Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Апологетика и патристика. Философия Августина Блаженного





При подготовке по данному вопросу курсанту необходимо усвоить данный учебный материал:

Патристика (греч., лат. patres – отцы) – философско- теологические и социально-политические доктрины ранних христианских авторов II–VIIIвв. (т. наз. «Отцов Церкви»).

Для Отцов Церкви характерны следующие признаки:

- древность (как правило, не позднее IV–Vвв.);

- соответствие учения Библии и церковному учению (ни одна часть их учения не должна быть осуждена как неправильная, т.е. еретическая);

- причисление к лику святых.

Существует два источника патристики:

- античная философия (заимствуется метод рационального мышления и достижения различных философских течений: платонизм и неоплатонизм, стоицизм, учение Аристотеля о материи и форме и др.);

- христианская доктрина (в единстве обозначенных выше принципов религиозно-философского мировоззрения).

В целом считается, что представители патристики обеспечили синтез греко-римской философии с христианством, в результате чего христианство обогатилось теми элементами античной философии, которые не противоречили духу и букве христианства.

В эволюции патристики выделяют три этапа:

1) ранняя патристика, или апологетика (II–IIIвв.);

2) зрелая патристика (III–Vвв.);

3) поздняя патристика (V–VIIIвв.)

Ранняя патристика, или апологетика (II–IIIвв.)(греч. apologia – защитная речь в суде)

Представители: Юстин Мученик (ок. 100–ок. 165); Татиан (ок. 120–ок. 175); Афинагор (ум. ок. 177); Тертуллиан Карфагенский (ок. 160–после 220); Климент Александрийский (Тит Флавий) (ок. 150–ок. 220); Ориген Александрийский (ок.185–ок. 254).

Главный центр этого периода – Александрия Египетская, где существовала знаменитая катехетическая (толковательная) школа. Другие восточные центры – Кесария, Антиохия, Газа. Сохраняли свое значение и Афины. На Западе выделялся Рим, но и африканские колонии (прежде всего, Карфаген) породили выдающихся мыслителей.

Основной жанр в период апологетики – апология (так, по аналогии с защитной речью в суде, назывались произведения в защиту христианского вероучения, культа и образа жизни).

Защита христианства велась по трем основным направлениям. Во-первых, от иудеев, поскольку христианство исторически возникло как секта в рамках иудаизма, и у первых христиан было много общего с иудеями (праздник Пасхи в один день, ходили вместе в Иерусалимский храм до его разрушения в 70 н.э. и т.п.)

Во-вторых, от конкурирующих религиозных течений, прежде всего, от гностицизма и манихейства.

Гностицизм (греч. gnosis – знание) – религиозно-мистическое течение II–IIIвв., которое характеризуется: 1) резким противопоставлением несовершенной, греховной материи и совершенной человеческой души, 2) наличием зла в мире, творцом которого не может быть находящийся в занебесной области Бог. Зло сотворено божеством «нижнего», земного мира – Демиургом (не путайте с благим Демиургом Платона!) Спасение души связывалось с особым, высшим мистическим знанием подлинного Бога – гнозисом, которое доступно избранным

Манихейство – от имени основателя – персидского пророка Мани (ок. 216–ок. 277) – формирует дуалистическую доктрину: добро и зло – это самостоятельные, равноправные начала бытия. Земной, материальный мир несовершенен, т.к. тьма частично поглотила свет. Человеческая душа как светлая часть – пленница материального тела, пораженного злом и тьмой. В настоящее время идет борьба за освобождение света.

В целом эти два течения сформировали манихейско-гностичесую традицию, признающую существование зла в мире не как недостатка добра (христианство), а как равноправного добру начала бытия.

В-третьих, апологеты защищали христианство от преследований со стороны римских императоров. Они доказывали, что христиане – особые, но не опасные для общества и империи люди.

Основная проблема ранней патристики – соотношение христианского вероучения и культа с античным культурно-философским наследием.

В результате поиска сформировались два направления:

- христианский интеллектуализм – предполагает возможность гармоничного синтеза христианства и античной философии (представители: Юстин Мученик, Афинагор, Климент Александрийский, Ориген);

- христианский антиинтеллектуализм – резко противопоставляет христианство эллинской учености, подчеркивает их несовместимость (представители: Татиан, Тертуллиан Карфагенский).

Но исторически более прогрессивным был христианский интеллектуализм, установки которого принесли свои плоды в период зрелой патристики.

Зрелая патристика (III–Vвв.), для которой характерно уточнение и каноническая формулировка основных христианских догматов.

Догмат религиозный (греч. dogma, родит. падеж dogmatos – мнение, учение, постановление) – положение вероучения, рассматриваемое как абсолютно истинное и неизменное. Утверждается высшими инстанциями церкви.

Географически зрелая патристика подразделяется на:

- восточную патристику (греческую), связанную с восточной частью Римской империи;

- западную патристику (латинскую), которая развивалась в рамках западной части Римской империи (до официального разделения империи на Западную и Восточную в 395 году н.э.)

Представители. Восточная патристика: Афанасий Александрийский (ок. 295–373) и Иоанн Златоуст (344/354–407). Наивысшего развития восточная патристика достигает в деятельности каппадокийского кружка[15]: Василий Великий (Кесарийский) (ок. 330–379); Григорий Нисский (ок. 335–ок. 394), его брат; Григорий Богослов (Назианзин) (ок. 330–ок. 390). Эти представители восточной патристики признаются Отцами Церкви в православии.

Отцов Церкви католичества (Западной церкви) четыре: Амвросий Медиоланский (ок. 340–397); Иероним Стридонский (342–419/420); Августин Блаженный (354–430); Григорий I Великий (ок. 540–604), он же Папа Римский с 590. Но в философском плане все западные отцы уступают Августину Блаженному (354–430).

Основная проблема зрелой патристики – борьба с ересями и формирование церковной догматики. При этом, по церковным представлениям, считается, что догматы уже заложены в Библии, а позднее они лишь уточнялись и облекались в четкие формулировки.

Ересь(греч. hairesis – выбор, избранный образ мыслей) – в религии и религиозной философии – учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви (иная трактовка или отрицание догматов, элементов культа и особенностей церковной организации, а также церковных авторитетов).

Наиболее известные ереси в христианстве: арианство (IVв.) (считает Бога-Сына (Иисуса Христа) высшим сотворенным существом, т.е. отрицает его единосущие Богу-Отцу) и монофизитство (IVв.) (отрицание богочеловеческой природы Иисуса Христа; признание Иисуса Христа только Богом).

Догматы утверждались на Вселенских соборах (так в христианстве называются съезды епископов всех христианских провинций для обсуждения и решения наиболее важных догматических, культовых вопросов и проблем церковной организации). Время Вселенских соборов – IV-VIIIвв. Всего их было семь. Первые четыре собора, наиболее важные по своим догматическим спорам, прошли в IV-Vвв., т.е. относятся к периоду зрелой патристики.

Поздняя патристика (V–VIIIвв.)во многом теряет творческий потенциал зрелой патристики. Это связано с двумя причинами: во-первых, падает уровень философской и общей образованности людей и, во-вторых, проблема развития и уточнения догматики отходит на второй план.

Основная проблема поздней патристики – систематизация христианского вероучения. Поэтому данный период (особенно более поздний его период) считают предсхоластикой.

Представители поздней патристики: Леонтий (ок. 475–543) на Востоке и Северин Боэций (480–524) на Западе.

Ключевая фигура данного периода – Иоанн Дамаскин (ок. 675–ок. 753) – византийский богослов и поэт, в трудах которого завершается систематизация христианской теологии. Его фундаментальный труд «Источник знания» состоит из трех разделов: философского («Диалектика»), обличительно-критического («О ересях») и догматического («Точное изложение православной веры»). Ему же принадлежит идея о вспомогательной, служебной роли философии по отношению к богословию.

Философия Августина Блаженного (354–430)

Произведения: «Исповедь» (400), «О граде Божьем» (413–426).

Онтология характеризуется как христианский неоплатонизм: подлинное бытие должно быть неизменным и вечным, но это не Единое, а Бог. Идея эманации, естественно, отвергается.

Креационизм. Мир сотворен Богом «из ничего» (по латыни – «ex nihilo») без внешней необходимости (т.е., по доброй воле). Бог сотворил не только материю и формы всех вещей, но и другие свойства, в частности, время и движение. Бог сотворил мир одновременно, т.е. материю и ее формы разом. Сам же Бог нематериален, неподвижен, находится вне времени (вечен и неизменен) и пространства. Т.о., для Бога проблема его существования «до» творения неверная, т.к. время появилось только после творения мира.

Для объяснения появления нового Августин предлагает теорию «разумных семян»: в мир изначально заложены «семена» («зерна») всех возможностей, которые реализуются в свое время. Для Бога как всемогущего субъекта заложить все будущие возможности в мир было бы несложно.

Проблема добра и зла. Теодицея. Мир хотя и ничтожен в сравнении с Богом, но является добрым как его творение. В этом тезисе для Августина возникает принципиальная для религиозного мыслителя проблема – проблема объяснения, оправдания существования зла в мире (проблема теодицеи).

Теодицея(фр. theodicee, от греч. theos – бог и dike – справедливость), досл.: «оправдание бога» – название религиозно философских доктрин, согласовывающих всемогущество и благость бога с наличием в мире физического и нравственного зла, «оправдывающих» совершенство творения.

Основные тезисы теодицеи Августина следующие.

1. Зла нет в природе, оно связано с активностью свободных существ (ангелов и человека), с их свободной волей.

2. Онтологический статус зла в мире людей ниже, чем место добра: зло – это следствие отсутствия добра; абсолютного зла в мире нет, есть только абсолютное добро.

3. Зло – необходимый элемент гармонии мироздания, поскольку Бог стремился создать большее добро (пусть даже вместе со злом), нежели меньшее добро, но совсем без зла.

Гносеология носит теоцентрический характер: Бог не только самый важный объект познания, но и его причина. Бог просветляет человеческий разум для понимания реальности. Сам же постичь истину человек не может. Познание мира, его конкретных объектов и явлений для Августина не имеет ценности. Необходимо стремиться к познанию абсолютного бытия.

В вопросе о соотношении знания и веры Августин отстаивает первичность веры перед любым знанием: «верую, дабы понимать».

Антропология Бог сотворил человека по своему образу и подобию.

Цель человека – обретение счастья при помощи философии. Но подлинным источником счастья выступает только Бог. Познание необходимо для счастья, но речь идет о познании лишь: Бога и собственной души.

Для доказательства возможности познания философ предлагает обратиться к человеческой душе: можно сомневаться в существовании внешних объектов, но нельзя сомневаться в собственном существовании. Мысль отдельного человека – наиболее истинный факт (принцип Августина).

Представления о душе. Душа – самостоятельная субстанция, бессмертная и не связанная биологическими функциями. Она ближе к Богу и потому совершеннее тела. Душа руководит телом. Более того, сущность человека связана с наличием души, а тело не является принадлежностью сущности человека. Способ связи души и тела Августин считает загадкой.

У души есть две способности: разум и воля. Августин отстаивает первичность воли, поскольку именно она, а не разум, обеспечивает активность человека. Разум же носит пассивно-созерцательный характер.

Добро и зло. Источником зла является человек, а источник добра – Бог, по милости которого и возможна доброта людей. Милость «дается даром», а не по заслугам. Иначе ее нельзя считать милостью.

Добродетель. Любовь как сущность человека. Августин порывает с интеллектуальным пониманием добродетели в духе Сократа (добродетель есть знание). Сущность человека – любовь. Поэтому добродетелен человек, который любит, особенно любящий достойное любви. Конкретные вещи любить нельзя, ими можно лишь пользоваться. А настоящая любовь предполагает подлинное наслаждение, отсутствующее при использовании вещей.








Date: 2015-09-18; view: 216; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию