Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинистическо-римская философия





При подготовке по данному вопросу обратите внимание на следующие содержательные моменты:

Школа Эпикура (эпикуреизм)

Эпикур (342–270 до н.э.) – основоположник школы.

Физика – последовательный материализм, опирающийся на две идеи Демокрита: 1) существовании атомов и пустоты, и 2) наличие в мире лишь причинно-следственных связей, отсутствие в природе целей (в духе телеологии Аристотеля). Наиболее оригинально учение Эпикура о движении. Атомы движутся только вертикально (вверх или вниз), но могут случайно отклоняться от вертикального движения – клинамен (греч. klinamen – отклонение). Учение о клинамене, по Эпикуру, онтологически обосновывает свободу человека. Т.е., человек свободен так же, как и атомы в физическом мире.

Этика. Счастье состоит в удовольствии от жизни, т.е. трактуется в духе гедонизма (греч. hedone – наслаждение). Но принципиален тот факт, что наслаждение Эпикур определяет как отсутствие страданий, как радость от процесса жизни при умеренности в потребностях.

Освобождение от страданий. Центральная проблема этики Эпикура – поиск путей освобождения человека от страданий, которые он разделяет на непосредственные и опосредованные.

К первой группе философ относит физические страдания. Для их преодоления необходимо правильное представление об удовольствии. Все удовольствия Эпикуром подразделяются на три группы: естественные и необходимые (еда, питье, сон); естественные, но не необходимые (половая потребность); неестественные и не необходимые (стремление к славе, к богатству). Только первая группа потребностей достойна удовлетворения.

Опосредованные страдания связаны с внутренним миром человека. Это страхи, среди которых Эпикур выделяет четыре основных (Таблица 4).

Таблица 4

Четыре страха в этике Эпикура и пути их преодоления

Страхи людей Способ преодоления
перед невозможностью достижения счастья Радость и счастье достигаются сама собой при разумной жизни
перед страданием Страдание можно легко перенести: если оно сильное, то непродолжительное, а если долговременное, то не сильное. Кроме того, люди больше страдают от страха перед страданием
перед богами Боги живут в собственном мире и не вмешиваются в дела людей
перед смертью когда мы есть, то смерти еще нет, а когда наступает смерть, то нас уже нет

Этический идеал. В результате освобождения от всех страданий человек достигается «безмятежность души», или атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость).

Социальная философия. Эпикур – индивидуалист. «Проживи незаметно», – призывает философ. Достижение индивидуальной свободы реализуется на двух уровнях. Низшим уровнем является социально-договорной, когда общество гарантирует человеку его свободу, а высшим – дружеское общение, в котором человек наиболее полно может реализовать самого себя.

Стоицизм. Основоположник школы – Зенон из Китиона (Зенон-стоик) (333–261 до н.э.). Хрисипп из Сол (ок.280–ок. 208 до н.э.) систематизировал учение. Во времена Римской империи этическое учение стоицизма приобретает большую популярность: Сенека (ок. 4 до н.э.–65), Эпиктет (ок. 50–после 120), Марк Аврелий (121–180).

Физика. Материя подразделяется на пассивную и активную (пневма).

Пневма – активное материальное начало, соединение огня и воздуха (воздухоогонь). Она пронизывает любое материальное тело и мир в целом. Для нее характерна разумность (Логос), а также особый тип движения – тоническое («напряжение»), обеспечивающее единство космоса. Тонус пневмы минимален в неживой природе, а максимален – для разумных существ.

Этика оказала огромное влияние на христианское учение.

Понимание счастья. Счастье есть единство добродетельной жизни и жизни в согласии с природой, которая является разумной, гармоничной и божественной. Человеку остается лишь следовать этой гармонии, или судьбе, которая «непротивящегося ведет, а противящегося – тащит».

Этический идеал стоицизма – апатия (греч. арatheia – бесстрастие, бесчувственность), т.е. независимость от внешних обстоятельств, самодостаточность, не исключающая общения и сотрудничества с другими. Это невозмутимость сильного духом человека, следующего своему долгу перед людьми и обществом.

Социальная философия. Автономность, самодостаточность мудреца не мешают его участию в жизни общества. В стоицизме формируются идеи космополитизма (греч. kosmopolites – гражданин мира), когда люди – граждане мира, а общечеловеческие интересы и ценности важнее национальных.

Скептицизм. Основоположник школы – Пиррон из Элиды (ок. 365–275 до н.э.). У него был ученик Тимон из Флиунта (320–230 до н.э.)

В целом Пиррон свел свою философию к ответам на три вопроса.

Таблица 5

Основные проблемы и их решения в философии Пиррона

Проблема Решение
Каковы качества вещей? Мы этого не знаем
Как следует себя вести по отношению к вещам? Следует воздерживаться от суждений по поводу вещей
Каковы следствия поведения по отношению к вещам? Данное воздержание дает покой и счастье

Идеалом для него (как и для Эпикура) является атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – душевный покой, «безмятежность души».

Неоплатонизм. Основоположник школы – Аммоний Саккас (175–242), который ничего не писал. Первые фундаментальные труды школы выполнил философ Плотин (204/205–270), а его ученик Порфирий (232–ок. 305) систематизировал труды учителя. В дальнейшем возникли школы учения.

Онтология. Плотин утверждает, что Единое находится за пределами мира, т.е. носит трансцендентный (лат. transcendens, род.п. transcendentis – выходящий за пределы, перешагивающий) характер. Хотя сам Плотин этот термин не употребляет, он появляется в истории философии позже.

Единое, его свойства. Единое – это полнота бытия, которая находится «по ту сторону» мироздания и не содержит многого, противоречий, ни в чем не нуждается. Т.о., Плотин – представитель идеалистического монизма (греч. monos – один): существует одно первоначало мира идеального характера.

Принцип эманации. Иерархия мироздания. Единое как источник блага и света обладает всей полнотой бытия. И необходимо излучает, распространяет эту полноту вовне. В итоге Единое необходимо формирует мироздание по принципу эманации.

Эманация (позднелат. emanatio – истечение, от лат. emano – вытекаю, распространяюсь) – в неоплатонизме – безличное, необходимое и постоянное распространение полноты бытия и блага Единого за его пределы, реализуемая через посредство промежуточных онтологических уровней.

Распространение полноты бытия Единого, т.е. света и блага, формирует иерархическую структуру мироздания с особенностями каждого уровня:

- Единое – непознаваемое надбытие, Свет и Благо;

- мировой Ум (греч. Нус) – бытие, множественность (множество идей), вневременность; мировой Ум мыслит сам себя и создает все идеи;

- мировая Душа – бытие, множественность; существование во времени; она источник движения в мире и обеспечивает связь между чувственным и сверхчувственным мирами;

- природа (Космос) – мировая душа дробится соответственно вещам;

- материя – небытие, несущее, в котором свет Единого угасает; несамостоятельное онтологическое начало и источник зла в мире.

При эманации свет и благо Единого не уменьшаются (как не иссякает светящее Солнце или неиссякаемый водный источник).

Гносеология связана с мистическим, нерациональным постижением Абсолюта (Единого) через экстаз.

Этика. Преодолеть зло в себе человек может через развитие добродетелей, а также через аскетизм.

 

Основные понятия темы и понятия для повторения

 

предфилософский комплекс гномы Италийская философия панлогизм натурфилософский период монизм гилозоизм апейрон логос
Элейская школа. Демокрит детерминизм эвтюмия философия Платона эйдос Демиург Хаос метемпсихоз
философия Аристотеля теология телеология эвдемония
эллинистическо-римская философия
школа Эпикура клинамен гедонизм атараксия стоицизм пневма апатия неоплатонизм трансцендентный эманация

 

Вопросы для повторения и закрепления

1. На основе каких знаний и представлений формировалась философия в Древней Греции?

2. Какие периоды выделяют в развитии античной философии?

3. Перечислите основные варианты решения проблемы первоначала в натурфилософский период.

4. В чем состояла логика развития представлений о бытии в элейской школе?

5. Охарактеризуйте основные различия объективного идеализма Платона и Аристотеля.

6. Перечислите уровни бытия в неоплатонизме.

 

Творческие вопросы и задания

1. При поверхностном взгляде на развитие натурфилософского периода античной философии можно утверждать, что философы спорят о первоначале по принципу «всякий кулик свое болото хвалит». В чем Вы видите углубление философских размышлений о первоначале? Найдите в тексте пособия соответствующие фрагменты.

2. Аристотель и Демокрит – авторы физических представлений, которые продолжительное время определяли развитие естествознания. Кто из философов наиболее близок к современным представлениям? Докажите Вашу точку зрения.

3. Можно усмотреть определенные параллели между правителями-философами в идеальном государстве Платона и благородным человеком в конфуцианстве. В чем Вы видите разницу между ними? Носит ли она принципиальный характер? Кто более реалистичен в своих построениях? Ответ аргументируйте

4. Сопоставьте иерархию мироздания неоплатоников с учением даосов о Дао и дэ. Возможно ли провести какие-то параллели? Ответ аргументируйте.

5. Есть ли общие черты в образе античного мудреца (скептицизм, стоицизм, эпикуреизм)? Возможно ли заимствовать эти представления в качестве образцов для современности? Почему?

 

Date: 2015-09-18; view: 615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию