Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая и социальная защита. 39 page





Гражданство Российской Федерации приобретается:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство РФ;

- в результате восстановления в гражданстве РФ;

- по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором РФ.

Объектом приватизации являются жилые помещения (жилые дома, квартиры, изолированные комнаты в коммунальных квартирах), но не все, а за исключением отнесенных к конкретным категориям, в отношении которых приватизация запрещена. Путем приватизации осуществляется приобретение в собственность определенных ст. 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилых помещений, а именно жилых помещений, входящих в:

- государственный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности непосредственно Российской Федерации и субъектам РФ);

- муниципальный жилищный фонд (жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям)).

Но не все жилые помещения, входящие в систему государственного и муниципального жилья, могут быть приватизированы гражданами. В частности, не являются объектами приватизации жилые помещения, находящиеся:

1) в аварийном состоянии согласно Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47;

2) в общежитиях, так как жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

3) в домах закрытых военных городков - военный городок представляет собой комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих. Они подразделяются на закрытые и открытые.

К закрытым военным городкам (именно в которых нельзя проводить приватизацию) относятся:

- военные городки воинских частей, расположенные в населенных пунктах и имеющие систему пропусков;

- обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне черты населенных пунктов;

4) служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Таким образом, жилые помещения, входящие в систему государственного или муниципального жилого фонда, могут быть приватизированы гражданами РФ при условии, что они занимаемы указанными лицами (в том числе и по договорам социального найма), а жилое помещение не отнесено к категории жилья, не являющегося объектом приватизации.

В рамках настоящей статьи нужно рассмотреть следующий момент. Федеральным законом "О введении в действие ЖК РФ" и ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ" была запрещена приватизация жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года (после вступления в силу нового ЖК РФ). То есть указанное жилье, по мнению законодателя, с этого дня перестало быть объектом приватизации.

Конституционный Суд РФ признал данное положение не соответствующим Конституции и не подлежащим применению.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции РФ оспариваемые положения.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" и ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" установил следующее.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" с 1 января 2007 года утрачивают силу содержащие общие положения и нормы, закрепляющие основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (затем этот срок был продлен до 1 марта 2010 г.).

Статьей 12 того же Федерального закона ч. 1 ст. 4 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ", определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Оспаривающий конституционность названных законоположений Верховный Суд РФ утверждает, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (с 1 марта 2005 года - частичная, а с 1 января 2007 года - полная) противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и не соответствует ее ст. 19 (ч. 1) и 55 (ч. 2 и 3).

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ явились взаимосвязанные положения, которыми определяется завершение периода приватизации жилых помещений (бесплатной передачи в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) с 1 января 2007 года и одновременно исключается (в пределах определяемого этой датой периода) приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, предоставленных гражданам на условиях социального найма после 1 марта 2005 года.

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Создание частного жилищного фонда в Российской Федерации в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости, а с другой стороны - предпосылкой прекращения использования бесплатной приватизации в качестве основного способа развития института частной собственности в жилищной сфере.

Правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон "О приватизации жилищного фонда в РФ", определивший, как следует из его преамбулы, базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищных фондов с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Федеральный законодатель, таким образом, изначально не включил нормы о приватизации жилых помещений в ЖК РСФСР. Свое намерение осуществлять регламентацию приватизационного механизма рыночных преобразований в Российской Федерации в специальных законодательных актах он подтвердил, закрепив в ГК РФ, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217).

Гарантируемое ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина. Данное право, исходя из того, что приватизация жилья определяется в ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" как бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

К основным началам жилищного законодательства ЖК РФ (ст. 1) относит реализацию гражданами закрепленного в ст. 40 Конституции РФ права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем ст. 40 Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в ЖК РФ, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2).

Следовательно, в период перехода от государственно-планового правового регулирования к правовому регулированию, направленному на преобразование отношений собственности, создание основ единого рынка и гарантирование социальной защиты населения, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности в государственной и муниципальной собственности определенной доли жилищного фонда, позволяющей публичной власти выполнять социальную функцию в области жилищных отношений.

Вместе с тем, определяя момент прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральному законодателю надлежит учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого переходного периода.

Исходя из вышесказанного, Конституционный Суд РФ делает вывод о том, что подп. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" (в котором установлен срок окончания приватизации) не противоречит Конституции РФ, поскольку, установив срок завершения длящегося с 1991 года процесса бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель тем самым предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям, вносимым в соответствующее законодательство. Вместе с тем в рамках своих дискреционных полномочий он может продлевать и восстанавливать действие правовых норм, обеспечивающих практическую реализацию этого процесса. Что и произошло, когда срок был продлен до 1 марта 2010 г.

Но при этом федеральный законодатель, установив в ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие ЖК РФ договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность.

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

Таким образом, установление в ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Что же получает в результате приватизации лицо, которое изначально занимало жилье по договору социального найма, а затем приобрело его в собственность путем приватизации.

Основное изменение касается статуса бывшего нанимателя - с момента завершения приватизации он становится собственником приватизированного помещения. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С этого момента ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане приобретают соответствующие права собственников объекта недвижимости (жилого помещения). Их реализация состоит в возможности владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, но при этом не нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. Но необходимо знать, что собственник кроме указанных прав имеет и соответствующие обязанности, в частности он несет бремя содержания своего недвижимого имущества.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что приватизация являлась одним из способов приобретения жилья в собственность. Но законодательно определен момент ее окончания - с 1 марта 2010 г. она прекращается. В результате этого возможно возникновение ситуации, при которой будет значительное повышение спроса на рынке наемного жилья, в особенности, социального.

 

Перспективы развития института социального найма жилья

 

Актуальность разрешения проблемы обеспечения малоимущих категорий граждан жильем, предоставляемым по договорам социального найма, очень велика. С одной стороны, возведение социального жилья если и ведется, то очень низкими темпами (в некоторых регионах оно практически прекращено). С другой - Министерство регионального развития распространило информацию о том, что подготовлен проект долгосрочной стратегии массового строительства жилья, который поступит в Правительство РФ до 20 сентября этого года. Основная цель стратегии - сделать доступным собственное или наемное жилье для граждан из всех социальных групп.

Стратегия предполагает три этапа:

- первый - с 2007 года по 2010 год - организационный;

- на втором этапе (2010 - 2015 годы) должен быть обеспечен ввод жилья на уровне 1 квадратного метра на человека в год;

- на третьем (2015 - 2025 годы) - решить жилищную проблему всех категорий граждан.

Кроме того, разработчики стратегии провели сегментацию рынка жилья. По ее результатам, в частности, граждане имеют право рассчитывать на бесплатное предоставление жилья на условиях социального найма при условии, что доходы семьи ниже прожиточного минимума.

Потребность в получении жилья социальной недвижимости обусловлена тем фактом, что указанные граждане не имеют возможности получить жилье на иных условиях, в том числе воспользоваться накопительной или кредитной схемой (ипотекой). Об этом заявил спикер Совета Федерации Сергей Миронов. По его мнению, "экспертные данные говорят о том, что при нынешней кредитной ставке около 12% по ипотеке 70% россиян в течение ближайших 15 - 20 лет никогда, ни по каким схемам не смогут приобрести жилье в собственность".

То есть даже при подключении дополнительно системы финансовой поддержки коммерческое жилье не станет доступным малообеспеченным гражданам. Именно поэтому механизм предоставления жилья по договорам социального найма должен реализовываться максимально активно.

 

 

 

 

Название документа

Статья: Правовая организация управления социальным обеспечением в СССР в довоенный период (1918 - 1941 гг.)

(Братановская М.С.)

("История государства и права", 2010, N 19)

Дата

15.09.2010

Информация о публикации

Братановская М.С. Правовая организация управления социальным обеспечением в СССР в довоенный период (1918 - 1941 гг.) // История государства и права. 2010. N 19. С. 5 - 9.

Примечание к документу

 

Текст документа

 

ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

В СССР В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1918 - 1941 ГГ.) <*>

 

М.С. БРАТАНОВСКАЯ

 

--------------------------------

<*> Bratanovskaya M.S. The legal organisation of management of social security in the USSR during the pre-war period (1918 - 1941).

 

Братановская Милена Сергеевна, старший преподаватель Волгоградского института экономики, социологии и права, кандидат юридических наук.

 

В научной статье анализируются правовые основы зарождения социального обеспечения в Советском государстве. Исследуются правовые акты компетентных органов, регламентирующие деятельность системы социального обеспечения, выплаты пенсий, а также организации медицинского страхования. В статье также отражены аспекты, связанные с предоставлением социальных гарантий различным категориям граждан в различные периоды становления советской государственности.

 

Ключевые слова: социальное обслуживание, потеря трудоспособности, льготы в пенсионном обеспечении ударников труда, индустриальные отрасли, социальное обслуживание инвалидов, пенсия по старости.

 

In the scientific article legal bases of origin of social security in the Soviet state are analyzed. The legal certificates of competent bodies regulating activity of system of social security, payment of pensions, and also the organisations of medical insurance are investigated. In article the aspects connected with granting of social guarantees to various categories of citizens during the various periods of formation of the Soviet statehood also are reflected.

 

Key words: social service, disability, privileges in a provision of pensions of drummers of work, industrial branches, social service of invalids, the old-age pension.

 

Произошедшая в России Октябрьская революция кардинально изменила систему социального обеспечения населения. В стране образуются новые органы государственной власти - Советы народных депутатов. В ходе Гражданской войны и военной интервенции число лиц, нуждавшихся в поддержке, катастрофически возросло, что привело к обострению социальной обстановки и необходимости скорейшего разрешения данного вопроса. Поэтому при губернских, уездных исполнительных комитетах Советов народных депутатов открываются отделы социального обеспечения. В начальный период их деятельность основывалась исключительно на опыте органов попечительства, благотворительных обществ и системы общественного призрения. Затем, с изменением политической и социально-экономической ситуации в стране, структура и методы работы органов социального обеспечения также изменялись в соответствии с принимаемыми государственными нормативными актами.

После событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, новое правительство - Совет Народных Комиссаров - приступило к реализации страховой программы большевистской партии. Эта программа обсуждалась еще как думский законопроект о страховании рабочего в 1912 г. и предусматривала введение государственного страхования рабочих во всех случаях утраты трудоспособности или потери заработка ввиду безработицы, распространение страхования на всех лиц наемного труда и их семейств, производство выплаты всем застрахованным из расчета полного заработка с возложением расходов на предпринимателей и государство и др.

Тринадцатого ноября 1917 г., на шестой день своего существования, Совет Народных Комиссаров включил в число первых мероприятий и декретов советской власти официальное правительственное сообщение "О социальном страховании" <1>. В нем указывалось, что "Рабочее и крестьянское правительство приступает к изданию декретов о политике социального страхования на основе следующих страховых принципов:

--------------------------------

<1> СУ. 1917. N 2.

 

1) страхование всех без исключения рабочих, а также городской и сельской бедноты;

2) страхование всех видов потери трудоспособности, а именно на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы;

3) возложение всех расходов по страхованию целиком на предпринимателей;

4) возмещение по меньшей мере полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;

5) полное самоуправление застрахованных во всех страховых организациях" <2>.

--------------------------------

<2> Социальное обеспечение в СССР. М., 1986. С. 98.

 

В области социального обеспечения принимается Декрет от 10 ноября 1917 г. "Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев", который улучшил обеспечение лиц, пострадавших от несчастных случаев. 11 декабря 1917 г. впервые в мире принимается Положение о страховании на случай безработицы <3>, а 22 декабря 1917 г. утверждается Декрет "О страховании на случай болезни". Последний предусматривал пособия при болезнях, родах, по случаю смерти работника, а также следующие виды бесплатной врачебной помощи: первоначальное амбулаторное лечение, лечение на дому, родовспоможение, коечное лечение с полным содержанием, санаторное и курортное лечение.

--------------------------------

<3> СУ РСФСР. 1917. N 2. Ст. 25.

 

В соответствии с Декретом СНК от 14 ноября 1917 г. "О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений и предприятий или, в случае неимения таковых, о выдаче денежных сумм на оборудование их" <4> предприниматели передали указанные учреждения в ведение больничных касс.

--------------------------------

<4> СУ РСФСР. 1917. N 3.

 

Если у предприятий отсутствовали лечебные учреждения или если последние не отвечали своему назначению, предприниматели обязаны были выдать больничной кассе средства на оборудование лечебных учреждений (больниц, амбулаторий, родильных приютов, санаториев и пунктов первой помощи). В соответствии с принятой Конституцией РСФСР 1918 г. был создан Народный комиссариат здравоохранения.

Советское государство приступает к законодательному урегулированию обеспечения лиц, не имеющих средств к существованию. Так, Приказом по Министерству государственного призрения от 19 ноября 1917 г. были упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам (увечным воинам) и их семьям. А 29 декабря 1917 г. все дело помощи увечным воинам и их семьям передается в ведение общественной организации - Всероссийского союза увечных воинов <5>, а инвалидные дома - в ведение Народного комиссариата государственного призрения (созданного вместо Министерства государственного призрения). Седьмого августа 1918 г. издается Декрет СНК "О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии и их семейств".

--------------------------------

<5> СУ РСФСР 1919. N 17.

 

Для проведения соответствующей работы при Народном комиссариате государственного призрения создается Совет социального обеспечения. 26 (14) апреля 1918 г. Народный комиссариат государственного призрения переименовывается в Народный комиссариат социального обеспечения (как "пережиток прошлого", когда социальная помощь носила характер милостыни и благотворительности, не соответствующих социалистическому пониманию задач социального обеспечения). Этот день стал фактически днем рождения системы социального обеспечения советской России. Первым народным комиссаром социального обеспечения была А.М. Коллонтай.

После упразднения благотворительных организаций детские приюты и воспитательные дома реорганизуются в дома матери и ребенка, в детские ясли, для сирот создаются детские дома.

Таким образом, сразу же после Октябрьской революции советская власть образовала систему всестороннего социального обеспечения в форме социального страхования и обеспечения военнослужащих, приступила к созданию системы медицинского обслуживания всех трудящихся и условий для общественного содержания и воспитания несовершеннолетних.

Предоставление всем трудящимся права на медицинское обслуживание повлекло передачу лечебного дела, в том числе и от бывших больничных касс, в ведение Народного комиссариата здравоохранения <6>, к нему же перешло и курортное дело.

--------------------------------

<6> СУ РСФСР. 1919. N 6. Ст. 62.

 

Как уже отмечалось, Декретом от 22 декабря 1917 г. "О страховании на случай болезни" предусматривалось лечение только застрахованных и членов их семей, а Положением от 31 октября 1918 г. - всех трудящихся. Однако эта задача в условиях Гражданской войны и большого дефицита нехватки финансирования не могла быть решена полностью <7>.

--------------------------------

<7> СУ РСФСР. 1919. N 17. Ст. 180.

 

Наряду с общим законодательством о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца, установленным Положением о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., в период Гражданской войны появляется институт персонального пенсионного обеспечения лиц, имеющих особые заслуги, а также развивается законодательство о социальном обеспечении красноармейцев-инвалидов и их семей.

В марте 1919 г. было официально заявлено, что социальное обеспечение трудящихся от всех видов потери трудоспособности поставлено на законодательную основу, причем впервые в мире сделано нормой социальное страхование по безработице за счет нанимателей и государства.

По поводу социальной деятельности советского правительства в первые месяцы новой власти можно сказать, что наряду с позитивными мерами в этих действиях присутствовал и откровенный популизм, стремление обеспечить широкую социальную базу большевистской партии, что и привело к созданию правовых актов, касавшихся страхования, с одной стороны не имеющих себе аналогов в мировой правовой системе, а с другой - не обеспеченных реальными финансовыми и материальными возможностями государства. Гражданская война и политика "военного коммунизма" принципиально изменили социально-экономическое положение в стране. Промышленность была национализирована, власть и ресурсы сконцентрированы в руках государства, ликвидированы товарно-денежные отношения.

Date: 2015-09-17; view: 287; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию