Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Женская сущность 1 pageПсихологические исследования показали, что женщина потеряла способность быть отдельной личностью, она определяет себя только через кого-то. Сначала она чья-то дочь, потом жена, затем мама, а значит, обладает внутренней реальностью только тогда, когда ей её кто-то дает. Считается, что социально-культурные факторы, которые сейчас определяют роль женщины, связаны с историческими изменениями, произошедшими при переходе от земледельческого общества, когда люди жили большими семьями, к современной индустриальной эпохе, для которой характерны семьи маленькие. В прошлом большая семья из нескольких поколений жила в одном доме и все, как мужчины, так и женщины, работали на общее благо. Мужчины были заняты земледелием, а женщины — производством домашней продукции и выполняли очень ценную и нужную экономическую роль. Они пряли пряжу, ткали ткани, шили одежду, готовили еду, помогали возделывать землю, заботились о домашних животных и растили детей. В результате индустриальной революции население сконцентрировалось в крупных городах, и дом перестал быть производственной единицей, стал использоваться труд отдельных людей, а не всей семьи. Товары потребления уже производились вне дома, и настоящей работой стало считаться только производство товаров и услуг, которые могли быть проданы, то есть обменены на деньги. С этого времени и работа, выполняемая женщинами дома, и рождение детей лишились экономической значимости. Кроме того, технический и научный прогресс облегчил домашний труд и обеспечил женщине больше свободного времени, фактически лишив их поля деятельности. В результате женщины потеряли свой «статус», превратились в домохозяек, а это занятие уже мало ценилось, не приносило удовлетворения и, как правило, вызывало огромную фрустрацию. Плоды домашней работы недолговечны, изо дня в день повторяется одно и то же. Работа домохозяйки не оплачивается, что не позволяет оценить её вклад в общество. Из-за материальной зависимости от мужчины женщина чувствует себя униженной, ей кажется, что с ней не считаются. Из-за того, что у женщины нет стабильного внутреннего «Я», её роль постоянно меняется. Индустриализация общества драматически повлияла на её жизнь, сделав слабой, беззащитной, недооцененной, потерянной, лишённой представления о том, как найти себя. Тем не менее материнство всегда считалось возможностью реализации женщины. И теперь оно настолько идеализировано и престижно с точки зрения социума, что, выполнив эту функцию, женщина может чувствовать себя завершенной и женственной. Но и эта роль зависит от мужчины. Кроме того, само понимание материнства со временем менялось. Сегодня представления о хорошей матери отличаются от тех, которые были в древности, о чём мы поговорим далее. Скажем только, что в настоящее время роль матери чётко определена и обладает большим социальным престижем. Но невозможно ограничивать женщину только материнством, у неё есть и другие возможности реализовать себя. Здесь мы сталкиваемся с одной из наиболее значительных проблем женщин, состоящей в том, что в любом обществе и любом уголке мира они занимают подчинённое положение по отношению к мужчинам. Конечно, это вызывает у женщин огромную фрустрацию. Чтобы проанализировать этот конфликт, хочу обратиться к книге Стивена Гольдберга «Неизбежность патриархата», где утверждается, что значимая и важная роль в обществе неизбежно принадлежит мужчине, который обладает большей агрессивностью, а значит, способен выполнять роль лидера. Именно поэтому любое общество так ценит мужскую роль, а мужчины занимают самые важные посты и решают более значимые задачи. Автор приводит следующий пример: «В Соединенных Штатах нет женщин-сенаторов. Женщины составляют чуть больше одного процента на постах мэров городов с населением более 25 ООО жителей, менее 2% всех постов в Федеральном Правительстве, 3% в Парламенте, 5% в Законодательном Собрании». Подобная статистика может быть получена по всему миру, и нет смысла приводить её здесь. Мужчины всегда занимают более высокие должности, на которых предоставляется больше власти, и это не зависит от того, какие права у женщин. Мужчины-шовинисты могли бы возразить, что женщины не занимают высоких должностей, потому что они ниже мужчин, а феминистки объяснили бы это тем, что женщин с детства воспитывают так, чтобы они подчинялись мужчинам и не развивали свои способности. Стивен Гольдберг утверждает, что неравенство возникает не из-за намеренного желания оставить женщину в более низком положении, а основано на биологических различиях. Женщины не ниже и не выше мужчин, они просто другие, но именно эти различия привели к воцарению патриархата. Гормональная система мужчин по закону вероятностей даёт ему преимущества в тех ситуациях социальной жизни, где агрессивное поведение приводит к успеху. Наличие мужских гормонов приводит к тому, что мужчина является более агрессивным и легче выражает свою агрессию, поэтому более приспособлен выполнять значимые роли и занимать высокие посты и неизбежно достигает их. Гольдберг писал: «Гормоны определяют социальное поведение... Чем выше уровень власти и престижа, тем выше доля мужчин в любой сфере: политике, экономике, профессиональной или религиозной деятельности». Гольдберг отмечает универсальность патриархата, поскольку, несмотря на разнообразие политических, экономических, религиозных и социальных систем, никогда не существовало такого общества, где власть и лидерство не были бы в руках мужчин. Он также, говорит о феномене «мужского господства», имея в виду чувства, которые испытывают и мужчина, и женщина: её воля подчинена его воле и последнее слово всегда, в том числе в семье, принадлежит мужчине. Таким образом, уже с точки зрения биологии, мужчине гарантирована во все времена доминирующая роль в социальной сфере, а женщина может стать матерью и женской хитростью убеждать мужчину делать то, что она хочет. Теперь мы можем понять, почему женщины чувствуют дискриминацию и отчаянно претендуют на престижные и высокие посты, то есть сферы, далекие от материнства. Многие поддаются искушению и соревнуются с мужчинами, чтобы занять желаемое положение, однако большинство из них ожидает неудача. Из-за меньшей способности к агрессии они оказываются в неблагоприятных условиях по сравнению с мужчинами. И хотя некоторые женщины могут преуспеть, в основном они делают это за счет потери женственности. Они не добьются успеха, если не будут подражать мужской роли и не станут более агрессивными. Обычно это негативно влияет на гормональную систему женщины, делая её более мужественной: не естественное понижение тона голоса, рост волос на лице и теле, стремление командовать и доминировать, мужские манеры поведения — все это становится платой за успех. Таким образом, они могут чего-то достичь, только отказавшись от женственности и имитируя мужское поведение. Это будет не победа женщины, а победа мужчины. Убедиться в этом вы можете, наблюдая за женщинами, которые являются политическими и общественными лидерами. Где вы видели женщину, которая, обладая властью, способна остаться по-настоящему женственной? Создаётся впечатление, что у женщин есть только три возможности реализоваться в жизни: 1) уступить и приспособиться к подчинённой роли; 2) материнство; 3) соревноваться с мужчинами за власть и престиж. Вспомним, что из-за зависти к пенису и комплекса кастрации женщина чувствует себя неполноценной, ведь у неё нет той части тела, которая есть у мужчин. Это самым драматическим образом подтверждается самой жизнью. Женщины видят, что мужчины достигают успеха там, где они не могут его достичь. Значит, сам факт обладания пенисом даёт целый ряд преимуществ для реализации: мужчины пользуются большей свободой и испытывают меньше социального давления, им незнакомы хлопоты и муки материнства, они занимают значимые посты, играют важные социальные роли только потому, что они мужчины. Таким образом, материнство остается единственной сферой, где женщина обладает исключительными правами и превосходством. Кажется, что сама Природа предоставила женщине роль матери и подчинённое положение по отношению к мужчине. Неудивительно, что, желая достичь равенства с мужчинами и успеха в жизни, женщины бессознательно имитируют мужское поведение, думая, что подражание позволит им достичь равенства. Последствия этого очевидны: с одной стороны, идёт подражание традиционно успешной мужской модели, с другой стороны, прилагается максимум усилий, чтобы повысить свою эротическую привлекательность. Поэтому у женщин есть только сущность самки, а не настоящей женщины. Они превращают себя в желанный «эротический объект», думая, что так становятся женственными, но это делает их индивидуальное развитие невозможным. Действительно, подавляющее большинство женщин путают понятие женственности с эротической привлекательностью, они делают все, чтобы усилить внешнюю сексуальность и не придают значения внутренним качествам. Используется макияж, яркая одежда, украшения, разные причёски и не обращается внимание на то, что всему этому не сопутствует содержание. Одеваясь как женщины, внутренне они подражают мужской роли. Каков образец современной женщины? По половым признакам она самка. Одевается и накладывает макияж, как диктуют ей общество и мода. Внешне представляет собой типичную самку, соответствующую стереотипам социума, но внутренне не имеет ни определённости, ни индивидуального развития. Выбрав путь превращения себя в эротический объект, она кастрирует себя как женщину. То же происходит, когда она переживает из-за отсутствия пениса, ощущая себя искалеченной и нецелостной. Парадокс в том, что, пытаясь удовлетворить уязвлённое самолюбие, она направляет все свои усилия на физическую привлекательность, чтобы стать эротическим символом, но как раз этим добровольно кастрирует себя как женщину. Её постоянное стремление повысить свою ценность через внешние вещи (красоту, молодость, макияж, одежду) имеет своей единственной целью привлечение мужчины, но никак не самореализацию. Карлос Кастилья дель Пино в книге «Четыре эссе о женщинах» утверждает: «Обычное положение женщины в нашем обществе — это своеобразное помрачение рассудка... Наиболее глубокой формой любого помешательства является непринятие у себя этого ментального расстройства... Принадлежать к женскому полу означает быть калекой... Реальность такова, что женщины являются объектом для мужчин, мужчины используют женщин... Женщины — эротические объекты для мужчин... Для женщины борьба за жизнь становится борьбой за мужчину». И далее: «Фрустрация возникает на всех этапах познания женщиной своих функций... Каковы стадии этой фрустрации?.. Причиной развития любой стадии фрустрации женщины является её пассивность». «Первое, что приходит в голову, когда мы думаем о слабости женщины по сравнению с мужчиной, это то, как она изысканно одевается, её игры и занятия носят совершенно иной характер, нежели у мужчин. Очевидно, что девочек с самого рождения воспитывают и обучают совсем по-другому, чем мальчиков. Добавьте к этому, что им с ранних лет вбивают в голову, что они слабые и им необходима защита со стороны мужчины... Для девочки вовсе не обязательно чувствовать недостаток пениса для того, чтобы возник комплекс кастрации. Достаточно испытать на себе это влияние общества, которое толкает её к пассивности и зависимости». Традиционно в любом обществе мира от мужчин ожидается, что они будут сильными и агрессивными, а от женщин, что они будут пассивными, мягкими, готовыми на самопожертвование. В рамках культурных норм человечества пассивность составляет основу понятия женственности. Аристотель оправдывал власть отца и мужа, считая, что «власть мужчины законна, поскольку основана на естественном неравенстве, которое существует среди людей». Уже тогда с метафизической точки зрения женщины ценились меньше. Считалось, что они олицетворяют отрицательный принцип — материю, в отличие от мужчин, которые воплощают собой «форму», божественный принцип, сходный с мыслью и разумом. Полагали, что женщины выполняют второстепенную функцию, как земля, которую надо удобрять, и их единственная ценность в том, чтобы быть хорошей маткой. В книге «Существует ли материнская любовь» профессор Э. Бадинтер говорит о том, что христианская теология заклеймила женский род. Она цитирует Книгу Бытия, то место, где говорится о создании мужчины и первородном грехе. Вначале Бог создал мужчину, но потом, когда увидел, что тот расстроен отсутствием спутника, усыпил его, взял у него ребро и создал женщину. Следовательно, женщина произошла от мужчины. Но основным поворотным моментом стал тот факт, что женщина предстает ответственной за первородный грех и падение мужчины. Змей пообещал Еве равенство с Богом и познание Добра и Зла. Бог явно признает вину женщины и накладывает на неё следующие проклятия: 1) Умножу скорбь твою. 2) В муках будешь рождать детей своих. 3) Умножу к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой. Согласно Бадинтер, понятие влечения, страсти несёт в себе идею пассивности, подчинения и помешательства, что и определило положение женщин в будущем. А Адам, которому была уготована господствующая и владычествующая роль, был просто приговорен тяжело работать и умереть, как и Ева. Далее автор пишет: «Отсюда возникла дальнейшая трактовка образа Евы. Она больше подвержена искушениям плоти и тщеславия, что сделало её виновной в несчастьях мужчины. То есть она выглядит слабым и легкомысленным созданием. Позднее её стали сравнивать со змеей, дьяволом-искусителем, и Ева стала символом зла». Бадинтер цитирует Бенедетти: «Когда женщина не повинуется своему мужу, она противоречит наказу Бога, поскольку Богу угодно, чтобы женщина подчинялась своему мужу, так как мужчина более благороден и совершенен, создан по образу и подобию Бога, а женщина лишь подобие мужчины». Бенедетти был убеждён, что женщины олицетворяют порок. В ту эпоху женщина часто ассоциировалась с дьяволом. Постепенно такое отношение смягчилось и трансформировалось в концепцию слабости и несостоятельности женщин. Это было записано в гражданский кодекс, который ясно и однозначно определял, что жена должна подчиняться своему мужу. Многие великие мыслители, в том числе Руссо, утверждали, что женщина была создана не для самой себя, а для того чтобы ублажать мужчину, подчиняться ему, радовать его, уступать и даже терпеть его несправедливость. Опишем кратко, из чего состоит женская психика: а) Женщина отвержена и наказана самим Богом, который приговорил её подчиняться мужчине, и этот несмываемый позор может сопровождать её всю жизнь. б) Отсутствие пениса заставляет женщину чувствовать себя неполноценной, из-за чего развивается сильное чувство униженности вместе с хорошо известной завистью к пенису. в) Из-за особенностей строения своей гормональной системы женщина менее агрессивна, чем мужчина, то есть у неё выше порог, после которого она будет выражать свою агрессию. Это уменьшает возможности для достижения успеха, что касается власти и престижа. г) Женщину воспитывают так, чтобы она была пассивна и ограничена ролью матери, не допускают её участие в деятельности, в которой считается, что только мужчины имеют превосходство. С самого детства ей говорится: «Ты слабая, поэтому ты не должна делать ни того, ни другого, ни третьего» — всего, за что мужчины получают похвалу. д) Материнская роль приговаривает женщину к пассивности и страданию, поскольку она сначала даёт жизнь ребёнку через боль, а потом отвечает за его воспитание, что ограничивает её в образовании и работе. е) Женщина превращается в «эротический объект», поскольку видит успех своей жизни только в «захвате» мужчины. ж) В конечном итоге, превратившись в «эротический объект», женщина не может реализовать себя в сексуальных отношениях, что подтверждается большим процентом фрустрации, различных отклонений, фригидности и неудовлетворённости. К этому необходимо добавить, что вклад женщин в области культуры, науки и искусства намного меньше, чем мужчин. Поэтому неудивительно, что женщина испытывает сильную экзистенциальную тоску и постоянно старается как-то выделиться и отличиться, хотя бы подражая мужчине. Однако со стороны женщин было бы ошибкой обвинять только мужчин в своей дискриминации. Как отмечает Стивен Гольдберг: «Мужчины и женщины так ментально обусловлены обществом, что реализуют свои возможности наилучшим способом, который основан на биологических особенностях пола. Когда общество подавляет у девочек склонность к занятиям, требующим проявления агрессивности, силы и властности, то оно всего лишь помогает женщине избежать фрустрации, которая возникла бы у неё в случае неудачи в каких-то областях деятельности. Так общество наилучшим образом управляет естественными ресурсами и достигает эффективности и силы. Это просто признание различий между полами». Получается, что женщина не может восстать против божественного повеления, отказаться от того, что ей недостает пениса, изменить свою гормональную систему или бороться с обществом, которое воздействует на неё определённым образом. Можно сказать, что ей остается быть матерью или подражать мужской роли, чтобы пользоваться теми же благами, что и мужчина, даже за счет потери собственной женственности. Действительно ли так неизбежен и окончателен приговор — быть подчинённой мужчине? По Гольдбергу, мужчины в любом обществе были, есть и будут доминирующей силой, поскольку сформированные в ходе эволюции неизменные физиологические структуры передаются через генетические коды. Не отрицая некоторых из приведённых выше аргументов, я все же полагаю, что женщины могут достичь полного равенства с мужчинами, но не за счет государственных законов, а посредством самореализации. Это требует желания и решимости с их стороны, а также ясного понимания психологических и социальных механизмов, которые держат женщин в подчиненном состоянии. Необходимо, чтобы достаточно большое количество женщин объединилось для достижения этой цели. В последующих главах мы расскажем, как это можно сделать. Но стоит ещё раз повторить: сначала необходимо глубоко понимать те механизмы, которые препятствуют женщине найти свою собственную сущность и реализовать себя.
Различия между мужским и женским полом Если мы хотим, чтобы женщины перестали подражать мужской роли, то должны выяснить, каковы основные различия между мужчинами и женщинами. Только тогда мы поймем причины обычного поведения женщин и определим, в какой степени оно является мужским или женским. Нам придется пройти сквозь путаницу эмоций, отношений, норм поведения, гнева, зависти, ненависти, ревности и разочарований и понять, что должно быть присуще женщине и как этого достичь. Как уже говорилось, женщина не знает, что такое настоящая женственность и часто путает это драгоценное качество с физической красотой и материнством. Из-за отсутствия психологической определённости она постоянно находится в состоянии фрустрации и чувствует себя неполноценной и слабой, словно ей всегда чего-то не хватает. При наблюдении за различными группами женщин и сравнении их с группами мужчин, было замечено, что для женщин в большей степени характерно: а) ощущение тревоги и экзистенциальной тоски, предрасположенность к эмоциональной гиперчувствительности и неврозу; б) неудовлетворённость жизнью; в) схожесть женщин в группах, но вместе с этим сильная конкуренция; г) объединение в группы по половому признаку, а не на основе индивидуальности. Мужчины менее предрасположены к неврозам, неудовлетворённости, горечи и фрустрации, хотя они и чаще сходят с ума и совершают самоубийства. В группе мужчин нет особой конкуренции, за исключением возникающей по какой-то конкретной и объективной причине. Они объединены не потому, что они мужчины, а на основе общих интересов. Откуда у женщин возникает неудовлетворённость? Несомненно, вследствие своей якобы анатомической неполноценности. Кроме того, она ощущает себя ниже мужчин, поскольку уверена, что у тех больше привилегий и власти в создании культуры и цивилизации. Из-за того, что мужчины заняли такое положение во всех аспектах жизни, женщина испытывает гнев и зависть. В каком-то смысле она смотрит на мужчину как слуга на господина. Мужчины легко находят определённый баланс между своей работой, семьёй, детьми и отдыхом. Женщины обычно зацикливаются на чем-то одном, и это становится для них психической фиксацией. Внешний вид, социальное признание, дом, безумные поиски «идеального мужчины» — все это те маниакальные цели, которые нарушают их эмоциональный баланс и не позволяют заняться чем-то более важным и значимым для своего развития. У женщины есть скрытая постоянная неуверенность в себе, она всегда ищет одобрения других, и ей кажется, что все в ней сомневаются. Ей приходится постоянно «что-то доказывать»: что она может быть хорошей женой, хорошей матерью, что может идеально справиться с той или иной работой, что у неё достаточно ответственности. На самом деле общество считает её не взрослой, а инфантильной, и чтобы заслужить определённые вещи, она должна доказать, что повзрослела. Обратите внимание, например, на то, насколько по-разному относятся к мужчине и к женщине, если они неудачливы в браке или любви. В отношении мужчины чаще всего нет особых мнений или подозрений, в его проблемах не видят ничего странного. К женщине же относятся совершенно по-другому: её считают инфантильной, недостаточно зрелой, неразвитой, неспособной и неподходящей; неудачи в браке имеют для неё иные последствия, чаще всего общество относится к ней отрицательно. В любой жизненной ситуации к женщине применяются совсем иные критерии оценки, чем к мужчине. Когда женщина молода, она страстно стремится найти какую-то цель, чтобы через её достижение чувствовать себя определённой. Когда она замужем, не работает, а занимается только домом, она ощущает себя словно в тюрьме. Если она замужем и работает, то мучается и разрывается на части между домом и работой. Если у неё нет детей, она чувствует отчаяние, а когда они есть и прошла новизна ощущений, возникает острая тоска, что она пожертвовала собой. Во время и после менопаузы ей кажется, что её возможности как женщины безвозвратно исчерпаны и ждать от жизни больше нечего. Если у неё есть мужчина, её мучает мысль, что она может его потерять. Если его нет, она чувствует себя одинокой, покинутой, проигравшей и отвергнутой. Кажется, что жизнь женщины гораздо тяжелее, чем жизнь мужчины. Даже её сексуальное развитие намного более сложное. Ей необходимо произвести два важных изменения, которые не нужны мужчине: а) Изменить объект любви (перенести свою любовь с матери на отца). б) Изменить эрогенную зону (перенести чувствительность с клитора на влагалище). У мужчин нет необходимости в этих изменениях, поскольку объектом любви для них всегда будет женщина, и у них один эрогенный центр — пенис. А так как у них есть пенис, им не нужно ничего доказывать, не нужно проходить испытания на пригодность и соответствие, которым общество подвергает женщин, словно говоря: «Докажи, что без пениса ты в состоянии вести себя правильно, иначе мы всегда будем сомневаться в тебе». Есть множество вещей, которые ставят женщин в неравное и зависимое положение. В предыдущей главе мы говорили об отношении к женщине как к низшему существу в христианской теологии; об её ощущении нехватки пениса; о меньшей агрессивности из-за особенностей её гормональной системы; об отношении общества к материнству и пассивной роли женщины; об отношении к женщине как к эротическому объекту и о проблемах достижения оргазма. К этому мы должны добавить, что женщины физически слабее, у них меньше развито абстрактное мышление и они эмоционально неустойчивы. С другой стороны, женщины менее склонны к гипертонии и сердечнососудистым заболеваниям. Среди мальчиков выше эмбриональная смертность (имеются в виду выкидыши), кроме того, тридцать процентов младенцев мальчиков умирают в течение первого месяца жизни. Но при этом на каждые 100 девочек зачинаются 120-140 мальчиков, так сохраняется определённое равновесие. Женская иммунная система более эффективна, чем мужская. Существуют другие биологические различия. 1) В мужчине меньше генетической информации, поскольку у Y-хромосомы (определяющей пол мужчины) по сравнению с Х-хромосомой (определяющей пол женщины) отсутствует одно плечо, которое известно как половой хроматин (тельце Барра) и является несомненным признаком половой принадлежности клеток. 2) Эмбрион становится девочкой, когда первичные половые клетки заселяют корковый слой гонады. Этот же эмбрион мог бы стать мальчиком, если бы эти клетки заселили внутренний мозговой слой гонады и началось формирование тестикул. 3) Вышеприведённый факт объясняет причины поведения женщины: обволакивающего, притягательного, радушного и вскармливающего, и мужчины: излучающего, свободного и динамичного. 4) Температура женского тела на 0.4— 0.6 градуса выше, чем мужского, измеренная в одних и тех же местах. 5) У новорожденной девочки бывают менструальные выделения, связанные с влиянием на неё гормональной системы матери; у мальчиков до 7 лет мужские гормоны не проявляются. 6) Гормональная система мужчин достаточно стабильна, на неё оказывают лишь небольшое влияние времена года, что, видимо, связано с продолжительностью светового дня. Женщины же постоянно находятся под воздействием двух гормонов: эстрогена с циклом 14—22 дня и прогестерона с чётким циклом 14 дней. 7) Количество эритроцитов в крови у мужчины на 2% превышает их количество у женщин. 8) Мужские гормоны вырабатываются в организме женщины внутренним слоем коры надпочечников. Женские гормоны в основном производятся у мужчин в нервных узлах аортальной поясничной позвоночной цепи. 9) У мужчин развита передняя часть гипофиза, а у женщин — задняя, где вырабатываются антидиуретический гормон, гормон окситоцин и предшественник пролактина. У мужчин вырабатывается только антидиуретический гормон. 10) Сердце женщины весит 250—300 граммов, а сердце мужчины-300-350. 11) Печень женщины весит 1400 граммов, а мужчины — 1600. 12) Третий сердечный желудочек у мужчин больше, чем у женщин, и возможно, сокращается быстрее. В книге «Мозг и разум» Гордон Регрей Тейлор пишет: «Существуют некоторые физиологические различия между полами, многие из которых являются врождёнными и могут влиять на особенности познавательной деятельности. У девочек лучше развиты осязание и вкус, им доставляют беспокойство громкие звуки. Они более ловкие, чем мальчики, и обладают лучшей способностью видеть в темноте. У мальчиков быстрая реакция, они чувствительны к холоду, чаще и легче отвлекаются на что-то новое, чем девочки. То, что девочки проявляют к звукам больший интерес сразу после рождения, позволяет предположить, что это качество у них врождённое... Недавно на основании электроэнцефалограмм головного мозга было установлено, что женщины обладают гораздо более высоким уровнем возбудимости, чем мужчины, на них сильнее действуют тревожные и опасные ситуации... У детей-левшей, которые держат карандаш прямо (некоторые держат его криво), совершенно другая латерализация мозга, центр речи находится у них в правом полушарии. В группе левшей девочки лучше справляются с пространственными задачами, а мальчики — с вербальными... Пример доказывает, что у мальчиков латерализация происходит легче, чем у девочек. Мужчинам проще одновременно вести машину и разговаривать по телефону, потому что они используют для этих двух действий разные полушария головного мозга. Женщины превосходят мужчин в другом: они легче координируют речь и движения. Может быть, отсутствие специализации между полушариями у женщин объясняет тот факт, что они в два раза чаще, чем мужчины, путают право и лево. Если латерализация доказывает существование определённых различий между полами, то, без сомнения, она имеет огромное значение в выработке гормонов, особенно половых. Уже в чреве матери девочки отличаются от мальчиков, что проявляется в их поведении и физическом развитии, включая развитие мозга, и влияет на особенности их познавательной деятельности, потому что женские гормоны снижают уровень группы веществ, называемых угнетающие моноаминооксиданты, а при их недостатке человек становится легко возбудимым». Что касается поведения, тот же автор отмечает: «Например, Паула Джонсон и Жаклин Гудман обнаружили, что женщины больше, чем мужчины, склонны решать свои проблемы, ссылаясь на слабость и прося о помощи. Чтобы доказать это, даже не надо проводить исследования. Каждый знает, что женщина может убедить любого мужчину поменять спущенное колесо на её автомобиле. Гораздо сложнее установить, является ли эта тактика результатом физической слабости женщины или привычки с незапамятных времен решать свои проблемы через мужчину». Для дальнейшего объяснения женского поведения обратимся к открытиям Хавелока Эллиса, который пытался научно установить, какие качества женщины даны ей биологически, а какие являются результатом влияния моды, привычек, воспитания и суеверия. В итоге Эллис установил три основные женские черты, определённые биологически: 1) сильная впечатлительность, которая компенсируется психической устойчивостью; 2) меньшая тенденция к вариациям, то есть к гениальности или дегенерации; 3) биологический консерватизм и инфантильность, противодействующие эволюции. Эллис считал, что на женский организм очень сильно влияют незначительные колебания и стимулы, но к большим потрясениям он более устойчив. Другими словами, женщин затрагивают мелкие проблемы, но они гораздо легче адаптируются и противостоят серьёзным несчастьям, которые могут просто уничтожить мужчин. Впечатлительность женщин уравновешивается их психической устойчивостью, что связано со свойствами их вазомоторной системы, менее стабильной, но быстро реагирующей на различные стимулы, что делает женщину более впечатлительной, раздражительной и легко внушаемой. Эллис отмечает: «Большее содержание воды в крови женщины, небольшая степень анемии, повышенное выделение кальция во время менструации (соединения кальция имеют огромное влияние на вазомоторную стабильность) — все эти факторы увеличивают чувствительность и нейромышечную слабость женщин».
|