Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие легитимности власти. Проблема соотношения между понятиями «легитимность» и «законность». Типы легитимации власти по М. Веберу





Легитимность власти - законность власти в глазах народа. Т.е. это понятие не связано с реальным соответствием законодательству. Легитимность - мера, степень признания существующих властно-управленческих отношений в качестве необходимо обоснованных и справедливых населением в данный период. Это подвижная характеристика, тк мы говорим о степени или мере. А законность статичная характеристика – либо есть, либо ее нет.

Законность — это общественно-полит. режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деят-ти должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Существует 4 вида соотношения между законностью и легитимностью: 1)++,2)+-;3)-+;4)- -.

1. Власть законна и легитимна. Свидетельствует об устойчивости власти. Властно-управленческие отношения соответствуют нормам права, а с другой стороны власть пользуется высокой степенью общественной поддержки — абсолютно устойчивая власть. (ФРГ, Великобритания, скандинавские страны) – идеальный вариант.

2. Власть легитимна, но не законна. Власть пользуется общественной поддержкой, но не оформлена надлежащим образом нпа или не соответствует формально действующим законам. (после революции 4 июля 1776 года в США. Конгресс принял Декларацию прав независимости США, положив начало новому гос-ву Т. Джефферсон. Власть тогда была легитимна, но 13 колоний являлись тогда часть Британской империи, формально принятие декларации не законно и Конгресс незаконен.)

3. Власть законна, но не легитимна. Неустойчивое состояние власти. Кризисное состояние общества, разновидностью которого является явл революционные ситуации или канун гос переворота. Цветные революции, например. С юридической тз все в порядке, а общественной поддержки нет. (Февраль 1917 года. После отречения Царя от власти ни одной общественной акции в его поддержку не было. Поэтому власть не легитимна.)

4. Власть не законна и не легитимна. В озникает после неудавшейся попытки государственного переворота, когда организаторы мятежа не получают общественной поддержки. Такая власть держится от нескольких часов до нескольких суток. (Сьерра-Леоне - 1 раз в 1,5 года)

Проявление кризиса легитимности власти:

1. Соотношение между методами осуществления власти, используемыми в гос-ве. Чем выше уровень принуждения, тем ниже степень легитимности гос власти.

2. Степень гражданского неповиновения (от отсутствия до полного присутствия). Чем выше уровень гражданского неповиновения, тем ниже уровень легитимности гос власти.

3. Наличие и частота попыток насильственного изменения существующих властно-управленческих отношений. (Сьерре-Лионе) Если попытки часты - то низкий уровень легитимности власти.

4. Отсутствие отторжения власти.

Легитимность коренится в полит. культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным – с позиций норм нравственности, но и инструментальным – оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Это означает, что легитимация полит. власти может достигаться как путем апелляции к каким-либо доводам идеального порядка – абсолютным и высшим ценностям (свобода, справедливость и др.), национальным традициям, обычаям и т. д., – так и посредством обращения к утилитарным, прагматическим аргументам, оправдывающим политику с позиций ее практической полезности, например, для оздоровления экономики.

В зависимости от источников легитимации М.Вебер выделял три типа власти – традиционную, харизматическую и легальную. (Теоретическая идеализация, т.к. в конкретных исторических условиях чистого типа нет, существуют их комбинации.).

1) Традиционная власть опирается на веру в ее вечность и священный характер. Решения и действия лиц, осуществляющих эту власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся в обществе традициям или историческим прецедентам, соблюдение которых препятствует абсолютному произволу: если властители нарушают традицию, то массы могут отказать им в легитимности. Тем не менее вне традиционных норм властители могут принимать произвольные решения, поэтому фактические властные полномочия как бы складываются из двух компонентов: с одной стороны, власти, связанной и ограниченной традициями, с другой – власти, не связанной с традиционными началами и ограниченной только чувством справедливости властителя. В зависимости от соотношения этих компонентов М.Вебер выделяет четыре вида традиционной власти:


- патриархализм - полная зависимость властителей от традиций и представляет “чистый” вид традиционной власти, свойственный родовым отношениям.

- патримониализм – характеризуется определенной свободой властителя от традиций и появляется тогда, когда возникает потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями. При этом и армия, и административный аппарат являются собственностью правителя – он содержит и вооружает войска из своих личных средств, а также по собственному усмотрению назначает чиновников и определяет их полномочия.

- султанизм - разновидность патримониализма, характерная для стран Востока, при которой власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.

- феодализм - западная разновидность “позднего патримониализма”, чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате. В результате происходит децентрализация власти: формируется сильная местная власть в лице крупных землевладельцев – феодалов, которые выступают посредниками между центральной властью и подданными. Верховный правитель – король, царь и т. д. – может передавать часть властных полномочий и соответствующих привилегий нотаблям, строя свои взаимоотношения с ними на договорных началах, поэтому административные проблемы решаются на основе права. По мнению М.Вебера, феодализм тяготеет к легальному типу власти и служит ступенью на пути к формированию рационального государства.

2) Харизматическая власть (от греческого charisma – благодать, божественный дар) - особый тип легитимности, основанной на исключительных, “сверхъестественных” способностях и свойствах того или иного индивида, позволяющих ему осуществлять в обществе функцию пророка, вождя или реформатора. Данный тип возникает в период кризисов, революций, войн и других соц потрясений. Выполняя “историческую миссию”, харизматический властитель стремится подорвать основы существующего социального порядка и установить новые. Последователи, ученики, а также народные массы подчиняются до тех пор, пока он способен доказывать свою исключительность.

Харизматическая власть основана исключительно на вере в “особенные” свойства лидеров, которыми в экстремальных условиях становятся не только положительные личности, но и демагоги, шарлатаны и даже главари бандитских формирований. (власть в Римской империи при Юлии Цезаре, режим Наполеона во Франции, фашизм в Италии и Германии, социализм Ленина и Мао Цзэдуна)

3) Легальная власть возникает, когда в обществе складываются общеобязательные нормы, регламентирующие процессы социального управления. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения легитимируются нормами права. Основным правовым актом является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия.

Содержание легального типа власти включает следующие элементы:

– право;

– социальное управление как процесс применения права;

– элиту как субъект власти, деятельность которого ограничена правовыми рамками;

– бюрократию как субъект управления, чьи функции также регламентированы правом;

– массы, подчиняющиеся применяемым ими нормам права.

Эффективность социального управления при легальном типе власти во многом зависит от контроля за деятельностью бюрократии со стороны политиков. Ослабление такого контроля дает чиновникам возможность решать административным путем любые политические вопросы.

 







Date: 2015-09-24; view: 1555; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию