподвижны. Однако и в этом случае происходят непроиз­вольные и неуловимые микродвижения глаз.

Ученые установили, что перцептивные действия представля­ют целую систему. Вначале идет обнаружение предмета. Потом мы выделяем признаки, наиболее характерные для данного пред­мета. Затем следует ознакомление с выделенными признаками, рассматривание их, сопоставление с теми, что уже известны. Заканчивается процесс восприятия опознанием объекта, т.е. от­несением его к определенной категории объектов (например, к механизмам, животным, растениям и т.д.).

Этим действиям человек научается постепенно. Он откры­вает для себя новые предметы и их свойства. У взрослых людей эти действия протекают быстро, в какие-то доли се­кунды и их можно даже не заметить. Например, шофер такси быстро ориентируется в окружающей обстановке, отмечает реакцию пешеходов и других водителей, движение встречных и попутных машин, дорожные знаки, сигналы светофора или регулировщика, прислушивается к работе мотора и в то же время слышит разговоры пассажиров. Но это касается толь­ко восприятия людей, которые хорошо овладели своей про­фессией. У детей и подростков на любое действие уходит гораздо больше времени. Однако свое восприятие вы можете улучшить.

Чтобы стать наблюдательным, сделайте следующее.

1. Внимательно послушайте, как отвечает на уроке ваш това­рищ, который учится лучше вас и всегда получает отличные оценки. Постарайтесь подражать ему и только после этого выра­ботайте свою манеру ответов на вопросы учителя.

2. При подготовке к урокам учитесь выделять в материале главное и акцентируйте на нем свое внимание.

3. Подбирайте свои примеры для иллюстрации правил и зако­нов, которые вы изучаете.

4. Научитесь анализировать свою активность на уроке и в общественных мероприятиях и отмечать особенности своего вос­приятия, сравнивая его с восприятием своих одноклассников.

5. Для тренировки наблюдательности предлагаем вам простое упражнение.

а) вспомните, кто отвечал на уроке сегодня? А вчера?

б) на какие вопросы отвечали ученики?

в) какие действия совершал учитель?

г) какую они имели цель?

д) знаете ли вы, сколько в вашем классе блондинов и брю­
нетов?

Старайтесь систематически тренировать и развивать свою на­блюдательность, уделяя этому хотя бы несколько минут каждый день.

Настало время познакомиться с еще одним интересным явле­нием, которое помогает нам видеть окружающий мир. Это так называемые иллюзии восприятия. Оказывается, в некоторых слу­чаях наше восприятие подводит нас, ошибается. Возможно ли это? Ученые на этот вопрос однозначно отвечают: да, возможно. Поясним на опыте. Посмотрите на рисунок, где изображены ли­нии — горизонтальные и вертикальные. Какие из них длиннее? Вы скажете, что вертикальные длиннее горизонтальных. Это ошибка зрения. Линии одинаковой длины. Горизонтальные де­лятся вертикальными пополам и поэтому кажется, что они короче.

Этот эффект называется «иллюзия деления пополам». Сущест­вует еще эффект «иллюзия цилиндра», когда поля цилиндра по сравнению с его верхом кажутся меньше, чем есть на самом деле.

Великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете в «Учении о цветах» писал о замеченных им иллюзиях: «...Тем­ный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и чер­ный круг того же диаметра на белом фоне, то последний нам покажется примерно на 1/5 меньше первого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными. Моло­дой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диамет­ра, чем остальная темная часть луны, которая иногда бывает при этом различима. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Источники света, видные из-за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка, из-за которой появляется пла­мя свечи, представляется с зарубкой в этом месте. Восходящее солнце делает словно выемку в горизонте...»

Эти иллюзии объясняются тем, что, вследствие особого явле­ния — сферической аберрации — каждый светлый контур предме­та окружается на сетчатке глаза светлой каймой. Она и увеличива­ет размеры изображения. Здесь Гете ошибся, когда указал, что изображение уменьшается на одну пятую. Ширина каймы действительно остается постоянной, а величина изображения будет ме­няться в зависимости от расстояния. Описанная Гете иллюзия про­является отчетливее, если на предметы смотреть издали.

Знание законов иллюзий использовали архитекторы Древней Греции. Они знали, что угловые колонны зданий со многих то­чек видны на фоне светлого неба и поэтому специально делали их толще других колонн. Если же сделать угловые колонны оди­накового размера с остальными, они покажутся тоньше и будут очень некрасивы.

Не менее известна «иллюзия луны над горизонтом». Понаблю­дайте с товарищами за полной луной, поднявшейся высоко над горизонтом, и спросите их, какой она величины. Каждому размеры луны покажутся разными: от большого таза до маленькой монетки.

Установить истину очень просто. Наведите на луну зеркало. Ее изображение легко закрывается на зеркале монеткой. Если луну нарисовать на листе бумаги и расположить его в 25 см от глаз, то она будет немного больше буквы О в этой книге.

Люди со времен Птолемея обсуждают, почему солнце и луна у горизонта кажутся в 2—3,5 раза больше, чем в зените. Но пока ни одно из объяснений не может считаться единственно правильным. Ясно лишь, что это иллюзия, которая не улавлива­ется оптическими приборами и не зависит от устройства глаза. Это психологическая иллюзия.

Практическая работа МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ








Date: 2015-10-18; view: 616; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.01 sec.) - Пожаловаться на публикацию