Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовые ресурсы предприятия





Экономическое содержание и область использования факторинга

 

Факторинг (от англ. factoring — фактор, комис­сионер, агент) представляет собой операцию банка или спе­циализированной компании, связанную с покупкой у клиен­тов платежных требований к покупателям их продукции на ус­ловиях немедленной оплаты части ее стоимости (обычно 80—85% стоимости поставок) и оплаты оставшейся части за вычетом комиссионного вознаграждения в установленные до­говором сроки.

Факторинг можно рассматривать как своеобразную форму кредитования поставщика факторинговой фирмой (банком), однако он не является в полном смысле кредитным продуктом. Существует ряд отличий факторинга от кредитования. Так, при факторинге вся сумма комиссии относится на себестои­мость; процедура его оформления менее трудоемка, нежели при получении кредита; отсутствуют дополнительные затраты на страхование и оформление залога ввиду его отсутствия. Кредит, предоставляемый при факторинге, отличается и от коммерческого кредита: продавец товара за проданный по­средством факторинга товар получает «живые» деньги, а при продаже в кредит — только вексель.

Сущность факторинга правильнее характеризовать как комплекс услуг, объединяющий финансирование оборотного капитала, инкассацию задолженности клиента, страхование финансовых рисков, если это предусмотрено сторонами.

Факторинг первоначально (с XVI—XVII вв.) появился как операция специализированных торговых посредников, а позд­нее его стали проводить торговые банки. В 1960 г. факторинго­вые операции пришли на смену коммерческому кредиту. Их

стали широко применять торговые и промышленные предпри­ятия для обслуживания процесса реализации продукции.

В факторинге предполагается участие трех сторон — ком­мерческого банка или специализированной факторинговой компании, которые выполняют функцию фактор-посредника между поставщиками продукции и их контрагентами — поку­пателями этой продукции

 

Поставщик – клиент банка
Покупатель-должнтк-кредитор
Требование
Фактор-посредник-коммерческий банк или его дочернее учреждение
Комиссионные
Оплата Счетов- фактур
Выплата платежного требования с уведомлением реквизитов фактора. Поставкатоваров (услуг)
Договор
  Поставщик – клиент банк
Покупатель – должник - дебитор
Инкассирование дебиторских счетов

 

 


Рис. 12.1. Схема взаимодействия участников сделки при открытом факторинге

 

Фактор-посредник может предоставлять четыре, типа услуг:

- оценка кредитоспособности каждого из клиентов — участии ков сделки, которая позволяет оценить уровень риска, сумму средств и сроки их предоставления;

- определение по результатам оценки кредитоспособности, можно ли застраховать кредит на основании ожидаемого от клиент уровня заказов. В случае положительного решения с клиентом заключается договор, где определяются сумма сделки и срок выполнения обязательств сторон. Как правило, фактор-посредник осуществляет факторинговые операции на условиях открытия клиенту кредитной линии, устанавливая сумму лимита;

- выдача аванса в размере установленного процента суммы по счетам, выставленным клиентам; при этом остаток суммы выплачивается только после оплаты клиентом-покупателем сче­та-фактуры. Аванс может быть предоставлен наличными на основе «регресса» или «нерегресса». По условиям «нерегресса» клиент-поставщик при выставлении счета клиенту получает от факторинговой компании аванс аналогично условиям «регрес­са». Если клиент не в состоянии произвести выплату в срок, факторинговая компания сама выплачивает остаток по счету в согласованный срок;

- ведение книги продаж клиента, где отслеживается его дебитор­ская задолженность. В этом случае оценка кредитоспособно­сти клиентов осуществляется параллельно с ведением книги.

Основным документом, регламентирующим проведение в РФ факторинговых операций, является Гражданский кодекс РФ (гл. 43), где достаточно четко дается определение факто­ринга, хотя этот термин и не упоминается, а есть понятие «фи­нансирование под уступку денежного требования», но по смы­словому содержанию оно определяет именно то, что называет­ся факторингом.

Преимущества факторинга можно свести в основном к сле­дующим:

- факторинг — это беззалоговое финансирование, что выгодно отличает его от обыкновенного кредита;

- сотрудничество предприятия с фактор-посредником не накла­дывает на него дополнительных обязательств (открытие в бан­ке счета, переход на полное банковское обслуживание);

- в рамках факторингового обслуживания банк финансирует клиента под его будущие доходы;

- заключая договор факторинга, клиент одновременно получает право воспользоваться услугами по управлению дебиторской задолженностью и страхованию связанного с ней риска.

Выделяется ряд этапов организации факторингового об­служивания клиентов:

1) организуется предварительное собеседование, по результа­там которого происходит отбор потенциальных клиентов. На этом этапе осуществляется сбор информации о сфере деятельности клиента, порядке осуществления им плате­жей. Одновременно потенциальные клиенты знакомятся с требованиями, условиями и порядком факторингового об­служивания;

2) потенциальный клиент предоставляет все необходмые до­кументы для решения вопроса о возможности факторинго­вого обслуживания его дебиторской задолженности;

3) проводится анализ полученной информации. Изучением информации о клиенте и его дебиторах занимаются работ­ники юридической службы и службы безопасности, кото­рые проверяют достоверность предоставленной информа­ции и юридической чистоты их договорных отношений, и работники отдела факторинговых операций. Последние проводят финансовый анализ деятельности клиента и его дебиторов на основе финансовой отчетности клиента за ряд отчетных периодов, данных по объемам отгрузки и оп­лате продукции за определенное время, оценки качества товара с точки зрения возможных отказов должников от платежа из-за претензий к товару;

4) организуются дополнительные встречи с потенциальным клиентом, запрашивается дополнительная информация с целью уточнения неясных моментов;

5) выполняется анализ риска по факторинговым операциям и принимаются решения по результатам предварительной работы. Основным риском, который принимает на себя фактор-посредник, является риск неплатежа со стороны дебиторов. Поэтому особое внимание уделяется способно­сти должников своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства, возникающие из договоров поставки;

6) оформление документов после принятия положительного решения о факторинговом обслуживании. Правовой осно­вой отношений факторинговой компании с клиентом счи­тается договор, определяющий обязательства сторон и рас­сматривающий вид факторинга, сумму кредита и процент­ную ставку за этот кредит, комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гаран­тии выполнения взаимных обязательств и ответственность за их невыполнение, оформление документов и другие ус­ловия, оговоренные заранее. Договор на факторинговое обслуживание заключается на срок не менее одного года;

7) организуется мониторинг факторинговой сделки, который представляет собой совокупность действий по контролю ча выполнением клиентами и должниками своих обязателыл п

перед банком. Информационной базой мониторинга факто­ринговых операций служит факторинговое досье, где сосре­доточена вся необходимая документация по факторинговой сделке и все необходимые сведения о клиенте и должниках: юридические, финансовые документы, переписка и т.д.

Возможности факторинга весьма привлекательны для ин­тенсивно развивающихся предприятий, деятельность которых осуществляется в условиях острой конкуренции. Факторинг может обеспечить им стабильное получение средств, необхо­димых для дальнейшего развития, а возможность получения отсрочки платежа станет их главным конкурентным преиму­ществом.

Для поставщиков потребительских товаров финансирова­ние поставок фактор-посредником будет служить надежным источником оборотных средств для предоставления покупате­лям кредита в товарной форме. Факторинговое обслуживание позволяет предприятиям закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам, так как клиент, пользующийся услуга­ми фактор-посредника, получает значительную часть суммы поставки в день ее осуществления. Это исключает зависимость от соблюдения его дебиторами платежной дисциплины, и по­является возможность получения от поставщиков лучших це­новых условий на закупаемый товар.

Факторинговое финансирование позволяет поставщику постоянно держать на складе расширенный ассортимент това­ров и своевременно выполнять заказы покупателей, тем самым повышая свои конкурентные преимущества. Факторинговое финансирование отражается в бухгалтерском учете предпри­ятия, поскольку оно выглядит как уменьшение дебиторской задолженности, что является положительным моментом.

Date: 2015-10-22; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию