Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 8





Особенности проведения занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии

Введение

В последние годы в нашей стране увеличивается заболеваемость детского населения, что объясняет­ся сложными экономическими и экологическими условиями. Сложившаяся практика и многочис­ленные научные данные свидетельствуют о низком уровне работы с больными и ослабленными детьми и подростками, особенно в школах. Прежде чем пе­рейти к изложению теоретике-практических зако­номерностей работы с данным контингентом, опре­делимся с основными терминами и понятиями.

Лечебная физкультура — это научно-практичес­кая, медико-педагогическая дисциплина, изучаю­щая теоретические основы и методы использова­ния средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболе­ваний.

Реабилитация — это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности после различных заболеваний и травм, а также кор­рекция генетических патологий и воздействия со­циальных факторов.

Адаптивная физическая культура — это физиче­ская культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.

Поскольку речь в данной лекции пойдет только о работе с детьми, имеющими отклонения в состо­янии здоровья, которые, тем не менее, позволяют им учиться в обычных общеобразовательных шко­лах, мы будем применять термин «реабилитация», а так как речь пойдет об использовании современ­ных средств фитнеса — «реабилитационный фитнес». Именно так в международной практике называются занятия подобного рода.

Можно выделить следующие этапы в реабилита­ции и оздоровлении человека (см. рис. 1):

1. Острый период заболевания. Применение физи­ческих упражнений почти полностью исключается.

2. Период реабилитации. Проходит в стациона­рах, специальных реабилитационных центрах под руководством врачей и методистов лечебной физ­культуры.

3. Постреабилитационный период. Проходит не только в реабилитационных центрах и по­ликлиниках, но и в фитнес-клубах, спортивно-оздоровительных центрах, фитнес-студиях.

4. Период оздоровительно-развивающей физиче­ской тренировки. После выздоровления в состоянии длительной ремиссии становятся возможными и регулярные оздоровительные тренировки.

В настоящее время особое значение приобрета­ет реабилитационный фитнес для тех детей, под­ростков, молодых людей, которых в связи с заболе­ваниями разной степени тяжести и крайне низким уровнем физической подготовленности традици­онные формы занятий физкультурой в их нынеш­нем состоянии не могут удовлетворить в полной мере.

Еще несколько лет назад реабилитация была привилегией медицинских работников и прово­дилась в рамках общей системы здравоохранения в лечебных заведениях, специализированных по профилю заболеваний: кардиологические, невро­логические, ортопедические и др. В последние годы ситуация изменилась — фитнес перестал быть раз­влечением и все больше становится неотъемлемой частью реабилитационного процесса.

 

В области фитнеса и аэробики принято разли­чать групповые программы и персональные трени­ровки. Для людей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, в зависимости от вида и тяжести за­болевания рекомендуются как групповые занятия, так и персональные тренировки. Следует отметить, что последние, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные, в парах и малых группах — от 3 до 5 человек. За последние годы количество занятий персональным фитнесом увеличилось на 55% за счет тех, кто имеет отклонения в состоянии здо­ровья. В частности, страдающих диабетом, гипер-тензией, астмой, хронической усталостью, заболе­ваниями суставов, болями в спине, нуждающихся в кардиореабилитации, посттравматической реа­билитации, а также особой категории клиентов — с алкогольной, наркотической зависимостью, с син­дромом приобретенного иммунодефицита. Так, в США в последние годы открылись специальные реабилитационные центры, все клиенты которых имеют отклонения в состоянии здоровья. Некото­рые страховые компании в США и Канаде отправ­ляют их к персональным тренерам и оплачивают занятия.

Следует отметить, что в отечественной лите­ратуре и практике основное внимание уделяется основным принципам медицинской и физической реабилитации при следующих формах патологии: заболеваниях внутренних органов, нервной систе­мы, в травматологии и ортопедии. Недостаточно разработаны системы оздоровительных тренировок с людьми, страдающими диабетом, гипертензией, -астмой, хронической усталостью и др. Процент та­ких заболеваний неуклонно растет во всем мире. Так, по данным Н. Гордона, в США диабетом I типа страдает около 1 млн. человек, II типа — 10 млн. Всего на Земле страдают диабетом более 100 млн. человек, и к 2015 г., по мнению ученых, это число может увеличиться до 250 млн.

Основные концептуальные положения

в области реабилитационного фитнеса детей

и подростков

Основными концептуальными положениями в области реабилитационного фитнеса детей, под­ростков и молодежи являются:

• строго дифференцированный подход с учетом характера и тяжести заболевания;

• построение новых комплексных программ, учитывающих достижения в области оздоровитель­ного фитнеса и лечебной физкультуры;

• строгое соблюдение дидактических принципов обучения;

• соблюдение принципов оздоровительно-развивающей тренировки

Ниже приводятся основные заболевания, при которых особо остро стоит проблема использования разработок в области реабилитационного фитнеса:

• заболевания сердечно-сосудистой системы;

• хронические неспецифические заболевания органов дыхания: бронхиальная астма, хрониче­ский бронхит;

• заболевания уха, горла и носа;

• заболевания органов пищеварения;

• заболевания эндокринной системы и наруше­ния обмена веществ;

• патология зрения;

• заболевания и дефекты опорно-двигательного аппарата;

•заболеванияиотклонениянервно-психического характера;

• частые случаи заболеваний.

Многие заболевания носят генетически детер­минированный характер, другие являются резуль­татом того, что ребенок в раннем возрасте рос в плохих социальных условиях, а также результатом формирования неправильных двигательных сте­реотипов и др. В подростковом возрасте могут воз­никать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной и эндокринной систем. Нагрузка на эндо­кринную систему может способствовать развитию заболеваний щитовидной железы, сахарного диа­бета. Часто наблюдаются случаи так называемого юношеского сердца, или сердца подростка, характе­ризующиеся увеличением его размеров, сердечным шумом, выявляемым при выслушивании. Чаще из­менения сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной актив­ностью, не занимающихся спортом регулярно, или, наоборот, при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко наблю­даются также повышение артериального давления {юношеская гипертензия), учащенное сердцебиение, иногда — одышка, головная боль в области лба. Мо­гут отмечаться изменения и со стороны желудочно-кишечного тракта: легко возникают нарушения сокращения кишечника и продвижения по нему пищи — ускорение или замедление. Часты заболева­ния желчевыводящих путей. При переохлаждении поясничной области у девочек-подростков развива­ются воспалительные заболевания мочевыводящих путей. К заболеваниям мочевыводящих, а также половых органов приводит современная мода, осо­бенно у девушек, на брюки с сильно заниженной линии талии, короткие майки, свитера, куртки. Не рекомендуется проведение занятий без ковриков, особенно в партере — лежа на полу, сидя и т.п.

Нередко именно в подростковом возрасте при интенсивном чтении и чрезмерной умственной на­грузке появляются различные нарушения зрения, что необходимо учитывать при расчете силовых на­грузок на занятиях фитнесом и различными видами спорта. При длительном стоянии или продолжи­тельном неподвижном сидении у подростков могут возникать головокружение, неприятные ощущения в области сердца, живота, в ногах, потребность пе­ременить положение. При вынужденном длительном стоянии иногда развиваются даже обморочное состояние, рвота. Такое явление, как хроническая усталость, часто встречается уже в возрасте 10 лет и старше. Причиной этих расстройств могут быть не­устойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, а также психическое и физическое перена­пряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, если же они появились вновь, надо обратиться к врачу для выяснения их истинной причины.

Фитнес имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского ор­ганизма, так и со спецификой течения болезней в дет­ском возрасте. Свойственная детям большая потреб­ность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и разви­тия организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патоло­гические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активно­сти. Поэтому одна из главных задач реабилитацион­ного фитнеса - предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных комплексов упражнений при определенных заболеваниях.

Формы занятий в большинстве случаев те же, что и у взрослых, но отличаются широким исполь­зованием игр и имитационных движений. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями, соответствуя возраст­ным физиологическим характеристикам.

В организационном плане дети и подростки с отклонениями в состоянии здоровья объединены в медицинские группы, которые, в свою очередь, подразделяются на подготовительную и специаль­ную, которая, в свою очередь, делится на группы А и Б в зависимости от степени тяжести заболеваний учащихся. Основная форма занятий: уроки, сек­ционная работа — 2—3 раза в неделю в школе или клубах, в диспансере. Дополнительная форма: до­машние задания, физкультминутки на уроках, дви­гательный режим на переменах. Тренировки пре­дотвращают многие заболевания у детей, включая сердечные, а также ожирение, поднимают иммуни­тет, предотвращают нервные срывы.

Фитнес при отклонениях веса тела от нормы

С началом занятий в школе дети уже гораздо меньше времени проводят на воздухе, часто на­рушается их режим питания. Отсюда высокая ча­стота инфекционных, аллергических, сердечно­сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Увеличивается число тучных детей. Последние исследования ученых убедительно показали угро­зу раннего ожирения у детей и повышения уровня холестерина. Для оценки соответствия-веса ребенка норме применяется индекс массы тела (ИМТ), рас­считываемый следующим образом:

ИМТ = Вес ребенка, кг: Рост ребенка2, м

Для интерпретации полученных данных ИМТ следует обратиться к таблице, приведенной на рис. 2

Возраст в годах

Рис. 2. Расчет индекса массы тела ребенка

На графике отмечаются показатель ИМТ по формуле, указанной выше, и возраст, а также точка пересечения их на плоскости, по которой и оцени­вается состояние ребенка: вес ниже нормы, здоро­вый вес, вес выше нормы, ожирение. Таким обра­зом можно определить, в каком диапазоне лежит вес ребенка относительно роста и возраста.

Если раньше считалось, что для похудения сле­дует применять в основном кардиотренировки в соотношении 70% —. кардио- и 30% — силовые, то сейчас многие специалисты приходят к выводу о важности силовых тренировок. Они рекомендуют соотношение кардио- и силовых нагрузок в про­порции 50% на 50%. Тренировки с детьми 7-10 лет следует проводить 2—3 раза в неделю, включая в программу как силовые, так и умеренные нагрузки на сердечно-сосудистую систему.

 

Желательно проводить занятие в формате рондо:

часть А — достаточно интенсивные нагрузки в виде упражнений классической аэробики, беговых нагрузок продолжительностью до 3 мин.;

часть Б — силовая (5 мин.): общеразвивающие упражнения для крупных групп мышц стоя или в партере;

• повторить обе части 2—3 раза.

Для ребенка очень важны мотивация к занятиям, поддержка семьи, друзей. Одновременно с повы­шением двигательной активности следует следить за правильным, сбалансированным, рациональным питанием. Необходимо посоветоваться с врачом. Не следует слишком увлекаться какими-либо диетами, вегетарианством: надо просто уменьшить количе­ство потребляемой пищи, питаться чаще — 4—5 раз в день, больше есть овощей, фруктов вместо чипсов и запивать обычной водой, сократив употребление сладких газированных напитков.

При работе с подростками 14—17 лет, если у них нет других сопутствующих заболеваний - щитовид­ной железы, диабета и др., занятия проводятся по общей программе (см. Лекцию № 7).

Другая проблема некоторых девушек - вес ниже нормы из-за желания соответствовать моде, часто рекламируемой СМИ, — «90—60—90», быть похожи­ми на фотомоделей — приводит к серьезному забо­леванию — анорексии. В этом случае нужны помощь врача и совместная работа с ним, а также примене­ние специальных программ, которые оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, сни­мают психологические зажимы, комплексы.

Фитнес при астме

Оздоровительный фитнес противопоказан боль­ным астмой, однако им следует обсудить эту про­блему с врачом. Можно рекомендовать аквафитнес, включая акваэробику, а также классические виды аэробики: базовую аэробику, степ-аэробику, неко­торые силовые упражнения без значительных отя­гощений, например, памп-аэробику, йогу, тай-чи и др. Практические рекомендации заключаются в следующем:

1. Необходимо иметь при себе препараты, на­значенные врачом для предотвращения приступов астмы, и применять их при первых признаках появления хрипов.

2. Интенсивность занятий для начинающих должна быть низкой, медленно повышаться в про­цессе регулярных тренировок и адаптации к нагруз­кам и условиям и уменьшаться при появлении сим­птомов заболевания.

3. Применение ингаляции за несколько минут до начала занятий поможет уменьшить риск при­ступа астмы.

4. Во время тренировки после каждых 20 мин. работы следует пить воду в количестве примерно 150 мл.

5. Условия проведения занятий должны соответ­ствовать гигиеническим нормам. Не рекомендуется заниматься в холодных, плохо проветренных поме­щениях.

6. Упражнения следует выполнять регулярно -3—4 раза в неделю.

7. Длительность тренировки должна составлять 30—45 мин.

8. Необходимо соблюдать принцип индивидуа­лизации, поэтому наиболее эффективными можно считать персональные тренировки, однако не ис­ключаются и групповые виды занятий.

9.Выполнение упражнений следует сочетать с правильным дыханием, никогда не задерживать его во время занятий.

10. После занятий нужно хорошо отдохнуть.

Тренировочная программа занятий для страдающих диабетом

Проведенные в последнее время исследования дали основание предположить, что регулярные за­нятия физическими упражнениями улучшают со­держание сахара в крови.

Наиболее благоприятным режимом для боль­ных сахарным диабетом I типа является ежеднев­ная тренировка, желательно после приема пищи, что во многом естественно усложняет и ограничи­вает привычный образ жизни и требует мобилиза­ции воли.

Для страдающих диабетом II типа физические упражнения занимают второе место по важности в регулировании сахара в крови после правиль­ного питания, так как тренировка повышает чув­ствительность к инсулину. Однако необходимо помнить, что неадекватные физические упражне­ния и нагрузки могут усугубить течение болезни и привести к различным осложнениям: чрезмерному колебанию систолического давления, кровоизлия­нию в сетчатке глаза, риску образования язв на сто­пах, ортопедическим травмам, резкому повыше­нию температуры тела, осложнениям в сердечно­сосудистой системе.

Среди различных видов двигательной актив­ности (бег, плавание, рекреационные виды спорта и др.) больным диабетом рекомендуются различные виды аэробики и фитнес-гимнастики: классическая аэробика, степ-аэробика, танцевальные виды аэро­бики, круговая тренировка силовой направленно­сти в сочетании с аэробной нагрузкой. В возрасте 14—18 лет возможно использование кардиотренаже-ров, а при хорошем состоянии здоровья и высоком уровне тренированности — силовые тренажеры, но на спине» (Roll Up) необходимо сосредоточиться на стабилизации ног, в то время как верхняя часть корпуса находится в движении. Если концентриро­ваться только на подъеме верхней части туловища, без предварительной стабилизации ног, удержать баланс будет сложно, и это может привести к не­брежному и неэффективному выполнению упраж­нения и даже к травме.

С умением концентрировать внимание тесно связана способность координировать движения, напрягать одни мышцы и при этом расслаблять другие. Благодаря методу Пилатеса может значи­тельно усилиться кинестетическое чувство, так как выполнение упражнений стимулирует двусторон­нюю связь мозга и мышц.

Таким образом, эффект тренировки во многом определяется правильной координацией движений и точной техникой выполнения упражнений. Каж­дое движение в системе Пилатеса имеет цель. Каж­дая команда инструктора и особенно предлагаемые им образы важны для общего успеха. Упущение любой детали может привести к неправильному вы­полнению всего упражнения. Многие авторы отме­чают необходимость соблюдения принципа посте­пенности и доступности при освоении упражнений, при этом сначала осваиваются и совершенствуются важные элементы техники упражнений системы Пилатеса.

Под принципом централизации Дж. Пилатес по­нимал необходимость создания так называемого центра силы — развития силы мышц брюшного пресса, нижней части спины, бедер и ягодичных мышц - необходимой основы выполнения многих упражнений. Он назвал этот центр "powerhouse" («электростанция»). Вся энергия для упражнений исходит именно из него и, направляясь к конечно­стям, координирует все движения.

Мышцы живота служат опорой позвоночнику и внутренним органам, образуя натуральный корсет. Центр тяжести тела человека находится на уровне второго крестцового позвонка. Отвесная линия, условно проведенная из центра тяжести, прохо­дит на 5 см позади поперечной оси тазобедренных суставов и на 3 см спереди от поперечной оси го­леностопного сустава. Центр тяжести головы рас­полагается немного впереди от поперечной оси атлантозатылочного сустава. Общий центр тяжести головы и туловища находится на уровне середины переднего края десятого грудного позвонка. Так как центр тяжести тела человека расположен относи­тельно высоко, а опорная площадь — двух подошв и расстояния между ними — незначительна и устой­чивость тела очень невелика, то для удержания рав­новесия нужно иметь хорошо развитую мускулатуру брюшного пресса, спины, ягодичных мышц, мышц

и связок, укрепляющих тазобедренные суставы. Это приводит не только к излишней нагрузке на мыш­цы поясницы и болям в области спины, но и к нару­шению осанки, выпячиванию живота и появлению излишков жира вокруг поясницы. Вот почему все упражнения в системе Пилатеса начинаются с на­пряжения мышц центра силы. Представьте себе по­тягивание верхней части корпуса, начинающееся от бедер. Это действие автоматически привлекает це­левую зону центра силы к работе и помогает снять нагрузку с нижней части спины.

Во многих упражнениях по системе Пилатеса акцент делается на «приближении пупка к поясни­це», используя брюшные мышцы, с целью укрепить длинные мышцы спины, расположенные вдоль по­звоночника. Это действие не только значительно усиливает и растягивает мышцы нижней части спи­ны, но и способствует созданию плоской брюшной стенки. «Приближение пупка к пояснице» очень часто путают с втягиванием живота, но необходимо понять разницу. Втягивание живота автоматически вызывает задержку дыхания — полную противопо­ложность желаемого эффекта. В методике Пилатеса рекомендуется вообразить некоторый вес, прижи­мающий живот к пояснице, или «якорь, прикреп­ленный к пупку с внутренней стороны живота и тя­нущий его вниз к полу». Для сохранения правиль­ной осанки необходимо иметь хорошую мышечную выносливость, и ее развитие — одна из главных це­лей данного метода. С помощью системы Пилатеса уменьшается мышечный дисбаланс. Хорошо раз­витые мшцы живота помогают удерживать его пло­ским не только во время выполнения упражнения, но и при ходьбе, стоянии и других движениях. Ког­да мышцы, образующие центр силы, станут натре­нированными, можно дальше работать по системе Пилатеса. Без этого многие последующие упражне­ния будет сложно выполнить или это может приве­сти к перенапряжению мышц спины и болям в этой области.

Постановка правильного дыхания - один из важнейших принципов системы Пилатеса. В спор­тивной медицине давно определена и изучена тес­ная взаимосвязь между дыханием и двигательной системой — так называемая синкинезия, имеющая место при сочетании определенного типа движения с вдохом и выдохом. Так, например, наклон тулови­ща вперед лучше сопровождать медленным выдо­хом, чтобы облегчить расслабление мышц нижней части спины. Чем больше их напряжение, тем труд­нее сгибать верхнюю часть туловища по направле­нию к бедрам. Кроме того, если при наклоне выпол­няется вдох, то легкие будут наполняться воздухом, что создаст эффект «поднимания». При отсутствии подъемной силы под действием силы тяжести легче опустить верхнюю часть туловища к бедрам. Во время наклона туловища вперед основной процесс сгибания спины происходит к тому моменту, когда туловище наклонено вперед под углом 45°. Дальней­ший наклон вперед осуществляется благодаря вра­щению таза вокруг тазобедренных суставов, подоб­но качелям. Во время выдоха верхушка крестца дви­жется назад, а ее противоположная часть - вперед. Таким образом, выдох способствует выполнению этого движения и, следовательно, наклону туловища вперед. Следует также учитывать, что во время вы­доха снижается нагрузка на ребра и мышцы брюш­ного пресса. Имеет место субъективное восприятие меньшей нагрузки и большего расслабления.

Каждое упражнение программы Пилатеса имеет свой режим дыхания. Для большинства упражнений существует одно общее правило: вдыхайте, готовясь к движению, и выдыхайте в процессе движения.

Выполнение движения на выдохе позволяет рас­слабляться и избегать перенапряжения. Это также оберегает от задержки дыхания, вызывающей не­нужное перенапряжение и стресс. В связи с по­стоянным вовлечением в работу мышц брюшного пресса при выполнении всех упражнений системы Пилатеса используется, главным образом, грудной (реберный) тип дыхания. Обучение правильному дыханию по методике Пилатеса - достаточно слож­ный процесс. Главное — помнить, что ритм дыхания при выполнении упражнений должен практически совпадать с ритмом обычного дыхания человека. Показателем достижения этой цели должно слу­жить сохранение или незначительное превышение ЧСС. Основной ошибкой, мешающей достижению этой цели, может быть высокий уровень сложности выполняемой программы, что создает перенапря­жение в мышцах и вызывает задержку дыхания, а это, в свою очередь может привести к повышению кровяного давления.

Принцип плавности выполнения движений — без пауз и остановок является существенным моментом в системе Пилатеса. Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения других методов тренировки. Фокусирова­ние на изяществе движений заменяет концентрацию внимания на скорости выполнения упражнений. Таким образом, исключаются статические, изолиро­ванные движения, скоростно-силовой и баллистиче­ский режим работы мышц, что гарантирует травмо-безопасность тренировки по данной методике.

При работе с детьми и подростками можно про­водить занятия по системе Пилатеса длительностью 30-45 мин. в зависимости от возраста. В период от 7 до 11 лет у них значительно улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания. Чтобы избежать скуки, монотонности, рекомендуется шире приме­нять различное малое оборудование: фитболы, ме­дицинские малые мячи, обычные мячи, эспандеры и др., размер которых зависит от возраста занима­ющихся и конституции тела. Базовые упражнения системы Пилатеса — упражнения на полу — можно применять в партерной части комплексного занятия по классической аэробике, степ-аэробике и даже хип-хопу. На основе данных упражнений на силу в сочетании с упражнениями на гибкость, создают­ся специальные сбалансированные программы для укрепления мышц живота и спины, обладающие хорошим профилактическим эффектом против за­болеваний позвоночника и суставов.

Йога

Это система физической, умственной и духовной тренировки. Она возникла в Индии более двух ты­сяч лет назад. Это не религия — это образ жизни, са­мопознания, который начинается с совершенство­вания тела и заканчивается формированием духа. Йога направлена на достижение полной гармонии между физической, умственной и моральной сторо­нами жизни. Первые упоминания о системе йогов встречаются в древних индийских легендах, по ко­торым Шива демонстрировал 84 тысячи поз для по­держания здоровья и достижения высшей степени самопознания. К настоящему времени выкристал­лизовалось около 30—40 поз, которые главным об­разом используются в системе хатха-йоги.

В настоящее время произошла своего рода адап­тация йоги к современным условиям, потребностям людей. Сейчас система йогов перестает быть системой для индусов — она становится понятной всем людям с разными условиями жизни, цветом кожи, религи­озными убеждениями, национальными традициями. Йога все шире используется на занятиях с детьми и подростками не только в специальных студиях йоги и фитнес-клубах, но и в школах в виде дополнитель­ного третьего урока и секционных занятий, особенно с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоро­вья, в специальных медицинских группах. Йога раз­двигает границы деятельности тела и ума, порождает уравновешенность, дружелюбие и сострадание вме­сто страха, отчаяния, сомнения и отвержения. Од­нако йога может не только принести пользу, но и на­нести вред, как, впрочем, и другие методы — многое зависит от правильной методики проведения заня­тий, выполнения отдельных асан, постановки дыха­ния и т.п. Йога — это не панацея от всех болезней, но очень эффективный инструмент в умелых руках. Она полезна при стрессах, помогает сохранить высокую работоспособность нервной системы, обеспечивая решение разнообразных проблем, возникающих при нашем взаимодействии с внешним миром, и при­меняется при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, улучшает осанку. Йога не является лучшим способом для снижения веса. Например, 50 мин. за­нятий типичной хатха-йогой сжигают калорий мень­ше, чем медленная ходьба в течение того же времени. Даже силовая йога (Power Yoga) сжигает меньше ка­лорий, чем занятия силовой аэробикой. Однако йога снижает воздействие стресса, что, в свою очередь, способствует уменьшению аппетита у большинства людей. Таким образом, занятия йогой косвенно воз­действуют на коррекцию фигуры, способствуясни-жению веса тела.

Следует помнить, что занятия йогой могут приве­сти к травмам. Следует очень осторожно применять медитацию, особенно при работе с детьми младше­го школьного возраста. Йога на занятиях с детьми, тем более имеющими отклонения в состоянии здо­ровья, должна быть достаточно динамичной, иначе они начнут скучать, и разнообразной. Организация поз в комбинации, наподобие «Приветствия солн­цу», индивидуально, в парах, группой может быть использована как некая соревновательная форма, повышающая мотивацию к занятиям, комфортная и понятная.

Мы предлагаем использовать упражнения систе­мы йоги в парах и группах, назвав ее «контактной» йо­гой. Что это значит? Используя краткость и емкость английского языка, контактную йогу можно было бы определить как "touch me", "help me" («коснись меня», «помоги мне»). В ее основе лежат асаны и дыхательные практики (пранаяма). Практически все асаны возможно выполнять в контакте друг с дру­гом, обычно в парах, хотя некоторые — и в тройках, и в группах, например лежа на спине по кругу, каса­ясь стопами или, наоборот, кистями рук. Контакт­ная йога придает занятиям более развлекательный характер, подчас усиливая эффект от выполнения движений, снимает комплексы и психические зажи­мы. Именно важная роль психологического фактора определяет эффективность контактной йоги.

На Востоке преподаватель йоги — гуру — не толь­ко тренер, но и наставник, учитель. Занятия йогой проводятся не раз или два в неделю, а в течение мно­гих лет ежедневно. Это становится стилем жизни. По этой причине многие системы восточной йоги «не работают» в странах Европы и Америки. На За­паде основное внимание уделяется телу — собствен­но говоря, это даже и не йога, как ее понимают на Востоке. Отсюда и возникновение таких направле­ний, как хип-хоп-йога, диско-йога, силовая йога,

Задачи учителя, использующего йогу, заключа­ются в следующем:

• развитие мышечно-двигательных ощущений;

• совершенствование зрительного и кинестети­ческого контроля выполнения движений;

• совершенствование взаимосвязи между зри­тельными ощущениями и выполнением движений;

• развитие физических качеств: гибкости, бы­строты, силовой выносливости, силы, ловкости;

• оздоровление организма;

• улучшение психоэмоционального состояния детей и подростков.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем различие между лечебной, реабилитационной и адаптивной физкультурой?

2. Перечислите основные периоды реабилитации в оздоровлении человека.

3. Укажите основные концептуальные положения реабилитационного фитнеса для детей и подростков.

4. Перечислите заболевания, при которых может применяться реабилитационный фитнес.

5. Рассчитайте ИМТ ребенка 9 лет, имеющего рост 138 см и вес 26 кг, и оцените его показатель относи­тельно нормы.

6. Основные правила проведения занятий фитнесом с детьми, страдающими астмой.

7. Какие виды фитнеса рекомендуются детям и подросткам, страдающим диабетом?

8. Можно ли применять силовой тренинг на занятиях со школьниками 14—17 лет, страдающими диабетом?

Рекомендуемая литература

1. Артишевская Н.И., Мохорт Т.В., Силивончик Н.Н., Стожаров А. Н. Терапия с основами реабилитации: Учеб. пособие. - Минск: Высшая школа, 1998. — 378 с.

2. Гордон Н. Диабет и двигательная активность. - Киев: Олимпийская литература, 1999. — 135 с.

3. Корнеева И. Т., Поляков С.Д., Хрущев СВ. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьни­ков. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с.

4. Физическая реабилитация: Учеб. пособие для академий и институтов физической культуры / Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 608 с.

5. Физкультура для учащихся 1—11 классов специальных медицинских групп: тематическое планирова­ние, игры и упражнения /Авт.-сост. К. Р. Мамедов. — 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2008. — 83 с.

Date: 2015-09-18; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию