Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 48. Многофункциональные культурные комплексы и культурные (творческие) индустрии





 

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в целях эффективного удовлетворения потребностей населения в доступе к разным видам культурных ценностей и в получении разных видов культурных благ, а также эффективного информирования физических и юридических лиц по вопросам, связанным с предоставлением культурных благ, могут создавать многофункциональные культурные комплексы в форме государственных и муниципальных учреждений.

2. Многофункциональные культурные комплексы представляют собой многопрофильные учреждения, которые могут осуществлять несколько видов культурной деятельности, предусмотренных статьей 43 настоящего Федерального закона, выполняя одновременно культурно-досуговую, библиотечную, музейную, выставочную и иные культурные функции, а также функции образовательной организации, реализующей в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании образовательные программы в области искусств.

Идея создания многофункциональных культурных комплексов заложена в мерах по исполнению указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Также появление таких структур отвечает задачам, поставленным в качестве ориентиров в Основах государственной культурной политики, а именно развитию инфраструктуры культурной деятельности, созданию благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа.

Создание многофункциональных культурных комплексов в форме учреждений трактуется проектом не как обязанность, а право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Создание подобных организаций другими субъектами и в других организационно-правовых формах проектом не регулируется, что не означает запрета на учреждение или на существование таких очагов культуры.

3. Культурные (творческие) индустрии представляют собой сферу культурной деятельности, сочетающую виды культурной деятельности, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, имеющие целью создание, производство и распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ, и виды деятельности, способствующей достижению указанных целей с учетом современного развития социально-экономических отношений и информационно-коммуникационных технологий, в том числе продюсирование, рекламная деятельность в сфере культуры, галерейная деятельность, маркетинговые коммуникации в сфере культуры, производство игровой и мультимедийной продукции в сфере культуры, культурно-развлекательного программного обеспечения.

4. Государство оказывает поддержку культурным (творческим) индустриям, исходя из:

1) признания культурных (творческих) индустрий важной сферой культурной деятельности, направленной на развитие современной культуры;

2) ответственности государства за поддержку и развитие культурных (творческих) индустрий;

3) признания важности создания условий для свободного доступа населения к культурным ценностям и культурным благам, производимым и предоставляемым культурными (творческими) индустриями.

Среди основных понятий, раскрываемых статьей 2 проекта, термина «творческие индустрии» нет. Единственное легальное определение этого явления дано в Основах государственной культурной политики, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 – это компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации.

Этим же документом поставлены задачи создания условий для развития творческих индустрий, а также национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики.

Части 3 и 4 комментируемой статьи носят декларативный характер, не несут конкретной правовой нагрузки. Кроме того, соединение в одной статье таких разнородных предметов как многофункциональные культурные комплексы и творческие индустрии представляется неудачным. Авторам проекта следует учесть положения Основ государственной культурной политики, хотя и этот документ не дает ясного представления о предмете регулирования, объединяя в одной дефиниции деятельность и ее субъектов.


 

Статья 49. Организации исполнительских искусств

1. Под организацией исполнительских искусств понимается организация культуры, осуществляющая театральную, концертную, цирковую деятельность, созданная с целью удовлетворения потребностей населения в театральном, музыкальном, эстрадном, цирковом искусствах и создания условий для свободного развития этих видов искусств.

2. К организациям исполнительских искусств относятся театры, филармонии, цирки, творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры исполнительских искусств, театральные, концертные, цирковые, гастрольные или фестивальные центры и другие организации культуры, основная деятельность которых ориентирована на организацию, подготовку и непосредственное осуществление исполнений произведений литературы, искусства, народного художественного творчества.

3. Государственные и муниципальные организации исполнительских искусств создаются в форме государственных и муниципальных учреждений.

4. Негосударственные организации исполнительских искусств могут быть созданы в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Управление государственной, муниципальной организацией исполнительских искусств осуществляется в соответствии с законодательством и уставом организации исполнительских искусств.

6. Непосредственное руководство государственной, муниципальной организацией исполнительских искусств по выбору учредителя осуществляется:

- единоначально – художественным руководителем или директором;

- соруководителями – художественным руководителем и директором (административным руководителем), разделение полномочий которых определяется в трудовых договорах учредителя с каждым из них.

7. Порядок формирования руководящих органов негосударственной организации исполнительских искусств определяется ее уставом.

8. Организация исполнительских искусств может вводить дополнительно к установленным законодательством ограничениям собственные ограничения или рекомендации на посещение детьми определенного возраста спектаклей или концертов, исходя из характера исполняемых произведений и возрастных особенностей восприятия.

Появление в проекте комментируемой статьи вызвано объективной необходимостью: из всех направлений культуры именно исполнительское искусство не имеет самостоятельного специального законодательного регулирования. Правовой базой в этой сфере является подзаконный акт - постановление Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» от 25 марта 1999 г. № 329, а попытки принятия федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», предпринимаемые как минимум с 1999 года, пока не увенчались успехом. При этом следует иметь в виду, что в трех субъектах Российской Федерации приняты и действуют подобные региональные законы, а проект, внесенный в свое время Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации лег в основу модельного закона «О театре и театральной деятельности», принятого Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ 18 ноября 2001 года.


Проект вводит критерий отнесения организации культуры к организациям исполнительских искусств, перечисляет их возможные виды и допустимые организационно-правовые формы.

Большинство частей комментируемой статьи не несут самостоятельной правовой нагрузки, однако они ярко демонстрируют круг проблем, волнующих профессиональное сообщество в сфере исполнительских искусств.

Наиболее спорным является положение части 6 комментируемой статьи, вступающее в коллизию и с гражданским, и с трудовым законодательством Российской Федерации, однако возможность двуначалия в театре заложена в пункте 19 Положения о театре в Российской Федерации, утвержденного упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. № 329.

Последняя часть комментируемой статьи вводит дополнительные полномочия организации по вопросам, регулируемым федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», применение которого в сфере культуры вызывает множество практических вопросов.

 

Статья 50. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры

1. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности.

2. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации культуры; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации культуры; удовлетворенность качеством оказания услуг.

3. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры проводится в соответствии с положениями настоящей статьи. При проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры используется общедоступная информация об организациях культуры, размещаемая в том числе в форме открытых данных.

4. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры проводится в отношении организаций культуры, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, других организаций культуры, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, а также в отношении иных негосударственных организаций культуры, которые оказывают государственные, муниципальные услуги в сфере культуры.


5. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры не проводится в отношении создания, исполнения и интерпретации произведений литературы и искусства.

6. В целях создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), с участием специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере культуры, общественных организаций в сфере культуры, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) (далее – общественные организации) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры и утверждает положение о нем. Перечень организаций культуры, в отношении которых не проводится независимая оценка качества оказания ими услуг, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на общественном совете;

2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных организаций формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации, и утверждают положение о них;

3) органы местного самоуправления с участием общественных организаций вправе формировать общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, расположенными на территориях муниципальных образований, и утверждать положение о них.

7. Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры, указанными в части 4 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с предварительным обсуждением на общественном совете.

8. По решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления функции общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры могут быть возложены на существующие при этих органах общественные советы. В таких случаях общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры не создаются.

9. Общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов. Состав общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет».

10. Независимая оценка качества оказания услуг организациями культуры, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

11. Общественные советы по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры:

1) определяют перечни организаций культуры, в отношении которых проводится независимая оценка;

2) формируют предложения для разработки технического задания для организации, которая осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о качестве оказания услуг организациями культуры (далее – оператор), принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с оператором;

3) устанавливают при необходимости критерии оценки качества оказания услуг организациями культуры (дополнительно к установленным настоящей статьей общим критериям);

4) осуществляют независимую оценку качества оказания услуг организациями культуры с учетом информации, представленной оператором;

5) представляют соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, а также предложения об улучшении качества их деятельности.

12. Заключение государственных, муниципальных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по результатам заключения государственных, муниципальных контрактов оформляют решение об определении оператора, ответственного за проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, а также при необходимости предоставляют оператору общедоступную информацию о деятельности данных организаций, формируемую в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью (в случае, если она не размещена на официальном сайте организации).

13. Поступившая соответственно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций культуры.

14. Информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры размещается соответственно:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет»;

2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на своих официальных сайтах и официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет».

15. Состав информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

16. Контроль за соблюдением процедур проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма является точным повторением статьи 36.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. Положения о независимой оценке качества оказания услуг организациями культуры была введена в базовый законодательный акт федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

 

Статья 51. Информационная открытость организаций культуры

1. Организации культуры, указанные в части 4 статьи 50 настоящего Федерального закона, обеспечивают открытость и доступность следующей информации:

1) дата создания организации культуры, ее учредитель, учредители, место нахождения организации культуры и ее филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;

2) структура и органы управления организации культуры;

3) виды предоставляемых услуг организацией культуры;

4) материально-техническое обеспечение предоставления услуг;

5) копия устава организации культуры;

6) копия плана финансово-хозяйственной деятельности организации культуры, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых услуг);

7) копия документа о порядке предоставления услуг за плату;

8) информация, которая размещается, опубликовывается по решению организации культуры, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) иная определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимая для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры информация.

2. Информация, указанная в части 1 настоящей статьи, размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций культуры в сети «Интернет» в соответствии с требованиями к ее содержанию и форме предоставления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации культуры обеспечивают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» техническую возможность выражения мнений получателями услуг о качестве оказания услуг организациями культуры.

Данная норма является точным повторением статьи 36.2 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. Как и предыдущая статья, положения об информационной открытости были внесены в Основы законодательства Российской Федерации о культуре федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

 

Глава 7. Гарантии прав творческих работников и государственная политика в сфере регулирования положения творческих работников и объединений творческих работников

Статья 52. Государство и положение творческих работников

1. Творческим работником является физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какого-либо объединения творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской Конвенция по охране литературных и художественных произведений, Римской конвенцией об охране прав артистов – исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций).

По сути первая часть комментируемой статьи повторяет определение творческого работника, данное в статье 2 проекта, уточняя, что к ним относятся лица в соответствии с международными конвенциями, участницей которых является Российская Федерация. Аналогичное определение дано в статье 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, а также в Рекомендациях ЮНЕСКО о положении творческих работников 1980 года.

Отсылку на международные документы нельзя считать удачной, поскольку упомянутые авторские конвенции не содержат определения ни творческого работника, ни даже автора, а Римская конвенция, хоть и расшифровывает понятие исполнителя (актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений), но ее действие не охватывает аудиовизуальные исполнения и не распространяется на исполнителей произведений народного творчества, охрана этих категорий творческих работников обеспечивается Договором Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам 1996 г. и Пекинским договором по аудиовизуальным исполнениям 2012 г.

Если же авторы проекта решат сохранить эту ссылку, наименование последнего документа следует привести в соответствие с действующим законодательством, в частности с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. № 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций».

2. Творческие работники могут осуществлять творческую деятельность:

1) в рамках трудовых отношений, основанных на соглашении с работодателем о личном выполнении творческим работником трудовой функции, связанной с осуществлением творческой деятельности;

2) в рамках гражданско-правовых отношений, предполагающих личное осуществление творческим работником культурной деятельности и (или) регулирующих порядок и условия использования ее результата;

3) путем самостоятельного обнародования и (или) использования результатов своей творческой деятельности.

3. Лицо, осуществляющее творческую деятельность в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 2 настоящей статьи, считается творческим работником независимо от того, состоит оно или нет в трудовых отношениях по поводу выполнения трудовой функции, не связанной с осуществлением творческой деятельности.

В развитии определения творческого работника проект уточняет, какого рода правовые отношения могут лежать в основе процесса создания и использования его результатов творческой деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает особый статус служебных произведений (статья 1295) и исполнений (статья 1320), а также содержит нормы об авторских договорах, включая договор авторского заказа, распространяя их и на сферу исполнительской деятельности.

Творческая деятельность, осуществляемая в рамках трудовых отношений, подпадает под действие трудового законодательства Российской Федерации, устанавливающего систему прав и гарантий, регулирующего сам процесс труда, а не режим его результатов.

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации в 2013 году допускают возможность признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми (статья 19.1).

 

4. Не могут быть признаны в качестве творческих работников лица, не вносящие личного творческого вклада, в том числе оказывающие только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь творческим работникам.

Данная норма фактически повторяет абзац 2 части 1 статьи 1228 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.»

Дублирование нормы из другого законодательного акта является сомнительным с точки зрения юридической техники. Кроме того, если перечисленные лица не признаются авторами конкретного результата творческой деятельности, это не означает, что не могут являться творческими работниками.

 

5. Преподавательская деятельность, основанная на передаче опыта собственной творческой деятельности, приравнивается к творческой деятельности.

6. Творческая деятельность педагогических и иных работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусств, может осуществляться совместно с обучающимися как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами.

Данная норма чрезвычайно важна, она базируется на традициях отечественного художественного образования, предполагающих систему отношений «мастер – ученик». Она позволит тем творческим работникам, основная деятельность которых связана с воспитанием подрастающего поколения, пользоваться всеми благами и льготами, предоставляемыми законодательством их коллегам, сосредоточенным на индивидуальном творческом труде.

Кроме того, данное положение прямо вытекает из части 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации, провозглашающей свободу как творчества, так и преподавания, и ставящей эти два понятия в один ряд.

 

7. Творческая деятельность не является предпринимательской деятельностью.

Данная норма является чрезвычайно важной новеллой. Приходится констатировать, что на практике, в том числе и в судах, это очевидное положение не всегда принимается в расчет. Более того, многие пользователи и заказчики произведений в последнее время настаивают на том, чтобы авторы приобретали статус индивидуального предпринимателя ради минимизации налогов. Однако такую практику нельзя считать нормальной. Появление такой нормы в законодательстве расставит все по своим местам и станет гарантией от вынужденного заключения творческими работниками, осуществляющими свою деятельность на основе гражданско-правовых договоров, притворных сделок.

 

8. Результаты творческой деятельности, выраженные в объективной форме, охраняются в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации.

Данное положение фактически повторяет часть 7 статьи 3 проекта. Следует заметить также, что результаты творческой деятельности, не выраженные в какой-либо объективной форме (письменной, устной, объемно-пространственной, в форме звуко- или видеозаписи, изображения и т.п.) вообще не охраняются российским законодательством.

9. Российская Федерация, признавая исключительную роль творческого работника в культурной деятельности:

1) стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни общества, сохранение и развитие культуры;

2) обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность осуществлять творческую деятельность в соответствии со своими творческими замыслами и навыками;

3) содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов.

10. Периоды творческой деятельности творческого работника включаются в его общий трудовой стаж.

11. В случае если творческий работник осуществляет творческую деятельность в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 части 2 настоящей статьи, но при этом не состоит в трудовых отношениях по поводу выполнения трудовой функции, не связанной с осуществлением творческой деятельности, периоды его творческой деятельности учитываются и подтверждаются творческой книжкой. Творческая книжка установленного образца является основным документом о периодах творческой деятельности и творческом стаже творческого работника вне трудовых отношений. Форма, порядок выдачи, ведения и хранения творческих книжек, а также порядок изготовления бланков творческих книжек устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

12. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают меры поддержки творческих работников в программах в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В последних частях комментируемой статьи частично воспроизводятся положения федерального закона «О творческих работниках и творческих союзах», отклоненного Президентом Российской Федерации.

 

Статья 53. Государство и объединения творческих работников

1. Творческие работники имеют право создавать общественные объединения творческих работников, в том числе ассоциации, гильдии, творческие и профессиональные союзы и иные объединения.

2. Государство содействует созданию и деятельности общественных объединений творческих работников. Никакое общественное объединение творческих работников не имеет преимуществ перед другим общественным объединением творческих работников в отношениях с государством.

3. Государство гарантирует общественным объединениям творческих работников возможность участвовать в разработке государственной культурной политики, проводит консультации с данными объединениями при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, охраны труда, социальной защиты творческих работников, не вмешивается в деятельность данных объединений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. Государство оказывает поддержку общественным объединениям творческих работников путем целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по заявкам данных объединений, заключения любых видов договоров, в том числе договоров о выполнении работ или предоставлении услуг, а также путем социального заказа на осуществление на основе творческого конкурса отдельных мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми и региональными целевыми программами в сфере культуры.

5. В правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует творческим работникам, не являющимся членами каких-либо общественных объединений творческих работников, так же, как и членам таких объединений.

Комментируемая статья во многом повторяет положения статьи 28 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, однако содержит и ряд новаций, отражающих сложившуюся практику взаимоотношений (в том числе и финансовых) между государством и объединениями творческих работников.

Правовое положение объединений граждан в сфере культуры требует переосмысления и в связи с принятием Основ государственной культурной политики, предполагающих делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам, а также передачу части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям.

Часть первая комментируемой статьи фактически дублирует статью 17 проекта.

 

Статья 54. Государственные гарантии творческим работникам

1. В целях оказания государственной поддержки творческим работникам культуры Российской Федерации, направленной на повышение уровня профессионального мастерства творческих работников, поощрения мастеров искусств, лауреатов фестивалей, смотров и творческих конкурсов федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в рамках своей компетенции вправе:

1) предоставлять индивидуальные гранты;

2) учреждать именные премии за особые достижения в сфере культуры;

3) устанавливать надбавки к должностным окладам творческих работников;

4) устанавливать повышенные тарифные ставки специалистам государственных организаций культуры, в том числе работающим в сельской местности;

5) устанавливать минимальные ставки вознаграждения, выплачиваемые организациями культуры, находящимися в их ведении;

6) осуществлять иные меры государственной поддержки.

2. Творческим работникам предоставляются помещения в качестве творческих мастерских (ателье, студий) в порядке, устанавливаемом федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Творческим работникам – собственникам специально оборудованных строений, помещений, включая жилые помещения, использующим их под творческие мастерские (ателье, студии), могут предоставляться налоговые льготы на имущество в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственную поддержку объединений творческих работников, в том числе путем:

1) осуществления целевых программ поддержки творческой деятельности в различных сферах творчества, а также в целях поддержки широкого участия граждан в культурной жизни, в том числе в формах самодеятельного и детского творчества;

2) размещения государственного заказа на творческую продукцию на основе творческих конкурсов, организуемых объединениями творческих работников;

3) предоставления находящихся в государственной собственности зданий, помещений, земельных участков в безвозмездное пользование или в аренду на условиях, равных с государственными учреждениями культуры, - как на долгосрочной основе, так и для отдельных программ, проектов, мероприятий;

4) предоставления объединениям творческих работников льгот по налогам на имущество, по таможенным сборам и пошлинам при ввозе и вывозе необходимых для обеспечения и организации творческой деятельности технических средств, инструментов и материалов.

4. Перечень мер государственной поддержки объединений творческих работников ежегодно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти или высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Как уже говорилось выше, специального законодательного акта по вопросам творческих работников и их объединений в федеральном законодательстве нет. Отклоненный Президентом Российской Федерации федеральный закон «О творческих работниках и творческих союзах» лег в основу модельного закона, принятого Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ в 1997 году.

Отдельные положения этого документа воспроизведены в настоящей статье.

Следует также отметить, что отсутствие федерального закона не помешало трем субъектам Российской Федерации принять региональные законы о творческих работниках и творческих союзах.

 

Глава 8. Государственные социальные и финансово-экономические гарантии и экономическое регулирование в сфере культуры

Статья 55. Социальная поддержка лиц, работающих в сфере культуры

1. Объединения творческих работников, профсоюзные и другие общественные организации творческих работников в целях социальной поддержки творческих работников могут создавать службы содействия трудоустройству и специальные фонды для оказания социальной поддержки указанной категории граждан.

2. Специалистам организаций культуры, расположенных в сельских поселениях, поселках, выпускникам образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, высшего образования в области искусств, интегрированные образовательные программы в области искусств, прибывшим на работу в организации культуры, расположенные в сельских поселениях, поселках, предоставляются льготы, предусматриваемые для указанных специалистов, выпускников органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

3. Правительство Российской Федерации в целях сохранения и развития культуры в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, стимулирования творческой деятельности молодых деятелей культуры и искусства и содействия расширению практики привлечения их к работе в организациях культуры, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, устанавливает стипендии для молодых деятелей культуры и искусства. Правила назначения и выплаты стипендий Правительства Российской Федерации для молодых деятелей культуры и искусства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Члены объединений творческих работников, а также другие творческие работники, не являющиеся членами объединений творческих работников, единственным источником доходов которых является авторское вознаграждение, имеют право на трудовую пенсию при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд.

5. Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, физические и юридические лица вправе устанавливать дополнительное ежемесячное и (или) ежегодное содержание для отдельных физических лиц и (или) категорий лиц, осуществляющих культурную деятельность.

6. Учитывая повышенную степень риска незанятости и специфические особенности трудоустройства исполнителей и постановщиков в сфере исполнительских искусств в рамках государственной службы занятости создаются подразделения, обеспечивающие трудоустройство или профессиональную переподготовку исполнителей и постановщиков.

7. Социальное страхование, пенсионное обеспечение и страхование творческих работников, осуществляющих творческую деятельность и реализующих созданные ими объекты авторского права по договорам купли-продажи, производятся ими самостоятельно в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении и страховании и о социальном страховании.

Комментируемая статья фактически восстанавливает систему мер социальной поддержки лиц, работающих в сфере культуры, которая была предусмотрена статьей 55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в момент их принятия в 1992 году. Последовавшие за 23 года изменения лишили Основы большинства реальных инструментов, минимизирующих социальные риски лиц, выбравших культуру в качестве основной сферы своей деятельности.

Основы государственной культурной политики провозглашают ее главным принципом территориальное и социальное равенство граждан в реализации их конституционных «культурных» прав. Реализация заявленных задач требует серьезного кадрового обеспечения. Среди ожидаемых целей отдельно указаны гармонизация социально-экономического развития регионов России, особенно малых городов и сельских поселений, активизация культурного потенциала территорий.

В связи этим возрождение мер поддержки выпускников учебных заведений, освоивших образовательные программы в сфере культуры и искусства, специалистов, работающих в организациях культуры, расположенных в сельских поселениях и поселках, имеет первостепенное значение.

Комментируемая статья устанавливает обязанности и предоставляет возможности для инициативы не только государственных органов и органов местного самоуправления, но и иных субъектов: объединений творческих работников, профсоюзных и других общественных организаций творческих работников.

Особого внимания заслуживает система мер поддержки молодых деятелей культуры и искусства, поскольку это не только повышает престиж «культурных» профессий, но и препятствует «оттоку» одаренной молодежи в иные сферы деятельности, где экономический эффект может выглядеть более быстрым и гарантированным.

Статья 56. Экономическое обеспечение деятельности в сфере культуры

1. Государство принимает меры экономического обеспечения сохранения и развития культуры в Российской Федерации, к которым относятся:

1) бюджетное финансирование сферы культуры;

2) установление маркированных налогов в сфере культуры;

3) установление налоговых льгот в сфере культуры;

4) предоставление государственных грантов и премий в сфере культуры;

5) кредитование сферы культуры;

6) государственные инвестиции в сферу культуры, в том числе в развитие инфраструктуры в сфере культуры;

7) установление особенностей ценообразования в сфере культуры;

8) установление особенностей предоставления услуг в сфере культуры;

8) иные меры экономического регулирования.

2. Основой реализации государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является бюджетное финансирование сферы культуры, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере культуры определяются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

3. Гарантированный уровень расходов федерального бюджета на культуру ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на основе финансового норматива, характеризующего минимальную долю бюджетных средств, направляемых на финансирование культурной деятельности, рассчитанного с учетом гарантий по оплате труда работников культуры не ниже среднего уровня по субъектам Российской Федерации и гарантий доступности для населения культурных благ, исходя из минимальных социальных стандартов в сфере культуры. Финансовый норматив, характеризующий минимальную долю бюджетных средств, направляемых на финансирование культурной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации на трехлетний период.

4. Гарантированный уровень расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на культуру ежегодно устанавливается законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год на основе дифференцированных финансовых нормативов, характеризующих минимальную долю бюджетных средств, направляемых на финансирование культурной деятельности, рассчитанных отдельно по каждому субъекту Российской Федерации с учетом гарантий по оплате труда работников культуры не ниже среднего уровня по субъекту Российской Федерации и гарантий доступности для населения культурных благ, исходя из минимальных социальных стандартов в сфере культуры. Такие финансовые нормативы устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на трехлетний период.

5. В целях привлечения дополнительных финансовых средств для поддержки развития культуры государство законодательно регулирует предоставление налоговых и иных льгот и преимуществ организациям культуры, предусматривает систему предоставления налоговых льгот физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным физическим и юридическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие культуры в Российской Федерации, а также создает систему дополнительных бюджетных доходов, предназначенных для исполнения расходных обязательств в сфере культуры, включая отчисления части доходов от проведения лотерей, игр, букмекерства, тотализаторов, поступления части акцизов, фиксированной доли налогов (в том числе от вещательной, туристической, гостиничной и строительной деятельности, услуг в области связи), направляемых в фонды развития культуры и фонды целевого капитала видов культурной деятельности, созданных в соответствии с настоящим Федеральным законом, сборы за использование результатов творческой деятельности, перешедших в общественное достояние, штрафы за нарушение законодательства о культуре. Характер, размеры и порядок предоставления налоговых и иных льгот, указанных в настоящей статье, определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

6. Финансирование культуры может осуществляться также из иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Впервые в законодательстве устанавливается весь комплекс мер экономического обеспечения сохранения и развития культуры, а бюджетное финансирование провозглашается основой реализации государственных гарантий в этой сфере.

Комментируемая статья восполняет одну из главных потерь «культурного» законодательства – отмену нормативов финансирования сферы культуры. В 1992 году в соответствии с тенденциями того времени Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливали обязанности государства по финансированию культуры в размере 2% расходной части федерального бюджета и 6% расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Хотя действие этой нормы ежегодно приостанавливалось законами о федеральном бюджете, ее присутствие в законодательстве служило ориентиром. Последние исследования показали, что средние расходы на культуру из средств региональных бюджетов соответствовали идее законодателя начала 1990-х годов.

Авторы проекта предлагают не ориентироваться на абсолютные неизменные значения, а использовать дифференцированный подход, увязывая долю расходной части бюджетов, направляемых на финансирование культурной деятельности с гарантиями по оплате труда работников культуры и гарантиями доступности для населения культурных благ.

Примечательно, что проект не только регулирует расходную часть бюджетов всех уровней, но и определяет источники дополнительных бюджетных доходов, в первую очередь предназначенных для исполнения расходных обязательств в сфере культуры. К таким источникам относятся отчисления части доходов от проведения лотерей, игр, букмекерства, тотализаторов, поступления части акцизов, фиксированной доли налогов (в том числе от вещательной, туристической, гостиничной и строительной деятельности, услуг в области связи), направляемых в фонды развития культуры и фонды целевого капитала видов культурной деятельности, сборы за использование результатов творческой деятельности, перешедших в общественное достояние, штрафы за нарушение законодательства о культуре. Некоторые источники в определенной мере уже предусмотрены действующим законодательством (например, доходы от лотерей в соответствии с федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях»), либо были им предусмотрены ранее, но отменены (например, специальные отчисления за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние, в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных права»), другие являются новеллами для российского законодательства и бюджетного процесса.

 







Date: 2015-09-22; view: 3920; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.06 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию