Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Практическая работа № 4





Изучение жизненных форм организмов

Цель работы.Закрепление знаний, полученных при изучении теоретических разделов «Многообразие экологических факторов и жизненные формы организмов».

Исходные материалы.Видеосистема, фильмотека экологического профиля, рабочие тетради, ручки.

Время проведения2 часа (1 пара).

Задание.Посмотреть выбранный фильм. В отчете по работе отразить наблюдаемое в фильме многообразие экологических факторов окружающей среды и приспособительные реакции живых организмов, многообразие жизненных форм с соотнесением их к соответствующим экофакторам. Рекомендуемый объем отчета 1,5-2 страницы.

Рекомендуемый дополнительный вариант практической работы № 4: предусмотреть возможность его проведения в форме полевого занятия, отметить различия жизненных форм для деревьев, кустарников, лишайников, мхов и т. п. с выполнением соответствующего иллюстративного материала. Дополнительно на иллюстрациях рекомендуется отмечать пространственную дифференциацию изучаемых сообществ (ярусы, синузии, парцеллы и т.п.), обусловленную разнообразием жизненных форм.

 

балла) – наблюдаются в загрязненных районах; более 0,054 (5 баллов) – крайне неблагоприятные экологические условия, когда растения находятся в угнетенном состоянии – неблагоприятная, нездоровая окружающая среда.

 

 

Практическое занятие №1

Окружающая среда и ее факторы

 

Задание 1. Тема: «Среды жизни»

Заполняя таблицу, охарактеризуйте четыре основные среды жизни организмов. Оценивая степень выраженность показателя среды, используйте следующие градации уровня выраженности показателей:

0 – отсутствует;
+ – низкий уровень;
++ – средний уровень;
+++ – высокий уровень.

 

Показатель Среда
водная наземно-воздушная почвенная тела организмов
Плотность        
Светопроницаемость, освещенность        
Теплопроводность        
Проводимость звука        
Обеспеченность кислородом        
Изменчивость условий среды        

 

Охарактеризуйте требования сред жизни к строению и жизнедеятельности организмов:

Требования к организмам Среда
водная наземно-воздушная почвенная тела организмов
Форма, размеры, покровы тела        
Органы и способы передвижения        
Развитие органов чувств        
Защита от неблагоприятных факторов        

 

Задание 2. Тема: «Классификация экологических факторов»

В таблице представлена классификация экологических факторов. Приведите примеры факторов среды, окружающей любой вид организма (муравья в городском парке и т. д.). При этом антропогенные факторы можно так же, как и природные, классифицировать на абиотические и биотические.

 

Экологические факторы Примеры
Природные Абиотические Климатические  
Эдафические (почвенные)  
Гидрологические  
Топографические  
Биотические Зоогенные  
Фитогенные  
Микробогенные  
Антропогенные Абиотические Физические  
Химические  
Биотические  

Какие из приведенных Вами факторов можно назвать факторами-условиями, а какие – факторами-ресурсами?

 

Задание 3. Тема: «Действие экологических факторов»

Какой из приведенных факторов можно считать лимитирующим (ограничивающим) для организмов в определенных условиях:

а) для травянистых растений в густом лесу: влага, свет, плодородие почвы, рН среды;

б) для темноокрашенных насекомых на меловом субстрате: наличие пищи, температура, влажность, рН среды;

в) для травянистых растений в горах на высоте более 6 км: влага, свет, температура, плодородие субстрата, концентрация углекислого газа;

г) для дождевых червей в песчаных субстратах: температура, влажность, содержание гумуса;

д) для рыб, зимующих в замерзающих водоемах: температура, наличие пищи, содержание кислорода в воде.

С позиции закона лимитирующего фактора обоснуйте необходимость введения экологических нормативов – предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия излучений.

Какие факторы, на Ваш взгляд, могут компенсировать неблагоприятное действие:

а) низких температур на зимующих птиц;

б) высоких температур на животных пустыни;

в) отсутствия дождей на растения;

г) низкого содержания натрия в кормах на травоядных животных?

 

Задание 4. Тема: «Экологическая толерантность видов»

В табл. 2.3.1 приведены экспериментально определенные диапазоны толерантности (устойчивости) видов пресноводных беспозвоночных животных по отношению к реакции водной среды (рН).

Таблица 2.3.1 Диапазоны толерантности пресноводных беспозвоночных животных
к реакции водной среды (по Березиной, 2001)

Вид Группа Диапазон толерантности к рН
Palmomyia lineata Мокрецы 2,0-11,0
Asselus aquaticus Ракообразные 4,5-11,0
Oligotricha striata Ручейники 4,5-9,0
Euglesa subtruncata Моллюски 6,0-9,0
Tubifex tubifex Олигохеты (малощетинковые черви) 6,0-11,0
Helobdella stagnalis Пиявки 7,0-8,5

Сравните ширину диапазонов толерантности этих видов. Какие из них можно назвать эврибионтными по отношению к показателю рН, а какие – стенобионтными?

Какая реакция среды является оптимальной для устойчивого существования большинства видов?

Подкисление или подщелачивание среды оказывает более негативное влияние на сообщество этих беспозвоночных?

 

Задание 5. Тема: «Адаптации организмов к действию экологических факторов»

На рис. 2.3.1 показана реакция на техногенное (нефтехимическое) загрязнение среды видов хвойных деревьев, выражающаяся в изменении густоты корней и их профильного распределения.

Рис. 2.3.1. Количество выходов корней хвойных деревьев на стенке почвенных траншей в условиях нефтехимического загрязнения (1) и в экологически чистых условиях (2) (по: Зайцев, Кулагин, Богаутдинов, 2001)

Как меняется структура корневых систем данных видов под влиянием химического загрязнения?

Какое физиологическое значение имеет, по Вашему мнению, эта адаптационная реакция?

Приведите другие примеры адаптаций видов к действию антропогенных факторов.

Практическое занятие №2

Демографические показатели популяции

 

Задание 1. Тема: Возрастная структура популяции»

В одном из степных заповедников на площади 250 га насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределенных по возрасту следующим образом: новорожденных – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трехлетних и старше – 153 (Жердев, Успенский, Дорогань, 2001). Спустя два года на участке было 488 особей, и среди них новорожденных – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше.

Начертите возрастную пирамиду популяции.

Изменилась ли возрастная структура популяции? Какова смертность молодых особей за этот период?

Задание 2. Тема: «Половая структура популяции»

На рис. 2.3.2 показано процентное соотношение численности половозрелых самцов и самок различного возраста в популяции травяной лягушки.

Рис. 2.3.2. Соотношение половозрелых самцов и самок
разных возрастов в популяции травяной лягушки (по Северцову, 1999)

Изучив рисунок, сравните скорость полового созревания самцов и самок.

Объясните различия в соотношении полов половозрелых особей разных возрастов.

В каком возрасте, преимущественно, особи травяной лягушки достигают половой зрелости?

 

Задание 3. Тема: «Индекс восстановления популяции»

В лесоводстве принято выделять следующие возрастные группы деревьев: p – всходы; j – ювенильные особи; im – имматурные особи; v – виргильные особи; g – генеративные особи; s – сенильные особи.

Соотношение числа особей в прегенеративном (p, j, im, v) и в генеративном возрасте (g) является показателем восстановления популяции (I):

где I – индекс восстановления, %; Ipr – сумма растений в прегенеративном периоде, шт./га; Igen – сумма растений в генеративном периоде, шт./га.

В табл. 2.3.2 приведены данные о возрастном составе популяций древесных видов в заповедном участке «Лес-на-Ворскле».

Таблица 2.3.2 Численность особей различных возрастных групп популяций древесных видов
заповедного участка «Лес-на-Ворскле», шт./га (по Рыжкову, 2001)

Вид Возрастные группы
p j im1 im2 v1 v2 g1 g2 g3 s
Дуб черешчатый
Ясень зеленый
Липа мелколистная
Клен остролистный
Вяз гладкий
Клен полевой

Проанализируйте возрастную структуру популяций.

Какие из них, можно назвать инвазионными (растущими), какие – регрессивными (вымирающими), какие – нормальными (относительно равномерно представлены все возрастные группы)?

Рассчитайте индексы восстановления для популяций этих видов и сравните их между собой.

Сделайте выводы об устойчивости существования популяций древесных видов на данном заповедном участке.

 

Задание 4. Тема: «Прирост популяции»

Емкость среды (К) для популяции обыкновенной белки составляет 5000 особей. Максимальная численность выводков обыкновенной белки – 7 детенышей (при N = K/2), минимальная – 3 детеныша (при 3750 ≤ N < 5000). При численности популяции меньше К и больше 0,5 К размножаются 50 % особей. Смертность популяции (d) составляет при N < 1250 d = 5 %, при 1250 ≤ N < 2500 d = 25 %, при 2500 ≤ N < 3750 d = 50 %, при 3750 ≤ N < 5000 d = 75 %.

Определить абсолютный и удельный (на 1 особь) прирост популяции при ее численности (N):

а) 1000 особей; б) 2000 особей; в) 3000 особей; г) 4000 особей; д) 5000 особей.

При достижении какой численности популяции прирост ее «перекрываться» смертностью?

 

Задание 5. Тема: «Выживаемость особей в популяции»

В табл. 2.3.3 приведены данные о выживании усоногого ракообразного Balanus glandula. На основании этих данных постройте кривую выживания этого вида.

Таблица 2.3.3 Выживаемость Balanus glandula в зависимости от возраста (по: Грин, Стаут, Тейлор, 1990)

Возраст, годы
Число живых особей

В каком возрасте выживаемость данного вида максимальна?

Рассчитайте среднюю продолжительность жизни особей.

 

Задание 6. Тема: «Эффект группы»

На рис. 2.3.3 приведены результаты эксперимента по изучению выживаемости личиночной стадии (головастиков) остромордой лягушки по одиночке и в группах с разным уровнем популяции до момента метаморфоза – превращения в молодых лягушат-сеголеток. Оптимальная плотность населения головастиков составляет 1 особь на 0,6 л. воды.

Рис. 2.3.3. Выживаемость головастиков остромордой лягушки
при различных уровнях плотности населения (по Северцову, 1999):








Date: 2015-09-22; view: 696; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.013 sec.) - Пожаловаться на публикацию