Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС





 

Центральный совет по туризму и экскурсиям является самым крупным в Советском Союзе органом в области туризма и экскурсионного дела. В его систему входит около двух тысяч различных учреждений, организаций и предприятий, находящихся в ведении профсоюзов: республиканские, краевые, областные, городские советы по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и экскурсий, бюро реализации туристских путевок, туристские комплексы, гостиницы, базы, пансионаты, кемпинги, предприятия питания и торговли, туристские клубы, автохозяйства, проектные и ремонтно-строительные организации, научные учреждения, учебные заведения и др.

В системе Центрального совета по туризму и экскурсиям трудится около 200 тыс. представителей десятков различных специальностей: экскурсоводы и инструкторы по туризму, строители и водители автотранспорта, врачи и фотографы, повара и официанты. Летом, в пик туристского сезона их число возрастает до двух миллионов.

Деятельность Центрального совета чрезвычайно многообразна. Он разрабатывает и осуществляет совместно с республиканскими, краевыми, областными, городскими и районными советами по туризму и экскурсиям, а также другими подведомственными туристско-экскурсионными учреждениями и организациями мероприятия по дальнейшему развитию и совершенствованию туризма и экскурсий; организует и контролирует работу туристско-экскурсионных организаций, профсоюзов; руководит проектированием, капитальным строительством, реконструкцией, благоустройством туристских объектов, финансирует эти работы; утверждает новые туристские маршруты, цены на туристско-экскурсионные путевки и тарифы на другие услуги, предоставляемые туристам; организует работу Федерации туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям и общественных комиссий по отдельным видам туризма; организует издание и выпуск туристских путеводителей, справочников, проспектов, буклетов, кинофильмов, методических рекомендаций, учебных пособий и других материалов по вопросам туристско-экскурсионной работы; организует и проводит конференции, симпозиумы, слеты, соревнования, конкурсы и другие массовые мероприятия с целью обмена опытом работы и популяризации туризма и экскурсий; обеспечивает организацию научно-прикладных исследований в области туризма и экскурсий; обеспечивает развитие иностранного туризма в СССР и советского туризма за границу; проводит международные совещания, принимает участие в работе международных организаций по вопросам туризма.

Основной задачей Центрального совета по туризму и экскурсиям, как записано в Положении, регламентирующем его деятельность, является «обеспечение дальнейшего развития массовости туризма и экскурсий как наиболее популярных форм активного отдыха населения, укрепления здоровья советских людей, повышения их работоспособности и производительности труда, формирования высоких нравственных качеств».

 

Плановые туристские маршруты

 

Туристские путешествия в настоящее время стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан. Ежегодно десятки миллионов людей самых разных возрастов отправляются в путь ради того, чтобы увидеть новые края, на автобусах и теплоходах, пешком и на лыжах, в автомобилях и на велосипедах.

Путешествия в советском туризмоведении принято подразделять на самодеятельные, организуемые силами туристской группы, и плановые, для участия в которых приобретается путевка на определенный маршрут.

Развитием плановых туристских путешествий занимается Центральный совет по туризму и экскурсиям. Он выпускает путевки на маршруты, имеющие статус всесоюзных. Все остальные маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям, относятся к местным.

К туристскому сезону 1985 г. – первого года двенадцатой пятилетки – туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13 тыс. маршрутов – линейных, кольцевых, радиальных (Туристские маршруты, 1985). Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе, а заканчивающиеся в другом, носят названия линейных. Например, всесоюзный автобусный маршрут № 271 «Северокавказский»: начальным пунктом является Махачкала, где туристы находятся 5 дней, затем автобусами их перевозят в Грозный, Орджоникидзе, и заканчивается путешествие в столице Кабардино-Балкарской АССР Нальчике. Для каждого города. разработана пятидневная программа, основу которой составляют разнообразные экскурсии как по городам, так и в наиболее интересные долины Северного Кавказа: Цейскую, Черекскую, Баксанскую, Чегемскую и др.

Если маршрут начинается и заканчивается в одном и том же городе, он называется кольцевым. Огромной популярностью у нас в стране пользуется всесоюзный автобусный маршрут № 401 «Золотое кольцо», проходящий через такие древние русские города,. как Владимир, Кострома, Ярославль; начальным и конечным пунктом его является Москва.

Значительное число плановых маршрутов относится к радиальным. Туристы весь период отдыха находятся на одной и той же туристской базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии, а также непродолжительные туристские походы, обычно 2 – 5-дневные, с ночевками на туристских приютах.

Всесоюзные и местные маршруты охватывают всю страну и дают возможность познакомиться и с наиболее интересными городами Советского Союза, и с уникальными, труднодоступными местами, такими, как Камчатка, Курильские острова, Земля Франца Иосифа и др.

Важнейшими экскурсионными районами страны являются центральный, включающий в себя Московскую, Ярославскую, Владимирскую, Смоленскую, Калининскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области, и северо-западный, в который входят Ленинградская, Новгородская и Псковская области. Названия туристско-экскурсионных районов заимствованы у экономической географии. Северо-западный полностью соответствует одноименному экономическому району, центральный туристский несколько меньше Центрального экономического, что связано с концентрацией экскурсионных объектов союзного значения вблизи Москвы.

Десятки миллионов туристов посещают ежегодно эти два района. Только в экскурсиях Московского бюро экскурсий принимают участие около четырех миллионов человек, прибывающих в Москву с путевками на всесоюзные маршруты № 1 «Москва», № 401 «Золотое кольцо», № 402 «По местам боевой славы», № 404 «По городам «Золотого кольца»» и др.

Стабильный интерес сохраняется к маршрутам северо-западного туристско-экскурсионного района, особенно к таким, как № 194 «Ленинские места Ленинграда и Карельского перешейка», № 196 «По пушкинским местам», № 195 «По древнерусским городам и Ленинграду», в который входит посещение Пскова и Новгорода. По количеству маршрутов центральный и северо-западный районы уступают другим регионам Советского Союза, например, таким, как Северный Кавказ или Закавказье, но на каждый маршрут этих важнейших экскурсионных районов, в связи с использованием в них крупнейших туристских комплексов, принимается значительно большее число туристов, чем на маршруты, функционирующие в остальных частях страны. Так, на маршрут № 326 «От Тихого Дона к Черному морю» выпускается в год около 1700 путевок (Всесоюзные туристские маршруты на 1987 год, 1986), в то время как московский туристский комплекс «Измайлово» может одновременно принять 10 тыс. чел.

Более 50 процентов всесоюзных плановых туристских маршрутов проложено в пяти регионах Советского Союза: на Северном Кавказе (территория северного склона Большого Кавказа), в Закавказье, Карпатах, Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. Хорошая обеспеченность туристскими учреждениями (здесь концентрирована почти половина туристских баз, кемпингов, туристских гостиниц страны), разнообразие природных условий и богатая история позволяют создавать все новые и новые интересные маршруты оздоровительного и познавательного характера.

С каждым годом география всесоюзных туристских маршрутов расширяется. Уже 18 маршрутов функционируют в Средней Азии и Казахстане. Они проходят через древнейшие города нашей страны Самарканд, Фергану, Хиву, Бухару, столицы Среднеазиатских республик, а два из них дают возможность познакомиться с Тянь-Шаньскими горами. Всесоюзные маршруты открыты также на Алтае, в Красноярском крае и Иркутской области.

Среди всесоюзных маршрутов 55 относятся к маршрутам с активными способами передвижения: пешеходные, лыжные, водные (на байдарках, лодках, надувных плотах), велосипедные, конные. Участие в большинстве из них дает право на получение значка «Турист СССР», а после прохождения одного из 9 маршрутов: № 22 «По горному Крыму», № 59 «По реке Белой на плотах» (Южный Урал), № 71 «По Днестровскому каньону на плотах», № 72 «По реке Псел на лодках» (Полтавская область), № 75 «Алтайский, южный», № 76 «По Телецкому озеру и алтайской тайге», № 187 «По лесистым Карпатам», № 433 «По Гиссарскому хребту» (турбаза «Маргузорские озера» – турбаза «Искандер-Куль»), № 434 «По Гиссарскому хребту» (турбаза Искандер-Куль» – турбаза «Маргузорские озера») – участникам при наличии у них значка «Турист СССР» может быть присвоен третий разряд по туризму, так как все вышеперечисленные маршруты относятся к туристским походам первой категории сложности (Волков, 1986).

Всесоюзные маршруты имеют различную продолжительность: от 6 до 22 дней, но в основном – 18 – 20 дней.

На все большем числе маршрутов планируется прием родителей с детьми. Количество таких маршрутов должно резко возрасти в двенадцатой пятилетке, на что ориентируют «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986 – 1990 годы и на период до 2000 года». В 1985 г. родители могли отдохнуть с детьми на маршруте № 413 «Закарпатском» (с детьми от 5 лет), на двадцати маршрутах в Москве, на Черноморском побережье Кавказа, Азовском море, в Прибалтике и других местах (с детьми от 7 лет) и на 29 маршрутах – с детьми от 12 лет.

К всесоюзным относят и маршруты для автотуристов, организуемые Центральным советом по туризму и экскурсиям. Путевка на них дает право на проживание в туристском кемпинге или гостинице, пользование бесплатной автостоянкой, питание и экскурсионное обслуживание. В 1985 г. функционировало пять таких маршрутов: от Ростова-на-Дону по Военно-грузинской дороге до Гагры; Смоленск – Киев – Львов – Каролино – Бугаз; Москва – Харьков – Алушта; Новгород – Псков – Пярну; Ростов-на-Дону – Нальчик – Махачкала – Дербент.

Значительно более густой сетью, чем всесоюзные, покрывают территорию нашей страны местные плановые туристские маршруты, организуемые республиканскими, краевыми и областными советами по туризму и экскурсиям. Они предназначаются в основном для обслуживания населения определенных регионов, но приобрести путевки на них могут граждане из любой точки страны, -выслав просьбу о продаже путевки в соответствующий совет. Бытовые условия на местных маршрутах, туристско-экскурсионное обслуживание на них практически ничем не отличаются от того, что предлагается на всесоюзных. Почти на половину из них принимают родителей с детьми от 5 – 7 или 12 лет. Обычно получившие большую популярность местные маршруты переводятся в ранг всесоюзных.

Среди местных туристских маршрутов велико число путешествий с активным способом передвижения: пешком, на лыжах, гребных судах. Рядом советов по туризму и экскурсиям разрешено пребывание родителей с детьми даже на них, чего нет на всесоюзных маршрутах. С ребенком старше 7 лет могут отправиться туристы в путешествие на конях по югу Башкирии (Башкирский совет по туризму и экскурсиям), по Южному Уралу с детьми такого же возраста предлагает совершить пеший поход Челябинский облтурсовет, в Новгородской области уже не первый год существует маршрут «Валдайский, лыжный», на котором также можно отдохнуть с ребенком старше 7 лет. Подобных примеров много и в остальных советах по туризму и экскурсиям. Но дальше других пошел Эстонский республиканский совет, создавший байдарочный маршрут второй категории сложности, начинающийся в Кубие, и решивший принимать на него родителей с детьми старше 12 лет. Это пока единственный пример в нашей стране.

Республиканские, краевые и областные советы активно развивают нетрадинионные для планового туризма виды путешествий. На Украине создан первый в стране спелеомаршрут «По пещерам и рекам Тернопольщины», включающий в себя шестидневный поход с посещением пещер. В 1985 г. в стране действовало 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились веломаршруты, дающие возможность за короткое время познакомиться со значительно большим районом, чем если бы путешествие совершалось пешим способом. Иркутский совет организовал велосипедный маршрут по острову Ольхон, Ленинградский – по озерам Карельского перешейка, Казахский – по Каркаралинскому горно-лесному оазису. Начали развивать плановый велосипедный туризм Пензенский, Пермский, Туркменский и другие советы. Кемеровский облтурсовет создал комбинированный 18-дневный вело-водный маршрут, сразу нашедший немалое число сторонников столь разнообразного активного отдыха.

Многие местные плановые путешествия могут рассматриваться в качестве спортивных туристских походов, так как оцениваются первой и даже второй категорией сложности. К ним относятся горно-пешеходные маршруты по Фанским горам и хребтам Памиро-Алая в Таджикистане, уже упоминавшийся байдарочный поход второй категории сложности в Эстонии, поход на лодках по реке Чусовой первой категории сложности Средний Урал), маршрут второй категории сложности к подножию горы Белухи (Алтай) и др.

Особым разнообразием отличается плановый туризм в Башкирии. Здесь организовано три конно-верховых маршрута, конно-санный, функционирующий с ноября по февраль, на конных экипажах, действующий летом, на весельных лодках, на лодках под парусом, виндсерферах, плавучих дачах «Дон» по Павловскому водохранилищу, на резиновых лодках, байдарках, надувных плотах, катамаранах по рекам Белой и Юрюзань, на лодках под парусом по Нугушскому водохранилищу, на велосипедах и снегоходах «Буран». Опыт Башкирского областного совета по туризму и экскурсиям по развитию большого числа новых видов планового туризма остается пока единственным в стране.

К числу местных плановых маршрутов относят и транспортные путешествия: теплоходные (речные и морские), железнодорожные и авиационные.

Путешествия на речных судах проходят по всем основным рекам страны: по Волге и ее притокам Каме и Оке, Северной Двине и Сухоне, Онежскому и Ладожскому озерам и реке Неве, по Нижнему Дону, Днепру вниз от Киева, по Оби от Новосибирска и Иртышу от Омска, по Енисею от Красноярска и до Диксона, по Лене от Усть-Кута до ее впадения в море Лаптевых и по Амуру от Благовещенска до Николаевска-на-Амуре. Наиболее насыщены туристскими судами Волга и ее притоки, по которым проходят и сверхдальний маршрут Астрахань – Ленинград Астрахань, и множество непродолжительных, рассчитанных на 3 – 5 дней, например, Астрахань – Волгоград – Астрахань или Москва – Углич – Москва. Около 40 советов по туризму и экскурсиям, не только областей, расположенных в европейской части Союза, но и таких, как Азербайджанский, Армянский, Молдавский, Казахский и другие, арендуют суда и организуют путешествия для своих граждан по главному водному пути России. Волгоград, Саратов, Куйбышев, Ульяновск, Казань, Горький, Москва являются основными экскурсионными центрами для путешествующих на теплоходах по Волге. За 20 дней туристы знакомятся со многими страницами истории нашей Родины в местах, где происходили важнейшие события в судьбе России.

Морские путешествия организованы по Черному морю, по восточным Японскому и Охотскому морям и на севере по Белому, Баренцеву и Карскому. Совершенно не похожи друг на друга районы морских туристских маршрутов. Теплое южное море и льды Арктики, Соловецкие острова и вулканы Камчатки могут увидеть морские путешественники.

Более 150 речных и морских теплоходов используются ежегодно для организации туристских маршрутов. В последние годы пассажирский флот, особенно речной, пополняется все более комфортабельными судами, на которых большинство туристов размещаются в одно- и двухместных каютах со всеми удобствами. Популярность речных и морских путешествий растет так быстро, что, несмотря на все увеличивающееся число туристских судов, потребность в путевках на них не уменьшается, а увеличивается от года к году.

Плановые железнодорожные путешествия активно развиваются с начала 60-х гг., и сегодня практически все республиканские, краевые, областные советы по туризму и экскурсиям имеют туристские маршруты с использованием железнодорожного транспорта. С этой целью формируются специальные туристско-экскурсионные поезда, организуются поезда здоровья. В 1986 г. количество туристско-экскурсионных поездов составило 2600 (Цифры и факты, 1987).

Программа железнодорожных маршрутов составляется таким образом, чтобы переезды между экскурсионными центрами осуществлялись в ночное время, а день посвящался знакомству с городами, природой различных регионов страны.

Для жителей Урала, Сибири, Казахстана и Дальнего Востока организовано четыре кольцевых маршрута, проходящих через столицы союзных республик и наиболее интересные в экскурсионном отношении города:

 

Москва – Минск – Вильнюс – Рига – Таллин – Ленинград – Москва;

Москва – Киев – Одесса – Херсон – Севастополь – Москва;

Москва – Смоленск – Псков – Новгород – Ленинград – Москва;

Алма-Ата – Фрунзе – Фергана – Самарканд – Душанбе – Ашхабад – Бухара – Ташкент – Алма-Ата.

 

Перед началом путешествия туристы европейских маршрутов живут в гостиницах Москвы одну неделю, а участники среднеазиатского маршрута – в Алма-Ате три-четыре дня и за это время знакомятся со столицей нашей Родины и столицей Казахстана по программам, разработанным Московским городским и Казахским республиканским советами по туризму и экскурсиям. Затем начинается путешествие по одному из туристских маршрутов.

Массовый характер в последнее время приобрели авиационные туристские маршруты. По статистическим сведениям, в них ежегодно принимает участие более 2 млн чел. Путешествия на самолетах дают большой выигрыш во времени: за выходные дни можно побывать в городах, удаленных от места постоянного жительства на тысячи километров.

Первоначально авиационные маршруты организовывали советы по туризму и экскурсиям, расположенные в центрах, имевших: крупные аэропорты. Но в последние годы их отсутствие не препятствует проведению путешествий на самолетах. Так, в горном Нуреке не приземляются авиалайнеры, но его жители могут отправиться самолетами на экскурсии в Ленинград, Минск, Псков, Ригу, Самарканд, Сочи. Именно в эти города в 1985 г. по путевкам Нурекского бюро путешествий и экскурсий вылетали туристы из аэропорта города Душанбе, куда они доставлялись из Нурека автотранспортом, что входит в программу маршрутов.

Более 160 бюро путешествий и экскурсий страны в крупных столичных городах и маленьких районных центрах пользуются услугами авиации для организации плановых туристских путешествий. Участие в них прочно вошло в быт граждан нашей страны.

 

Date: 2015-09-05; view: 1756; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию