Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упомина­ния о ней почти во всех разделах





ПОНЯТИЕ СЕМЬИ. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРЫ

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упомина­ния о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации^ социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социально­го контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильнос­ти, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производст­ва и истребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирова­ния социальных реалий и т.д.

Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интере­сом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультур­ной природы как феномена, пограничного по своей сути, находя­щегося на пересечении структур при любом конструировании со­циума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает воз­можностями, позволяющими осуществлять редукцию социетальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и по-

зволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды гло­бального характера.

Исходя из этого, определения семьи должны стремиться соеди­нить разнокачественные проявления семейной универсальности и, прежде всего, в дефиниции должны сочетаться, а не противостоять друг другу признаки семьи как социального института и как соци­альной группы. Прибегая к представлениям об общесемейной дея­тельности или о семейном поведении, можно получить удовлетвори­тельные дефиниции семьи, объединяющие разнокачественные свой­ства семьи, брака и родства.

Определение семьи. Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья — это группа людей, лю­бящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями при­знаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целост­ности, привлекает определение семьи "как исторически конкрет­ной системы взаимоотношений между супругами, между ро­дителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходи­мость в которой обусловлена потребностью общества в физи­ческом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Хар­чевым1.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается ле­гитимным признанием тех отношений между мужчиной и жен­щиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, ко­торые сопровождаются рождением детей. Для более полного по­нимания сути семьи следует иметь в виду пространственную ло­кализацию семьи — жилище, дом, собственность — и эконо­мическую основу семьи, — общесемейную деятельность родите­лей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потреби­тельства.

Они нам всегда говорят о несчастном положении супругов, связанных друг с другом против своей воли. Они становятся на эвдемонистическую (от греч. eudaimoia — счастье, блаженство. — Авт.) точку зрения, они думают только о двух индивидах и забывают про

 

семью. Они забывают, что почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и что даже с чисто юри­дической точки зрения положение детей и их имущест­ва не может быть поставлено в зависимость от произ­вольного усмотрения родителей, от того, что им забла­горассудится. Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.

Маркс К. Проект закона о разводе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. \. С. 161-164.

Таким образом, семья — это основанная на единой общесе­мейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая вос­производство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (во причине взросления и отделения детей, рас­пада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (на­пример, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружест­вом и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцов­ством, материнством) и кровным родством детей и родителей, брать­ев и сестер).

Наличие таких отношений (т.е.семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С дру­гой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Для всех этих фрагментарных, "оско­лочных" форм семьи лучше подходит термин "семейная группа", под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством, либо родительством или супружеством.

Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов(2) С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством назван-

ных отношений — основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, луч­ше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего — к супружеству, и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи М. Сасме-на и Сьюзен Стенмец ряд глав посвящен "альтернативным формам" семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже к парт­нерству или сожительству3.

Функции семьи. Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллио­нов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как соци­ального института среди других институтов общества4. Важно под­черкнуть, что это — функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают дей­ствие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второ­степенные, все семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспе­цифических функций семьи. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее осо­бенности как социального явления, тогда как неспецифические фун­кции — это те, к выполнению которых семья оказалась принуж­денной или приспособленной в определенных исторических обстоя­тельствах^.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку челове­ческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, по­стольку всегда остается социальная необходимость в семье как со­циальной форме организации рождения и социализации детей, при­чем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций происходит при личной мотивированности индивидов к се­мейному образу жизни — без всякого внешнего принуждения и давления.

 

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, пока­зывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому проис­ходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультур­ном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

С другой стороны, теоретически возможное появление биотехно­логий зачатия и "вынашивания" плода вне материнского организма, "в пробирке" будет означать устранение семьи как исторически сло­жившейся личностной формы удовлетворения социальной необходи­мости в воспроизводстве населения.

Сказанное характеризует потенциальную возможность такого из­менения общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве населения приходит в противоречие со свободой вы­бора личностью любых форм социального поведения. Насколько реа­листична подобная парадоксальная перспектива, как раз и должна ответить социология семьи, имеющая в своем арсенале помимо тео­рий "прогрессивного" развития семьи также и теории "кризиса" семьи.

Здесь же речь зашла об этом в связи с относительностью тезиса о том, что семья "всегда" остается со своими специфическими функ­циями "при всех изменениях общества". В принципе возможно та­кое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения лю­дей к тем видам социального поведения личности, которые противо­речат личным влечениям (с моральной точки зрения к катастро­фическим и бесчеловечным следует отнести и "пробирочные", кон­вейерные формы организации воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы тоталитарным государством во избе­жание угрозы депопуляции).

Вероятность подобного исхода зависит не от склонности к песси­мистической или оптимистической оценке будущего, а от противо­стояния социальных сил, участвующих в разрешении конфликтов, порождаемых исторически убывающей потребностью семьи в детях и потребностью общества хотя бы в простом воспроизводстве насе­ления.

Будущее семьи как эволюционно возникшего института, снима­ющего противоречие между личной потребностью супругов в детях

и обезличенной потребностью социума в работниках (именно тут корни рассогласования, несовпадения, корни депопуляции), зависит от способности социальной системы сохранить семью вместе с лич­ностной вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и по­требления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способству­ющего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исче­зают вовсе.

К началу XX столетия социальные институты все более совмеща­ют с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосо­стояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный ТРУД) •

Типология семейных структур. Типы семейных структур много­образны и образуются в зависимости от характера супружества, род­ства и родительства.

Моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак).

Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и система супружества, и система родства, то воз­никают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной же­ной) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).

Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки

 

заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов. Запрет на половые отношения между членами брачных родов дает полную агамию, тогда как временная агамия характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например, на время сезонных работ на осно­ве половых табу6. Данная терминология обычно используется при обсуждении вопросов происхождения брака и семьи и помогает отли­чать групповой брак от индивидуального, агамию от табу инцеста, а также используется и при обсуждении проблем контрацептивного поведения7.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Ласлетт П. Семья и домохозяйство: исторический подход // Брак, семья, рождаемость за три века. М., 1977. С. 136.

 

antonov4 7

 

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-супружества-родства, многообразны и подчеркивают какие-ли­бо свойства в связи с линиями отца либо матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство. Отсюда на основе принципов патри- или матрилокали-зации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семья, где отец является главой семейного "государства", и матриархальные семья, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

Однако в зависимости от особенностей распределения власти и влияния в семье и от того, совместно или авторитарно принимаются семейные решения, возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Моррис Зелдич, помимо вы­шеназванных трех типов семей, где имеется одна структура влияния и где один супруг принимает решения (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями), выде­ляет еще так называемую партнерскую семью с совместным обсуж­дением семейных решений, причем если муж имеет большее влия­ние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена, то с доминированием жены. Синкратический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются еще семьи с более чем одной структурой влияния, при­чем при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а при принятии решений одним из супругов — автономная семья (см. схему 3 — 1)8.

Далее, по социальному положению супругов или родителей суп­ругов, либо родственников, семьи могут быть гомогенными, где суп­руги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Приме­няется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образо­ванию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам.

По пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные,в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у роди-

 

Схема 3—1

Date: 2015-09-24; view: 845; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию