Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 11. 1. Предмет философии биологии и экологии





Занятие 10.

1. Предмет философии биологии и экологии. Биология в системе научного знания.

2. Предмет биологии, её структура и этапы развития.

3. Сущность живого, его основные признаки.

4. Три «образа» биологии: традиционная (натуралистическая), физико-химическая, эволюционная.

5. Проблема редукции в биологии.

6. Проблема телеологии

 

Занятие 11.

1. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

2. Учение о биосфере как «едином огромном организме».

3. Биосфера и экология.

4. Учение о ноосфере.

5. Биофилософия и биоэтика.

6. Особенности биосферы как области взаимодействия общества и природы.

 

6.1.2. Контрольные вопросы по темам

К теме 1. Наука и естествознание в современной культуре

1. Что такое наука? Её основные черты и отличия от других отраслей культуры.

2. Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук?

3. Сущность и основные особенности современной научно-технической революции.

4. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур.

5. В чём заключается процесс «антропологизации» современной культуры?

6. Классификация естественных наук;

7. Структура естественнонаучного знания;

8. Общенаучные и конкретно-научные методы исследования;

9. Специфика научных революций. Научные революции в ХХ веке.

К теме 2. Исторические закономерности, структура и уровни естественнонаучного познания

1. Классификация естественных наук;

2. Структура естественнонаучного знания;

3. Общенаучные и конкретно-научные методы исследования;

4. Специфика научных революций. Научные революции в ХХ веке;

5. Теория познания и современное естествознание.

6. Предмет и структура естественнонаучного познания;

7. Эмпирические и теоретические методы научного познания;

8. Наука и ненаучные формы знания;

9. Общие модели развития науки;

10. Идеалы научности: классическая и неклассическая науки.

11. Закономерный характер систематического развития естествознания.

12. Периодичность в развитии естествознания: корреляция всплесков творческой и солнечной активности.

13. Естественнонаучная картина мира.

14. Естественнонаучные революции и их закономерный характер.

К теме 3. Философские проблемы математики

1. Место математики среди других наук.

2. Основные этапы развития математики как науки.

3. Рациональное и иррациональное в математике.

4. Основные законы развития математического знания.

5. Основные школы и направления в математике.

6. Объекты математической науки.

7. Методы математического познания.

8. Проблема доказательства в математике.

9. Методологические проблемы математического моделирования.

10. Математика и современная культура

 

Тема 4. Философские проблемы физики

2. Физическая картина мира: общее понятие и основные исторические типы;

3. Физические принципы описания природы;

4. Основные исторические этапы развития физики;

5. Универсальность физических законов;

6. Фундаментальные концепции описания природы;

7. Концепция относительности пространства и времени;

8. Общая теория относительности;

9. Квантовая и классическая механика;

10. Главные выводы специальной и общей теории относительности;

11. Основные принципы современной физики.

 

Тема 5. Философские проблемы астрономии и космологии

2. Самоорганизация Вселенной;

3. Современные проблемы астрофизики;

4. Происхождение солнечной системы;

5. Основные этапы истории Земли;

6. Астрономия и космонавтика.

7. Основные исторические этапы становления космологии;

8. Модель Большого Взрыва и расширяющаяся Вселенная;

9. Происхождение и развитие галактик и звёзд;

10. Происхождение Вселенной – ключевая проблема современной космологии;

11. Влияние солнечной активности на изменение климата на Земле.

Тема 6. Философские проблемы химии

1. Двуединая основная проблема химии;

2. Взаимосвязь физических, химических и биологических знаний;

3. Предмет познания химической науки и её проблемы;

4. Химия и алхимия;

5. История развития химии как науки;

6. Методы и концепции познания в химии;

7. Структурная организация в химии;

8. Учение о химических процессах;

9. Эволюционная химия как высшая ступень развития химических знаний;

10. Эволюция химических систем;

11. Биохимия и химия жизни.

12. Ближайшие перспективы развития химической науки.

 

Тема 7. Философские проблемы биологии и экологии

1. Проблемы сущности живого и его отличии от неживой материи;

2. Современные тенденции в развитии биологии и её лидерство в науке;

3. Теория эволюции Ч.Дарвина и современные представления об эволюции;

4. Основные концепции происхождения жизни;

5. Биологическое и социальное в человеке.

6. Основные современные гипотезы происхождения жизни;

7. Эволюционная биология: её становление, содержание, задачи;

8. Основные факторы и движущие силы эволюции;

9. Синтетическая теория эволюции;

10. Проблемы антропосоциогенеза;

11. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере;

12. Современный «научный креационизм».

 

Планы семинарских занятий ПО КУРСУ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ литература к темам:

 

Тема 1. Наука и естествознание в современной культуре (4 час: Занятия 1-2)

Занятие 1.

1. Предмет, задачи, структура и особенности курса «Философские проблемы естествознания» как учебной дисциплины.

2. Отличие науки от других отраслей культуры.

3. Становление науки и основные этапы её развития.

4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

5.Основные стороны бытия науки. Особенности языка науки.

Занятие 2.

1.Наука и ценности. Идеалы научности. Наука и стиль мышления. Наука классическая, неклассическая, постнеклассическая.

2.Проблема классификации наук. Рост числа научных дисциплин и усложнение системы научного знания.

3.Проблема гуманизации и гуманитаризации науки.

4.Роль науки и естественнонаучного знания в решении глобальных проблем современной цивилизации.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Вебер М. Наука как призвание и профессия//Вебер М. Избр. произв. М., Прогресс, 1990.

2. Быков В.В. Методы науки. М., Наука, 1974.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

4. Злобин Н. Культурные смыслы науки. М., 1997.

5. Зотов А.Ф. Структура научного знания. М., 1973.

6. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

7. Капица П.Л. Научные труды. Наука и современное общество. М., 1998.

8. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995.

9. Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983.

10. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле//Вопр. Философиии, 1990, №6.

11. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Её генезис и обоснование. М., 1998.

12. Планк М. Религия и естествознание//Вопр. Философии. 1990, №8.

13. Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации//Вопр. Философии, 1989, №10.

Тема 2. Исторические закономерности, структура и уровни естественнонаучного познания (4 час.: Занятия 3-4)

Занятие 3.

1. Структура и уровни естественнонаучного познания.

2. Критерии и нормы научности. Границы научного метода.

3. Логика и закономерности развития науки.

4. Традиции и новации в развитии науки. Формы организации науки.

 

Занятии 4.

1. Структурные уровни организации материи: макромир, микромир, мегамир.

2. Понятие научной картины мира, её исторические виды и формы

3. Принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира

4. Понятие рациональности. Научная рациональность

Литература:

1. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знаний. М., 1994.

2. Быков В.В. Методы науки. М., Наука, 1974.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1987.

4. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. М., Мысль, 1984.

5. Единство научного знания. М., 1988.

6. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

7. Зотов А.Ф. Структура научного знания. М., 1973.

8. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

9. Исследования по логике научного познания. М., Наука, 1990.

10. Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985.

11. Концепции современного естествознания. Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 1997.

12. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.

13. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1973.

14. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

15. Кузнецов В.И. и др. Естествознание. М., 1996.

16. Рузавин Г.И. Методы научного познания. М., 1974.

17. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

18. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М., 1995.

19. Швырёв В.С. Анализ научного познания. Основные направления. Формы. Проблемы. М.,

1988.

Тема 3. Философские проблемы математики (2 час.)

Занятие 5

1. Математика как наука: предмет, методы, понятия.

2. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте.

3. Направления в математике: логицизм, интуиционизм, конструктивизм, формализм, теоретико-множественное направление, теоретико-категориальное направление, реализм, натурализм, квазиэмпиризм, фикционализм, структурализм, социальный конструктивизм.

4. Философские концепции математики. Философия и проблема обоснования математики. Доказательство и истина в математике.

5. Философские проблемы теории вероятностей.

.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Беляев Е.А., Перминов В.Я. Философские и методологические проблемы математики. – М.: МГУ, 1981.

2. Вейль Г. Математическое мышление. – М.: Наука, 1989.

3. Гейтинг А. Обзор исследований по основаниям математики: Интуиционизм – теория доказательства. – М.-Л., 1936.

4. Гильберт Д., Бернайс П. Основания математики: Логические исчисления и формализация арифметики. – М.: Наука, 1982.

5. Даннеман Ф. История естествознания. В 3-х кн. Пер. нем. /Под ред. М.Л.Левина, О.Ю. Шмидта. Изд 2-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ2, 2011.

6. Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: Учеб. пособие. – М.: КНОРУСЮ 2011.

7. Мадер В.В. Введение в методологию математики… - М.: Интерпракс, 1995.

8. Налимов В.В. Облик науки. СПб. – М.: Центр гуманитарных инициатив, Изд-во МБА, 2010.

9. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

10. Успенский В.А. Апология математики: (сборник статей) – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2009. – 554 с.

11. Философия и естествознание. – М.: Идея-Пресс, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 640 с.

12. Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие /Коллектив авторов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. – 640 с.

 

Тема 4. Философские проблемы физики (4 час.: Занятие 6-7)

Date: 2015-09-22; view: 512; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию