Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Предмет логики и ее значениеСтр 1 из 17Следующая ⇒ Методические рекомендации по изучению курса
“Логика”
Москва Издательство Российского университета дружбы народов У т в е р ж д е н о РИС юридического факультета Российского университета дружбы народов
С о с т а в и т е л ь - к. ф. н., доцент В. Б. Петров
Методические рекомендации по изучению курса «Логика» / Сост.
Для студентов-юристов специальности «Юриспруденция».
© Издательство Российского университета дружбы народов, 2009 г.
Оглавление
Предисловие....................................................................................................... 4 Тема 1. Предмет логики и ее значение.......................................................... 4 Тема 2. Суждение............................................................................................. 6 А. Простые суждения........................................................................................ 7 Б. Сложные суждения..................................................................................... 12 Логические отношения между высказываниями....................................... 19 Умозаключения................................................................................................ 28 Умозаключения из простых высказываний................................................ 29 Простой категорический силлогизм............................................................. 36 Умозаключения из сложных высказываний................................................ 46 Понятие............................................................................................................. 54 Виды понятий.................................................................................................. 58 Отношения между понятиями....................................................................... 61 Определение..................................................................................................... 64 Деление............................................................................................................. 69 Индуктивные умозаключения....................................................................... 71 Обобщающая индукция................................................................................. 72 Аналогия........................................................................................................... 73 Методы установления причинных связей (методы Бэкона-Милля)......... 75 Аргументация.................................................................................................. 78 Литература по курсу «Логика»....................................................................... 81 Вопросы к экзамену....................................................................................... 81 Методические рекомендации по курсу «логикА»
Предисловие
Данные методические рекомендации не предполагают заменить собой настоящий учебник по логике. Они предназначены служить некоторым комментарием к тем темам и вопросам курса, которые являются наиболее важными в теоретическом и практическом отношении. Поэтому здесь не будет полного тематического соответствия лекционному курсу, хотя могут быть представлены отдельные правила и приемы, на специальное рассмотрение которых на аудиторных занятиях обычно не хватает времени. Кроме того, в рекомендациях особое внимание обращается на те моменты в содержании курса, которые, как правило, вызывают затруднения при его недостаточно внимательном освоении. Все возможные терминологические расхождения с учебными пособиями (и в учебных пособиях) будут специально оговариваться.
Тема 1. Предмет логики и ее значение
В настоящее время в наиболее распространенных учебниках, предназначенных прежде всего для студентов-юристов, логику определяют либо как науку, предметом которой «являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир» (Кириллов В.И., Старченко А.А. «Логика», М., 2004, с. 5), либо как науку о «формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам» (Ивлев Ю.В. Логика. М., 2005, с. 8). Вполне очевидно, что эти и подобные им определения для надлежащего понимания нуждаются в подробных пояснениях: что такое «форма мышления», каковы те специфические «приемы и операции», с помощью которых человек познает окружающий мир, что это за связи и отношения между мыслями по «их логическим формам» и т. д. На самом деле получить достаточно полное адекватное представление о всех этих вещах можно только после того, как прослушан весь учебный курс. Поэтому при первоначальном знакомстве с новой для вас дисциплиной не следует долго задерживаться на неясных или даже совсем непонятных местах. К основным понятиям, данного раздела можно будет вернуться позже. (В действительности структура любого учебника предполагает такое возвращение). Здесь же необходимо понять и запомнить главное. Логика исследует мышление не как реальный психологический процесс (логика не является частью психологии), а как возможную последовательность действий, в результате которой мы получаем либо истину, либо ложь (последнее, конечно, нежелательно). В силу этого нас, прежде всего, в дальнейшем будет интересовать не содержание мыслей само по себе, а такая их характеристика как истинность или ложность. Истинность или ложность зависит обычно от большого числа условий, в том числе она может оказаться зависящей от истинности или ложности других мыслей. Например, пусть мы хотим установить, делится ли число 20100105 на 9 без остатка. Можно, конечно, начать делить это число на 9, но если под рукой нет калькулятора, то вычисления займут некоторое время, да еще и потребуют проверки. К тому же нас не интересует конкретный ответ на вопрос, какое именно число получится в результате деления, нас устроит ответ типа ”да” или “нет”. Поэтому мы можем воспользоваться более простым средством, вспомнив правило: если сумма цифр числа делится на 9, то и само число делится на 9. Очевидно, что сумма 2+0+1+0+0+1+0+5 равна 9, т. е. делится на 9. Следовательно, и само число должно делится на 9. В нашем примере истинность мысли “Число 20100105 делится на 9” оказалась полностью зависящей от истинности двух других мыслей “если сумма цифра числа делится на 9, то и само число делится на 9” и “Сумма цифр числа 20100105 делится на 9”. Такие зависимости между различными мыслями и будут предметом нашего дальнейшего изучения. Именно для их выявления нам потребуется выделение “логической формы” мыслей, для чего в логике разработаны специальные символические средства - так называемые “логические языки”. С их помощью можно показать, что не только в каком-то конкретном случае истинность одних мыслей обусловлена истинностью других, но и что такая связь будет иметь место для всех мыслей соответствующих типов (соответствующих логических форм). Если вернуться к примеру о числах, то можно заметить, что наша зависимость сохранится и в том случае, если мы дадим ей следующую формулировку: если число x обладает признаком делимости на число y, то число x делится на число y; число x обладает признаком делимости на y, следовательно, x делится на y. Теперь очевидно, что мы можем говорить о зависимости истинности произвольной мысли о делимости одного числа на другое от истинности двух других мыслей об обладании первым числом признака делимости на второе. Иначе говоря, мы обнаружили, что истинность мыслей о числах одного типа зависит от истинности мыслей о связанных с ними числах двух других типов. Но, может быть, эта связь является необходимой потому, что мы рассуждаем о числах? Давайте попробуем отказаться от чисел и поговорить о предметах вообще. Итак, “если предмет обладает признаком A, то он обладает и свойством B. Предмет обладает признаком А. Значит, он обладает и свойством B ”. Легко видеть, что если мы обнаружим истинность первых двух утверждений, то третье обязательно окажется истинным. А если же кто-то вдруг скажет нам: ”я согласен с первым, и согласен со вторым, но вот третье что-то вызывает у меня сомнение. Надо бы его еще проверить...”, то мы просто ответим: ”ты, наверно, не понимаешь, что означает выражение “если..., то...”, здесь уже не надо ничего проверять”. Именно значение таких выражений, которые в дальнейшем будут названы логическими, обеспечивает справедливость наших рассуждений в подобных случаях. Часто ли встречаются подобные случаи? Всегда, когда нам приходится что-либо узнавать от других людей или же объяснять что-то другим людям. И здесь можно вспомнить еще одно определение логики, которое было в ходу в XVII столетии: логика - это искусство мыслить. И как всякое искусство, оно требует немалых усилий для того, чтобы овладеть им в совершенстве. Конечно, люди, которые никогда специально не обучались логике, также могут использовать соответствующие правила и приемы достаточно искусно. Но в тех случаях, когда оказывается необходимо обнаружить ошибку, знание логических правил оказывается непременным условием успеха.
|