Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В знаменателе дробиВ школьном курсе при решении некоторых типов задач на освобождение от иррациональности в знаменателе дроби достаточно домножить числитель и знаменатель дроби на число сопряженное знаменателю. Примеры. 1. t = . Здесь в знаменателе срабатывает формула сокращенного умножения (разность квадратов), что позволяет освободиться от иррациональности в знаменателе. 2. Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби t = . Выражение – неполный квадрат разности чисел а = и b = 1. Воспользовавшись формулой сокращенного умножения а3 – b3= (а + b) · (a2 – ab + b2), можно определить множитель m = (а + b) = + 1, на который следует домножать числитель и знаменатель дроби t, чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе дроби t. Таким образом, t = . В ситуациях, где формулы сокращенного умножения не работают, можно использовать другие приемы. Ниже будет сформулирована теорема, доказательство которой, в частности, позволяет найти алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби в более сложных ситуациях. Определение 6.1. Число z называется алгебраическим над полем F, если существует многочлен f (x) F [ x ], корнем которого является z, в противном случае число z называется трансцендентным над полем F. Определение 6.2. Степенью алгебраического над полем F числа z называется степень неприводимого над полем F многочлена p (x) F [ x ], корнем которого является число z. Пример. Покажем, что числоz = является алгебраическим над полем Q и найдем его степень. Найдем неприводимый над полем Q многочлен p (х), корнем которого является x = . Возведем обе части равенства x = в четвертую степень, получим х4 = 2 или х4 – 2 = 0. Итак, p (х) = х4 – 2, а степень числа z равна deg p (х) = 4. Теорема 6.3 (об освобождении от алгебраической иррациональности в знаменателе дроби). Пусть z – алгебраическое число над полем F степени n. Выражение вида t = , где f (x), (x) F [ x ], (z) 0 единственным образом может быть представлено в виде: t = сn-1 zn-1 + cn-2 zn-2 + … + c1 z + c0, ci F. Алгоритм освобождения от иррациональности в знаменателе дроби продемонстрируем на конкретном примере. Пример. Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби: t = 1. Знаменателем дроби является значение многочлена (х) = х2 – х +1 при х = . В предыдущем примере показано, что – алгебраическое число над полем Q степени 4, так как оно является корнем неприводимого над Q многочлена p (х) = х4 – 2. 2. Найдем линейное разложение НОД ( (х), p (x)) с помощью алгоритма Евклида. _ x4 – 2 | x2 – x + 1 x4– x3+ x2 x2 + x = q1 (x) _ x3– x2 – 2 x3– x2+ x x2 – x + 1 | – x –2 = r1 (x) x2 + 2 x – x + 3 = q2 (x) _–3 x + 1 –3 x – 6 _ – x –2 |7 = r2 – x –2 - x - = q3 (x) Итак, НОД ( (х), p (x)) = r2 = 7. Найдем его линейное разложение. Запишем последовательность Евклида, пользуясь обозначениями многочленов. p (x) = (x) · q1 (x) + r1 (x) r1 (x) = p (x) – (x) · q1 (x) (x) = r1 (x) · q2 (x) + r2 (x) r2 (x) = (x) – r1 (x) · q2 (x) r1 (x) = r2 (x) · q2 (x). Подставим в равенство 7= r2 (x) = (x) – r1 (x) · q2 (x) значение остатка r1 (x) = p (x) – (x) · q1 (x), после преобразований получим линейное разложение НОД( (х), p (x)): 7 = p (x) · (– q2 (x)) + (x) · [1 + q1 (x) · q2 (x)]. Если подставить в последнее равенство вместо обозначений соответствующие многочлены и учесть, что p () = 0, то имеем: (1 – + ) · (– + 2 + 3 + 1)] = 7 (1) 3. Из равенства (1) следует, что если знаменатель дроби t умножить на число m = [1 + (– + 2 + 3 + 1)], то получим 7. Таким образом, t = = . МЕТОДИКА 16. Тема урока: Стандартный вид многочлена Класс: 7 Тип урока: урок проверки и контроля знаний и умений Цели урока: - проверить умения приводить многочлен к стандартному виду - развивать у учащихся логическое мышление, внимание - воспитывать самостоятельность Структура урока: 1) Организационный момент 2) Инструктаж 3) Самостоятельная работа.
Задания: 1. Дополните предложения: а) Выражение, содержащее сумму одночленов называют …(многочленом). б) Многочлен состоящий из стандартных одночленов и не содержащий подобных слагаемых называется … (стандартным многочленом). в) Наибольшую из степеней одночленов входящих в многочлен стандартного вида называют … (степенью многочлена). г) Прежде чем определить степень многочлена, нужно … (привести его к стандартному виду). д) Для нахождения значения многочлена нужно сделать первое…(представить многочлен в стандартном виде), второе …(подставить значение переменной в данное выражение). 2. Найти значение многочлена: а) 2a4-ab+2b2 при a=-1, b=-0,5 б) x2+2xy+y2 при x=1,2, y=-1,2 3. Привести многочлен к стандартному виду: а) -5ах2 + 7а2х + 2а2х + 9ах2 – 4ах2 – 8а2х; б) (5х2 – 7х – 13) – (3х2 – 8х + 17); в) 2а – (1,4ав + 2а2 – 1) + (3а + 6,4ав); г) (2с2 – 1,6с + 4) – ((10,6с2 + 4,4с – 0,3) – (3,6с2 – 7с – 0,7)); 4. Привести многочлен к стандартному виду и выяснить при каких значениях х его значение равно 1: а) 2x2-3x-x2-5+2x-x2+10; б) 0,3x3-x2+x-x3+3x2+0,7x3-2x2+0,07
|