Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послание к Ефесянам





1. Основание Ефесской Церкви.

Город Ефес во времена ап. Павла был главным городом Малоазийской провинции, портом, центром торговли, науки и искусства. В городе был знаменитый храм богишт Артемиды. Кроме греков, здесь жилл и еврон, имовшис свою синагогу. Первоначальная церковная община была основана ап. Павлом (Деян.18, 18-21). Около 54 г. Апостол, возвращаясь из второго путешествия, достиг Ефоса, гдо проповедовал в местной синагоге. Не имея возможности остановиться надолго, он, лишь огласив ефесских иудеев евангельской истиной, отплыл в Иерусалим, оставив продолжать начатое Акиле я Прискилло. Вместо с ними трудился 11 ученый иудой Аполлос (Доян. 18,24-26). Вторично ап. Павел сюда возвратился во время третьего путешествия и пробыл здесь более двух лет (Дсян,19 гл.). Здесь он нашел около двенадцати мужей, крестившихся в Иоанново крещение, но даже но слышавших о даро Духа Святого. Павел крестил их во имя Господа Иисуса, и через возлолзние рук на них снизошел Дух Святый, так что они получили дар пророчества и говорения языками. Много чудес было совершено в Ефесо Апостолом: на больных возлагали платки и пояс св. Павла - и они исцелялись: злые духи выходили из них. Проповедь оВ Истинном Боге имела такое сильное действие, что чародеи добровольно сожгли среди городской площали свези книги на сумму 50 тыс. драхм. Но враг воздвиг гонение на Апостола: Димитрий-среброковач возмутил город против Апостола,.и св.Павел удалился из Ефеса в Македонию. Ап.Павел еще раз беседовал с ефесскими пресвитерами, но не в Ефосе, а в Милите, куда он заехал лишь для прощания, возвращаясь в Иерусалим (Деян. 20,16-38).

Из Ефеса ап.Павел напнсал два послания: Галатам и первое Коринфянам. Здесь же впоследствии был епископем ев.Тимофей, а также св.апестел и евангелист Иеанн Богослов, написавший свое Евангелие и Послания.

2. Повод место и время написания Послания.

Ближайшим поводом к написанию Послания было желание Апостола поделиться с Ефосской паствой своимл глубокими созорцаниями о тайно Церкви Христовой, раскрыть толну опасения иудеев и язычников через Церковь, а также преподать целый ряд нравоучительных наставлений.

Послание написано из Рима под конец пребывания Апостола в узах, т.е. около 63 г., я доставлено Тихиком (6,21). Это не вторые, а первые узы; мы видим, что Апостол свободно проповедует Еванголие, просит молитв для этого дела (6,19-20). Этого он ни мог бы написать во вторые) римские узы, когда он знал, что "время его отшествия настало" (2 Тим. 4,6).

3. Разделение и краткое содержание Послания.

Несмотря на краткость (6 глав), Послание к Ефесянам очень богато содоржаниом как в догматической, так и в нравоучительной части. Св. Афанасий назвал его "катсхнзнсом христианского учения". Послание условно разделяется на две части:

1) Догматическая (1-3 главы);

2) Нравоучительная (4-6 главы).

Главная догматически тема Послания - единстве Церкви, а через нее и всего тварного мира, гю,д единым гл^ею - Хрястом.

Христос - духевння центр всего сотворенного. Он же и глава Церкви, а Церковь - Тело Его. Экклезиолегия строится на духовных образах Церкви:

1) как храма Божьего с краеугольным камнем Христом (2, 10-22);

2) как Тела Христова (1,10,22-23; 3,6; 4,4-7,11-16);

3) как Невесты Агнца Христа (5,23-32).

Церковь представляется как новое творение, созданное во Христе, как полнота и совершенство миревего бытия. Все Послание проникнуто идеей единства. Как един Христос, так едина и Церковь - Тело Христово; через единство Церкви объединяется все человечество и вся тварь (2,11-22; 1,10).

В нравоучительной части (4-6 гл.) Апостол, научил единству в вере и в жизни, призывает к духовному совершенству. Верующие ^олжпп осознать богатство благости Божией, уготованной им черех Христа; почувствовать, что они но чужие, а свои Вогу (2,11,19), почему и жлть должны согласно своему призванию, сохраняя "единство духа в союзе мира" (4,1-3). В семейных отношениях нужно руководствоваться взаимной любовью, подобно тому, как Христос возлюбил Церковь, предав Себя за нес в жертву Богу (5,22-23). Во всех жо отношениях христианин должен выступать, как воин Христов, облекшись во все духовное оружие (6,11-18).

1. Догматическая часть Послания (гл.1-3)

1. Раскрытие общего плана домостроительства спасения (1, 3-23).

После обычного привотствил Ефосской Цоркви (1,1-2) ап. Павел выражает благодарении Богу Отцу, пославшому в мир Сына Своего спасти верующих, которых Он избрал и предопределил ко спасению прежде создания мира: "Он избрал нас в Нем (во Христе) прожде создания мира, чтобы ми были святы и непорочны пред Ним в любви" (1,4). Бог "избрал нас в Нем", т.е. всех христиан всех времен и из всех народов через общение со Христом в таинствах.

Ближайшая цель избрания нас состоит в том, "чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви" (1,4). Святость и непорочность выступают также и как сродство к высшей цели усыновлению (1,5). Апостол уточняет, что святым и непорочным надо быть "пред Ним", т.е. пред Богом, в очах Божиих, а не во мнении людей, ибо может быть святость показная, внешняя.

Высшей целью нашего избрания Богом является усыновление: Бог; предопределил "усыновить нас Себе" (1,5), сделал нас и наследником вместе с Сыном Божиим. Побуждением к этому было единственно "благоволение воли" Его, "в похвалу славы благодати Своей" (1,6). Усыновление, как и избрание к святости, произошло в предвечном акте воли Божией, независимо от желания человека, хотя и в согласии с ним, по вере в Сына Божия.

"Никто не придет ко Христу, если Отец не привлечет. Но и Отец влечет подающего Ему руку. Ибо сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может" (еп. Феофан).(1)

Апостол показывает, какой ценой достигается нам такое обилие "духовных благословений", а именно: "Искупление Кровию Его" (1,7). Как раньше выкупали пленных за известную плату, так Христос искупил нас из плена князя мира сего за грех прародительский ценою Своей Крови. Уплачена эта цена вечной правде Божией.(2) Следствие искупления - "прощение грехов" пс благодати через веру во Искупителя.

Во Христе Бог "открыл нам тайну Своей воли" (1,9), которая состоит в том, чтобы соединять прежде разъединенных грехом всех существ: "дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (1,10). Тайна этой миссия объединения охватывает "всю полноту времен" (1,10), т.е. от начала устроения спасения в прошлом до его завершения в будущем веке, когда вновь будет восстановлена первоначальная гармония всего космоса. Вся тварь должна через восстановление первона-

1. Толк. посл. св.ап.Павла к Ефесянам, М., 1893, стр.62,

2. Эта юридическая терминология используется лишь как доступная нашему пониманию (аналогия для выражения непостижимой любви Божией к роду человеческому (Ин. 3,16). Поэтому вернее по-славянски: "О Нем же имамы избавление Кровию Его (1, 7).

чального совершенства вновь получить доступ к полноте благо-" дати и славы Божией. Но в настоящее время, когда грех еще не истреблен окончательно, возглавление всего тварного осуществилось только в лще Иисуса Христа. Апостол же созерцает уже все соединенным во Христе. Это созерцание и составляет главный предмет послания.

Касаясь конкретно судьбы иудеев и язычников, ап.Павел {показывает, что как те, так и другие призваны ко спасению по предведению и предопределению воли Вождей (1,11-14). Но если иудеи "сделались наследниками" по праву наследства, получили спасение по обетованию (1,11-12), то язычники только теперь, "услышав слово истины... и уверовав" во Христа, получили "запечатление обетованным Святым Духом" в крещении и миропомазании, данных им, как "залог наследия" вечного (1,14).

Для познания духовных истин необходимо просвещение от Духа Божия (1 Кор.2,14-16). Поэтов Апостол и воссылает свою молитву, чтобы Бог даровал ефесянам "Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца" их к полевому разумению того.

"В чем состоит надежда призвания Его и какое богатство славного наследия Его для; святых и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих" (1,17-19).

В этих стихах (1,15-19, а также 3,19-21), которые читаются как Апостольское зачало на молзбне на начало учебного года, Церковь выражает мысль, что высшая цель всякого учения - познание Бога и своего опасения в Ном.

Ап.Павел изображает величие Божественной икономии (домостроительства спасения) через возвеличение Христа (по человечеству), как совершителя спасения (1,20-23). Бог воскресил Его пз мертвых и посадил одесную Себя на небесах, превыше всех чинов ангельских: "начальства и власти, и силы, и господства, и великого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (1,20-21). Поэтому мы м именуем Христа Царем и Господом неба и земли, ангелов и человеков, и не только во времени, в условиях нынешнего порядка мира, но и в вечности, когда все будет приведено к Богу и "Бог будет все во всем" (1 Кор.15,28). Он же, как Спаситель всего тварного, по праву является "главою Церкви, которая есть Тело Его", всецело проникнутое Его живым присутствием: "полнота Наполняющего все во всем" (1,22-23)(1). Апостол дал здесь образ Церкви как таинственного Тела Христова, как единого духовного организма, возглавляемого единым главою - Христом.

2. Спасение язычников через Церковь (2,1-22)

Величие Христа как главы Церкви раскрывается и в деле спасения язычников и принятия их в Тело Христово - Церковь, наравне с иудеями. Язычники были ранее "мертвы по преступлениям и грехам" (2,1), были подчинены "воле князя" бесовского (2,2), пребывающего, чо учению иудеев, в воздушных пространствах, т.е. вплотную с людьми, чтобы совращать их ко греху. Также и иудеи водились похотями плоти и помыслов, "были чадами гнева" (2,3). И вот из этого, казалось, безысходного состояния, вывел нас Бог, по одной Своей неизреченной милости, "оживотворил со Христом", "воскресил с Ним и посадил на Небесах во Христе Иисусе" (2,5-6). В лице Христа как Богочеловека Бог уже возвел нас на небеса, но вступаем мы туда по мере проявления в нас новой благодатной жизни.(2)

1. Быть главою чего-го значит возглавлять, начальствовать. Но Христос, как Господь всего тварного мира, иначе возглавляет его: Он одновременно пребывает всецело и нераздельно в Канадой части Своего творения. Поэтому Апостол и прибавил: "Христос есть полнота Наполняющего всё во всем"(1,23). "В Церкви и христианах все Христово. Она полна Христом; Он ее наполняет всю, во всем составе и во всех членах"; и освящая все и всех, и просвещая, и исполняя дарами благодати к доброделанию (Еп.Феофан, Толк. поел. к Ефес., стр.125).

2. "Что в Нем совершилось, то ради всех совершилось, и совершается делом во всех, кои последуют Ему верою. В первом Ад^ме мы все согрешили и умерли: грех и смерть Адама только развивались во времени... Таким же образом во втором Адаме мы воскрешены и посаждены на небе. В верующих потом только приложение находит совмешенное во Христе" (Еп.Феофан, Толк.поел. кЕфесянам, стр. 148).

 

Как именно совершается само спасение, Апостол показывает в 8 и 9 стихах второй главы: "Благодатыо вы спасены через веру,и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился". Спасение совершается Богом, по благодати, но инв без нашего участия: "через веру": но н вера не вполне наше достояние, а дар Божий. В каком же смысле вера есть дар Божий? В том, что даже то, во что мы уверовали - Бог непостижимый,- Им же Самим явлено в откровения; и само возбуждение к вере, ее рост, усовершенствование происходит хотя и с нашим произволением, но силой Божией благодати; Св.И. Златоуст, поясняя вышеприведенный стих, говорит:

"Вера недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без нас, Бог требует от нас веры... Вера спасает, но не сама, а через Бога; Бог хочет - и вера спасает"(1)

Ап.Павел говорит о вере, а не делах веры, как нашем участии в деле спасения, " чтобы никто не хвалился" делами своими (2,9) и не почитал опасешю делом собственных усилий. Но Апостол говорит и о том, что одной веры без дел недостаточно: "мы Его творение, созданы во Христе Иисусо на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (2,10). Добродетели это то, что соответствует природе уверовавших, они как бы предопределены ворующим, но и нх исполнять помогает Бог. Поэтов все спасокко - от Бога, по благодати, при нашей вере, выражающей в добрых делах.(2)

Но иудеев, считавших собя народом Божиим, имеющим обетование спасения, крайно смущало вхождение язычников в Церковь без предварительного обращения в иудейство через обрезание.

1. Еп. Феофан, Толк.посл. к Ефесянам, стр. 155.

2. Здесь уместно вспомнить притчу Спасителя о рабе, который, исполнив все ому порученное, но благодеяния должен за это ожидать, будто сделал что-то великое, а должен лишь сказать: я раб, ничего ни стоящий, сделал лишь то, что должен был сделать (Лк.17,7-10).

 

Поэтому Апостол специально раскрывает ефосянам тайну их призвания и единения всех в единой Церкви Божией До уперования язычники были "без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире" (2,12). Но, крестившись, они сделались наследника.ми ранее неведомого им обетования: "а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие далеко, стали близки Кровию Христовой" (12,13). Кровь Христова смыла преграду между д,вумя частями человечества: народом Божиим и всеми остальными. Христос образовал Церковь из иудеев и язычников посредством Своего Креста, которым и "разрушил стоявшую посреди преграду" (2,14). Здесь Апостол имеет в виду бывшую стену в Иерусалимоком храме, разделявшую двор язычников от двора израильтян. Такой же стеной разделения мира был закон Моисеев, который упразднен исполнением его в Жертве Христовой. Упраздняя вражду примиряющей жертвой и отменяя "закон заповедей", Христос вводит "учение", т.е. новый закон жизни в духе веры и любви и о поклонением Богу духом и истиною.(1) Этот дух жизни во Христе, проникая в ранее разделенные части, созидает единое новое человечество - вселенскую Церковь.

В этом церковном и одновременно Христовом теле язычники стали такими же близкими Богу, к;:ж и народ избранный: "уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (^2,19). Верующие получают новое гражданство, как бы записываются вместе со святыми мужами Авраамом, Моисеем, Илией и др. в вечный, на небесах пребывающий город Иерусалим, "емуже художник и содетель есть Бог" (Евр.II,10). Кроме того что язычники стали

1. Греческое dogma означает: мнение, решение, постановление и в Св. Писании "но употребляется в смысле позднейшем - христианского "догмата" веры. Поэтому в русском переводе взято слово "учение".

 

"сограждане Святым", они еще н "Свои Богу", как дети Того же Небесного Отца.

Близость между верующими и Богом раскрывается сравнением их с живыми камнями, из которых строится здание Церкви (2,20-22). Здесь Апостол дает образ Церкви - Небесного града, храма веры. Это здание "утверждено на основании Апостолов и пророков", видевших издали (пророки), а потом вблизи (Апостолы) истину Христа. Но более глубоком основанием, является "краеугольный камень" - Христос Господь. Таким образом, Христос есть глава Церкви (1,22), Он же её основание (2,20), Само здание растет за счет все новых живых камней - верующих, и целых народов, пока не придет все к совершенству. В этом здании Церкви члены разные, но "слагаются стройно" (2,21), т.е. все в ней гармонично и организованно.

3. Откровение тайны Церкви (3,1-23)

Апостол открывает ефесским христианам из язычников великую тайну спасения их через Церковь - тайну, которая не была открыта ранее, в прежние времена, а только теперь возвещается через Апостолов и пророков: "чтобы язычникам быть сонаследниками... и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе" (3,6). Иудеи были причастниками и наследниками обетования спасения, а язычники теперь стали сопричастниками и сонаследниками того жо обетования через благовествование Костелов (3,6), среди которых св. Павел называет и себя как "наименьшего из всех святых" (3,8). На дело благовестия Господь Сам избрал св. Павла, послав его возвещать язычникам "неисслодимое богатство Христово" (3,8).

Сокровенность тайны всемирного опасения была такова, что ее не знали даже Ангелы,- только через осуществление его в Церкви они получили ведение этой тайны (3,9-10; 1 По тр. 1, 12). Земной Церкви, воинствующей и часто страждущей, проливающей кровь многих мучеников, вверена Богом большая тайна, чем ангелам и прочим небесным силам. К тайне нового восота-

 

новленного союза человеческих рас, наций и народов с Богом, т.е. в Церковь, вводятся теперь и Ангелы, созерцающие эту тайну. В Церкви, как Богочеловеческом организме, земном и небесном одновременно, достигается сама цель создания мира: единство, мир и соучастие в благости Божией.

Для познания этой тайны любви Божией ап.Павел вновь воссылает молитву (3,14-21), чтобы Бог дал ефесянам силу "крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке" (3,16), т.е. утвердиться духом в вере и в любви к Богу, "вселиться Хриф ту в сердца их", дабы они могли "постигнуть со всеми святыми... превосходящую разуменив любовь Христову" (3,19). Действительно, любовь Отца Небесного, не пожелевшая Единородного Своего Сына для искупления согрешившего человечектва, превосходит всякое человеческое разумение. Но утвердившемуся внутренним человеком, т.е. духом, во Христе становится доступна "широта и долгота, и глубина и высота" (3,18) этой жертвенной любви Божией(1).

II. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ (4,1-6,18)

1. Общий строй жизни христианина (4,1-32) а) Единство веры (4,1-16)

Нравоучительная часть Послания находится в соответствии с вероучительной. В вероучительной части Апостол изложил учение о единстве Церкви и возглавлении всего во Христе, а здесь

1. Четыре "стороны измерения" любви прообразуют четыре стороны креста Христова. Крест поэтому - символ жертвенной любви Христовой, как бы графически выражающий стих Еф.3,18 (Григории Нисский). По Экумению, долгота есть познание предопределения опасения; широта - что благодеяние простирается на всех; глубина - что неисследимая сила его снизошла даже до ада для освобождения пленников; высота - что сшедший - Он же есть и восшедший на небеса (См.Еп.Феофан, Толк. поел. к Еф.,243).

 

в нравоучения, он поучает верующих быть в единении духа и жизни, в соответствии с христианским званием. Христианское звание побуждает поступать "со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг другу, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (4,2-3). Среди добродетелей Апостол поставил на первом месте смиренномудрие, потому что им искореняется гордость, эгоизм, разделяющие общество. Затем указана кротость как первый плод смирения. На третьем месте указано долготерпение как самый надежный якорь среди испытаний. Венчает все любовь. Где любовь, там и все остальнне добродетели.

Наивысшее основание христианской жизни, по Апостолу, есть осознание всеобщего единства в Боге через единство в Церкви. В Церкви как теле Христовом верующие относятся друг к другу, как члены в теле, имеют единодушие и единомыслие, ибо все тело церковное животворится одним Духом Святым. Единство Церкви вытекает из единства Христа, как главы Церкви. Пгэтому есть только одна истинная Церковь, одно вероучение, одно крещение, как и один Бог:

"Одно тело и один Дух... один Господь, одна вера, одно коещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (4,4-6)(1).

Церковь немыслима без иерархии, поставленной Христом:

"Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных евангелистат, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова" (4,11-12).

1. "Одно тело и один Дух" (4,4) - En soma kai En pneuma Ву глщ^ > Исходя из того, что единство Церкви обязано животворящему Духу Божиему, в русском переводе слово "Дух" надо писать с заглавной, а не с прописной буквы. Западные толковники имеют в виду не Св. Дух, а простои дух жизни, единодушие, но ап. Павел употреблял для этого слово Cuxh (см. В.Троицкий, Учение о Церкви, Серг.Посад, 1912, стр.27).

 

Здесь мы видим: 1. иерархический принцип управления: Христос не уравнял всех, но даровал различные дары к различному служению; 2. Богоучрежденность пастырства ("Он поставил").Через возложение рук это Богоучрежденное пастырство продолжается в истинной Церкви от первых апостолов до сего дня.

Указанные ап.Павлом иерархические степени: апостольство и евангеличество неповторим, определены условием рождения Церкви. Для дальнейшей жизни Церкви они не являются необходимыми, так как апостолы и евангелисты вложили в Церковь все, что необходимо ко спасению: проповедь жизни и дела Христа, учреждение пастырства, установление таинств. "Пастырями и учителями" теперь являются клирики Церкви: диаконы, пресвитеры и епископы.

Апостол указал здесь (4,11-12) и три основных обязанности пастырства:

а) "к совершению святых", т.е. к руководству и совершенствованию верующих.

б) "на дело служения", т.е. к совершению различных благодатных служений, освящения верующих таинствами.

в) "для созидания тела Христова", т.е. прилагать к Церкви новых членов через таинства.

В соответствии с этими обязанностями Апостол указал и три цели, к которым пастырь должен вести пасомых (4,13):

а) достигать "единства веры";

б) достигать "познания Сына Божия", т.е. совершенствоваться в Богопознании.

в) совершенствоваться духовно: прийти "в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова".

Апостол предостерегает, чтобы "мы не были младенцами" во Христе, легко "колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения" (4,14), т.е. всякими заблуждениями и ловкой игрой понятия. Под "ветром учения", по словам ей.Феофана, в наше время можно понимать учения всех верующих, "кои находятся вне истинной веры и Церкви, не исключая и христиан инославных"

б) Облечение в нового человека (4,17-32)

Излагая положительные правила, христианской жизни, ап. Павел прежде всего советует не поступать "по суетности ума своего", который привел язычников к помрачению разума, отчуждению от жизни Божией, невежеству и ожесточению сердца, доходящему иногда до полного бесчувствия и распутства (4,17-19). Верующие же познали Христа и в Нем познали совершение истину, "так как истина во Иисусе" (4,21). Но это истина не отвлеченного характера, это не теория, а жизнь во Христе, способная преобразить человека. Познание истины во Христе в том и состоит, чтобы

"отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в оболъстптелъских похотях, обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (4,22-24). Облечься в "нового человека" значит облечься во Иисуса Христа, ибо Он и есть истинно новый человек. Начало этому "облачению" полагается в крещении, но только тот, кто подражает жизни Христа, кто творит Его заповеди "в праведности и истине", тот действительно облекается в нового человека, о котором и сказал ап.Павел про себя: "уже не я живу, но живет во мне Христос" (1 Кор. II, 1). Лиостол излагает также частные нормы христианской жизни (4,25-32), Прежде всего он заповедует отвергнуть ложь, говорить истину ближнему своему (4.25). Далее он увещевает не гневаться на ближнего. Апостол как бы признает естественность гнева, но не дозволяет предаваться ему: "гневаясъ, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем" (4, 26), т. е скоро прощайте обиды и освобождайте свои души от гнева для молдтвы. Апостол внушает не красть, но честно трудиться (4,28); не говорить гнилых, праздных, злых слов:

"Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (4,29).

Апостол призывает не оскорблять "Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления" (4,30), т.е. в крещении. Всякое оскорбление ближнего есть Оскорбление и Св.Духа, живущего в крещенном, как храме Своем. Наоборот, надо быть друг ко другу добрыми, сострадательными, прощая обиды, "как и Бог во Христе простил" нас (4,32),

2. Побуждения к духовной жизни (5,1-21)

Первым и главным побуждением к духовной жизни для христианина является: а) подражание Богу и любви Христовой, Который "предал Себя за нас в приношение и жертву Богу" (5,2). Значит, и мы должны прощать друг другу, как и Бог простил нас и дал нам право быть "чадами возлюбленными" (5,1). б) другой стимул к нравственной жизни - напоминание о том, что никакой грешник "не имеет наследия в Царстве Христа и Бога" (5,5). в) осознание нашего возрождения во Христе: "Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе" (5,8). Для христиан тьма неведения и блуждания в поисках истины заменилась светом познания Христа, поэтов они и должны поступать, "как чада света" (5,8). Плоды духовной жизни состоят "во всякой благости, праведности и истине" (5,9), Дела тьмы и греха не должно скрывать, но следует выводить их на свет, чтобы обличалась их прочность, что и совершается через покаяние и исповбдь (5,10"13), Грех живится тьмой, т.е. отсутствием света благодати. И еоли пребывающих в нечестии озарить светом, то и они могут увидеть свою тьму и возревновать к свету. К ним обращается Апостол с призывом: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос" (5,14). (Это свободное изложение слов пророка Исаии гл. 60,1)(1).

1. Очень точное и назидательное выражение Апостола о грешнике: он не только спящий, нл и мертвый. Бывает, грешник так спускается, падает, что своими силами никогда не сможет восстать,- только Сам Бог Своею благодатью может поднять его, пробудить от сна, фактически, воскресить от духовной смерти.

 

г) Необходимость благоразумно пользоваться настоящим дороиш времннем (5,15-21), которое неумолимо течет. "Дни лукавы" (5,16),- говорит Апостол, т.е. диавол ежедневно старается хитро уловлять нас во зло, поэтому употреблять время надо благоразумно: для познания волн Божной (5,17). Апостол призывает христиан возвыситься даже над самим временем: если дни употребить на добро, во славу Божию, значит, эти дни и само время похищены будут у лукавого, князя мира сего, и станут началом блаженной вечности.

Апостол предостерегает христиан от пристрастия к вину, дающему ложную эйфорию; но исполняться подлинной радостью в Духе Свят.ом" (5,18-20): "не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом" (5,18), назидая себя молитвами и духовными песнопениями. Так проводили время первые христиане.(1)

3. Семейные и гражданские обязанности христиан (5,22-6,9)

а) Тайна христианского брака (5,22-23)

В Первом послании к Коринфянам (7-я гл.) ап.Павел изложил свге учение о семейнгй жизни и о девстве. Там он отдает предпочтение девству, если оно избирается ради Господа. Здесь же он излагает учение о высоте христианского брака (5,22-23).

Апостол указывает на Божественное установление брака: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть" (Быт. 2,24). Глубина единства обеих супругов простирается дс того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, - они вдвоем составляют одно тело.

1. В широком смысле под "опьянением вином" можно понимать всякое пристрастие к земному, временному, обманчивому благу.

 

Ерак также есть таинство, тайна, прообразом которой служит тайна союза Христа и Церкви: "Тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (5,32). Ъедъ кадцый член брачного союза до брака уже является членом тела Христова, т.е. Церкви. Конечно, и супруги, как одно новое существо, "едина плоть", прилепляются Христу. Брак как таинство заключается п том, что благодать Христова, которая соединила человека со Христом в крещении, теперь соединяет, благословляет и освящает супругов во образ союза Христа и Церкви,

Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам - послушание, а мужьям - любовь (5,22-28). Это и понятно: ведь если супружество есть образ союза Христа и Церкви, то и отношение жены к мужу должно быть подобно отношению Церкви ко Христу. Церковь находится в послушании Богу, а Бог доказал Свою любовь к Церкви тем, что отдал Сына Своего Единородного, Который "предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова" (5,25-26), т.е. крещением.

Тайна новой жизни в Церкви определяет и отношения супруге: друг ко другу: Апостол заповедал жене любить мужа, как члена единого брачного союза, и бояться, как главы своего. Муж же получил обязанность не только любит: жену свою, но и устроять ее жизнь (5,29).

Здесь возникают недоуменные вопросы: а) а мужья не должны ли повиноваться женам? - Да, должны, потому что Апостол всем заповедал повиноваться друг другу в страхе Божием (5,21). Там, где есть страх Божий, там водворяется обоюдное согласие, мир, любовь и взаимное послушание. Но тек как жены склонны тяготиться главенством мужей над ними, то им и напоминается повиновение. А мужья склонны злоупотреблять властью над женами, поэтов Апостол напоминает им о любви, б) Как понимать "жена да боится" мужа?- Как уважение к мужу, соединенное о опасением, как бы но оскорбить его и тем не уменьшить обоюдной любви. Блажечный Иероним в Вульгате перевел "да чтит" жена мужа(1). Ведь жена должна видеть в своем муже не просто сожителя, но Богом поставленного главу, возносясь умом до осознания главенства над собой Христа. Недоумение возникает от забвения о том, что семья есть прежде всего церковная единица.

б) Взаимные обязанности детей и родителей (6,1-4)

Апостол указывает на обязанность детей слушаться родителей, так как это долг справедливости и одна из первых заповедей Божиих. "Дети, повинитесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость" (6,1) и "это первая заповедь с обетованием" благополучия и долголетия (6,2, см.Исх.20,12). Характер послушания детей определяется словами: "в Господе", т.е. если воля родителей будет несогласна с волей Божией, то дети могут и должны не послушать их, чтобы не преступать большей заповеди. Свят. И. Златоуст говорит:

"Они, родители, после Бога - главные виновники жизни нашей, поэтому они первые имеют право на наше почитание, а потом и все прочие люди".

Обязанность родителей - терпеливо воспитывать детей:

"И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (6,4).

Главный предмет воспитания детей родителями - учение христианской веры в жизни, а также нравственное воспитание с учетом психики детей.

в) Взаимные обязанности рабов и господ (6,5-9)

Апостол повелевает рабам повиноваться "господах своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца... как Христу" (6,5). Христианство ставило задачу освободить людей не от

1. В греческом оригинале употреблено fobhta, от fobew устрашать, пугать.

 

господ по плоти - не от внешнего рабства, а от господ нэд душой,- от рабства внутреннего. Внешне устройство жизни не входило в прямую задачу христианства, но оно даже службу раба делало средством возрастания и освобождения внутреннего, делало добродетелью.От этого теряется ее унизительный характер, она исполняется не ради чсловекоугодия или страна, а добровольно; значит и раВ - уже раВ только по названию, по существу же он раВ Христов, а не господина по плоти. Христианский призыв к смирению и послушанию Богу есть вернейший путь к обретению внутренней свободы духа. К тому же, Господь каждому воздаст "по мере добра, которое он сделал" (6,8).

С другой стороны, господам Апостол заповедует поступать с рабами "так же, умеряя строгость", зная, что над всеми есть нелицемерный судия - Господь (6,9). Каким хочешь шд собой иметь Владыку Бога, таким и сам будь по отношению киодчиненным, потому что для Бога нет разницы между рабом и господином, Он сотворил всех одинаковыми.

4. Духовное христианское всеоружию (6,10-18)

Научив верующих преодолению страстей: гнева, похоти и др., ап. Павел указывает теперь на главного врага нашего спасения диавола и множество его слуг - бесов, с которыми и доложен вести непрестанную духовную брань истинный воин Христов. Но для этого нужно укрепиться Господом и могуществом силы Его, облечься во всеоружие Божио (6,10-11), т. е. стяжать блатодать Божию. Основная брань христианина происходит в его собственной душе с силами ада:

"Наша брань не против крови и плоти, но против начальства, против властей, против мироправителой тьмы вока сего, против духов злобы поднебесных" (6,12).

Здесь Апостол указал и градацию духов тьмы: у них существует иерархия по типу добрых ангелов, только в обратную сторону по степени удалении от Бога и ожесточения во зло.

"Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите шит веры... и шлем спасения возьмите - И меч духовный, который есть слово Божие" (6,14-17)(1).

Как пояс дает свободу движению, так истина освобождает дух; как броня защищает от тяжелых ударов меча, так оправданный пред Богом неуязвим для нападений диавола. Воин носил особого рода обувь; так умиротворение души и примирение ее с Богом облегчает шествие христианина в мире. Главное оружие христианина, которое рекомендует взять Апостол, это вера: "паче всего возьмите шит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого:(2) и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие" (6,16-17).

В качестве же особенного, всегда действующего источника силы Апостол рекомендует непрестанную молитву как за себя, так и за "всех святых", т.е. друг за друга (6,18). Этот стих содержит учение Апостола о молитве. Как указывает еп.Феофан, здесь можно отметить пять свойств молитвы:

1. разнообразие ("всякою молитвою и прошением").

2. неотступность ("во всякое время")

3. духовность ("духом", т.е. молитва совершается умом и сердцем)

4. со всяким терпением ("со всяким постоянством и молением")

5. общность (молитва "о всех святых", о Церкви).

1. Два года кесарийских уз, конвоирование в Рим и два года заточения в Риме дали Апостолу повод со всей точностью изобразить христианина в духовном всеоружии по типу вооружении римского солдата.

2. Искушения лукавого уподобляются стрелам, обмотанным паклей, которые римские солдаты поджигали перед заправлением в лук.

В заключение (6,19-24) Апостол просит молиться о ном, зная, что самая сильная молитва - церковная, которая может освободить его от уз и вновь дать ому возможность проповедовать, что вскоре и исполнилось. Апостол извещает о посольстве к ефесянам Тихика с данным посланием (6,22), преподает благопожелания мира и любви с верою и свое апостольское благословение.

Вопросы для повторения Послания к Ефосянам.

1. 1. Когда и ком основана Церковь в Ефесе?

2. Как подразделяется Послание и корова его главная тема?

3. Как говорит ап. Павел о предопределении ко спасению? (1,4).

4. Какая цель избрания? (1,5-6)

5. Какую тайну воли Своей открыл нам Бог? (1,9-14)

6. Какую молитву воссылает ап.Павел? (1,15-19)

7. В чем выразилось воличио Иисуса Христа? (1,20-23)

П. 1. Как раскрылось величие Христа в спасении иудеев и язычников? (2,1-7).

2. Как совершается спасение? (2,8-9)

3. Какая роль "добрых дол" в дело спасения? (2,10)

4. Что собой представляли язычники до верования? (2,11-12)

5. Что приобрели язычники во Христе? (2,13-14)

6. В какого образе изображается Церковь? (2,19-22)

7. Какую тайну возвещает ап.Павел о язычниках? (3,6-9)

8. В чем особеннее выразилась сокровенность тайны о язычниках? (3,10)

9. Какую, молитву воссылает Апостол? (3,14-21)

Ш. 1. Какую лестницу добродотелей указывает ап.Павел? (4,2-3).

2. Как говорит Апостол о единство Церкви? (4,4-6)

3. На чем основан догмат о богоучрсжденности церковной иерархии? (4, 11-12).

4. Какие 3 основные обязанности пастыря? (4,12)

5. Какие 3 основные цели пастыря? (4,13)

6. От чего продосторегается ап. Павел? (4,14-20)

7. В чем состоит истина Христова? (4,21-24)

8. Какие еще нормы поведения дает Апостол? (4,25-32)

9. Почему нельзя оскорблять ближнего? (4,30)

1У.1. Какие 3 главные побуждения к нравственной жизни дает ап. Павел? (5,1-8)

2. С кем сравнивает ап. Павел грешника? (5,14)

3. Как и почему называет Апостол настоящие дни? (5,16)

4. Как рекомендует Апостол проводить христианское веселье? (5,18-20)

5. Какие наставления женам и мужьям дает ап. Павел? (5,22-32)

6. В каком прообразе представляет Апостол брак? (5,32)

7. Какие обязанности родитолой к детям и детой к родителям? (6,1-4)

8. Какие взаимные обязанности рабов и господ? (6,5-9)

9. Против кого ведут брань христиане? (6,12)

10. С каким оружием выступают христиане на брань? (6,14-17)

11. В чем источник силы христиан и какие свойства молитвы? (6,18)

 

ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ(1)

1. Основание Церкви в Колоссах.

В книге Деяний не упоминается о городе Колоссы: там говорится только, что ап. Павел проходил через Фригию, важным городом которой были Колоссы. Впервые через Фригию Апостол проходил 60 время второго миссионерского путешествия (Деян. 16,6). Вторично он был здесь в третье путешествие (Доян.18, 23) по пути в Ефес. Апостол, конечно, из Ефеса сносился с колосоянами, насаждая веру в их городе. Можно считать поэтому, что основанием Церкви в Колоссах был ап. Павел, но не лично, а через верных сотрудников своих: Епафраса (Кол. 1,7) и Филимона, у которого была своя домашняя Церковь (Флм.1,2).

2. Повод к написанию и цель Послания.

Во время римских уз ап. Павла в Гим пришел еп.Епафрас и принес известия о состоянии церквей Фригийских. Он сообщил много утешительного о вере и любви колосских христиан (1,1-8), но вмостр о тем сообщил о появлении среди них лжеучителейгностиков, старавшихся обольстить не утвердившихся еще христиан из язычников своей философией, красноречием и мистикой. Как строгие трансценденталисты, гностики отрицали учение о Боговоплощении, полагали, что между Богом и человеком существует целый ряд промежуточных духов, одним из которых они считали и Христа. Материю и земную жизнь гностики считали злом, поэтому требовали жестокого аскетизма. Их учение было некоей смесью иудейства и восточных суеверий и, конечно, могло пагуйно подействовать на христиан. Целью Послания было оградить Колосскую Церковь от этого лжеучения; поэтому Апостол развивает в нем мысли, прямо противоположные воззрениям лжеучителей.

1. Следующим после послания к Ефесянам изучается не послание к Филиппийцам, чтг соответствовало бы порядку их в каноне новозаветных книг, а послание к Колоссянам, так как оно родственно с посланием к Ефесянам по тематике, а адресаты обоих посланий близки географически.

3. Время и место написания Послания.

Из Послания видно, что написано оно из уз (Кол. 4,3,18), каковыми нужно признать первые римские. ап. Павел просит молитв о себе, чтобы "возвещать тайну Христову", за которую он находится в узах (4,3). Следовательно, Послание написано в 63 г. из Рима. Доставдено послание Тихиком и Онисимом, рабом Филимона, которому Онисим принес особое письмо от ап. Павла (4,7-9).

4. Разделение и краткое содержание Послания.

Послание имеет предисловие (1,1-8); догматическую часть (1,9-2,23); нрав оучит ельную часть (3,1-4,6) и заключение (4, 7-18).

В богословском отношении это наиболее христологическое послание. В связи с опасностью гностических идей в нем наиболее выразительно изложено самое существенное учение о Христе, какого мы не встречаем ни в какой другой книге Нового Завета. Христос - возлюбленный Сын Божий (1,13), предвечно рожденный (1,15). Он есть образ Вога невидимого (1,15), в Нем обитает вся полнота Божества, телесно (2,9), Он творец и промыслитель мира (1,16-17) и искупитель человечества (1,20; 2, 14-15).

Другой важной темой Послания является тема Церкви. Как и в послании к Ефесянам, Церковь мыслится не как местная, но как вселенская, глава которой - Христос, а она - тело Христово (1,18,22,24; 2,18-19). Верующие суть члены Христовы, каковыми они стали через крещение (2,11-13). Поэтому они шеют во Христе полноту освящения и надежду на спасение.

 

Апостол предостерегает от пристрастия к иудейским обычаям относительны пищи, праздников и т.д. - так как это лишь тень настоящего, суть которого - во Христе; предостерегает от самовольного смиренномудрия лжеучителей, от неразумного изнурения тела (2,23).

В нравоучительной части (3,1-4,6) Апостол указывает на высоту христианской жизни: она должна быть отрешенной от всего земного - мы должны о горнем мыслить, а не о земном, ибо жизнь наша в Боге сокрыта (3,1-3). Следовательно, мы должны умерщвлять земные, т.е. греховные привычки наши (блуд, нечистоту), совлечься ветхого человека и облечься в нового, образовав новое общество на началах любви (3; 5-15).

Апостол излагает ряд частных правил относительно семейных и социальных отношений: жены должны повиноваться мужьям; дезж слушать родителей, отцы не раздражать детей; рабы во всем должны повиноваться своим господам; господа обязаны оказывать рабам должное по спрезедлизости (3,18-25). Призывает благоразумно относиться к внешним, слово содержать "приправленное солью", т.е. благодатное (4,1-6).

АНАЛИЗ ПОСЛАНИЯ; К КОЛОССЯНАМ

1. ВСТУПЛЕНИЕ (1,1-8)

Ап.Павел приветствуют Колосскую Церковь от себя, называя себя "Апостолом Ичоуса Христа", и от лица Тимофея, который находился вместе с нам в Риме (1,1). Это он делает не ради возвеличения себя, но имея в виду низложить самозванных лжеучителей, пустословов-философов из иудеев и язычников, учащих "по преданию человеческое, а не по Христу" (2,8).

Самих же колосских христиан он называет "святыми и верными братьями во Христе Иисусе" (1,2), тдк как только во Христе и через Христа люди могут освятиться я стать настоящими братьями, роднее, чем бывает братство по плоти. Среди плодов благовестия у колоссян Апостол указывает на возрастание веры во Христа Иисуса и любви ко всем святым (1,4), т.е. деятельчой веры. Апостол определяет основные черты христианского благовестия: оно распространяются во всем мтре, возрастает и плодоносит, наполняя сердца и умы верных благодатию и истиной (1,6).

П. ДОГМАТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (1,9-2,23).

Желая изложить колоссянам истинное учение о Христе в противоположность суемудрию гностиков, ап. Павел воссылает в начале молитву о их усовершении "познанием волл Его, во всякой премудрости и разумении духовном" (1,9). Но богопгзнание не есть только теория, это прежде всего жизнь христианская, поэтому зцесь же Апостол и присовокупляет назидание, чтобы колоссяне преуспевали в благоугождении, поступая достойно Бога, пребывали в плодоношении добрых дел и оттого возрастали в познании Бога (1,10).

1. Изображение Божественного величия Иисуса Христа (1, 12-23)

Ввиду появления среди колоссян лжеучения гностических сект, ап.Павел всесторонне раскрывает учение о Христе, как предвечном, совочном Отцу и воплотившемся в конце времен Сыне Божием, в Котором освящается, обновляется я примиряется все сотворенное. Христос - единый Владыка мира, единый Посредник между Богом и людьмя, единый Спаситель мира, Глава Церкви и источник жизни. Только в Нем "мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов" (1,14).

а) Иисус Христос - Сын Божий и Бог (1,13-15)

Говоря о призвании Богом язычников от власти тьмы к "участию в наследии святых во свете" (1,12),Апостол называет это"наследие" Царством Сына Божия (1,13), т.е. Царством Христовым. Как Сын Божий, Христос в то же время есть и Бог истин ный: Он "есть образ Бога невидимого" (1,15).(1) Это значит, что Христос, как Сын Божий, единосущен Богу Отцу; в то же время Он есть видимый "образ Бога невидимого". В отношении предметов неодушевленных образ не обязательно может быть одной природы с первообразом, но и в отношении существ одушевленных, тем более в приложении к совершенной личности Сына Божия, "образ" означает единодушие Богу Отцу по рождению от Него. Христос как "образ Божий", отличен лишь по явлению вовне, по личным свойствам, но тождественен с Личностью Отца и Духа Святого по сущности.

"Назван он образом Бога невидимого для того, чтобы дать уразуметь, что Он есть Бог, Который в Нем мысленно видятся" (еп.Феофан)

На вопрос ап. Филиппа: "покажи нам Отца", Господь отвечает": "видевший Меня видел Отца" (Ин.14,9). Это не значит, что Бог невидимый во Христе стал видим. Божество и во Христе оставалось прикровенным, но в Нем Оно во всей полноте стало соприсущно человечеству: "в Ном обитает вся полнота Божества телесно" (2,9), оставаясь невидимою.

б) Иисус Христос - Творец мира видимого и невидимого (1,16)

Все тварное бытие - мир физический и мир духовный - от Христа получило бытие:

"Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано" (1,16).

1. "Наследие святых" есть, прежде всего, обетование Израилю быть наследником Царствия Божия; но это также и вое верующие христиане, истинно "святые" и наследники ранее уготованного "наследия".

 

Таким образом, Христос не только выше всех чинов ангельских, но они сами от Него я ради Него получили бытие, ради полноты славы Его. "Престолы, господства, качала, власти"это четыре чина небесных духов, названия которых приспособлены к земным понятиям и служения которых образно отражены в этих названиях. Исчисление чинов ангельских по Апостолу такое же, как и позднее подробно было раскрыто у св. Дионисия Ареопагита: 1) престолы, херувимы и серафимы; 2) власти, господства, силы; 3) архангелы, ангелы и начала.

Сам же Иисус Христос - "рожденный прежде всякой твари" (1,15), но не втом смысле, что Он рожден первый из тварей по времени, а в том, что Он рожден вне порядка рождения тварнпго, значит, и Сам не тварной природы, значит, Он рожден от Бога. Поэтому Он и единодушен с Отцом, от Которого Ешл отличает только личное свойство - вечная рождаемость.

в) Иисус Христос - Промыслитель мира (1,17)

"И Он есть прежде всего, и все Им стоит" (1,17). Этим указано высочайшее свойство Христа Спасителя - промышление о сотворенном Им мире, т.е. мир не сам собою стоит, не в себе саамом имеет начало самодвижения, к не представлен сам себе, но "Им стоит", "ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим. II, 36).

г) Иисус Христос - глава Церкви (1,18-19)

Далее ап. Павел говорит о Богочеловеческом достоинстве Христа, о том, что Он и как человек чмеет во всем главенство и первенство. Прежде всего "Он есть глава тела Церкви" (1,18). Как глава Он первым в Церкви все совершает: "Он начаток, первенец 113 мертвых" (1,18), т.е. первенец из воскресших, победивший смерть; Он первый плод в Цоркви, ради которой Он принос Себя в жертву. Хотя и до Христа в Библии описываются воскресения мертвых, но воскресшие умирали снова, а Христос стал победителем смерти навсегда, ставши источником и нашего воскресения.

д) Примирение с Богом во Христе (1,20-23)

Во Христе как искупителе мира (1,14) достигнуто примирение с Богом всего тварного мира, и земного я небесного. "Кровию креста Его... в теле Плоти Его, смертью Его" (1,20,22). Примирение совершилось не в призрачном толо Иисуса Христа, как учили колосокие теософы (докеты), а в реальной человеческой Его плоти ("в теле Плоти Его").

Примирение "земного а небесного" (1,20) надо понимать, как примирение земного с небесным, так как после грехопадения человека ангелы негодовали на людей за оскорбление Бога. Примирение человека с Богом одновременно примиряло его и с ангелами, которые теперь относятся к нам, как старшие братья, покровители к хранителя.

2. Служение ап. Павла Церкви (1,24-29).

Изложив учение о Совершителе спасения Илсусе Христе, ап. Павел далее показывает, к чему обязываэт это колоосян и его самого, как апостола Христовы. Главнейшая обязанность христианина - это подр^ашю Христу в Его страданиях, чтобы стать соучастником и Его прославления. Сам Апостоле радостью "восполняет недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, Которое есть Церковь" (1,24). По лзъяснонию преосв. Ф с османа.

"Скорби Христовы есть те скорби, которые Христос терпит, только теперь уже в лице Своих верующих... Усвоение дела искупления требует страдания, которое Христос и терпит в теле Церкви по таинственнону, но тем но менее живяму союзу с ней, как Глава"(1)

1. Цит. по еп. Никанору, Толковый Апостол, ч.II, стр.519.

 

Ревнующий о деле Божием на земле неизбежно будет страдать, потому что он должен принять на себя борьбу со злом как внутри собственной души, так и во внешнем мире. Христос оставил образ страдания, которому должны подражать те, кто подвизается за Него (1 Петр.2,21). Как служитель Христов, Апостол берет на себя меру страданий Церкви, но чувствует себя еще не достигшим полноты страданий Христовых и выражает радость, что нашел их за дело проповеди Христа колоссянам. Это те "язвы Господа Иисуса", которые он носил на теле своем (ГАп.6,17) за благовестис Христа. ОВ этом же кресте страданий говорил и Господь, когда призывал Своих последователей отвергнуться Себе и следовать за Ним (Мф.16,24).

Содержание проповеди о спасении во Христе и все обетования Христовы есть тайна, сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым его (1,26), т.е. всем верующим. "Тайна", потому что содержание не было открыто не только язычникам, но также иудеям и даже ангелам (Еф.3,10) и по одной милости явлено теперь язычникам. Для благовестия этой тайны, чтобы через позвание ее "представить всякого человека совершенным во Христе" (1,28), Апостол и трудится и подвизается, делая дело Божие,- но не своей силой или мудростью, а силой Божией, действующей в нем могущественно (1,29).

3. Предостережение Колоссян от лжеучителей (2,1-23)

а) Необходимость истинного Богопознания для отсечения лжеучений (2,1-8)

Чтобы оградить колоссян от влияния ложного учения, ап. Павел призывает к "познанию тайны Бога и Отца и Христа" (2,2). Тайна Бога и Христа непостижима до конца не только для людей, но даже для ангелов, которые желают проникнуть в нее (1 Петр. 1,12). Поэтому ап,Павел указывает на любовь, которая открывает верующим через Духи Святого "и глубины Божий", т.е. тайны Боговедения (1 Кор.8,3). Во Христе "сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (2,3). Он есть сама Премудрость и неисчерпаемая сокровищница всякого благодатного познания. Познание Христа есть познание нашего опасения в Нем, познания не теоретического только, но и практического, т.е. познания жизнью во Христе. Для этого мюстол призывает колоссян быть твердыми в веро, чтобы никто не прельстил их "вкрадчивыми словами" (2,4), как это делают всегда соблазнители:

"Смотрите, братия, чтобы никто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданчю человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (2,8).

От чего предостерегает здесь Апостол? От философских воззрений, противных вере во Христа, потому что все такие учения о мире, о человеке и т.д. основаны на "человеческом предании", т.е. на мнении большинства, не далеки от истины. "По стихИдМ мира", - т.е. философия апеллирует к естественным законам природы. В этом ее относительная сила, но эте одновременно ее и ограничение. Не обращаясь ко Христу, она не поднимается выше познавательных способностей человека, не может дать ответа на его духовные запросы: зачем человек живет на свете, что будет с его душой после смерти и т.д. Только философия "по Христу", в согласии с Откровением, способно, дать ответ на главные запросы человеческого духа.

б) Во Христе - полнота Божества телесно (2,9-15)

В противоположность ложной философии и пустоте лжеучений о Христе, ап. Павел дает краткое, ью наиболее емкое выражение тайны Христа: "в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (2,9), т.е. во Христе живет Само Божество, и притом не какой-либо частью, а всей полнотой сущноси., и притом "телесно", т.е. вэплощенно,- неслитно и нераздельно с человеческой природой Христа. "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины" (Ин.1,14). Воплощение не ограничило Божества: "Ибо Он и воплотился весь, со Отцем есть весь, будучи телесно описуем и божеством неописан" (Бл.Феодорит).

Это кенозис Бога, но он необходим для нашего обожения. "В Нем (т. и.во Христе) естество наше соединено о Богом, а через это и мы в Нем соделалиоь Причастниками Божественного естества" (Блаж.Феофилакт)(1).

Именно во Христе, в общении с Ним, а не в каком-либо посреднике, как учили гностики, возможна духовная жизнь христианина: "вы имеете полноту в Нем" (2,10)(2), полноту благодати искупления; в Нем "обрезаны обрезанием нерукотворным, совлечением греховного тела плоти" (2,11), т.е. совлечены греха, который как инородный нарост, на нашей плоти растят свое тело, паразитирует в нас. Это достигается Крещением, в котором мы спогреблись Христу и о Ним совоскресли, потому что Бог воскресил Того, в Которого мы крестились (2,12).

Далее в ст. 2,14-15 Апостол называют виновность нашу перед Богом "рукописанием", уподобляя ее долговой расписке, которую Господь Иисус Христос изъял от нас и "пригвоздил ко кресту" и Д0.1Г за нас заплатил Своими крестными страдалиями. Образ взят из древней практики писать долговую расписку на восковой дощечке, с которой легко можно было изглаждать написанное рукой ("рукописание"). Для иудеев таким "руковисалпем" был закон Моисеев, который они подписывали своею кровию в обрезании, но так как они не могли его исполнять, то это было их "рукописание грехов". Для всех же нас наша греховная жизнь есть тоже "рукописание грехов". Это-то рукописание грехов наших Господь и истребил учением (2,14), т.е. всей совокупностью христианского вероучения, которое мы усвояем верой и жизнью по вере.

1. Цит. по еп.Никанору, Толк. Апостол, стр.525.

2. Не без основания, отмечают толкователи, Апостол употребил терминологию самих гностиков, чтобы тем самым опровергнуть их. Именем Plhrwma - полнота, у них называется один из эонов, в котором по их учению сбитало божество, но временно и частично. Напротив, во Христе Божество вселилось вечно и всею полнотою.

 

в) Предостережение от лжеучителей (2,16-23)

Первое предостережение относится к иудействующим: "Никто да не осуждает вас за чищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу" (2,16). Смысл этого внушения в том, что Апостол призывает не соглашаться придерживаться какого бы то ни было иудейского обычая, закона или праздника, потому что все, что было в них истинного, исполнилось и обрело смысл в христианстве.

Второе предостережение относится к гностикам: "Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов" (2,18). Гностики старались различными изнурениями и истязаниями тела достичь духовных откровений, видения духов, Ангелов, которых считали посредниками в деле спасения, и не держались единого Спасителя - Христа (2,19). Действительно, во Фригии почитание Ангелов зашло столь далеко, что Лаодикийский собор в 365 г. (Лаодикия - область, близкая к Колоссам) специально осудил его, так как Ангелы там прославлялись выше Самого Христа.

Третье предостережение: не держаться бессмысленных постановлений: "не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся" (2,21). Колосокие лжеучители придавали большое значение самой природе некоторых веществ и потому запрещали даже прикасаться к ним, считая эти вещества порождением злого начала или обиталищем злых духов.

Все эти измышления, согласно Апостолу, "имеют только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (2,23), потому что преследуют цель корыстную - привлечь к себе лицемерным и внешним смиренномудрием и аскетизмом, основанном не на истинном смирении, но на гордости и тщеславии. У лжеучителей и служение "самовольное", приятное им, а не Богу, основанное на их представлении, а не на духе Откровения. Такова, собственно, природа поведения и современных лжеучителей - сектантов. Поэтому неразумно восхищаться их наружным, лицемерным благочестием и изощренным высокоумием.

 

Ш. Нравоучительная часть (3,1-4,6) 1. Увещания к святости жизни (3,1-17)

Преподав наставления в христианской вере, Апостол преподает также и нравственные наставления и увещания к святости жизни как общие для всех, так и частичные. Апостол пачер- тывает общее понятно о христианской жизни: христиане через крещенье "воскресли со Христом", следовательно, и жизнь свою им следует направить к достижению того горнего жилища, где "Христос сидит одесную Бога" (3,1). "О горнем помышляйте, а не о земном" (3,2).

Христианин, умерши греху, имеет тайное, сверхчувственное, благодатное сокровище па небе со Христом в вечной, нетленной славе будущего века, которая откровжся вместе с явлением Христа во Славе (3,3-4), Но чтобы стать обладателем этого сокровища, надо совлечься "ветхого человека", т.е. отложить все греховные движения: блуд, нечистоту, страсть, похоть и любостяжание, которое Апостол назвал "идолослужением" (3,5), служение идолу Маммоне. Это грехи плоти.

Затем Апостол призывает отложить "гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие" (3,3), т.е, такие грехи, которые коренятся в душевной природе человека. Пока они не будут покорены, невозможно облечься в нового человека, "который обновляется по образу Создавшего его" (3,10), т.е. по образу Божию. Все, что разделяет людей, должно быть уничтожено, ибо в благодатном Царстве Христовом, т.е. в Церкви, "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания) ни необрезания, варвара, Скифа, раба свободного, но все и во всем Христос" (3,11). Здесь названы те национальные, религиозные и социальные категории людей, на которое делилось общество тогдашней римской империи. Между ними отрицалась всякая солидарность, высшие противополагались низшим, у низших отнимались элемептарныо человеческие права. Только во Христе достигается подлинное человеческое братство. Не отрицает ап. Павел также индивидуальные особенности людей или нации, ибо как в живом теле каждый огран исполняет свою функцию благодаря своей индивидуальности, так и в вселенском Церковном обществе все нации раскрывают свою неповторимость и красоту.

Апостол преподают также положительные заповеди, которые необходимо усвоить христианину, чтобы облечься в нового человека. Для этого надо облечься в добродетели, подобно облачению в светлые одежды крещаемого:

"облекитесь, как избранрые Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы (3,12-13).

Высший мотив к приобретению добродетелей, украшению себя ими это подражание Христу по любви к Нему, потому что Он первый возлюбил нас" (3,13).

"Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (3,14),

Любовь есть первая и главная заповедь в христианстве и вернейший путь к высшему духовному совершенству, к Богоутюдоблению (Мф. 5,48). Не случайно она названа Апостолом после всех доородетелей, так как совершенная любовь есть дар Божий, который в полноте дается как венец, или награда за добродетельную жизнь. Это самая красивая одежда души, которая надевается поверх всех, по которой и узнает мир о Христе (Ин.13,35). Необходимое условие совершенствования есть вселение "мира Божия" (3,15) в сердцах верующих, ибо без него невозможна ни молитва, ни иная какая добродетель.

Апостол указал также и средства возр&ания в христианской жизни: изучение Слова Божия, взаимная молитва, песнопение, наставление друг другу и совершение добрых дел во славу Божию (3,16-17).

2. Наставления относительно семейной жизни (3,18-21)

Семейные и социальные отношения между людьми, по ап. Павлу, определяются осознанием возрождонности и обновления во Христе. Семья, как малая Церковь, есть образ отношения Христа и Церкви: муж - образ Христа, а жена - образ Церкви (см.Еф. 5,23-24). Как Церковь - тело Христово и слава Его - повинуется Ему, как Главе (Кол. 1,24) и своему Спасителю, так и жена слава мужа (1 Кор. II, 7) - обязана повиноваться мужу, как образу Христа и своему главе (Еф.5,23). Исходя из этого, ап.Павел и внушает женам повиноваться своим мужьям "в Господе", потому что это соответствует закону Божию, т.е. повиновение мужу не должно ограничивать служения жены Господу (Деян.4,19). Мужей Апостол увещает любить своих жен и быть к ним снисходительными, а не суровыми. Любимая мужем жена будет и повиноваться мужу, не из страха, а тоже из любви; муж же, в свою очередь, будет кроток с ней. Св. Иоанн Златоуст говорит оВ этом так:

"муж, ты имеешь нужную власть по природе; имей же и союзу по любви. Любить есть дело мужей, а уступать - дело жен"(1).

Апостол увещевает детей быть послушными родителям, так как это есть исполнение заповеди Божией и потому "благоугодчо Богу" (3,20). Родители должны не раздражать детей (3,21), быть по отношению к ним спокойными, терпеливыми и справедливыми, чтобы они сохранили преданность и любовь к родителям навсегда.

3. Наставления рабам и господам (3,22-4,1)

Апостол повелевает рабам служить своим господам, "не как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога" (3,22). Хотя раВ по плоти зависит от господина, но по духу жизни он сын Божий, которому уготовано великое наследие на небесах, ради которого стоит переносить временные страдания. Если раВ Вор-

1. Еп.Никанор. Толк. Апостол, ч.Ш, стр. 538.

 

но служит господину, то ему уплатит за все Господь и его рабство будет ему уже путем в жизнь вечную. Габ, исполняющий свою повинность подневольно, и остается рабом, а раб, исполняющий все "как для Господа" (3,23), с свободным произволением, - уже не раб, ибо внутренне он свободен.

Апостол призывает и господ поступать с рабами справедливо, взаимно ценя их труд (4,1), памятуя, что господа не останутся не наказанными за несправедливое или бесчеловечное отношение к слугам и нерадение о меньших братьях своих. Все одинаково дадут ответ Богу той мерой, какой мерили сами.

4. Увещание к молитве и бодрствование (4,2-6)

Апостол призывает быть постоянными в молитве, "бодрствуя в ней с благодарением" (4,2), т.е. постоянно за вое благодарить Бога. Апост

Date: 2015-09-17; view: 569; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию