Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послание к Галатам





1. Основание Галатийской Церкви.

Галатия, или Галло-Греция, была область Малой Азии, заселенная в Ш в. до н.э. галлами. Эту область впервые посетил ап.Павел во время второго миссионерского путешествия, в 52-54 гг. (Деян.16,6). Книга Деяний ничего, не сообщает о характере перв.оначальной проповеди Апостола в этой области. Известно повторное посещение Галатии Костолом в его третье путешествие (54-58 гг.), когда, задержанный болезнью. Апостол оставался там несколько дольше и галаты услышали подробное благовестие о Христе. Галаты радушно приняли Апостола, "как ангола Божия" (4,14), во всем. следовали его наставлениям, отказались от идолослужения (4,8; 5,7), терпеливо переносили испытания в веро (3,4). Таким образом, первоначальное устройство Галатийской Церкви полностью принадлежит сз. ап. Павлу.

2. Повод к написанию Послания.

Вскоре после вторичного посещения Галатии ап.Павел пепешел в Ефес, где прожил трп года. Здесь Апостол узнал, что среди галатийцев сеют свои плевелы лжеучители, которые хитростью и обманом совращают их в "иное благовествование" (1, 6). Они учили о необходимости для спасешь соблюдать обрезание и прочие обряды ветхозаветной религии. Павлове же учение о свободе от закона и спасении благодатью они пытались объяонить его желанием приобрести себе симпатии среди язычников, для которых иудейские обряды были камнем преткновения. Иудействующие оспаривали и авторитет апостольства Павла, и подлинность его благовестия. Они пытались аргументировать тем, что он якобы никогда не видел Иисуса Христа и, таким образом, не имел существенного качества апостола. Еще не известно, говорили они, по каким мотивам Павел сделался из гонителя христианинои. А теперь он разоряет вот отеческие обряды, отрицает Моисееве богодухновенное законодательство.. Даже Христос никогда так не говорил. Напротив, Он говорил, что ни одна черта буквы закона не должна пройти, пока не исполнится все. Даже сам ап. Павел некогда обрезал Тимофея, а теперь вдруг совсем отвергает обрезание, Не удивительно, что многие из галатов поддались лжеучению, совратились с истинного пути. Обеспокоенным и огорченный всем этим, Апостол и пишет галатам свое послание. Это, по выражению Тертуллиана, "Главное послание против иудейства".

3. Время и место написания Послания.

Послание написано из Ефеса во время третьего миссионерского путешествия, в начале трехлетнего там пребывания ап.Павла, т.е. около 56 г.

4. Газделение и краткое содержание Послания.

Кроме предисловия (1,1-10) и заключения (6,11-18), Послание разделяется на три главных части:

1. Защитительную (1,11-2,21);

2. Вероучительную (3,1-5,12);

3. Нравоучительную (5,13-6,10).

В предисловии (1,1-10), после обычного приветствия, ап. Павел выражает удивление, что галаты так быстро забыли его наставления и поддались "иному благовествованию" (1,6). Апостол объявляет анафему всякому, даже ангелу, кто посмеет благовествовать по-иному о Христе и о пути спасения, чем это возвещено им, Павлом.

1) Защитительная часть (1,11-2,21).

Здесь Апостол разъясняет и доказывает галатам свое апостольское достоинство, которое им воспринято не от человеков, чо от Самого Иисуса Христа. Это Апостол подтверждает историей своего обращения, результатами своих апостольских трудов и своей ревности, одобренной "столпами апостолов" - Петром, Иаковым и Иоанном (2,9).

2) Вероучительная часть (3,1-5,12).

Апостол раскрывает основную мысль Послания - оВ оправдании человека и оВ отношении Ветхого завета к Новому. Человек оправдывается теперь только верой, а не делами закона. Закон же был лишь детоводителем ко Христу и имел значение только для иудеев. Поэтому с пришествием в мир большего откровения закон Моисеев утратил свое значение и силу. Во Христе объявлена новая воля Божия, и служение Богу теперь подобает совершать в обновлении Духом Божиим, а не в следовании мертвящей букве закона. Благодать и вера в любви заменили теперь ветхозаветный закон:

"Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью" (5,6).

3) Нравоучительная часть (5,13-6,10)

Здесь Апостол раскрывает начала христианской жизни при условии свободы от ветхозаветного закона. Свобода от закона должна служить для христиан побуждением быть свободными и от греха, а не быть поводом ко греху.

В заключение (6,11-18) Апостол, повторив основную мысль Послания о том, что спасение достигается не исполнением закона, а только силой креста Христова, преподает свое благословение.

- 135 -

АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ К ГАЛАТАМ

Приветствие и предисловие (1,1-10)

Уже в самом начале Послания св. Павел называет себя "Апостолом" с целью подчеркнуть свое право на это звание, ибо он "избран не человеками и не через человека, но Иисусом Христом" (1,1). Его апостольство не присвоено самовольно, и не воспринято от других, пусть даже самвх апостолов, но принято от Самого Господа(1). ап.Павел выражает свое крайнее удивление тем, что галаты так быстро забыли его наставления, призвание благодати Божией и "так скоро перешли к иному благовествованию" (1,6). Но как истина одна, так и благовестиэ Христово одно, поэтому иное учение о Христе может быть только извращением истины.

Апостол объявляет анафему (проклятие) всякому, даже ангелу и себе самому, кто посмеет учить о Христе и о пути спасения по-иному, чем это было возвещено им, ап.Павлом ранее (1,8). Смелость Апостола здесь необычайна, но она справедлива и основательна, ибо он воспринял благовестпе не от людей, не от ангелов, но от самого Иисуса Христа.

ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ: Доказательство ап.Павла своего апостольского авторитета (1,11-2,21).

1. Божественный авторитет благовестия ап,Павла (1,11-24).

Для доказательства истины своего учения о свободе от Моисеева закона и о необязательности обрезания, оВ оправдании только верой во Иисусе. Христа, ап.Павел указывает на его бо~

1. Это не противоречит расскаву ап. Луки о том, что предстоятели Церкви в Антиохии совершили рукоположение над Савлом и Варнавои и отправили их на проповедь (Деян.13,2~3),т.к. Сам Дух Святый повелел им это сделать.

 

гооткровенный источник:

"Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовАп. не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился но от человека, но через откровение Иисуса Христа" (1,11-12).

Поэтому хотя ап. Павел и не был непосредственным учеником Христа при Его земной жизни, но Самим же Христом был поставлен на один уровень со всеми остальными апостолами и имеет равный с ними авторитет.

Сама история обращения Савла в христианство должна показать галатам божественный авторитет его апостольства. До своего обращения он "жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее" (1,13), преуспевал в иудейство более своих сверстников, "будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий" (1,14). В этом состоянии только Божественная сила могла так изменить внутренний мир Павла, что из гоните-ля он добровольно стал гонимым, из фарисея - апостолом. За "ревность по Боге" (Фим. 10,1) в иудействе, а еще больше в предвидении будущей его ревности в христианстве Бюг избрал его "еще от утробы матери" (1,15), чтобы открыть в ном Мыпа Своего для благовестия язычникам (1,16).

Ап.Павел указывает, что он даже физически не имел возможности научиться у других апостолов: сразу после обращения он удел в Аравию, где пробыл неотлучно три года (1,16-19). Вероятно, в Аравийской пустыне он был посвящен Духом Святым во все тайны христианского учения. Через три года (от обращения) ап. Павел ходил в Иерусалим "видеться с Петром".(1)

1. Тогда же ап. Павел встретился и с ап.Иаковым, "братом Господним" (1,19), принадлежавшим к числу 70-ти апостолов, автором Соборного Послания. Иакову же было явление воскресшего Господа и Кор.15,7), он почитался "столпом" Церкви, наравне с ап.Петром и Иоанном (ГАп.2,9). Он жо был епископом: Иерусалимской Церкви и председательствовал на Апостольском Соборе (Деян. 15,13).

 

Ап.Павел специально уточняет, что у ап.Петра он пробыл около 15 дней (1,18), тем самым показывая, что за это короткое время не мог ни изучить христианское учение, ни заимствовать его от других апостолов. И за все последующие 14 лет после первого посещения Иерусалима ап. Павел ни разу не был больше во святом Граде, но пошел в страны Сирии и Киликии ужо с проповедью нового христианского учения (1,21-2,1)

2. Одобрение благовестия ап. Павла "столпами апостолов" (2,1-10)

В подтверждении истинности своего благовестия ап. Павел отмечает его полное согласие с учением всех остальных апостолов. При свидании со "столпами Апостолов" последние не нашли в его благовестии ничего отличного от своего учения. Свидание это состоялось, как уточняет ап.Павел, через 14 лет в Иерусалиме - очевидно, на так называемом Апостольском Соборе (2,1). 14 лет отсчитывается со времени первого свидания с ап. Петром (1,18), которою, в свою очередь, было через три года после обращения. Таким образом, если обращение ап. Павла было в 34 г. по Р.X., то Апостольский Собор был в 34+14+3=51 году по Р.X.(1) Когда же ап.Павел изложил "столпам Апостолов" свое учение о свободе от Моисеева закона и о спасении благодатью по в эре в Иисуса Христа, то и "знаменитые" не возложили на него ничего более, но подели ему "руку общения" (2,6-9), т. о. согласились с его, Павловым благовестием, что и подтвордили решениями Апостольского Собора в Иерусалиме (2,2).

1. Католические богословы считают, что указанные 14 лет нужно отсчитывать со времени обращения ап.Павла,- тогда Апостольский Собор будет в 48-49 году; однако контекст послания (особенно 2,1 - "потом через 14 лет опять ходил я в Иерусалим") говорит, что считать следует после первой встречи с ап.Петром.

 

Во время Апостольского Собора "вкравшиеся лжебратия" приходила тайно подсмотреть за свободою ап. Павла, рещится он Он и здесь, в Иерусалиме, так смело отступать от Моисеева закона (2,4-5). Но ап. Павел остался принципиальным до конца, несмотря на то, что даже "знаменитые" сообразуясь о местом и временем, иногда дозволяли и в христианство иудеям держаться своих обычаев. Ап.Павел бескомпромиссно защищал истину благовестия Христа, зная, что всякая уступка иудейским обычаям ведем к ослаблению воры, умилению заслуги Иисуса Христа и что в споре о роли иудейских обычаев, обрядности и закона решается судьба Евангелия и Церкви.

3. Обличение св. ап. Петра (2,11-21)

Благовестио ап. Петра не основывалось ни на чьем авторитете, кроме одного - Серого Иисуса Христа. Это видно из того, что когда ап. Петр в Антиохии захотел сделать устыжу иудойствующим; стал чуждаться общения с христианами из язычников, с которыми раньше, до прибытия христиан из нуцосв, вместо ел и общался, то ап. Павел смело обличил ого "лщемерие" (2,1113).(1) Из этого обличительного места становится ясно: 1) что ап.Павел имел полное равноправие со всеми остальными апостолами и 2) что ап.Петр не имел никакого особого преимущества или главонства над другими, как то бы хотели видеть католические богословы, считающие, ап.Петра "князем алостолов"(2).

1. Свят.Иоанн Златоуст толкует это место так, что ап.Петр не "лицемерно", а притворно сторонился язычников, когда пришли иудойствующио, в надежде, что ап. Павел потом исправит их. В таком случае и ап.Павел намеренно, для видимости только обличал ап. Петра. Но другие толковники (Августин, еп. Феофан) придерживаются дословного понимания и признает за ап.Петром действительную уступчивость (См.А.Иванов. Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета. Спб., 1893,285).

2. В Вульгате вместо имени Петра в ГАп. 2,11 стоит имя "Кифа" в согласии с некоторыми кодексами; этим самым проводится различие между ап.Петром и в-оким иным благовестником Кифой. (Там же, 284).

 

В противовес тому, что ап.Петр перед христианами из иудеев скрывал свою свобод по отношению к закону Моисееву, ап. Павел ясно заявляет о бесполезности последнего:

"Человек оправдывается не делают закона, а только верою в Иисуса Христа...ибо делами закона не оправдывается никакая плоть" (2,16).

Если мы, оправдавшись верою, все-таки признаем необходимость закона, значит, ищем иного оправдания, кроме Христа, значит, мы оказываемся под законом, т.е. грешниками, или, что то же,"Хриотос есть служитель греха" (2,17). Возвращаясь вновь к закону, от которого ранее отказались, галаты тем самым показывают, что они виновны в разорении закона. Но так как и закон указывает на необходимость признания Христа, то они делаются вдвойне преступниками (2,18).

Поэтому, не желая разрушать созданное Христом опасение, Апостол, по требованию самого закона, умирает для закона, чтобы жить только верой и только для Христа:

"Затронем я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (2,1§-20).

Смерть для закона произошла оттого, что ап. Павел уверовал во Христа, сораспялся Ему и умер с Ним в крещении (Рим. 6,6); но в крешении же он и ожил силою Духа для жизни во Христе. Ш. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (гл. 3,1-5,12).

1. Оправдание верой, а не делами закона (3,1-29).

а) Необязательность закона Моисеева в деле спасения (3,1-14)

Доказав галатам авторитет своего апостольства и свое равноправие со всеми прочими апостолами, ап. Павел излагает теперь главный предмет Послания: необязательность закона Моисеева в деле спасения. Доказывает это Апостол как из опыта жизни самих галатов, так и на примере оправдания Авраама.

1. Апостол указывает галатам на то, что они получили Св.Духа без участия закона, единственно "через наставление в вере" (3,2)(1). Апостол возмущен священным гневом, что галаты "начав духом, теперь оканчивают плотью" (3,3), т.е. от благодати возврашаются к закону, что и подтверждает их "несмысленнооть" (3,1), не разумность их поведения.

Апостол напоминает также галатам, что они уже много потерпели за Христа, и не без пользы (3,4). Изменяя же вере, они делают эти труды и лишения бесполезными и еще больше усугублябшими виновность измены и вместе тяготу страданий.

2. Другим доказательством "несмысленности галатов" является то, что они, отступив от веры, думали, что подражают отцу своему Аврааму, в то время как Авраам верой, а не делами закона, еще до обрезания получил оправдание. "Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность" (Выт.15,6). По обетованию Божию, эта праведность вменяется и всем потомкам Авраама, но потомкам не по плоти, а по вере: "Познайте же, что верующие суть сыны Авраама" (3,7). Этим благословенным семенем Авраамовым соделаются все народы земли, которые будут ходить по стопам праотца Авраама, т.е. ходить верой: "В тебе благословятся все народы" (Быт. 12,3),-говорит Господь Аврааму, - а вместе с благословением они унаследуют и обетования праотца.

1. Приобщение благодати Св. Духа невозможно помимо Богоучрежденного таинства крещения, которое, безусловно, предполагается при "наставлении в вере" (3,2). Без истинного крещения,при одном "наставлении в вере" человек остается безблагодатным, значит, не имеет главного признака христианина. По этому поводу еп.Феофан замечает: "Возможно составиться целому обществу таких ведцев Евангелия, и имя даже себе присвоить евангеликов, но быть безблагодатными и, следовательно, христианами только по имени (Толк.поел. св.Ап.Павла к Галатам, изд.2-е, М., 1893, стр.208).

 

3. Отвращаясь от веры к закону, галаты отвращались тем самым и от спасения. Это следует из того, что исполнить весь закон невозможно, а значит невозможно избегнуть и осуждении: "проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Вт.27,26). Ветхозаветные праведники достигли святости отнюдь не законом, а верой в Того Искупителя, Которого предсказывал закон: "праведный верою жив будет" (Аввак.2,4).(1)

Ап.Павел указывает, что только Христос "искупил нас от клятвы закона - т.е. проклятия за неисполнение закона Вожия,Сам сделавшись за нас клятвою", т.е. жертвою (3,13). Христос Сам был свободен от клятвы, ибо Он был безгрешен, но, добровольно приняв на Себя наши грехи, принял в незаслуженную клятву - крестную смерть. Этим Он освободил нас, подлежавших заслуженной клятве. Цель же искупления заключается в том, чтобы открыть людям возможность Богообщения через принятие "обещанного Духа верою" (3,14). "Крест разрушил клятву, а вера ввела оправдание, оправдание же низвело благодать Духа" (св. И. Златоуст).(2)

б) Закон - детоводитель ко Христу (3,15-29)

Ап.Павел показывает, что бесполезность закона в настоящее время кроется не в его "неправильности",- ибо он от Бога; не в его неисполнимости,- ибо вина неисполнения закона лежит на самом человеке,- а в его временном назначении. Известно, что обетование Аврааму было о Христе и дано оно было за 430 лет до закона, независимо от закона, следовательно, оно действенно и после отмены закона(3) (3,17). Обетование более уни-

1. Слово "верою" относится к слову "праведный", а не к словам "жив будет".

2. Еп.Феофан, Толк. поел. св.ап.Павла к ГАп., стр.249.

3. 430 лет от прихода Авраама в Ханаанскую землю до времени дарования закона Моисею.

 

версально, чем закон. Действие же закона временно: он дан после получения обетования и до времени его исполнения: "он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование" (3,19).

Появление закона, таким образом, вызвано умножением греховности и связана о задачей сохранить обетование. Закон должен был не только обнаруживать грех, но и показать человеку его бессилие освободиться своими силами, возбуждая тем самым жажду искать оправдание от Вога.

Подчиненное положение закона, по отношению к обетованию показано Апостолом и в том, что обетование дано было Аврааму Самим Богом, закон жо "преподан через Ангелов, рукою посредника" (3,19), т.е. Моисея. Вог явился на Синае, показав, что закон исходит от Него, но подробности закона передавались Моисею через Ангелов Вожиих (3,19-20, см.Деян.7,25).

Кроме того, закон не давал человеку духовных сил к его исполнению, а через неисполнение "всех заключил под грехом" (3,22). Между тем, от принятия обетования происходило оправдание, притом через простое движение сердца, через веру в "семя обетования", т.е. во Христа. Закон налагал узду повиновения внешнего, держал "под стражею... до того времени, как надлежало открыться вере" (3,23).

"Итак, закон был для нас детоводителем(1) ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя" (3,24-55).

Закон имел, следовательно, значение воспитательное, а потому временное: как педагог освобоздается от выросшего ребенка, так и закон "изнемог" и отменен с приходом воры в явившегося Спасителя. Верой во Хряста восстанавливается но только первоначальное Вогосыновство, но и первоначальное Богообщение и обожение:

1. "Детоводитель" - по-гречески paidagwgos, по-славянски "пестун".

 

"Ибо все мы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись"(1) (3.26-27).

В таинстве крещения верующий онтологически, т.е. по существу, а не образно, не метафорически освящается Божественной благодатью, становясь новым творением по образу Творца, как дикая виноградная ветвь прививается плодородной лозе - Христу. Этому единению со Христом не препятствуют ни национальные различия, ни семейное или общественное положение:

"Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужескаго пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе" (3,28).

Блаж.Иероним по поводу этих слов говорит:

"Когда кто облечется во Христа и огнем Духа Святого объят станет, не различишь - золото кто есть или серебро... огонь проникает всю массу, все становится одним огненным счетом, и всякое различие рода и состояния исчезает".(2)

Таким новым организмом, где все члены совершенно равны, является Церковь Божия, напоенная огнем Духа Божия, в которой иерархичность есть но выражение неравенства, но функция служения, организованность и чин.

2. Рабство закона и свобода Евангелия (4,1-5,13) а) Человек под законом и под благодатью (4,1-7)

Сравнив подзаконных с детьми, а закон - о детоводителем, теперь Апостол сравнивает их с рабами: "наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего" (4,1), потому что находится под надзором, как и раб. Духов-

1. " Облечься" значит одеться, носить одежду, образ; переносно - пронизаться, воплотиться, как и в Лк.24,49; Рим. 13, 12:, 1 Кор.15,49,54; Еф.4,24.

2. Цит. по еп.Никанору, Толковый Апостол, изд.Ш, Спб.,1904, ч.П, стр.375.

 

ное детство народа Божия во время подзаконное подчищало его "вещественным началам мира" (4,3), что неизбежно приводило к незрелым религиозным понятиям. Но это время подзаконности, детоводительства с прошествием Сына Божия уже миновало:

"Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление " (4,4-5).

Родившись "от жены" (exguaikos - из женщины) в подзаконное время, Он и Сам стал подзаконным, сообщив том самым человеческой природе и Свое Божество. Поэтому уверовавшие в Него уже не рабы, но сыны Божий по благодати и полноправные наследники своего отца по обетованию:

"Посему ты ужо не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа"(1) (4,7)

Наше благодатное богосыновство удостоверяется свидетельством Св.Духа, Которого мы получили в крещении: "Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!" (4,6), т.е. "Отче наш". Выражение Апостола, что Сын Божий "родился от жены" (4,4) имеет тот же смысл, что и у ап. Матфея (1,20) и у ап.Луки (2,5), где слово "жена" (gynh) означает женщину вообще, а не супругу.

б) Укорение галатов за непостоянство (4,8-20).

Указав галатам на высокое сыновнее достоинство верующих во Христа, Апостол укоряет их за то, что они вновь возвращаются к закону иудейскому уже после того, как от низкого язычества были возведены к столь высокому познанию Христа (4,8-10). "Наблюдаете дни" - т.е. субботы; "месяцы" - т.е. новомесячие; "времена" - т.е. многодневные праздники: Пасху, Куши; "годы" - т.е. субботний, седьмой, или юбилейный. Соблю-

1. Стихи 4,4-7 наиболее ярко выражают истину о Воплощении Сына Божия, почему и читаются как Апостольское зачало на Рождество Христово.

 

дение всего этого и есть по Апостолу, "возвращение к немощным и бедным вещественным началам" (4,9-10).

Стараясь воздействовать на галатов, Апостол вспоминает, как они были добры и послушны его благовестию; приняв его "как Ангела Божия", даже более, как Самого Христа, были готовы на любое самопожертвование ради него и не презрели его искушения во плоти, и не возгнушались им (4,14)"(1). Здесь проявляется подкупающая искренность Апостола, который хвалится немощами своими, сообразуясь не со своей славой, а с духовной пользой для уверовавших. Апостол боится, чтобы его труд благовестия не пропал напрасно, так как среди галатов нашлись ревнители нечистые, желающие отлучить верующих от ревности по Вогу, "чтобы ревновали по них" (4,17). Такова вообще природа всех ревнителей - еретиков, которые отрывают людей от правой веры под видом ревности, но в действительности преследуют эгоистические цели.

в) Прообразы сынов рабства и сынов свободы (4,21-31)

Преимущество веры перед законом Апостол изъясняет на примере рождения Исмаила и Исаака. Рожденный от рабы Агари Иомаил рожден по плоти в рабство,- это образ Завета Ветхого, полученного на Синае, подзаконные которого суть нынешний Израиль, о чем говорит само имя "Агарь" (4,23-25)(2). Исаак же,

1. Под "искушением" Апостола "во плоти" западные толковники склонны понимать какую-либо его болезнь, то, что он называет "жало в плоть, ангел сатаны" (2 Кор.12,7). Но большинство наших экзегетов под искушением "во плоти" понимают его телесные страдания и гонения за благовестие Христа в Галатии (См. Еп.Феофан, Толк. послан, к ГАп., 321).

2. "Агарь" - по-арабски значит "камень"; этим именем у арабов называется гора Синай, на которой Моисей получил закон. А так как потомки Агари по происхождению и фактически были в рабстве у соседних народов, то по аналогии в таком же рабском состоянии находятся "подзаконные", получившие закон на Синае, т.е. "нынешний Иерусалим", плотский Израиль.

 

рожденный от свободной жены Сарры, которой одной принадлежала любовь Авраама, прообразовал Новый Завет и вышний Иерусалим, который свободен,- он "матерь всем нам" (4,26). "Вышний Иерусалим" - это Церковь Христова (Евр.12,22). Апостол употребил здесь именно этот образ, потому что галаты желали быть семенем Авраама (4,21). Но у Авраама по плоти было не одинаковое семя: одно - в рабство плоти, другое - в свободу детей Божиих. Верующие и суть "дети обетования" (4,28).

Апостол приводит также свидетельство пророка Исаии о том, что чада Церкви рождаются не плотски, а духовно, силой свыше, как Сарра родила по обетованию.

"Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи,не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа" (Ис.54,1).

Сарра здесь прообразует Церковь Божию, которая, не мучившись родами, "не имущая мужа", имеет более детей, чем "имущая мужа" Агарь, т.е. синагога иудейская (4,27). Апостол говорит, что как тогда плотски рожденный от Авралила Иомаил преследовал необычайно рожденного Исаака (Быт. 21,9), так и теперь плотские потомки Авраама, иудеи, преследуют духовно розданных от Христа, т.е. Церковь. Но Исмаил впоследствии был изгнал из дома Авраама,- такая судьба постигает и плотского Израиля.

г) Свобода во Христе (5,1-12).

Изложив галатам учение о свободе от закона Моисеева, Апостол говорит о свободе жизни во Христе. Все подзаконное время Апостол называет рабством, а новозаветное время - свободой. "Стойте в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (5,1). Эта свобода заключается прежде всего в свободе от грехов, а также и от закона, данного ради грехов. Поэтому если христиане хотят воспользоваться дарованной им свободой, то не должны обрезываться, во-первых, потому что с обрезанием связан весь закон; во-вторых, потому что обрезывающимся " не будет... никакой пользы от Христа"(5,2). Обрезывающийся как бы боится закона, значит, не верит силе благодати, а не веруя, и не получает ее. Мы же, христиане, "духом ожидаем и надеемся праведности от веры" (5,5). Вера же, любовью споспешеотвуемая, дает то, чего не смог дать закон, а именно - оправдание и спасение:

"Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрозание, но вера, действующая любовью" (5,6).

В деле штравдания человека действует вера, но не сама по себе, как умственное принятие, но "действующая любовью", т.е. выражающаяся в делах любви, иначе - добродетельная ^ера. Как видим, ап.Павел учит так же, как и ап.Иаков, что вера без дел мертва (Иак.2,17). Если бы Апостол проповедовал при вере и обрезание, тогда он не был бы гоним и тогда "соблазн креста прекратился бы" (5,11)(1). Как замечает Златоуст, иудеев соблазняла не столько проповедь о Гаспятом, сколько требование не следовать отеческом законам и обычаям.(2)

1У. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТВ: Увещание к христианской жизни на началах свободы от закона (5,13-6,10).

1. Общее начало христианской жизни (5,13-26).

Условием христианской нравственности ап. Павел провозглашает свободу, - свободу от греха и закона Моисеева, а главным принципом ее является христианская любовь:

"К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти: но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слово заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" (5,13-14).

1. Условное согласие ап.Павла, что он проповедует обрезание, объясняется тем, что иудействующпе указывали на факт обрезания Тимофея (Деян.16,3). Не отрицая этого. Апостол показывает, что это еще не значит, что он проповедует обрезание. Если бы это было так, то он не был бы гоним "за крест Христов" (6,12).. Гонение со стороны иудеев показывает, что они видят в ап.Павле противника обрезания.

2. А.Иванов, Цит.соч., стр.305.

 

Христианство провозгласило свободу, но мы обязаны употребить ее не к угождению плоти, а к получению более высокого состояния, чем то, какое мы имели под законом. Апостол указал легкий, достоный всем спосоВ достичь этого: любить друг друга. Любовь обладает внутренней живительной силой, почему она, хотя и связана всегда с самопожертвованием, легка и приятна и ведет к совершенству. Там же, где, вместо любви, блюдется закон, там появляется несогласие, зависть, распри, лишь внешне сдерживаемые законом, но не искореняемые им (5,15).

Почему же Апостол указал только на.любовь к ближнему, а не к Вогу? Еп.Феофан, ссылаясь на блаж. Августина, объясняет это так: любовь к ближним видима и осязаема; она всегда предполагает и любовь к Богу. Наоборот, любовь к Богу неосязаема и невидима, и, дабы никто пшибочно не предположил, что уже имеет её, Апостол первым условием поставил любовь к ближним(1).

Освободившись ст закона, верующие приняли Духа Святого, Который в сердцах их пишет Свои духовные законы. По ним и должны жить верующие, преодолевая плотские похоти:

"Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть делает противного духу, а дух противного плоти: они друг другу противятся" (5,16-17).

"Плотию" назвал здесь Апостол наклонность воли к греховным и страстным чувствам, которые, исходя из души, проявляются в нашей чувственной, телесной природе. Среди "дел плоти" Апостол упоминает только самые грубые, но типичные среди языческого мира, всего 18 видов греховных дел (5,19-21). Приверженные хоть одному из этих грехов "Царствия Вожия не наследуют" (5,21). Под "плодами духа" Апостол понимает добродетели, возращенные обитающей в душе благодатью Св. Духа:

"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (5,22-23).

1. Толк. поел. св. ап.Павла к Галатам, стр. 387.

 

Апостол замечает, что между этими двумя началами: законом плоти и законом духа всегда идет непримиримая борьба: это борьба света и тьмы, борьба добра со злом (5,17). Этой борьбы незаметно там, где дух раболепствует плоти, как у сластолюбивых и невоздержанных грешников, хотя и уних временами пробуждается мучительное сознание своего нравственного падения. Но как только человек решается жить духовно, желает возвратить своему богоподобному духу его права,- тотчас начинается борьба и противоборство со стороны плоти. Этой борьбы не избегает никто, и вестись пна должна до полной победы духа над плотью: "Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотьми" (5,24)(1). Только с течением времени, при содействии благодати Божией борьба все слабеет и слабеет, даруя подвижнику минуты высшего блаженства единения с Богом.

2. Правило поведения духовно совершенных по отношению к немощным (6,1-10)

Изложив начала духовной жизни христиан и показав, как тяжела духовная борьба, в которой человек может временами падать и восставать. Апостол теперь обращается к "духовным", т.е. предстоятелям общин, и заповедует им не тщеславиться собой, своим совершенством, ибо оно есть плод благодати Св. Духа, а впадших в прегрешение исправлять в духе кротости, снисхождения, долготерпения и любви.

"Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте такового в духе кротости... Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (6,1-2).

1. "Распятие плоти" понимается в смысле отвержения себя. взятия креста своего и следования за Господом (Мк.8,34).

 

Закон Христов, таким образом, есть закон любви; любов: же ест: служение, ношение "бремени друг друга". Апостол предостерегает от самообольщения, самохвальства, зная, сколь изменчиво и непрочно наше дневное состояние, как легко мы теряем его, не укрепляемые благодатью: поэтому "каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом" (6,4). И усовершившийся в чем-либо должен сравнивать себя не с немощным братом, а с совершенной нормой христианства: "Будьте совершегны, как Отец ваш небесный совершен" (Мф.5,48). Гассматргвая себя так, мы убедимся, что нечем нам гордиться.

Апостол призывает верующих оказывать пресвитерам всякую честь я помощь в их нуждах, давая тем самым повод к обнаружению дел любви и милосердия: "Наставляемый словом, делись всяких добром с наставляющим" (6,6). Суетно и неразумно христианину полагаться на жизнь плотсгую,- ведь все, что отдано плоти, посеяно в плоть, оканчивается тлением и исчезает. Только "сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (6,8).

Ап. Павел призывает пребывать в добре независимо от награды и не унывать, если эта награда приходит не скоро. Награда бывает не в начале рабочего дня, а в конце его: "в свое время пожнем" (6,9),- говорит Апостол. Нельзя также откладывать делание добра на будущее, ибо в любой момент может случиться так, что даже и при желании делать добро уже будет поздно, ибо время неумолимо идет к концу, "Итак, доколе есть... время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере" (6,10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение (6,11-18) Апостол хочет расположить всех к принятию вышеизложенных наставлений, оградить от влияния лжеучителей, которые все делают ради корысти, лишь бы "не быть гонимым за крест Христов" (6,12). Лжеучители, совращавшие галатов, отвергали крест как таковой, чем упраздняли для себя весь крестный подвиг Спасителя, уповая на обрезание. Этим они маскировались под иудеев и тем самым избавляли себя от гонений".(1)

В противоположность им Апостол говорит, что он верит в силу креста и им одним хвалится:

"Я не желало хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира" (6,14).

Каким же крестом желает хвалиться ап.Павел? Тем, которым для него мир распят и он для мира (6,14). Начало такому распятию миру, т.е. всему земному, временному и греховному: чести, славе, богатству, утехам и т.д. полагается в крещении; затем оно совершается на протяжении всей земной жизни христианина.

Самому же обрезанию, как устраняющему крест Христов, Апостол выносит суровый приговор: "во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь" (6,15), т.е. новая жизнь во Христе. Во Христе человек как бы пересоздается заново, ибо обновляется, освящается, восстанавливается первозданная чистота его как образа Божия. Все это достигается при жизни по заповедям Христовым и шествовании путем Христовым, что Апостол и подтверждает своей жизнью: "Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем" (6,17)(2), т.е. раны от побоев, трудов и изнурений за дело Христово.

В конце послания, которое написано собственноручно (6, II), Апостол преподает апостольское благословенью.

1. Действительно, по сообщению блаж.Иеронима, при Юлии Цезаре, Октавиане Августе и Тиверии действовал закон, дозволявший иудеям жить по своим обычаям. Поэтому,- кто был обрезан, тот, хотя и веровал во Христа, почитался язычниками за правоверного иудея и не подвергался преследованиям.

2. В древности рабы получали особые клейма, как знак подвластности своему господину. По аналогии с этим ап.Павел указывает на свои язвы за Христа, как клеймо, подтверждающее верность Христу.

 

Вопросы для повторения Послания к Галатам.

1. 1. Что известно оВ основании Церкви в Галатии?

2. Что составляет повод и цель написания Послания. Какие главные разделы Послания?

3. Чем характерно вступление Послания? (1,1-5).

4. За что укоряет ап" Павел галатов? (1,6-7)

5. Какой суд произносит Апостол над лжеучителями?(1,8-9)

П. 1. Какой источник благовестия ап.Павла? (1,11-12)

2. Какие биографические сведения привел ап. Павел и зачем? (1,13-24)

3. Что говорит ап. Павел о встрече с ап. Петром? (1,18-19)

4. Как встретили ап.Павла "столпы апостолов"? (2,2)

5. Как вел себя ап.Павел на Апостольском Соборе? (2,4)

6. Как отозвался ап. Павел о непринципиальном поведении ап.Петра? (2,11-21).

7. Почему при вере во Христа невозможно надеяться на оправдание от Закона? (2,17-20).

Ш. 1. Каким образом показывает Апостол необязательность закона Моисеева в деле спасения? (3,1-14).

2. Кто суть истинные сыны Авраама (3,7).

3. Кто освободил нас от клятвы закона? (3,8-13)

4. В чем состояло несовершенство закона? (3,15-18)

5. Зачем дан был закон и на какой срок? (3,19).

6. Через кого преподан закон, а через кого обетование? (3,19-20).

7. Чему уподобляется закон? (3,24).

8. Какие обетования дает вера? (3,26-27)

9. Имеют ли значение национальные, социальные и другие различия людей в их отношении ко Христу?(3,28)

1У. 1. С чем и почему сравнивает ал.Павел подзаконных? (4,1-3).

2. Когда мы освобождаемся от рабства закону (4,4-5)

3. Апостол на Рождество Христово (4,4-7).

4. Какое мы имеем свидетельство нашего сыновства Богу? (4,6).

5. За что укоряет Апостол Галатов? (4,9-10).

6. Как возбуждает Апостол Галатов к прежней вере? (4,14-15).

7. Какое прообразовательное значение было в рождении сынов Авраама? (4,22-25).

8. Какое пророчество Исаии о свободных чадах Церкви и синагоге дал Апостол (4,27-29).

У. 1. Как называет ап. Павел время подзаконное и время новозаветное? (5,1).

2. Почему при вере нельзя обрезываться? (5,2-5)

3. На какую веру указывает Апостол? (5,6).

4. Что являются главным принципом христианской жизни? (5,13-14).

5. Как ап. Павел изображает духовную брань в человеке? (5,16-22).

6. Где незаметна, где возникает и до каких пределов надо вести духовную борьбу? (5,24).

7. Как должны относиться духовные к согрешившим? (6,1-2)

8. Как можно исполнить закон (6,2).

9. Как предостерегает ап. Павел от самообольщения? (6,4-6,6).

10. Почему неразумно полагаться на плотскую жизнь? (6,8).

11. Почему надо спешить делать добро? (6,9-10)

12. Чем хвалится Апостол? (6,12-14)

13. Что означают слова Апостола: "язвы Господа Иисуса Христа на теле моем?" (6,17).

 

Date: 2015-09-17; view: 532; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию