Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация профессиональной подготовки спасателей МЧС России





II. Профессиональная подготовка

Примерный учебный план

Предметы обучения Количество часов для классов
третьего второго первого международного
Медицинская подготовка        
Противопожарная подготовка        
Психологическая подготовка        
Специальная (техническая) подготовка        
Радиационная, химическая и биологическая защита        
Подготовка по связи        
Топография        
Тактико-специальная подготовка        
Физическая подготовка        
Английский язык        
Итого…        

Организация профессиональной подготовки спасателей МЧС России

1. Профессиональная подготовка спасателей МЧС России организуется и проводится на основании Федерального закона №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлений Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений МЧС России и настоящей Программы.

2. Непосредственно профессиональная подготовка спасателей организуется начальником поисково-спасательного формирования (ПСФ), командиром воинского спасательного формирования постоянной готовности и проводится во время дежурств в составе дежурных смен ПСФ (теоретические занятия) или во время проведения учебно-тренировочных сборов. К проведению занятий могут привлекаться наиболее подготовленные специалисты и спасатели, имеющие квалификацию спасателя не ниже второго класса, имеющие методические навыки и практический опыт ведения поисково-спасательных работ, а также, на договорной основе преподаватели (специалисты) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля.

Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одних суток дежурства и не менее 24 часов в месяц.

Продолжительность учебного часа – 45 минут.

Для подготовки к очередным занятиям, закрепления изученного материала, выполнения упражнений и нормативов в дни занятий отводится два часа для самостоятельной работы.

3. Учебный год состоит из двух учебных периодов: январь-май, июль-ноябрь.

4. Отдельные темы по данным предметам обучения отрабатываются в местах дислокации, с учетом имеющихся возможностей учебно-материальной базы (УМБ) и технической оснащенности.

5. По окончании учебного периода обучаемые сдают зачеты по предметам обучения, а так же нормативы по физической подготовке с обязательным выставлением оценок. Полученные оценки учитываются при последующей аттестации.

6. Для получения классной квалификации спасатели должны овладеть:

 

«спасатель третьего класса» – тремя; «спасатель второго класса» – пятью; «спасатель первого класса» - семью; «спасатель международного» класса – восемью дополнительными профессиями.

7. С учетом географических, экономических и иных особенностей мест, дислокации ПСФ и возложенных на них задач предоставлено право:

начальникам ПСФ, образовательных учреждений, уточнять количество учебных часов по предметам обучения, время и содержание отдельных тем и занятий без изменения общего количества часов.

Начальники ПСФ, командиры воинских спасательных формирований постоянной готовности МЧС России осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль за его проведением.

8. При планировании профессиональной подготовки в управлениях ПСФ разрабатываются:

план переподготовки и повышения квалификации спасателей на два года;

план профессиональной подготовки на год (по периодам обучения);

план-график проведения учебных сборов, учений, соревнований;

годовой план распределения времени по предметам и месяцам обучения;

тематический план и расписание занятий на месяц.

Медицинская подготовка

 

Примерный учебно-тематический план

№ темы Наименование темы Количество часов для классов
третьего второго первого международного
    № занятия Кол-во часов № занятия Кол-во часов № занятия Кол-во часов № заня-тия Кол-во часов
  Первая помощь содержание, объем, организационные и юридические основы, общие принципы оказания 1,3              
  Средства для оказания первой помощи 1,2              
  Терминальные состояния и основы реанимации                
  Первая помощь при ранениях 1-4              
  Первая помощь при кровотечениях                
  Первая помощь при переломах и вывихах                
  Первая помощь при травматическом шоке                
  Первая по­мощь при синдроме дли­тельного сдавливания 1,2              
  Первая помощь при ожогах и отмо­рожениях 1,2              
  Первая помощь при асфиксии, утоплении, электротравме 1-3              
  Первая помощь при поражении ядовитыми веществами     2,3          
  Первая помощь при радиационных поражениях - -            
  Первая помощь при сочетанных и комбинированных поражениях                
  Первая помощь при внезапных заболеваниях 1,2   3,4   5,6      
  Первая помощь при инфекционных заболеваниях - -            
  Первая помощь при родах - -            
  Экстренная психологическая помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях                
  Медицинская сортировка. Назначение и порядок проведения 1,2   - -        
  Транспортировка пострадавших                
  Основы медицинской реабилитации 1,2              
  Итого…                

 

Задачи обучения

Спасатель третьего класса должен:

знать основные положения руководящих документов по вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, задачи и объем первой помощи, признаки жизни и смерти, юридические основы действий спасателей по оказанию первой помощи; средства для оказания первой помощи; способы и приемы оказания первой помощи при ранениях, кровотечениях, переломах, травматическом шоке, синдроме длительного сдавливания, ожогах и обморожениях, асфиксии, утоплении и электротравме, поражениях ядовитыми веществами, радиационных поражениях, наиболее часто встречающихся внезапных заболеваниях, инфекционных заболеваниях, основы психологической помощи пострадавшим, медицинской сортировки, транспортировки пострадавших и медицинской реабилитации, правила безопасности при оказании первой медицинской помощи;

уметь применять полученные знания на практике, определять состоя­ние пострадавшего, признаки жизни и смерти; использовать табельное имущество по предназначению; правильно накладывать все виды повязок, производить временную остановку кровотечений, производить иммобилизацию переломов и вывихов с использованием табельных и подручных средств; выполнять простейшие противошоковые мероприятия; применять приемы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца, переноски и транспортировки пострадавшего одним или двумя спасателями; приемы и способы согревания пострадавшего; оборудовать пункты сбора пострадавших.

Спасатель второго класса должен:

знать требования и владеть навыками, предъявляемым к спасателю 3 класса, кроме того, основные осложнения ранений, кровотечений, перело­мов, ожогов и их профилактику; приемы и способы оказания первой помощи при вывихах; особенности первой помощи детям при различных поражениях и заболеваниях; основные признаки начавшегося родового процесса и основы родовспоможения;

уметь выполнять мероприятия, направленные на предупреждение осложнений, оказывать первую помощь при вывихах, родах, детям при различных поражениях и

 

 

заболеваниях, определять степень жизнеспособности конечности при длительном сдавливании, производить медицинскую сортировку пострадавших в процессе оказания первой помощи, применять приемы саморегуляции и борьбы со стрессом.

 

Спасатель первого класса должен:

знать требования и владеть навыками, предъявляемым к спасателю 2 класса, кроме того, медико-тактическую характеристику различных чрез­вычайных ситуаций, организационные основы первой медицинской помо­щи, основные принципы оказания первой помощи при сочетанных и комбинированных поражениях, технику выполнения внутримышечных и подкожных инъекций лекарственных средств, использующихся при оказании первой помощи, в том числе антидотов, осно­вы экстренной психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, порядок проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в районах массовых инфекционных заболеваний, обсервации и карантина, санитарно-гигиенические требования к размещению, питанию, водоснабжению в полевых условиях;

уметь оценивать медицинскую обстановку в районе чрезвычайной ситуации, организовать работу спасателей по розыску пострадавших и оказанию первой помощи, оказывать первую помощь при различных сочетанных и комбинированных поражениях, производить подкожные и внутримышечные инъекции, определять необходимость наложения жгута при высвобождении конечности от длительного сдавливания, снимать стресс у пострадавших, производить дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные мероприятия.

 

Спасатель международного класса должен:

знать требования и владеть навыками, предъявляемым к спасателю 1 класса, кроме того нормы международного права по вопросам первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим в странах с различным вероисповеданием, обычаями и нравами; медицинское оснащение спасателей основных зарубежных государств, в том числе стран СНГ, основные эндемичные инфекционные заболевания и мероприятия по их профилактике;

уметь оказывать первую помощь пострадавшим с учетом их вероисповедания, традиций и нравов, выполнять мероприятия по профилактике эндемических инфекционных заболеваний, взаимодействовать со спасателями иностранных государств при оказании первой помощи пострадавшим.

 

Методические указания

 

Занятия по медицинской подготовке проводятся специалистами меди­цинской службы в учебных классах и на учебных площадках, оснащенных наглядными пособиями, тренажерами, муляжами и т.п. с использованием кино- и видеоматериалов, диафильмов, слайдов, фотографий и других подобных материалов, а также табельных и подручных средств для оказа­ния первой медицинской помощи.

В начале каждого практического занятия руководитель объясняет и показывает последовательность выполнения приема по оказанию первой помощи с использованием табельных и подручных средств, а затем отрабатывает его с обучаемыми.

Для практической отработки приемов все обучаемые разбиваются на две подгруппы (отрабатывающие приемы и статистов) и поочередно их выполняют. На практическое выполнение приемов отводится не менее 70 % учебного времени.

Навыки в проведении приемов сердечно-легочной реанимации и использовании шприц-тюбика отрабатываются на манекенах и тренажерах.

 

Занятии должны обеспечиваться учебным имуществом не менее чем на 50 % обучаемых.

Полученные на занятиях по медицинской подготовке знания и практические навыки совершенствуются в ходе занятий по тактико-специальной подготовке.

 

Тема 1. Первая помощь, содержание, объем, организационные и юридические основы, общие принципы оказания

 

Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Задачи, содержание, юридические основы и принципы оказания первой помощи.

Занятие 2. Теоретическое - 2 часа. Международные нормы по вопросам оказания первой помощи пострадавшим, особенности оказания первой помощи пострадавшим в странах с различным вероисповеданием, обычаями и нравами.

Занятие 3. Теоретическое - 2 часа. Поражающие факторы поражения при различных чрезвычайных ситуациях и их характеристика, основные виды поражений, связанные с их воздействием на организм человека. Способы и средства медицинской защиты от воздействия поражающих факторов и снижения тяжести поражений.

Занятие 4. Теоретическое - 2 часа. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций. Величина и структура потерь населения. Санитарно-гигиеническая обстановка в зонах катастроф и бедствий. Способы выявления основных факторов обстановки и их оценка. Организация и ведение медицинской разведки зоны чрезвычайной ситуации. Способы и приемы розыска пострадавших, обозначение мест сосредоточения пострадавших, нуждающихся в медицинской помощи.

Занятие 5. Практическое - 2 часа. Правила и порядок осмотра по­страдавшего (определение признаков остановки сердца, остановки дыха­ния, выявление кровотечения, переломов костей), психология толпы и пра­вила поведения спасателей, критерии подбора добровольных помощников и организация их работы по оказанию первой помощи, спо­собы удаления паникеров и близких родственников из зоны оказания по­мощи. Правила безопасности при оказании первой помощи.

 

Тема 2. Средства для оказания первой помощи

 

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Состав, назначение и порядок ис­пользования медицинского имущества, предусмотренного табелем осна­щения спасателей. Порядок использования укладки медицинской спасате­ля, санитарных носилок, пакета перевязочного индивидуального, индиви­дуального противохимического пакета, аптечки индивидуальной (АИ-1).

Занятие 2. Теоретическое - 2 часа. Классификация лекарственных средств. Понятие о лекарственные формах, разовой и суточной дозе. Опре­деление названия и срока годности лекарственных средств. Зависимость действия лекарственных средств от состояния организма пострадавшего и от способа применения. Лекарственные средства, используемые спасате­лями для оказания первой помощи пострадавшим, возможные осложнения при их использовании и их предупреждение. Правила хранения лекарственных средств.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Способы введения лекарственных средств (наружно, прием внутрь через рот, закапывание в нос и глаз, подкожные и внутримышечные инъекции). Техника выполнения подкожных и внутримышечных инъекций с использованием шприц-тюбика, шприца. Правила асептики и антисептики при введении лекарств. Действия спасателя после введения лекарственных веществ пострадавшему.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Учет, хранение и освежение меди­цинского имущества спасателей. Порядок учета, списания и пополнения израсходованного или утраченного медицинского имущества при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Истребование медицинского имущества. Источники медицинского снабжения спасателей.

 

Тема 3. Терминальные состояния и основы реанимации

 

Занятия 1 и 2. Практические - по 2 часа. Понятие о клинической и биологической смерти, признаки внезапной остановки дыхательной и сер­дечной деятельности, клинической смерти, роль первичной сердечно-лёгочной реанимации для спасения пострадавшего (прекардиального удара, непрямого массажа сердца, искусственной вентиляции лёгких). Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца, правила проведения комплекса сердечно-лёгочной реанимации одним, двумя или тремя спасателями. Технические средства для проведения первичной сердечно-легочной реанимации. Признаки эффективности про­ведения реанимации. Действия спасателя после восстановления сердечной деятельности и дыхания у пострадавшего.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации детям.

 

Тема 4. Первая помощь при ранениях

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Понятие о раневом процессе, осложнения ран. Меры по предупреждению развития инфекции в ране. Правила асептики и антисептики. Влияние климатических условий на состояние пострадавшего и характер первой помощи при ранениях.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Основные виды повязок и правила их наложения. Требования к повязкам, контроль за правильностью наложения повязок. Ожоговая повязка.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Бинтовые и косыночные повязки на голову, шею и грудь, техника их наложения. Пращевидная повязка. Повязки на правый и левый глаз, на оба глаза.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Бинтовые, косыночные, контурные повязки на живот и промежность. Правила наложения повязки при проникающем ранении груди с открытым и клапанным пневмотораксом.

Занятие 5. Практическое - 2 часа. Бинтовые, косыночные, контурные и трубчатые повязки на верхние и нижние конечности, правила их наложения.

 

Тема 5. Первая помощь при кровотечениях

 

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Виды кровотечений. Критерии вы­бора оптимальных способов временной остановки различных кровотече­ний. Последовательность действий по остановке кровотечения. Порядок наложения давящей повязки и кровоостанавливающего жгута (закрутки). Возможные осложнения после наложения кровоостанавливающего жгута (закрутки). Основные признаки внутреннего кровотечения. Тактика спасателя при оказании первой помощи при внутреннем кровотечении.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Особенности первой помощи пострадавшим при кровотечении в холодных и жарких климатических условиях. Способы согревания пострадавших, использование табельных средств. Оборудование пунктов обогрева.

 

 

Тема 6. Первая помощь при переломах и вывихах

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Понятие о переломах и вывихах. Виды и признаки переломов и вывихов. Первая помощь при переломах и вывихах. Профилактика осложнений переломов и вывихов при эвакуации. Виды транспортных шин. Использование подручных средств для иммобилизации при переломах костей. Особенности переломов у детей, их влияние на содержание первой помощи. Осо­бенности иммобилизации при вывихах.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Отработка приемов и способов оказания первой помощи при переломах и вывихах костей конечностей.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Отработка приемов и способов оказания первой помощи при переломах костей основания черепа, ребер, позвоночника и таза. Способы транспортировки при различных переломах.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Признаки вывихов, отличия от пе­реломов. Правила первой помощи при вывихах. Особенности иммобилизации.

 

Тема 7. Первая помощь при травматическом шоке

 

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, профилактика. Содержание первой помощи, порядок ее оказания.

Особенности проявления шока у детей. Факторы, способствующие отягощающему течению шока. Первая помощь при шоке. Остановка кровотечения, введение обезболивающих средств, иммобилизация переломов, восполнение кровопотери, согревание пострадавшего. Особенности первой помощи детям.

 

Тема 8. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Определение, причины возникновения, степени тяжести и признаки синдрома длительного сдавливания. Периоды компрессии: ранний, промежуточный, поздний. Зависимость тяжести синдрома от времени и локализации (грудь, живот, таз, кисть, предплечье, стопа, голень, бедро) компрессии. Особенности проявления у детей.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Определение степени ишемии. Определение жизнеспособности сдавленной части тела. Правила высвобождения сдавленной конечности. Наложение жгута, контроль правильности и целесообразности его наложения, бинтование травмированной конечности. Особенности первой помощи детям.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Тактика спасателя при высвобождении сдавленной конечности и после ее высвобождения в зависимости от степени ишемии тканей (компенсированная, некомпенсированная и необратимая). Бинтование, иммобилизация и охлаждение сдавленной конечности с использованием табельных и подручных средств. Согревание пострадавшего. Приготовление и дача пострадавшему щелочного питья. Порядок медицинской эвакуации пострадавшего.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Определение целесообразности наложения жгута после извлечения конечности. Охлаждение сдавленной конечности. Помощь при сдавливании конечности, освобождение которой невозможно. Вынужденная ампутация конечностей.

 

Тема 9. Первая помощь при ожогах и отморожениях

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Виды и степени тяжести ожогов и отморожений. Особенности поражений при пожарах, ожоги верхних дыха­тельных путей. Первая помощь при ожогах и отморожениях.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Отработка способов и приемов первой помощи при ожогах и отморожениях. Основные характерные ошибки при оказании первой помощи.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Химические и лучевые ожоги, при­чины, признаки в зависимости от степени тяжести, особенности течения. Ожоги глаз. Особенности первой помощи при химических и лучевых ожогах.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Переохлаждение и замерзание. Спо­собы согревания организма, возможные осложнения и их предупреждение.

 

Тема. 10. Первая помощь при асфиксии, утоплении, электротравме

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Определение, причины асфиксии и признаки асфиксии. Утопление. Понятие о белой и синей асфиксии. По­ражение электрическим током и молнией, признаки поражения. Первая помощь при асфиксии, утоплении и поражении электрическим током. Основные ошибки при оказании первой помо­щи.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Типы и виды инородных тел, попавших в верхние дыхательные пути. Причины смерти при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути (механическая асфиксия, травматический отёк, спазм голосовых связок, отёк головного мозга). Понятие об асфиксии, признаки. Первая помощь. Понятие об экстренной крикотомии, современных способах извлечения инородных тел из дыхательных путей.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Отработка способов и приемов оказания первой помощи при поражении электрическим током, асфиксии, утоплении, тепловом и солнечном ударах, потере сознания и коме. Тренировка в проведении простейших реанимационных мероприятий.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Медико-тактическая характеристика пожаров. Виды и характер поражений людей, сочетанные и комбинированные поражения. Отравления продуктами горения и их профилактика. Порядок и способы розыска пострадавших и оказания им первой помощи. Особенности первой помощи при ожогах и отравлениях продуктами горения. Эвакуация пострадавших из опасных зон.

Занятие 5. Практическое - 2 часа. Действия спасателя по выявлению и оценке медицинской обстановки при пожарах. Розыск пострадавших и их эвакуация из опасных зон. Способы защиты от отравлений продуктами горения. Приемы и способы первой помощи при ожогах и отравлениях продуктами горения. Применение антидотов при отравлении угарным газом. Ошибки при оказании первой помощи.

 

Тема 11. Первая помощь при поражении ядовитыми веществами

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Классификация ядовитых веществ по воздействию на организм человека. Понятие об отравляющих вещест­вах. Признаки поражения. Степени тяжести. Оказание первой помощи. Прекращение доступа ядовитых веществ в организм пострадавшего. Способы выведения ядовитых веществ из организма. Антидоты. Профилактика отека легких. Средства защиты. Особенности отравления у детей и оказания им первой помощи.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Первая помощь при отравлении ядовитыми веществами. Использование табельных и подручных средств защиты. Промывание желудка простыми способами. Антидоты и способы их введения. Ингаляции кислорода. Частичная дегазация с использованием индивидуального противохимического пакета и подручных средств. Профилактика отравлений у спасателей.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Медико-тактическая характеристика очагов поражения ядовитыми веществами. Характер и особенности поражений людей в зависимости от видов ядовитых веществ. Комбинированные поражения. Промывание желудка с помощью зонда. Способы купирования начинающегося отека легких.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Выявление и оценка медицинской обстановки в очагах поражения ядовитыми веществами. Розыск пораженных и их вынос (вывоз) в безопасные места. Выбор мест для развертывания пунктов сбора пострадавших и их оборудование. Защита пострадавших от поражения ядовитыми веществами с использованием табельных и подручных средств. Медицинская сортировка пораженных.

 

Тема 12. Первая помощь при радиационных поражениях

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Поражающие факторы при радиационных авариях. Проникающая радиация и ее воздействие на организм человека. Пути попадания радиоактивных веществ в организм. Понятие о лучевой болезни. Зависимость тяжести лучевой болезни от дозы облучения. Начальные признаки острой лучевой болезни. Особенности радиационных поражений у детей. Первая помощь. Профилактика лучевых поражений.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Способы ослабления воздействия радиации. Первая помощь при попадании радиоактивных веществ в организм пострадавшего и при начальных признаках лучевой болезни. Особенности первой помощи детям. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в зоне аварии, их роль и содержание. Профилактика лучевых поражений у спасателей. Профилактические средства. Контроль доз облучения пораженных. Индивидуальные дозиметры и порядок пользования ими.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Действия спасателя по выявлению и оценке медицинской обстановки в зонах радиоактивного загрязнения. Первая помощь при попадании радиоактивных веществ в организм пострадавшего и при начальных признаках лучевой болезни. Оборудование пунктов сбора пострадавших. Порядок эвакуации пострадавших в безопасные районы. Организация и проведение частичной санитарной обработки. Санитарно-гигиенические требования к организации работ, размещению, питанию и водоснабжению в зонах радиоактивного загрязнения. Содержание противоэпидемических мероприятий в зоне загрязнения радиоактивными веществами и порядок их выполнения.

 

Тема 13. Первая помощь при сочетанных и комбинированных поражениях

Занятие 1. Теоретическое - 1 час. Понятие о сочетанных и комбинированных поражениях, основные признаки и особенности ее течения. Содержание первой помощи при сочетанных и комбинированных поражениях.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Отработка приемов и способов первой помощи при сочетанных и комбинированных поражениях, последовательность оказания первой помощи.

 

Тема 14. Первая помощь при внезапных заболеваниях

 

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Общие понятия об аллергии и аллергенах. Роль лекарственных средств, используемых спасателем, в развитии аллергических реакций у пострадавших. Проявления аллергической реакции (аллергический насморк, сыпь и зуд кожи, отёк век, губ и шеи, аллергический шок), возможные осложнения и исходы. Общие принципы оказания помощи пострадавшим. Лекарственные средства, используемые для оказания первой помощи, и способы их применения. Использование холодного компресса на место укола (укуса, контакта с аллергеном), закапывание капель (глазолина) в нос, использование табельных средств для оказания первой помощи, придание безопасного положения пострадавшему, находящемуся в состоянии комы.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Определение, причины и признаки стенокардии и инфаркта миокарда. Возможные осложнения (кардиогенный шок, отек легких, фибрилляция желудочков). Принципы первой помощи при стенокардии и инфаркте миокарда. Устранение болевого синдрома. Применение сосудорасширяющих средств (нитроглицерин, сустак). Показания к проведению легочно-сердечной реанимации при инфаркте миокарда, показатели ее эффективности. Порядок медицинской эвакуации больного.

Занятие 3. Практическое - 2 часа. Инсульт, определение, причины, признаки и осложнения. Понятия об эпилепсии и эпилептическом припадке, малые формы эпилепсии. Признаки эпилептического припадка. Понятие об истерическом припадке, его причины и проявления. Первая помощь при инсульте, эпилептическом и истерическом припадках. Создание покоя пострадавшему, обкладывание головы пузырями со льдом, тканью, смоченной холодной водой. Применение успокаивающих (настойка валерианы) и гипотензивных (дибазол, папаверин) средств. Контроль за дыханием, проведение мероприятий по предупреждению асфиксии в результате западения языка и рвоты. Способы прекращения приступов истерии. Порядок медицинской эвакуации больного.

Занятие 4. Практическое - 2 часа. Понятие об отеке легких, его причины и признаки. Механизм развития. Способы предупреждения развития отека легких. Способы и приемы первой медицинской помощи при отеке легких. Восстановление проходимости дыхательных путей. Ингаляции кислорода. Средства, снижающие образование пенистой мокроты, и способы их применения. Способы снижения кровенаполнения легких. Применение мочегонных и гипотензивных средств для купирования отека легких. Возможные ошибки при оказании первой помощи. Порядок медицинской эвакуации больных.

Занятие 5. Практическое - 2 часа. Определение, причины возникно­вения и признаки сахарного диабета. Понятие об уровне сахара в крови и механизмах его регулирования, гипо- и гипергликемической коме. Характерные признаки гипо- и гипергликемической комы, их отличие от других коматозных состояний. Тактика спасателя по оказанию первой помощи больному в коматозном состоянии. Способы предупреждения асфиксии. Применение глюкозы (сахара и т.п.) для купирования коматозного состояния. Правила транспортировки больных.

Занятие 6. Практическое - 2 часа. Причины и основные признаки почечной колики и задержки мочи. Принципы оказания первой помощи. Опрос жалоб больного с почечной коликой и острой задержкой мочи. Введение обезболивающих и спазмолитических средств. Приемы и методы согревания больного. Правила транспортировки больного.

Занятие 7. Практическое - 2 часа. Определение, причины возникновения, признаки обморока и комы. Принципиальные отличия обморока от коматозного состояния. Причины смерти пострадавших. Оценка состояния пострадавшего в состоянии обморока и комы (характер дыхания, наличие пульса на сонной артерии, наличие артериального или венозного кровотечения, переломов костей конечностей и таза). Способы и приемы первой помощи. Предупреждение удушения пострадавшего собственным языком и в результате аспирации содержимого желудка, крови или слюны. Действия при внезапной остановке сердца и дыхания. Признаки отёка головного мозга и массивной кровопотери при артериальных кровотечениях. Характерные тактические ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия, приводящие к смерти пострадавших. Профилактика обморока и коматозных состояний. Правила транспортировки пострадавшего в коматозном состоянии.

 

Тема 15. Первая помощь при инфекционных заболеваниях

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об эпидемическом процессе. Способы выявления заболевших. Карантин и обсервация, правила поведения в зонах обсервации и карантина. Содержание и особенности оказания первой помощи при различных инфекционных заболеваниях. Профилактика заболеваний. Содержание и порядок проведения санитарно-просветительной работы среди населения в очагах массовых инфекционных заболеваний.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Основные признаки инфекционных заболеваний (простудных, острых желудочно-кишечных, трансмиссивных, наружных покровов, особо опасных). Измерение температуры тела, внешний осмотр заболевших. Методы согревания больных. Понятие о жаропонижающих средствах и способах их применения. Правила общения с инфекционными больными и ухода за ними.

Занятие 3. Практическое -2 часа. Действия спасателя по выявлению и оценке медицинской обстановки в очаге массового инфекционного заболевания. Организация и проведение мероприятий по выявлению, изоляции и госпитализации больных. Противоэпидемические мероприятия и порядок их проведения. Методы и средства дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Обозначение мест сосредоточения больных. Правила транспортировки инфекционных больных.

 

Тема 16. Первая помощь при родах

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Понятие о физиологических родах. Предвестники родов, признаки начала и периоды родовой деятельности. Продолжительность и основные осложнения родов. Первая помощь при родах вне стационара.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Порядок опроса роженицы и подготовки ее к родам. Первая помощь при схватках и рожде­нии ребенка. Обработка рук спасателя, оказывающего помощь. Тактика спасателя после рождения ребенка (отсасывание слизи изо рта ребенка, обработка и перерезание пуповины, обтирание и завертывание ребенка). Способы первой помощи при осложнениях родов (разрывах тканей, кровотечении). Порядок транспортировки родильницы с ребенком в лечебное учреждение.

 

Тема 17. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при чрезвычайных ситуациях

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Стресс и психические травмы. Причины, признаки, возможные последствия. Выявление пострадавших с психическими травмами. Основные проявления острых психических расстройств у пострадавших в чрезвычайных ситуациях, особенности проявления у детей. Содержание и правила оказания первой помощи. Особенности оказания первой медицинской помощи детям. Роль методов саморегуляции в деятельности спасателя и в оказании пострадавшим первой помощи.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Основные принципы и методы предупреждения стрессовых состояний и борьбы со стрессом, выведения пострадавших из стресса. Методы подбора индивидуальных приемов борьбы со стрессом, одобренные Минздравом России.

Занятия 3 и 4. Практические - по 2 часа. Отработка и закрепление способов и приемов оказания первой помощи пострадавшим с психической травмой, обучения пострадавших методам саморегуляции. Подбор индивидуальных приемов саморегуляции, борьбы со стрессом по методикам, одобренным Минздравом России. Правила транспортировки пострадавших с психическими расстройствами.

 

Тема 18. Медицинская сортировка. Назначение и порядок проведения

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Роль, цели и организационные основы медицинской сортировки пострадавших. Виды медицинской сортировки и порядок ее проведения. Понятие об эвакуационно-транспортной сортировке. Основные критерии сортировки пострадавших при различных поражениях.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Организация и проведение медицинской сортировки пострадавших с ранениями, ожогами, пораженных ядовитыми и радиоактивными веществами, с сочетанными и комбинированными поражениями. Правила развертывания и оборудования сортировочных площадок. Понятие о сортировочных марках. Оказание первой помощи пострадавшим в ходе сортировки.

 

Тема 19. Транспортировка пострадавших

 

Занятие 1. Практическое - 2 часа. Способы переноски пострадавших: на руках, на спине, на плече, на носилках. Положение пострадавшего на носилках в зависимости от вида поражения и тяжести состояния. Особенности переноски пострадавшего при подъеме и спуске. Правила перекладывания пострадавшего с земли на носилки, переноски пострадавшего на мягких, стандартных и импровизированных носилках.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Подготовка пострадавших к эвакуации, выбор средств транспортировки пострадавших в зависимости от ситуации. Погрузка пострадавших на транспортные средства. Эвакуационная вместимость транспортных средств. Сопровождение транспортов с пострадавшими. Содержание и порядок контроля за состоянием пострадавших в ходе эвакуации, оказание им первой помощи в пути следования. Ответственность органов управления и должностных лиц за организацию и проведение медицинской эвакуации.

 

Тема 20. Основы медицинской реабилитации спасателей

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Понятие о медицинской реабилитации спасателей. Показания к проведению медицинской реабилитации в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Признаки переутомления. Формы и методы медицинской реабилитации. Нормативно-правовая база. Табельные средства для проведения медицинской реабилитации и правила их применения.

 

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Методы и приемы медицинской реабилитации. Витамины, неспецифические адаптогены, значение и способы применения. Методы и средства для повышения работоспособности, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям.


 

Противопожарная подготовка

 

I. Пожарно-тактическая подготовка

 

Примерный учебно-тематический план

№ темы Наименование темы Количество часов для классов
третьего второго первого международ ного
№ занятия К-во Ча-сов № заня-тия К-во часов № занятия К-во ча- сов № занятия К-во часов
  Общие сведения о процессе горения. Пожар и его развитие. Способы прекращения горения     - - - - - -
                 
  Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара. Действия спасателя при спасении людей. Меры безопасности     - - - - - -
  Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара 1,2   - - - - - -
  Особенности тушения пожаров в различных условиях     - - - - - -
  Строительные материалы и их поведение в условиях пожара. Основные строительные материалы, их пожарная оценка - -     - - - -
  Классификация зданий и сооружений по степени их огнестойкости - - - -     - -
  Пожарная опасность веществ, применяемых в промышленности - -     - - - -
  Итого… -   -   -   - -

 

Задачи обучения

Спасатель третьего класса должен:

знать общие понятия о процессе горения, способы прекращения горения и огнетушащие средства, меры безопасности при спасении людей при пожаре, иметь понятие о последствиях от пожаров;

уметь действовать в составе пожарного подразделения, исполнять обязанности одного из номеров боевого расчета.

 

Спасатель второго класса должен:

знать требования, предъявляемые к спасателю 3 класса, кроме того, поведение основных строительных материалов в условиях пожара, классификацию зданий и сооружений по степени их огнестойкости, пожарную оценку веществ, применяемых в промышленности;

уметь выполнять работы по тушению пожаров с использованием специальных агрегатов, механизмов и изолирующих аппаратов, исполнять обязанности всех номеров боевого расчета.

 

Спасатели первого и международного класса должны:

знать требования, предъявляемые к спасателю 2 класса, кроме того, новейшие достижения в области тактики тушения пожаров и накопленного опыта борьбы с ними;

уметь применять на практике новейшие достижения в области тактики тушения пожаров.

Методические указания

 

Занятия проводятся в классе или на учебном полигоне со специально оборудованными учебными площадками. Основные задачи пожарной тактики, а также изучение вопросов о процессе горения различных веществ, пожаре и его развитии изучаются в классе. Разведка пожара, действия при спасении людей и основы организации тушения пожаров при различных условиях отрабатываются обучаемыми в ходе практических занятий на учебных площадках противопожарного полигона.

Для наглядности обучения следует использовать учебные плакаты, схемы, макеты, кино- и видеофильмы.

 

 

Тема 1. Общие сведения о процессе горения. Пожар и его развитие. Способы прекращения горения

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии. Краткие сведения о характере горения наиболее распространенных горючих веществ: древесины, торфа, легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих (ГЖ) жидкостей, газов, лаков и красок, бумаги, полимерных и волокнистых материалов, смол, горючих смесей паров, газов и пыли с воздухом. Общее понятие о пожаре и краткая характеристика явлений, происходящих на пожаре. Способы прекращения горения. Классификация и общие сведения об основных огнетушащих средствах: виды, краткая характеристика, области и условия применения.

 

 

Тема 2. Пожарная тактика и ее задачи. Разведка пожара. Действия спасателя при спасании людей. Меры безопасности

Занятие 1. Групповое - 2 часа. Пожарная тактика и ее задачи. Роль и общие обязанности спасателей при выполнении основной боевой задачи на пожаре. Виды боевых действий. Характерные ошибки, допускаемые при ведении боевых действий. Понятие о разведке пожара, ее цели и задачи. Действия по проведению разведки, отысканию людей в задымленных помещениях. Действия при спасании людей и эвакуации имущества на пожаре. Правила эвакуации людей и материальных ценностей. Определение путей эвакуации. Вскрытие конструкций для создания условий эвакуации. Меры безопасности при проведении разведки пожара и спасании людей.

 

Тема 3. Тушение пожара. Действия спасателя при тушении пожара

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Понятие о локализации и ликвидации пожара. Характер боевых действий на каждом этапе. Особенности боевых действий при недостатке сил и средств. Особенности работы в задымленных помещениях и меры безопасности.

Занятие 2. Практическое - 2 часа. Определение боевых участков на пожаре, способы подачи огнетушащих средств (водяных, пенных и порошковых стволов) и работа с ними. Способы подачи огнетушащих средств в очаг пожара на охлаждение (защиту) конструкций. Создание водяных завес для защиты личного состава от лучистой теплоты. Способы подачи пенных стволов (в подвалы, пустоты перекрытий и перегородок, на горящую поверхность ЛВЖ и ГЖ). Меры безопасности при работе со стволами. Пути и способы прокладки рукавных линий.

 

Тема 4. Особенности тушения пожаров в различных условиях

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Особенности боевых действий при тушении пожаров при недостатке воды, при низких температурах, в непригодной для дыхания среде, в подвальных и чердачных помещениях; тушение пожаров нефтепродуктов.

 

Тема 5. Строительные материалы и их поведение в условиях пожара. Основные строительные материалы, их пожарная оценка

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Свойства строительных материалов. Влияние температуры на огнестойкость и прочность строительных материалов и конструкций. Группы и показатель возгораемости строительных материалов. Несгораемые, трудносгораемые и сгораемые строительные материалы. Простейшие огнезащитные составы.

 

Тема 6. Классификация зданий и сооружений по степени их огнестойкости

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Виды зданий и их основные элементы. Понятие огнестойкости строительных конструкций и зданий. Фундаменты, стены, внутренние опоры и перегородки. Противопожарные преграды в зданиях. Эвакуационные пути.

 

Тема 7. Пожарная опасность веществ, применяемых в промышленности

 

Занятие 1. Теоретическое - 2 часа. Пожарная опасность жидкостей. Пожарная опасность технических газов. Пожарная опасность твердых горючих веществ. Классификация производств по взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности.

 

II. Пожарно-техническая подготовка

Примерный учебно-тематический план

№ темы Наименование темы Количество часов для классов
    Третий Второй Первый Международный
    № занятия Кол-во часов № заня тия Кол-во часов № занятия Кол-во часов № занятия Кол-во часов
  Первичные средства пожаротушения     - - - - - -
  Пожарные автомобили общего назначения. Их классификация, основные тактико-технические характеристики (ТТХ) 1,2   - - - - - -
  Пожарно-техническое вооружение пожарного автомобиля. Размещение пожарного оборудования на автомобиле 1,2   - - - - - -
  Пожарные мотопомпы. ТТХ пожарных мотопомп. Технические возможности пожарной мотопомпы - - 1,2   - - - -
  Пожарные автомобили специального назначения. Основные виды и их ТТХ - - - -        
  Итого -   -   -   -  

 

Задачи обучения

Спасатель 3 класса должен:

знать первичные средства пожаротушения, пожарную технику общего назначения, состоящую на оснащении пожарных подразделений, а также правила эксплуатации и содержания;

уметь практически использовать пожарную технику общего назначения и оборудование в различных ЧС.

 

Спасатель 2 класса должен:

знать требования, предъявляемые к спасателю 3 класса, кроме того, пожарные мотопомпы, правила их содержания и эксплуатации;

уметь практически использовать пожарную технику общего назначения и мотопомпы в различных ЧС.

 

Спасатели 1 и международного класса должны:

знать требования, предъявляемые к спасателю 2 класса, кроме того, пожарные автомобили специального назначения, правила их содержания и эксплуатации;

уметь практически использовать пожарную технику специального назначения в различных ЧС.

 

Методические указания

 

Занятия проводятся в классе или непосредственно на пожарной технике и оборудовании. Устройство и конструкция агрегатов, приборов и оборудования изучаются по их принципиальным схемам и на макетах. Принципы работы агрегатов, приборов и оборудования изучаются на материальной части путем показа и объяснения назначения и устройства их основных частей во время работы.

Главное внимание уделяется изучению вопросов технически грамотной эксплуатации пожарных машин, оборудования и содержания их в постоянной готовности.

Более детально изучаются узлы и механизмы, которые при техническом обслуживании должны разбираться и регулироваться.

Для наглядности обучения следует использовать учебные плакаты, схемы, макеты, кино- и видеофильмы. Теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении тем пожарно-технической подготовки, совершенствуются на занятиях по тактико-специальной подготовке.

 

Date: 2015-10-22; view: 4606; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию