Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Обследование состояния мимической мускулатуры





Исследование объема и качества движений мышц лба:Исследование объема и качества движений глаз:. Исследование объема и качества движения мышц щек. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз:. выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть, серьезное лицо. Исследование символического праксиса проводят по образцу, а затем по речевой инструкции: свист, поцелуй, улыбка, оскал, плевок, цоканье. Отмечают: объем движений; точность выполнения; тонус; темп движений; синкинезии. 2. Обследование состояния артикуляционного аппарата включает описание артикуляционного аппарата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, в ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твердого нёба. Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого нёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого вперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкинезы языка, истонченность, вялость губ, провисание - подтянутость мягкого неба.Обследование подвижности артикуляционного аппарата. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу.Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции:Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции:Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений.


32. логопедическая работа при дизартрии у детей с церебральным параличом должна иметь комплексный системный характер и быть направленной как на коррекцию фонетико-фонематических расстройств, так и на развитие лексики, грамматики и грамматического мышления.

Системный принцип речевого развития позволяет понять особенности нарушений грамматического строя речи у детей с церебральным параличом. Известно, что каждое слово в речи функционирует как словоформа, т. е. в нем одновременно воспринимается лексическое и грамматическое значение. Грамматические значения слов обусловлены их лексическим значением. При этом лексическое значение становится предельно обобщенным, абстрактным понятием. Например, дети узнают, что имя существительное обозначает предмет. «Предмет» как лексическая категория приобретает предельно обобщенный смысл и новое качество, которое и обозначается термином — «имя существительное».

У детей с церебральным параличом в силу фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне медленно из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, внимания к звуковой стороне речи и низко речевой активности.

Кроме того, своеобразие познавательной деятельности детей с церебральным параличом в значительной степени затрудняет у них анализ структуры языковых единиц и определяет характерные затруднения в овладении грамматическим строем языка. Учащиеся с церебральным параличом нередко затрудняются в правильном употреблении отдельных грамматических форм и категорий, нарушают структуру предложений (пропускают предлоги, второстепенные члены, не соблюдают порядок слов). Несформированность грамматической стороны речи наблюдается у детей, у которых речевой дефект проявляется в виде общего недоразвития речи.

Все специальные занятия по развитию грамматического строя речи сочетаются с обогащением опыта разговорной речи детей.

Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс. При этом обращается особое внимание на усвоение ребенком однокоренных слов, подготовку его к овладению морфологическим анализом.

Успешное формирование грамматических навыков и умений у детей с церебральным параличом возможно только при комплексном подходе к умственному и речевому развитию детей.

Методы работы дифференцируются в зависимости от структуры речевого нарушения


33. Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап — подготовительный. Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса. Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных Функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель — развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; корреляция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шей ной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиков пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяют тонизирующий, укрепляющий массаж (Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М., 2001).

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон. Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение. Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широкий рот.

После расслабления, а при низком тонусе — после укрепляющего массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку. После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка.

При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (широкое открывание рта).


34 . Основные направления логопедической работы по устранению дизартрии при ДЦП.Знание особенностей речевых нарушений у детей с церебральным параличом позволяет сформулировать основные положения, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП. Важно постоянно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка. Вследствие этого логопедическая работа направлена на коррекцию на-
рушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Таким образом осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности.

Речевая терапия основана на тесном единстве с лечебными мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Сочетание логопедической работы с медицинскими мероприятиями (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК и др.) является важным условием комплексного воздействия специалистов медико-педагогического блока. Необходима согласованность действий логопеда-дефектолога, невропатолога, врача ЛФК и их общая позиция при обследовании, постановке диагноза
и медико-педагогической коррекции. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств при ДЦП, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Например, необходимо подавлять патологическую рефлекторную активность как в речевой, так и в скелетной мускулатуре. Онтогенетически последовательное поэтапное логопедическое воздействие опирается на сохранные функции. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребенка, а уровень актуального речевого развития.

Необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений артикуляционной моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Это связано с положением об анатомической близости корковых зон иннервации речевого аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца. При ДЦП тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Очень важна стимуляция двигательно-кинестетического анализатора, что позволит сформировать управление артикуляционным праксисом (умение выполнять целенаправленные артикуляционные действия), развить навыки самоконтроля и адекватной самооценки действий, которые совершает ребенок (кинестетическое ощущение артикуляционной позы). При этом необходима опора на другие анализаторы (на зрительный — при выполнении артикуляционных упражнений перед зеркалом; на слуховой — когда движения сопровождаются четкой речевой инструкцией).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-логопедической работы (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных).


35. При дизартрии у детей в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени ее выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. Первыми ставятся обычно гласные звуки, тем более, если ребенок, как часто при этом бывает, произносит их в нос. Если же ребенок гласные звуки произносит мягко, их также нужно исправлять в первую очередь. Исключениями в данном случае являются звуки Л и Р. Последовательность работы над нарушенными звуками следующая:
А, О, У, Э, Ы, Ф, В, К, Г, Х, Т, Д, Й, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч Щ, Л, Р

Постановка каждого изолированного звука проводится отдельно, работа ведется над каждым звуком. И это нужно сделать ввиду того, что нахождение каждой артикуляционной позы дается детям с дизартрией с трудом. Чтобы ускорить закрепление звука в самостоятельной речи после того, как ребенок уже научится произносить нарушенный звук в словах, можно также ставить другой звук изолированно, при этом соблюдая порядок работы. Самый сложный в произношении звук — звук Р. Над его правильным произнесением работать нужно в последнюю очередь. Но есть исключения: если у уже занимающегося ребенка ребенка появилось Р горловое, неправильное произношение необходимо предупредить и поставить данный звук хотя бы одноударно. Особо сложные звуки можно отложить на потом.


 

36.Основная цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами – улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими. Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми, необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения. Задачи, которые решаются на занятиях по коррекции произношения звуков у детей с дизартриейнаправлены на:1) уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях – нормализировать тонус мышц и моторики артикуляционного аппарата);2)развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции;3)нормализации просодической системы речи;4)формирования артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, т.е. индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода;5)развитие фонематического восприятия и звуковой анализ; 6) нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи (при смешанном, сложном речевом расстройстве, проявляющемся в нарушении всех компонентов речи) в отличии от детей с ОНР при дислалии, у детей с ОНР при дизартрии данный процесс протекает более сложно и требует постоянных упражнений в каждом виде словообразования; 7) развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики.При коррекции нарушений звукопроизношения используется принцип индивидуального подхода.Одним из приемов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребенка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближенное произношение звука является для ребенка с речедвигательным расстройством определенной ступенью на пути к овладению нормальной артикуляцией. При этом овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).


37. Нормализация голоса и речевого дыхания:- Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.- Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

1) Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение). 2) Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. 3) Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). 4) Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу 5) Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении. Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Также для развития правильного речевого дыхания рекомендуются:

· специальные игры-упражнения: игра на дудочках, сдувание мелких предметов, надувание мыльных пузырей и т.д.

· фонетическая ритмика Мухиной А.Я.;

· голосовые упражнения Ермаковой И.И., Лопатиной Л.В.


38.Развитие фонематического слуха можно проводить по мет. Т.А. Ткаченко, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой. R фонематич. слуха.Фонем. слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке; в словах близких по звучанию, но разных по смыслу.В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы(4):I Этап – узнавание неречевых звуков;II Этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;IV этап – дифференциация слогов;V этап – дифференциация фонем;VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.Упражнения: 1. « Отгадай, что звучит». Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, погремушка и т. д. Ход игры. Логопед за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком, и т. Д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к педагогу. 2. « Шумящие мешочки». Оборудование: пары одинаковых мешочков или коробочек с крупой, пуговицами, скрепками и т. д.Ход игры. Ребёнок должен найти пару мешочку или коробочке, послушав их звучание. 3.« Узнай свой голос». Оборудование: диск с записью голосов близких людей ребёнка и голос самого ребёнка. Ход занятия. Логопед предлагает ребёнку послушать запись голосов людей. Ребёнок должен угадать, кто говорит. 4.« Слушай и выбирай». Оборудование: предметные картинки « ком», « сом», «лом», «дом». Ход игры. Логопед раскладывает перед ребёнком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Педагог называет предмет, а ребёнок поднимает соответствующую картинку. 5.« Сколько звуков». Ход игры. Логопед называет один, два, три, звука, а ребёнок на слух определяет и называет их количество. 6. « Где звук живёт». Оборудование: схема слова (прямоугольная карточка с изображением трёх квадратов – « начало», «середина» и « конец» слова), символ звука. Ход игры. Логопед проговаривает ряды слов, а ребёнок должен положить символ заданного звука в начало схемы слова, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.


Содержание работы по коррекции артикуляционной моторики при дизартрии при ДЦП.

Нарушение тонуса мышц у детей с дизартрией не позволяет начинать развитие артикуляционной моторики с активных упражнений.

Целью пассивной артикуляционной гимнастики является включение в процесс артикулирования новых групп мышц до этого бездействовавших или увеличение подвижности мышц. Пассивная гимнастика создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Гимнастика совершается под зрительным контролем. Пассивные движения осуществляются сериями по 3-5 движений. Зрительный контроль развивается постепенно. Постепенно возникает ощущение и запоминание движений, его оценка (кинестезический контроль).

Пассивная гимнастика языка

Пассивная гимнастика губ

Активная гимнастика выполняется пациентом самостоятельно после того, как восстановлены или развиты движения при пассивном их выполнении. Целью активной гимнастики является увеличение объема движений, их точности, переключаемости, скорости.

Упражнения для развития мимических мышц лица

Упражнения для развития губной мускулатуры

Упражнения для увеличения объема и силы артикуляционных движений

Упражнения для развития более тонких движений языка и создание возможности перехода к артикуляционным движениям

Усвоение этих упражнений позволяет перейти к артикуляционной гимнастике.

Все виды гимнастики имеют особое значение для постановки артикуляционных поз, их удержания и постановки звуков.

Поскольку при дизартрии страдает сила, объем, точность и координация движений, их автоматизация, то период введение звуков в речь является длительным и постепенным.


40. Содержание работы по коррекции интонационной стороны речи и голоса при дизартрии при ДЦП.Развитие физиологических механизмов овладения интонацией, с др. стороны — коррекция нарушений темпо-ритмич стороны речи, восприятия и воспроизведения слогового, словесного, логического ударения.Развитие дыханияОдним из постоянных признаков дизартрии является нарушение речевого дыхания, которое выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных механизмов между речевым дыханием и фонацией.Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).Формирование длительного фонационного выдоха.Формирование речевого выдоха.Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи.

Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох. Упражнения для развития грудобрюшного типа дыхания. При обучении ребенка грудобрюшному типу дыхания необходимо развить ощущение движения диафрагмы и передней стенки живота. Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука его лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 мин. Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

Работа над голосом начинается после артик. гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы.

Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке. Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей: открывание и закрывание рта, имитация жевания. Используют челюстной дрожательный рефлекс: легкие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх.Используются также специальные упражнения по опусканию нижней челюсти. Затем эти упражнения выполняются по словесной инструкции с одновременным произношением различных звуковых сочетаний: дон-дон, кар-кар, ав-ав и т. д. Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и интонаций голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д.


41.Важно учитывать взаимовлияние речевых, двигательных и психических нарушений в динамике развития ребенка. Вследствие этого логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Таким образом осуществляется формирование речи как целостной психической деятельности. Задачи логопедической работы

Основная цель логоп. работы с детьми с ДЦП — R речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку большее понимание его речи окружающими. Для реализации этой цели необходимо:1. Уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии (в более легких случаях — нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата):2. Развитие речевого дыхания и голоса.3. Нормализация просодической системы речи

4. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. 5. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа. 6. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 7. Нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи

При проведении коррекционно-логопедической работы с детьмис ДЦПцелесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия: 1)дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий), зондовый массаж, 2)точечный массаж, 3)пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, 4)искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии)(изменение температуры тела).

 

 


 

42. Алалия (3-8% детей с ДЦП) рассматривается как специфическое языковое расстройство, возникающее в результате поражения корковых зон в доречевой период. Проявляется в недоразвитии всех сторон речи и нарушении ее коммуникативных функций. У детей с ДЦП отмечают как моторную, так и сенсорную алалию, при этом моторная алалия часто сочетается с дизартрией. Сенсорная алалия возникает преимущественно при гиперкинетической форме ДЦП. Коррекция алалии.Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж. При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.


 

43. Первичная профилактика любой реч. патологии сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. Первичная профилактика, рассчитанная на «недопущение» действия неблагоприятных для развития ребёнка факторов, включает в себя следующее: 1. Забота о состоянии здоровья будущих родителей. Очень важно исключить физич. и нервно-психическое истощение будущих родителей в период до наступления беременности, так как оно неблагоприятно сказывается уже на внутриутробном развитии ребёнка. К такому истощению могут приводить профессиональные вредности, курение, употребление алкоголя, наркотиков и пр. Все эти три фактора должны быть исключены из жизни будущих родителей не менее чем за год до наступления беременности, не говоря уже о самом её периоде.
2. Забота о благополучном протекании беременности, в процессе которой формируются все системы организма будущего ребёнка, в том числе и его речевые органы. С неблагоприятными условиями протекания раннего периода беременности (первые три месяца) нередко бывают связаны и врождённые пороки развития периферического отдела речевого аппарата ребёнка, такие, как врождённая расщелина губы, мягкого и твёрдого нёба, аномалии прикуса, короткая уздечка языка и аномалии самого языка и т.п. Возникающие же в дальнейшем родовые травмы лишь усугубляют уже имевшееся внутриутробное повреждение головне го мозга ребёнка.

Если удастся устранить причины, нарушающие нормальное внутриутробное развитие плода, и тем самым во многом обеспечить и нормальное течение родов, то этим будет решена самая основная задача ранней первичной профилактики речевых и иных расстройств, в том числе и нарушений звукопроизношения. В случае неполной удачи ранней профилактики нужно безотлагательно провести рекомендуемое врачами лечение.


 

44. Вторичная профилактика нарушений речи проводится в тех случаях, когда первич. профилактика не удалась и наруше­ние речи у ребёнка всё же возникло. Суть её состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего развития речевой патологии, т.е. чтобы на почве уже имеющегося нарушения речи не возникли новые. В применении к нарушениям звукопроизношения вторичная профилактика заключается в предупреждении отражения дефектов устной речи на письме, то есть в предупреждении появления дисграфии. Особую опасность в этом отношении представляют собой полные замены одних звуков речи другими. Если вся эта работа будет выполнена до начала обучения ребёнка грамоте, то она и явится той вторичной профилактикой, которая за счёт преодоления уже возникшего у него речевого расстройства позволит не допустить появления нового. Методы вторичной профилактики: - всесторонне обследование ребенка с речевой патологией;

- организация последующего коррекционно-психологического и корр.-педагогического воздействия.

Необходимо хорошо знать и учитывать конкретные проявления речевого дефекта, а также условия его полной компенсации. Вследствие этого тщательное всестороннее изучение каждого ребенка приобретает особую значимость при построении оптимального варианта коррекционного воспитания и обучения детей с патологией речи и вторичной профилактики осложнений. Внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предуп­реждении возможных вторичных, более отдаленных послед­ствий речевой патологии. Особенно внимательно следует про­анализировать с этих позиций состояние звуковой стороны речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефек­тах звукопроизношения может привести к недостаткам в ов­ладении навыками письма и чтения.


 

Содержание третичной профилактики речевых расстройств.

Содержание педагогических мероприятий, направленных на трудовое воспитание и профессиональную ориентацию детей и подростков с речевой патологией. Пропаганда педагогических и коррекционно-педагогических знаний среди населения. Единство воспитательных и педагогических требований детских учреждений, школы и семьи

Задачи третичной профилактики – профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих нарушением речи. Основное направление работы – глубокий учет личностных возможностей и интересов каждого ученика. У учащихся должна быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретной личности достичь наилучших результатов. Помимо когнитивного развития необходимо уделять большое внимание эмоциональному и социальному развитию.

Этапы социально-трудовой адаптации:

I. Профессиональное просвещение.

II. Профессиональная пропаганда.

III. Профессиональная ориентация.

IV. Трудовая реабилитация.

Необходимо создание центров медико-психолого-педагогической реабилитации, центров надомного обучения и других реабилитационных учреждений.

Большая роль в социально-трудовой адаптации принадлежит специальной (коррекционной) школе. Школа должна готовить учащихся к общественно-полезной деятельности и участию в производительном труде.


 








Date: 2015-09-25; view: 563; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.023 sec.) - Пожаловаться на публикацию