Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зрительное восприятие текста





 

Както академик В.П. Зинченко сказал на одном из своих выступлений: «Есть люди, которые читают ушами. Это очень медленное и непродуктивное чтение. Большинство людей читают глазами и ограничивают этим возможнос- ти своего восприятия. Настоящее искусство предполагает чтение «носом». Это вовсе не означает в буквальном смысле водить носом по строчкам. Такое чтение пред- ставляет собой использование своеобразного «чутья», при котором в тексте симультанно, то есть практически мгновенно, опознаются и обрабатываются информатив- ные блоки». Турецкий поэт Назым Хикмет отозвался о процессе чтения иначе: «Чтение – это нечто, объединяющее зрение, слух, чутье и мышление». Эти два мнения о процес- се чтения отличаются по форме, но похожи по сути. Их основополагающей идеей является утверждение о том, что быстрое чтение – нечто большее, нежели просто тренировка органов зрения или психических функций человека, это единая деятельность всего орга- низма по осуществлению на качественно новом уровне комплекса задач, связанных с чтением.


 

Мнения специалистов в области процессов зритель- ного восприятия также не вполне единодушны, однако все исследователи отмечают, что глаза – это «вынесен- ный вперед мозг». Именно благодаря зрению человек получает основную информацию о мире, а в процессе чтения наши глаза просто незаменимы. Каким же обра- зом происходит восприятие информации, полученной при чтении, по какому пути осуществляется ее передача в наш мозг? Мы считаем, что данный нейропсихический акт проходит два основных этапа: начальное восприятие текста органами зрения и его обработка.

Наши исследования показывают, что в процессе чтения глаза человека могут находиться либо в состо- янии остановки (фиксации), либо в движении (смены моментов фиксации).

Любой читатель может воспринимать текст лишь в момент остановки. Так, например, известно, что в течение 60 минут чтения глаза читателя всего 3 минуты находятся в движении, а целых 57 минут они зафиксиро- ваны на тексте. Однако насколько глубоко понимание и усвоение информации, полученной из текста, – вопрос спорный. Зрительные фиксации настолько изменчивы по длительности и зависимы от объекта наблюдений (его идентификации и значимости для наблюдателя), что из десятков тысяч остановок глаз, которые делает человек в течение дня, большая часть не является инфор- мативной, а значит, и фиксации глаз читателя во время чтения не всегда продуктивны в их полном объеме. Так что скорость переработки информации, полученной человеком, напрямую связана с тем, какой объем инфор- мации будет воспринят в момент фиксации глаз.

Исследователи зрительного восприятия говорят:

«Мы часто не знаем, что видим, пока не узнаем, на что смотрим». Это мнение основано на том факте, что


 

человек изза отсутствия произвольно управляемой обратной связи, с помощью которой в наш мозг смогли бы передаваться сообщения о микродвижениях глаз, не может отследить микродвижения собственных глаз и узнает о направлении своего взгляда лишь по распо- ложению наблюдаемых им объектов либо изменению положения тела (например, при наклоне головы).

Обратите внимание на рис. 18, где обозначены три вида микродвижений глаз:

дрейф (волнистые линии) – от центра;

быстрые скачки (прямые отрезки) – обратно к цен- тру;

высокочастотный тремор, накладывающийся на дрейф.

Амплитуда всех трех видов микродвижений очень мала, а диаметр центральной ямки сетчатки глаза (см. рис. 18) составляет 0,05 мм. Из этого можно сде- лать вывод, чрезвычайно важный для развития техники чтения: человек, читающий быстро, отличается от че-

 

 

Рис. 18. Микродвижения глаз


 

ловека, читающего медленно, не скоростью движения глаз, а объемом считываемого в момент фиксации материала.

Многие люди считают, что при чтении их глаза рав- номерно двигаются вдоль строк. Это мнение ошибочно, так как при чтении глаза двигаются скачкообразно и только 2–3 раза останавливаются на строке. Кроме того, как мы уже упоминали, наши глаза обладают избирательной способностью, то есть зрительный анализатор имеет особенность вычленять из любого изображения, в том числе из текста, лишь значимую информацию, а значит, изображение не переносится с сетчатки в мозг в полном объеме.

Насколько важна деятельность сетчатки глаза челове- ка, можно понять, если сравнить сетчатку и ее матрицу в коре головного мозга с современными вычислитель- ными системами. Известно, что сетчатка площадью при- мерно 0,12 см2и весом около 100 мг выполняет работу, равную работе цифровой вычислительной системы площадью 70 м2, использующей для своей деятельности 4 тонны электронного оборудования. Теперь, учитывая уровень природной миниатюризации и степень энерге- тической экономии сетчатки глаз человека, вы можете себе представить, какую сложную работу каждый день выполняет наша зрительная система при обработке информации.

 

Date: 2015-09-24; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию