Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Инструкция1. Расчет коэффициента Жаккара производится по формуле: где j – число общих видов на обоих участках; а – число видов на участке А; b – число видов на участке В. 2. Метод полярной ординации позволяет оценить главные градиенты среды, вдоль которых происходят изменение состава и структуры сообществ. Для этого видовые описания сообществ сравниваются по коэффициенту Жаккара или Сьеренсена и определяются два наиболее несхожих описания. Несходство (D) можно определить по формуле: D = 1 – CJ Два наиболее несходных описания называются краевыми и выбираются в качестве первой пары концевых точек на оси. Остальные описания размещаются на оси между краевыми точками по теореме Пифагора: где x – положение сообщества на оси; L – расстояние (несходство) между краевыми точками; D 1 – расстояние описания, помещенного на оси, считая от одной краевой точки; D 2 – аналогичное расстояние, рассчитанное от второй краевой точки. Кроме положения на оси, можно рассчитать положение над осью (е): Вид градиента можно определить, исходя из оценки условий среды, в которых существует каждый биоценоз. Тогда изменение этих условий от одного краевого биоценоза к другому и будет градиентом среды. 3. Диагностические виды позволяют различить типы сообществ по их присутствию в одном типе сообществ и отсутствию в других. Выделяют два типа этих видов: – характерные виды – сосредоточены в особом типе сообществ, но отсутствуют или имеют меньшую значимость в описаниях других типов сообществ; – дифференциальные виды присутствуют в описаниях одного типа сообществ, но отсутствуют в большинстве или во всех описаниях, относящихся к другому типу сообществ, когда сравниваются только эти два типа сообществ.
Задание 5. В табл. 2.3.11 показано изменение состава и жизненного состояния сообществ, расположенных на разном расстоянии от металлургического комбината. Определите, градиент каких факторов среды вызывает изменения сообществ. В чем эти изменения проявляются?
Таблица 2.3.11 Состав и жизненное состояние сообществ, подверженных влиянию металлургического предприятия (Копцик С.В., Копцик Г.Н., Меряшкина Л.В., 2004)
Задание 1. В табл. 2.3.12 приведены тезисы концепции детерминированной сукцессии Ф. Клементса. Заполните таблицу, вписав в нее соответствующие представления оппонентов этой концепции (Уиттекера, Коннела, Слейтера). Таблица 2.3.12 Концепция детерминированной сукцессии Ф. Клементса
Задание 2. Заполните таблицу, характеризующую различные модели межвидовых отношений в ходе сукцессий.
Задание 3. В табл. 2.3.13 приведены некоторые характеристики стадий первичной постгляциальной сукцессии. Проанализируйте таблицу, отмечая тенденции в изменении условий среды, структуре сообщества и взаимоотношениях организмов. Таблица 2.3.13 Характеристика стадий постгляциальной сукцессии
Задание 4. На рис. 2.3.12 показано изменение степных сообществ под влиянием выпаса разных видов скота (зоогенная сукцессия). Рис. 2.3.12. Изменение степных сообществ под влиянием выпаса разных видов скота
Определите, как изменяются структурные и функциональные характеристики сообществ при разном уровне воздействия выпаса. Как различаются эти изменения, в зависимости от вида выпасаемых животных? Попытайтесь объяснить направленность изменений.
Задание 5. В равнинных ландшафтах реки, меандрируя, формируют отложения песка, на которых начинаются первичные сукцессии. Изобразите схему этого явления, расположив последовательно серийные сообщества: пионерные, с доминированием тополя, ивы, липы, вяза, ольхи черной. Как повлияет на протекание данного явления: а) вырубка лесов в водосборе реки; б) облесение водосбора; в) вырубка леса в пойме? Практическое занятие №13 Продуктивность экосистем
Задание 1. Оцените чистую продукцию травянистого растительного сообщества зерновых культур в массовом и энергетическом эквиваленте на основе данных определения биомассы частей растений (абсолютно сухой вес) на учетной площадке в 1 м2. При этом учитывайте, что потери от насекомых составляют 2 г и что для посева использовались семена общей массой 5 г. Ткани растений содержат в среднем около 4,25 ккал энергии.
Задание 2. Сравните чистую первичную продукцию и биомассу молодого дубово-соснового леса и климаксного широколиственного леса (табл. 2.3.14). Оцените вклад различных ярусов и фракций в формирование чистой первичной продукции и биомассы. Таблица 2.3.14 Чистая продукция и биомасса разных типов лесных сообществ (Уиттекер, 1980)
Определите коэффициент аккумуляции биомассы в этих сообществах (отношение биомассы к продукции). Определите коэффициент обновляемости биомассы для разных ее фракций в данных сообществах (отношение продукции к биомассе). Определите валовую первичную продукцию этих сообществ, если расходы на дыхание растений в дубово-сосновом лесу составляют 1450 г/м2·год, а в климаксном широколиственном лесу – 2110 г/м2·год. Определите аккумуляцию биомассы в экосистемах, если на дыхание животных в дубово-сосновом лесу расходуется не менее 80 г/м2·год, на дыхание сапробов – 580 г/м2·год, а в широколиственном лесу – не менее 1070 и 250 г/м2·год.
Задание 3. Определите вторичную продукцию кобылки за один день. Плотность популяции составляет 3 экз./м2, масса тела кобылки – в среднем 67 мг. Кобылка ежедневно поедает 0,28 г травы на каждый грамм массы тела. 62 % пищи переходит в экскременты, а 34 % усвоенной пищи расходуются на дыхание. Практическое занятие №14 Продуктивность биомов Земли
Задание 1. Используя данные табл. 2.3.15, определите участие (в %) различных типов экосистем Земли в формировании биомассы и чистой первичной продукции (ЧПП) биосферы. Таблица 2.3.15 Чистая первичная продукция и растительная биомасса Земли (Уиттекер, 1980)
Проведите оценку продуктивности экосистем Земли, приняв за 100 баллов продуктивность тропического дождевого леса. Сравните экосистемы континентов и океана по показателям биомассы и продуктивности. Объясните причину различия показателей биомассы и продуктивности экосистем Мирового океана и континентов.
Задание 2. В табл. 2.3.16 приведены показатели, характеризующие продуктивность основных биомов Земли. Используя эти данные, а также привлекая данные из табл. 2.3.15, оцените: 1) эффективность формирования чистой первичной продукции (г/м2 листовой поверхности в год); 2) эффективность продуктивности хлорофилла разных типов экосистем (г/г хлорофилла); 3) скорость биологического круговорота в наземных экосистемах по отношению массы подстилки к массе чистой первичной продукции; 4) степень использования чистой первичной продукции животными (%); 5) степень перехода органического вещества растений в животное органическое вещество (%). Таблица 2.3.16 Характеристика продуктивности биосферы по основным экосистемам земного шара (Уиттекер, 1980)
Практическое занятие №15 Биологический круговорот в экосистемах
Задание 1. Проанализируйте приведенное в табл. 2.3.17 содержание элементов минерального питания в растительных тканях (в частях на миллион частей сухого веса) клена сахарного (Acer saccharum). Определите, в каких частях растения накапливается большее количество минеральных элементов. Какой в этом физиологический смысл? Как изменяется соотношение содержания элементов в разных частях растения? С чем связано изменение зольности растительной биомассы разных частей растения? Вычислите отношение содержания элементов в листьях и древесине. Таблица 2.3.17 Содержание элементов (о/оо) минерального питания
Задание 2. В табл. 2.3.18 приведены данные о перемещении питательных веществ в почву дубового леса (% от общего количества). Сравните интенсивность различных способов поступления элементов в почву. Объясните имеющиеся различия. Таблица 2.3.18 Перемещение питательных веществ в почву дубового леса, % от общего количества (Уиттекер, 1980)
Задание 3. В табл. 2.3.19 приведены данные о запасах и о потоках минеральных элементов в биомассе лиственного леса. Таблица 2.3.19 Запасы (г/м2) и потоки (г/м2 в год) минеральных элементов
Определите скорость круговорота элементов по отношению их поступления в почву с опадом и смывом к запасу.
Задание 4. Определите интенсивность биологического круговорота в лесных экосистемах, используя приведенные в табл. 2.3.20 значения опадо-подстилочного коэффициента ОПК (отношение биомассы подстилки к биомассе опада). Таблица 2.3.20 Опадо-подстилочный коэффициент в лесных экосистемах
Как влияет тип субстрата на интенсивность биологического круговорота в этих экосистемах?
Задание 5. В табл. 2.3.21. приведены результаты эксперимента по определению влияния субстратно-фитоценотических условий экосистемы на разложение лесного опада. Определите коэффициенты трансформации и гумификации лесного опада в различных комбинациях условий. Коэффициент трансформации (Ктр) – это отношение массы опада после разложения к исходной массе опада. Коэффициент гумификации (Кг) – это отношение массы новообразованного гумуса в почве к исходной массе опада.
Таблица 2.3.21 Результаты эксперимента по определению коэффициентов трансформации и гумификации лесного опада
Как влияет тип субстрата и состав опада на эффективность трансформации и гумификации? Определите эффективность фиксации гумуса в почве по отношению коэффициента гумификации к коэффициенту трансформации.
Задание 6. Оцените интенсивность биологического круговорота, рассчитав значения опадо-подстилочного коэффициента в разных природных зонах по данным табл. 2.3.22. Таблица 2.3.22 Запасы опада и подстилки в различных природных зонах
Задание 7. В табл. 2.3.23 приведены данные эксперимента по определению влияния лесных биогеоценозов водосбора на вынос питательных веществ с речным стоком. Значения даны в кг/га · год. Таблица 2.3.23 Влияние вырубки леса на биологический круговорот (Уиттекер, 1980)
Определите соотношение приноса и выноса элементов (чистый вынос) в ненарушенной лесной экосистеме. Определите изменение чистого выноса элементов после вырубки леса. Какие изменения в структуре и функционировании лесной экосистемы могли стать причиной этих изменений?
|