Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второе послание к Коринфянам





1. Повод к написанию послания.

В первом послании к коринфянам (16,1-7) ап.Павел сообщает, что намеревается прийти в Коринф "через Македонию" для сбора милостыни в пользу палестинских христиан. С этой целью к ним был послан ранее Тимофей (1 Кор. 4,17; 16,10). Сам же Апостол намеревался пробыть в Ефес до Пятидесятницы (1 Кор.16,8).

Но дола у ап.Павла пошли не так, как он предполагАп. Возмущение Димитрия среброковача заставило Апостола оставить Ефес раньше срока, чем нарушились все его планы, о которых он сообщал в 1 послании к Коринфянам; милостыня еще не могла быть собрана к его приезду; но было известно, какое впечатление произвел резкой тон послания. Для: решения этих вопросов ап. Павел и направил Тита в Коринф (2 Кор. 8,16-23).

Ап. Павел надеялся встретить Тита на его обратном пути из Коринфа в Троаде, почему и "не имел покоя духу своему", не найдя его здесь (2,13); однако в Македонии, вероятно в Филиппах, ап.Павел встретил Тита с утешительными известиями о радушном приеме его в Коринфе и о сильном действии 1-го послания Апостола (7,5-7; 2,14)(1). Общество сильно возревновало исправить все недостатки; негодовало на кровосмосника, Воз-

1. В Македонии ап.Павел встретился и с другим своим сотрудником - Тимофеем, который только еще намеревался отправиться в Коринф. Поэтому в надписании послания Апостол упоминает Тимофея.

 

будилось усердием в дельах благотворительности. Однако меньшинство, возбуждаемое иудействующими христианами, роптало на Апостола, возводило низкую клевету на него с целью подорвать его авторитет и доверие к нему других. Не имея принципиального повода в чем-либо обвинить Апостола, эти люди усиливались придать важное значение тому факту, что он несколько раз изменял план своего посещения коринфян (2 Кор. 1,16-18), а через это набросить тень непостоянства на его характер и возбудить сомнение в верности самого учения ап.Павла. Бескорыстие же, скромность и простоту его поведения они хотели перетолковать как доказательство его слабости (2 Кор.10,10). Некоторые не спешили также раскаиваться в нечистоте, блудодеянии и других пороках (2 Кор.12,20-21). Эти обстоятельства и побудили ап. Павла отправить новое послание в Коринф.

2. Цель написания Послания.

Итак, целью написания послания было желание ап. Павла защитить от несправедливых подозрений свой образ действий и утвердить затаенность своего апостольства и само существо своего благовестия (1-7 гл.); ожиЖть рвение обшдны к добровольным пожертвованиям для нуждающихся братьев в других общинах (8-9 гл.); дать отпор незаслуженным нареканиям иудействующих противников (10-13 гл.)

3. Время и место написания Послания.

Послание написано в Македонии, возможно в Филиппах. Время написания - вскоре после первого Послания, т.е. осенью 57 г. Послание отправлено с Титом.

4. Разделение Послания.

Послание можно разделить на четыре части. В первой части (1,1-2,11) содержатся предварительные замечания и объяснения причин перемены плана путешествия. Затем, во второй, теоретической, части (2,12-7,16) ап. Павел, радуясь успеху своего первого послания, говорит о действенности Слова Вожия, излагает преимущества Нового Завета и его служителей перед ветхозаветным служением с присоединением увещаний к терпению в страданиях за веру и к чистоте жизни. В третьей, практической, части (8-9 гл.) содержатся наставления о сборе милостыни. В четвертой, защитительной, части (10-13 гл.) ап.Павел защищает свое апостольское достоинство против лжеучителей.

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ АПОСТОЛА (1,1-2,11)

1. Утешения в скорбях (1,1-11)

Послание начинается обычным приветствием и преподанием благодати и мира от Господа. Ап. Павел, благодарит Бога за все те скорби, которые ему приходится переносишь, потому что по мере скорби ради Бога умножаются Богом и утешения духовные (1,5). Апостолы, сами перенося скорби и утешаясь от Бога, своим мужеством и благодатью своих молитв были источником утешения для других (1,6-7). Скорби, несмотря на свою горечь, несут с собой и духовные утешения от Бога. Кроме того, они удостоверяют истину благовестяя и бескорыстия проповедника. Ап. Павел не скрывает, что от этих скорбей "не надеялся остаться в живых" (1,8), но Бог избавил его "от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит" (1,10II)(1). Но для этого необходимо содействие молитв всей Церкви (1,11).

1. О какой постигшей Апостола Павла опасности идет речь, точно неизвестно.

2. Причина перемены плана путешествия (1,12-24)

Ап.Павел, желая защитить искренность своего образа действий, приводит в свидетели свою совесть, повелевающую ему поступать прямодушно, по благодати Божией, а не по лукавым расчётам, которые он называет "плотскою мудростью" (1,12). Апостол объясняет изменение плана своего путешествия: вместо того, чтобы идти из Ефеса в Коринф по пути в Македонию и обратно (2 Кор.1,16), о чем, вероятно, он сообщал коринфянам до написания 1-го послания, он идет через Македонию (1 Кор. 16,5). Из этого не должно допускать мысли о непостоянстве Апостола, будто у него слово то "да", то "нет" и что он действует "по плоти" (1,17). Его благовестие о Христе всегда и везде одно и то же, как неизменен Сам Христос, в Котором всегда "да" и "аминь", т.е. неизменная истина. Причиной же перемены плана, задержки прихода в Коринф я избрание более длинного пути к ним было желание Апостола дать время Коринфянам исправиться, самим наказать кровоместника, чтобы не огорчать их строгими мерами апостольской власти: "щадя вас, я доселе не приходил в Коринф" (1,23).

3. Прошение покаявшегося кровосмесника (2,1-11)(1)

Апостол свидетельствует коринфянам свою уверенность в том, что они "верой тверды" (1,25), потому и рассудил дать им возможность искоренить зло самим без строгих мер со стороны Апостола. Видя же, что и коринфяне скорбели о грехе крово-

1. В современной богословской науке существует мнение, что здесь (2 Кор.2,5) речь идет не о кровосмеснике, а о ком-то ином, кто огорчил ап.Павла во время его посещения Коринфа (1 Кор.16,5). См. еп.Кассиан "Христос и первое христианское поколение". Париж, 1950, стр. 206, а также Новый Завет, Брюссель, стр. 464.

 

смесника, послушали ап. Павла и отлучили его от церковного общения, Апостол теперь просит "лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью" (2,7), просит "оказать ему любовь" (2,8) и принять его вновь в церковное общение.

Апостол предостерегает коринфян от чрезмерной суровости, чтобы сатана не восторжествовавал, доведя христианина до отчаяния, и через это не отторг его от веры и Церкви: "чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы" (2,11). Сатана пользуется как излишней снисходительностью, так и чрезмерной строгостью к согрешившим.

 

П. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ: ВЫСОТА ХРИСТИАНСКОГО ОТКРОВЕНИЯ (2,12-7,16)

1. Свойства и действия Откровения (2,12-4,6)

а) Действенность Откровения (2,12-3,6)

Получив известия от Тита о благоприятных результатах первого послания к Коринфянам (12,12-13), ап.Павел приходит в восторг и в воодушевлении восклицает о торжестве благовестия Христова:

"благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы - Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих" (2,14-15).

Апостол сравнивает распространение познания о Христе с благовонием мира, которым в ветхозаветное время помазывался священные сосуды, распространявшие аромат по всей скинии (Исх.ЗО, 26-30). Так и Христос, помазанный Духом Святым, распространяет познание о Себе по всей Вселенной. И хотя миро благовонное, но, оказывается, не все его воспринимают,- для одних оно "запах живительный на жизнь", а для других - "запах смертоносный на смерть" (2,16)(1). Благоуханием Христовым были

1. Это выражение заимствовано из обычаев римского триумфа,

также сами Апостолы, потому что все их ведение, их сила слова и знамения были "от Бога, пред Богом, во Христе" (2,17).

Слово Божио но нуждается также ни в каких рекомендательных письмах, ибо само обладает силой Духа Божия для обращения сердец слушающих. Лучшим письмом для Апостола была сама Церковь в Коринфо, основанная им через "служение слова" (3,1-3).

Такой благоприятный прием послания, его действенность ап.Павел приписывает не себе, нс своим способностям, но единому Богу, действующему- через него:

"Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога" (3,4-5).

Как возбуждение истошных и добрых помыслов исходит от Бога, так и сами мысли - от Бога; поэтому и проповедуемое слово уже не есть олово человеческое, но слово Божне. Бог сделал апостолов способными к такому служению:

"Он (т.е. Бог) дал нам способность быть служителями Нового Завета, но буквы, но Духа, потому что буква убивает, а Дух животворит" (3,6).

Здесь Апостол указывает на само существо новозаветного служения, которое заключается в возвещошш не только буквы Евангелия, но его духа, иначе оно не было бы выше ветхозаветного откровения. Евангельское слово только приготовляет к принятию Духа, но само дело Евангелия совершает Дух Божий. Служители (апостолы) не; только возвещали о Духе, но возлагая руки, совершая таинство, подавали Его. В ближайшем значении под "буквой" можно понимать вотхозав.етный закон, который.лишь "убивал", потому что, обличая грех, возвещая о наказании, не давшие силы избавиться от греха.

(сноска) когда пленников вели перед колесницей победителей, а на улицах воскурялся фимиам. У Капитолийского храма пленников отводили в мрачные подвалы, где их предавали смерти. Таким образом, приятные благовония для победителей были символом славы, а для несчастных жертв - запахом смерти. Так и спаситольная весть проповедников Христа для ожесточенного пороками языческого мира была приговором гнева и осуждения от Бога.(End)

Но сказанное относится и к христианству, которое тоже не заключено все в слова.

"Можно знать на память и понимать весь Новый Завет и не иметь Духа... можно строго исполнять все чины церковные и не иметь Духа оживляющего, или не иметь жизни духовной... И тут буква убивает. Буква, форма одну цену имеет; и когда нет при них Духа, они ничто... Без веры и таинств Он не приходит, но и они могут быть исправляемы лишь по форме, без проявления внутренней силы", т.е. Духа(1).

б) Превосходство Новозаветного служения перед ветхозавет ным (3,7-4,6)

Особое величие Нового Завета видно при сравнении его служителей со служителями Ветхого Завета в лице Боговидца Моисея:

"Если служение смертоносным буквам... было так славно, что сыны Израилевы но могли смотреть на лщо Моисееве по причине славы липа его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение Духа?" (3,7-8).

Славна Моисея, как ни поразительна, ярка, видима, однако была "преходящая", т.е. его лицо сияло по временам, когда он сходил с Синайской горы после получения скрижалей завета (Исх.34,28-35). Слава же служителей Нового Завета хотя невидящая, но духовная, непреходящая и животворящая. Как служение жизни выше служения смерти ("служение смертоносным буквам" (3,7), так и слава сего служения выше ветхозаветной славы, хотя и сокрыта за внешним уничижением служителей. Слава закона даже и но есть слава, если сравнить её со славой Евангелия (3,10). Бл.Фоодорит говорит:

"Свет от светильника, хотя ночью и кажется весьма сильным, однако же среди полудня делается неприметным и не почитается даже светом".(2)

1. Еп.Феофан, Толк.2-го поел. св. ап. Павла к Коринф., сокр. изд.,Серг. Пос., 1915, стр.46.

2. Там же, стр.51.

 

Служители Нового Завета действуют с большим дерзновением, чем Моисей, "который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего" (3,13). Моисей вынужден был покрывать лице свое, потому что сыны Израилевы не могли смотреть на невещественный свет его лица, и это символически указывало на будущее прекращение следы самого закона. Кроме того, этот благодатный свет был нестерпим для плотских глаз овроев. "Покрывало" здесь означает обряд, жертвы, вообще всю внешность Ветхого Завета, которая о скрывала, как зерно, славу Христа. Напротив, новозаветные проповедники не имеют нужды в покрывале, т.е. им не надо говорить прикровенно, символически, в прообразах. Они "действуют с великом дерзновением" (3,12), возвещая истину. Но для иудеев "то жо покрывало неверия до ныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом"(3.14). Покрывало умственной слепоты остается носнятым у них. до тех пор, пока они не уверуют во Христа. "Покрывало лежит на сердце их" (3,15),- говорит Апостол, потому что по причине ожесточения сердца не могут уверовать во Христа.(1)

"Господь ость Дух; а где Дух Господень, там свобода" (3,17). Апостол этим стихом хочет указать путь к освобождению и снятию покрывала с глаз иудеев: уверовав во Христа, приняв благодать Духа, можно освободиться от оков закона.(2)

1. "Сердце, сжатое неверием, и ум держало в оцепенении, и не давало ему расширить кругозора своего умного; когда же отходило неверие, кругозор утла расширялся и все представлялось ясным. Подобное нечто и всеми испытывается при чтении Божественного Писания, хотя не от неверия, а от неподготовленности жизнью к созерцанию большего, нежели что представляет буква Писания" (Ел.Феофан, Там жо,..55).

2. Нечто подобное происходит и с христианином, принявшим Духа Божня: он делается истинно свободным но только от всех земных пристрастии и привязанностей, но и от всякого устава, правила и закона. Ранее немощный, приняв Духа, становится "яко лев мощный, начинает ходить новыми путями жизни, разломав все формы жизни, какие держали его прежде, как в цепях" (Еп.Феофан, там же, 56).

 

В Новом Завете с действием Того же Духа связано и наше возрастающее преображение:

"мы все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (3,18).

Что значат эти слова, говорит св. И. Златоуст:

"Это яснее было для верующих времен апостольских, когда действовали дарования чудес; впрочем, кто имеет очи веры, тому и ныне нетрудно уразуметь сие. Как скоро мы крешаемся, то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца... и в себя принимает луч от славы Духа, и от себя отражает луч той же славы".(1)

Проповедь Апостолов действует неотразимо на неиспорченные сердца. Не принимают ее лишь "неверующие", "погибающие"; она "закрыта" для тех, "у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа" (4,4). "Бог века сего", или "князь мира сего",- так назван диавол, имеющий огромную власть над людьми. Он пользуется пристрастием людей к плотской жизни, к самоугождению и этим помрачает их ум и ослепляет их духовное зрение, препятствуя им увидеть безмерную славу и благость Христа и уверовать в Него. Апостол сравнивает просвещение сердца светом Евангелия с первым днем творения, когда впервые воссиял свет из небытия и тьмы:

"Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (4,6).

1. Еп.Феофан, Толк. 2-го поел. св. ап. Павла к Коринф., 58.

 

2. Сила Божия в немощи человеческой совершается (4,7-5-10)

а) Сила веры - в испытаниях (4,7-15)

Показав величие новозаветного служения, ап.Павел не скрывает и того неолавного и даже уничиженного внешнего положения апостолов, которым соблазнялись некоторые из новообращенных. Апостол показывает высокую цель унижения: "...чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам" (4,7). То, что апостолы отовсюду притесняемы, в отчаянных обстоятельствах, гонимы, низлагаемы (4,8-9), окружены множеством смертных опасностей, из которых они, однако выходят живыми и невредимыми, не отчаивающимися даже в самых отчаянных обстоятельствах, заставляет всякого признать очевидность действия силы Божией(1). "Всегда носим в теле мертвооть Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем" (4,10). "Мертвость Господа" - это могут быть как внутренние скорби умерщвление греху, т.е. духовная брань, так и внешние: повседневные скорби, беды, страдания за дело Его. А то, что несмотря на все трудности, мы остаемся живы, есть торжество жизни Иисусовой в нас. Причастия жизни Христовой нельзя достичь иным путем, кроме спострадания Ему. Положив начало этому п крещении, затем через несение своего жизненного креста мы прививаемся живоносному древу страданий и смерти Его. Путь Креста - единственный путь к вечной славе со Христом.

1. Апостол как бы так говорит: "Ибо не так была бы видима сила Божия, если бы мы никогда не страдали, нежели теперь, когда мы страдаем и остаемся непобедимыми" (св.Иоанн Златоуст, Цит.соч., стр.69).

б) Упование веры (4,16-5,10)

Христианство полагает цель человеческой жизни не в земной, кратковременной, а в жизни будущего века, вечной и блаженной. Поэтому все злострадания христиане встречают в полной уверенности их преодоления в будущем воскресении и с сознанием т полезности в настоящем: "мы не унываем", что от бесчисленных уничижении, гонений разрушается и тлеет "внешний наш человек", т.е. плоть с ее потребностями, ибо взамен этого "внутренний" человек, т.е. дух наш, со дня на день обновляется" (4,16). Страдания, таким образом, производят двоякое действие: уничижение и "тление" внешнего человека и "обновление" внутреннего. Скорби жизни за Христа поставляют страждущего в тесное благодатное общение с Ним, ибо это и есть соумирание, а значит и совоскресение о Ним, через обновление внутреннего человека. Поэтов "мы и смотрите не на видимое (которое, хотя большей частью прискорбно, но временно), но на невидимое (которое сияет вечной славой Божества): ибо видимое временно, а невидимое вечно" (4,18). Апостол неоднократно призывает христиан "радоваться", "не унывать", несмотря на скорби, потому что это "кратковременное наше страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу" (4,17).

Проповедники благовестия Христова не только равнодушны к временным страданиям, но к тому же сильно желают вообще оставить "земной свой дом", эту ветхую "хижину", которая все равно разрушается, чтобы переселиться "в дом нерукотворный, вечный", который имеем от Бога на небесах (5,1). Это "небесное жилище" есть будущее тело, нетленное и светоносное, в которое облекутся верующие в будущей жизни. Мы и созданы для вечной жизни, и воссозданы Христом, и получили дары Духа Святого, как печать на право входа в вечность. Оттого-то и тоскует здесь душа христианина и воздыхает по нему и вечности. "Оттого мы и воздыхаем, желая облечьсд в небесное наше жилище" (5,2). Но Апостол предостерегает от того, чтобы нам, явившись в то вожделенное отечество, "и одетыми не оказаться нагими" (5,3)(1), т.е. без добрых дел, недостойными стать его наследниками.

Апостол не предпочитает жизни смерть, хотя она и ведет к большему познанию Христа. Забота его - "облечение в небесное", что начинается уже здесь на земле, в процессе духовной жизни:

"Не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа" (5,4-5).

Но пока мы в теле, мы удалены от Господа, духовное видим не непосредственно, как видели его первые люди до грехопадения, но опосредотвованно,- очами веры: "ходим верою, а не видением" (5,7). И если земному телу предлежит все равно распадение и смерть, то мы ревнуем о вечности уже сейчас: "желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (5,8). История мучеников подтверждает это ревнование о встрече с Богом. Но так как независимо от времени жизни и смерти нас ожидает суд Христов (5,10), то главное, о чем мы всегда должны заботиться,- это благоугождение Богу: "ревностно стараемся,водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными" (5,9).

3. Обязанность христианина по отношению к апостольскому благовестию (5,11-7,1)

а) "Кто во Христе, тот новая тварь" (5,11-6,2)

Для лучшего успеха проповеди, а также с тем, чтобы заградить уста клеветников, ап. Павел показывает чистоту своей совести и верность свою перед Богом (5,11). Во всех своих

1. "Хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же не все станут причастниками божеской славы; этих он и называет "нагшж" (Бл.Феодорит, Цит. по еп.Феофану, Толк.2-го поел. к Коринф., 77). "Облечение", "одеяние" здесь есть образ получения нового духовного тела после смерти. Итак, тело не только жилище души, но и её одеяние.

 

поступках он движим любовью ко Христу: и свои откровения и восхищения, и свою скромность и уничижение он приписывает Богу и переносит все ради Вога. (5,11-13). Апостол этим побуждает и других в ответной любви ко Христу и к новой жизни в Боге. Любовь ко Христу появляется у нас тогда, когда мы рассуждаем о безмерной любви Его, умершего за всех. Его смерть совмещала смерть всех, значит в Нем мы "все утверди" (5,14). Умерли в том смысле, что и живя еще здесь на земле, "уже не для себя живем, но для Умершего за нас и воскресшего" (5,15), т.е. для Бога. Это отвержоние себя, взятие креста своего и следование за Христом, по пути исполнения заповедей Его и есть духовная жизнь, в процессе которой рождается новый человек. Поэтому Апостол говорит, что "отныне никого не знаем по плоти" (5,16), т.е. понижаем человека не как плоть и кровь, не по "анкетным данным", о рождении, жизни и смерти, а как личнооть, возрожденную Христом, ибо "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (5,17). По-новому мы видим и Христа: прежнее Его уничижение "по плоти", о чем соблазнялись и иудеи, и язычники, перестает быть уничижением в нашем сознании, и мы воспринимаем Его в вечной славе (5,16).

"Тварь", т.е. вся земная природа, древне пораженная грехом, стала "новой", потому что в жертвенной любви Христовой получила обновление и примирена с Богом: "Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступления их, и дал нам слово примирения" (5,19). Во Христе, по благодати, Бог и оправдал нас:

"ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (5,21).

Для этого Господь учредил Церковь, снабдив ее всем необходимым: избрал Апостолов и дал им -"служение примирения" (5,18), т.е. таинства, и "слово примирения" (5,19.,) т.е. учение.

Апостол побуждает коринфян не пренебрегать этой благодатью примирения, чтобы она "не тщетно была принята ими" (6, 1), но принесла обильные плоды. Поэтому надо ценить настоящее время, как величайший дар Божий для спасения: "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (6,2). Сейчас "время благоприятное", время помилования, когда не отчёт о жизни испрашивается и не суд произносится, а покаяние ожидается. Но так не будет продолжаться вечно - время в любой момент может стать "неблагоприятным", временем не спасения, а суда.

б) Преодоление испытания силой Христовой (6,3-7,1)

Коринфяне могли не допевать, каким образом может быть "благоприятным" для спасения настоящее время, полное скорбей и уничижений. Но ап. Павел на примере своего служения показывает, что никакие гонения и страдания не препятствуют возрастанию дела Божия на земле, если служители его покажут свою верность пред Богом:

"во всем являем себя как служители Божий - в терпении великом, в скорбях, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах" (6,4).

Кроме этих недовольных, обусловленных историческими условиями прискорбностей служителя Божия, ап. Павел указывает на вольные его скорби и труды: "в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией" (6,5-7). Но во всех этих испытаниях у Апостола хватает мужества не уронить чести своего служения и не сложить свое оружие правды. Правое дело Божие, дело проповеди не требует иного оружия, кроме правды. С этим оружием и выступили апостолы: "в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке" (7,6).

Апостолы, стяжав любовь Христову, пребывали в Духе Святом и силе Божией, почему они и оставались всегда победителями: их почитали даже умершими (гпобоев, но они оставались живы; их наказывали, но они не умирали, сами были нищи, но всех обогащали, так что, ничего не имея, они всем обладали (6,10)обладали любовью и истиной и ими всех обогащаж.

Ап.Павел предостерегает верующих от общения в грехах с неверующими: они недолжны добровольно "преклоняться под чужое ярмо с неверными" (6,14).(1)

Ап.Павел сравнивает верующих и неверующих с самых различных точек зрения и не находит ничего общего между ними (6,14-16):

1. с точки зрения нравственной: "Какое общение праведности с беззаконием?"

2. со стороны духовной: "Что общего у света с тьмой?"

3. со стороны их начальства: "Какое согласие между Христом и Велиаром?" (Велиар - сатана, богоборец).

4. по характеру жизни: "Какое соучастие верного с неверным?"

5. по характеру религии и последней цели её: "Какая совместимость храма Божия о идолами?" Верующие - это и есть храм Духа Божия. Общаться с неверным - это все равно, что поставить идола в храме Бога живого...

Эти примеры означают не то, что верующие не должны вообще общаться о неверующими, но то, что они должны остерегаться общения с ними во грехах. Верующие - народ Волчий, отделенный от неверных; они дети Божий, "храм Бога живого" (6,16),

1. Обычное сравнение язычника с рабом, служащим своему греху, здесь заменено образом вола, на которого возложено тяжелое ярмо. Но вол начал носить ярмо не добровольно, а быв приучен к тому. Христианин же освобожден Христом от ярма греха и не должен добровольно делаться подъяремным.

 

поэтому должны совершенно "очистить себя от всякой скверны плоти и духа", чтобы успешно совершать святыню, т.е. подвиг святой жизни в страхе Божием" (7,1).

в) Свидетельство Апостола о своей любви к Коринфянам

(7,2-16)

После вдохновенной речи ап. Павла о высоком достоинстве Новозаветного Откровения, вызванной встречей с Титом (2,14), теперь он вновь возвращается к практическим вопросам своего отношения к Коринфянам, старается доказа-ть свое благорасположение к ним. Апостол воспоминает свое беспокойство, когда не встретил Тита по приходе в Македонию (7,5), и свою радость, вызванную добрыми известиями о благом воздействии первого Послания (7,6-11). Как говорит Златоуст, Апостол похваляет и укоряет всех коринфян вместе, представляя каждому избрать свое. Таким образом и укоризны делались сносными, и похвалы возбуждали к большей ревности.

Ап.Павел не жалеет, что опечалил т посланием,наоборот, радуется, ибо они "опечалились ради Бога" (7,9), т.е. по Боге, обратились к покаянию. Многие печалятся мирской печалью, но эта печаль не приносит никакой пользы, а "печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению" (7,10).(1)

1. "Скорбящий о потере богатства не вознаграждает тем убытка; скорбящий оВ умершем не воскрешает тем его; скорбящий по причине болезни не только не избавляется от болезни, но еще усиливает ее. Только скорбящий о грехах приобретает пользу от скорби, ибо истощает и истребляет грехи" (Св.И. Златоуст, цит. по еп.Никанору, Толковый Апостол, изд.3-е, Спб., 1904, ч.П, стр. 301).

 

Ш. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ

О сборе милостыни для Иерусалимской Церкви (8-9 гл.)

После наставления коринфян в вере ал.Павел теперь располагает их сердца к "участию в служении святым" (8,4), т.е. к участию в сборе милостыни для бедной Иерусалимской Церкви. Апостол воодушевляет их примером необыкновенной ревности в этом деле македонской братий. Хотя сами они были в "глубокой нищете" и испытаниях, но щедрость и радушие их по благодати Божией умножили их приношение. Они сами "молили" принять их дар, никем не принуждаемые,- такова должна быть поташная христианская милостыня (8,1-4).

Тимофей начал собирать милостыню среди коринфян, как видно из первого Послания (1 Кор.16,10). Затем Апостол послал к ним Тита как с целью узнать о действии первого Послания, так и с тем, чтобы продолжить дело сбора вспомошеотвования (8,6). Коринфяне изобиловали всем: "верой и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью" (8,7); теперь Апостол, как мудрый учитель, дает им возможность усовершенствоваться в делах милосердия, завершить теоретическое познание христианства самим делом.(1)

Побуждая к милостыни, Апостол, кроме живого примера македонян, указывает и на Самого Господа Иисуса Христа, Который "будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (8,9). Он истощил Себя Самого даже до смерти крестной, и мы должны истощать - если не самих себя, то сокрови-

1. Еп.Феофан говорит, что одна теоретическая вера, познания богословские есть как бы свет лампы в рабочем комнате. Но все дело не в лампе, а в работе, которая ведется при свете (См. Толк. 2-го поел. к Коринф., стр. 130).

 

ща свои. Этим мы докажем любовь свою к Господу, так как Он благоволит принимать милостыню нашу как бы поданную Ему Самому. Определяя количество подаяния, Апостол советует давать по мере возможности, чтобы была равномерность (8,12-13). Этим Апостол определил закон правды, а не закон любви, который не имеет границ (Деян. 4,34-37).

Для столь деликатного дела, как сбор милостыни, Апостол послал Тита и еще двух братьев, которым дает безупречную характеристику - они "посланники церквей, слава Христова" (8,23). Вероятно, среди этих двух братии был кто-нибудь от иерусалимоких христиан, чтобы не возникло никаких подозрении относительно собранной милостыни и ради надежности ее доставки. Посольство Тита и братьев было организовано также для того, чтобы похвала Апостолом коринфян перед македонцами не оказалась тщетною, когда вместе с ним кто-либо из македонцев придет в Коринф. Апостол прибегал к обоюдной похвале коринфян перед македонцами, а македонцев перед коринфянами, как и подобает учителю народов.

Апостол увещавает подавать милостыню щедро и радушно, так как по мере щедрости бывает и благословение Божие; "ибо доброхотно дающего любит Бог" (9,7). Апостол сравнивает подаяние милостыни с сеянием семени: как посеещь, так и пожнешь: "кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (9,6). Сеятель "расточает" семена с надеж-. дои, что Господь возрастит их обильнее; так же и милостыня приносит для подающего плод сторицею, и прежде всего плод духовный: когда уже окончится время и возможность подаяния, тогда плоды подаяния пребудут вечно и будут ходатайствовать за нас перед Богом. Благотворительностью возбуждается жизнь христианского мира, возрастает слава Церкви, возвеличивается христианское исповедание" (9,11-15).

 

1У. Защитительная часть:

ЗАЩИТА АПОСТОЛОМ ПАВЛОМ СВОЕГО АПОСТОЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ (10-12 гл.)

1. Опровержение клеветы лжеучителей (10,1-18)

Некоторые из иудействующих христиан Коринфа старались подорвать авторитет апостольства Павла, для чего возводили на него клевету, будто.он не принципиален: строг в посланиях и примирителен в личном общении. Апостол говорит, что он одинаково и строг, и кроток как заочно, так и при личной встрече, и советует не испытывать его строгости, которую он думает употребить против некоторых клеветников (10,2). Апостол кроток, тих и скромен, когда он говорит братьям, верующим, но он строг и властен по отношению к нечестивым.

Апостол указывает на духовность своего оружия для защиты себя и дела проповеди:

"Ибо хотя мы во плоти, но не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильны Богом на разрушение твердынь" (10,3-4).

Из лукавых помышлений, превозношения, эгоизма, непослушания, клеветы, гордыни диавол воздвигает свои "твердыни", т.е. крепости, но все они разрушаются духовным оружием. Плотское оружие: богатство, слава, власть, мирская мудрость - слабы и бессильны по сравнению о духовным оружием христианским: смиренной проповедью, благодатью таинств, силой молитвы, потому что во всем этом действует но сам человек, ьо Бог: оружие наше "сильно Богом" (10,4). Власть же, какую имеет Апостол от Бога, он употребляет не на разорение, а на созидание Церкви; поэтому он кроток или строг, исходя из пользы верующих (10,8-11).

Вера коринфян является лучшим доказательсазвом апостольства св. Павла. Но это не его, Павла, похвала и дело не его одного, но Божие, потому что Бог каждому дал удел и дарование для созидания Церкви (10,13). Между тем, клеветники "Апостола не могут похвалиться делами своими, потому что пришли на готовое, посеянное не ими, а ап. Павлом: "Они измеряют себя самими собою" (10,12). Мы же хвалимся, говорит Апостол, не чужими трудят, а своими, и не без меры, но по мере дара от Бога, и одновременно усилиями верующих, потому что дело роста Церкви - дело общее: как проповедника - сеятеля, так и почвы - слушающих, и прежде всего Бога, возращающего посеянное. Поэтому достоин похвалы только тот, "кого хвалит Го-оподь" (10,18).

2. Бескорыстие проповеди Евангелия (11,1-15)

Приведя выше в доказательство своего апостольского достоинства похвалу, которую Апостол Павел имеет в Боге, теперь он просит коринфян "быть снисходительными к его неразумно" (11,1), выставляя на вид достоинства своего служения. Но причина похвалы - ревность о самих коринфянах. А где есть ревность, там есть п любовь. Это не та греховная ревность, которая ищет подчинить других себе - Апостол ревнует "ревностью Божиею" (11,2), тою, какою Бог ревнует о них. Апостол ревнует о Коринфской Церкви, которую обручил, как невесту, Христу, чтобы она, Церковь, была "чистою девою" (11,2), а не растлилась вкрадчивыми лжеучителями, прелестью мира, сластью похотения, подобно Еве, в простоте подпавшей растлению от диавола; однако ее простота не сняла, с нее вины (11,3).

Для доказательства истинности своего познания Христа ап. Павел говорит, что у него "нет недостатка против высших Апостолов" (11,5), т.е. Петра, Иоанна, Иакова. Апостол готов признать себя невеждой "в слове, но не в познании" (11,6), в том смысле, что клеветники употребляли греческое красноречие для обольщения простодушных слушателей, чего не делал Апостол. Но впознании они - пустые, и их красноречие подобно звону пустого медного сосуда. У Апостола же познание совершенное, ибо оно воспринято от Самого Господа.

Апостол, дабы не подавать повода к клевете, жил на свои средства, работая своими руками, и часто, как считали клеветники, "унижал себя" своей нищетой, бедностью. Но все это он) делал, чтобы духовно возвысить братьев, показать им пример презрения мирских благ перед духовными, показать бескорыстие своего служения (11,8-10). По любви к коринфянам ап.Павел предоставил бы им принять участие в его издержках, но он отказал им в этом. Так поступил он не потому, что не желал принять от них вспоможение, но чтобы не дать повода превозноситься лжеучителям, которые лицемерно учили бескорыстно (II, 11-13),

Лжеучителя - служители сатаны, и подобно тому, как сатана, маскируясь для уловления в свои сети, выдает свое учение за гуманное, свои дела - за бескорыстные, а себя выставляет святым и чистым, так и служители его выдают себя за бескорыстных учителей и апостолов.

"И не удивительно,- замечает Апостол,- потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды" (11,14-15).

Очень важно уметь распознать таких служителей сатаны и не увлечься призраком истины, добра, призраком счастья, потому что эта призрачность ведет душу к погибели. Апостол предупреждает, что торжество служителей лжи преждевременно: "конец их будет по делам их" (11,15).

3. Труды и страдания ради Христа (11,16-32).(1)

При всем своем отвращении к самопохвале, столь свойственной клеветникам, которыми неразумно увлекались коринфяне, ап.Павел вынужден противопоставлять их пустому кичению свое истинное свидетельство - то, что ему пришлось Перс-

1.2 Кор. 11,22-12,9 читается в праздник св. апостолов Петра и Павла.

 

нести за Христа. Но поскольку коринфяне увлекались внешними данными, "по плоти", то Апостолу пришлось отметить и эту сторону: как и "высшие апостолы" он тоже Израильтянин, имеет все обетования Авраамовых потомков, но сверх того он служитель Христов (11,16-23). Истинность его апостольства доказывают его необычайные подвиги и страдания: он безмерно был в ранах, многократно в темницах(1) и при смерти; иудеи 5 раз били его по 39 ударов(2); три раза били его палками, однажды в Лиотре побивали камнями; три раза терпел он кораблекрушение, бесчисленно подвергался всяком другим опасностям как от своих единоплеменников, так и от язычников, от разбойников и от лжебратий. Кроме того, часто терпел жажду и голод, наготу и стужу. Вряд ли кто из смертных вынес больше страданий, чем вынес св.Апостол Павел за возлюбившего его и возлюбленного им Христа. Никакой лжеучитель не поднимет таких трудов. Ко всему тому Апостол имел попечение "о всех церквах", у него "ежедневно стечение народа" (11,28). Он разделял нужду и скорбь каждого, он изнемогал со всяким, кто изнемогАп. "Как бы заключал в себе целило вселенскую Церковь, соболезновал ап. Павел о каждом члене ее",- говорит св.Иоанн Златоуст. Вот это и есть истинный признак апостольства св. Павла.

4. О восхищении Апостола "до третьего неба" (12,1-21)

После напоминания о стольких тяготах по плоти ради Христа, теперь ап. Павел припоминает и о том необыкновенном откровении, которое получил он от Бога - восхищении "до третьего

1. По свидетельству Климента Римского (Кор.1,5), ап.Павел был заточен в темницу семь раз.

2. Закон (Вт.25,3) повелевает наказывать не более 40 ударами; один удар отменили потом старцы, чтобы, обсчитавшись, не дать больше сорока и тем не оказаться нарушителем закона и не быть повинным в смерти наказуемого.

 

неба". Апостол уточняет, что оно произошло "14 лет тому назад", чем как бы хочет оказать, что не похвалился бы этим и теперь, если бы не нужда - защита авторитета апостольства, а значит и самого предмета проповеди.

"В теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает" говорит Апостол о своем состояний в момент ведения. Не знаем и мы, в теле или вне тела, т.е. одной душой был Апостол восхищен в рай,- и что видел в раю, то известно одному Апостолу.(1) Выражение "до третьего неба" блаж.Феофилакт объясняет так: Писание называет воздух небом, когда говорит: птицы небесные,- это одно небо; твердь, сотворенную Словом Божиим, тоже называет "небом" - вот второе небо. Знает оно и третье небо, сотворенное "вначале", до творения земли. Это "третье небо" - мир духовный, который и был доступен ев.Павлу в видении.

Апостол не хочет хвалиться чрезвычайным откровением как своим, а приписывает его как бы другому, ибо оно от Бога. Ему же принадлежат одни только немощи, которыми он и хвалится (12,5). "Немощи" для Апостола были "жало в плоть, ангел сатаны", удручавшим его, чтобы он не превозносился (12,7). По мнению наших толковников, здесь нужно понимать не определенную болезнь, не отдельного человека, а совокупность внешних бедствии, воздвигаемых на Апостола врагами Евангелия(2), о чем ясно говорит стих 10:

"Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа".

1. Откровения бывают: а) умно, когда в ум влагается ведение; б) внешне, когда Бог или Ангел сообщают нужное; в) посредством видения, в образах, как Иезекиилю, как в Апокалипсисе, и г) без образов, когда дух человека восхищается в созерцание, как в данном случае.

2. Этого мнения придерживались блаж.Феодорпт, еп.Феофан. Но другие (Златоуст) под "жалом в плоти" понимают какую-то телесную болезнь: головную боль, болезнь ушей, желудка, ревматизм; особенно глаз, почему галаты готовы были вырвать глаза свои и отдать их страдальцу (ГАп.4,15; см.еп. Феофан, Толк. 2-го поел. к Коринф., стр. 188).

 

Апостол говорил, что трижды молил Господа, чтобы Он удалил это "жало в плоть", т.е. облегчил его скорбный путь, избавил от искушений (12,8). Но ответ Господа был таков: "Довольно тебе благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается" (12,9), т.е. довольно той благодати, что ты воскрешаешь мертвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокаженных; большего не домогайся. Не надо печалиться о прискорбности пути благочестия, ибо это угодно Богу для явления Его силы и для оправдания призвания христианина.(1) "Когда я немощен, тогда силен" (12,10), ибо иогда наипаче действует благодать Божия. Действительно, когда ап. Павел был ввержен в темницу, когда сотворил чудеса; когда терпел кораблекрушение, тогда особенно прославился; когда взошел на судилище, тогда победил самого судью. Поистине, по море умножения страданий, умножается и благодать Христова (1,5).

Итак, признаки апостольства ев.Павел показывает во "всяком терпении, знамениях, чудесах н силах" (12,12), т.е. во всем том, что присуще было и всем прочим апостолам. Он не отягощал коринфян, потому что пришел не брать, а давать, как отец собирает имение для своих детей (12,14). Апостол не только нс берет ничего с братьев, но истощает душу свою за них, чем и доказывает свою безмерную любовь к ним и истинность своего апостольства (12,15).

1. Слабость, "немощь", о которой говорит ап.Павел, это не обычная наша слабость, неспособность или бессилие. Это та слабость и то бессилие, которые но позволяют нам явить высшую цель нашего призвания, достигнуть высшего совершенства, быть истинными детьми Божиими, светом Божиим, гласом Божиим. Когда же мы делаем ради Бога все, что в наших силах, тогда и совершается "сила Божия" в наших немлщах, т.е. в нашей ограниченности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (13 гл.)

В заключение ап. Павел напоминает коринфянам о своем намерении прийти к ним в третий раз, чтобы испытать силу их: "когда опять приду, не пощажу" (13,2). Эти прибытия и послания к ним с предупреждением о наказании и ость свидетели против них (13,1). И вместо того, чтобы испытвать Апостола Христос ли в нем, Апостол советует им самих себя испытывать: "в вере ли вы" (13,5). И если в вере, то и Христос в них живет, - тем более живет в ап.Павле. Действительно, неверующие подозревает в неверии даже святых, как и некоторые из коринфян подозревали ап. Павла.

Заключает послание Апостол призывом к благодушию в скорбях, к взаимному согласию, единомыслию, к непрестанному совершенствованию, преподает приветствие и апостольское благословение.

Вопросы для повторения Второго послания к Коринфянам.

1. 1. При каких обстоятельствах было написано 2 Кор.?

2. Где и когда написано Послание? Какова его цель?

3. На какие части подразделяется Послание?

П. 1. Как говорит ап. Павел о скорбях и утешениях от Господа (1,4-11).

2. Чем объясняется перемена плана и путешествия? (1,12-2,4).

3. Как распорядился Апостол относительно кровосмесника и почему? (2,5-13).

4. Какими словами выразил ап. Павел восторг о действенности новозаветного откровения? (2,14-16).

5. От Кого зависит способность проповедников? (3,4-6).

6. Как доказывается превосходство новозаветного служения? (3,3-11).

7. Как изображено достоинство ветхозаветного служения? (3,7-8),

8. Что означает покрывало на лицо Моисея и Кем оно снимается? (3,13-17).

9. Для кого закрыто благовоствование о Христе? (4,4).

Ш. 1. Как говорит ап. Павел о внешнем уничижении христиан? Каков смысл этого уничижения? (4,7-10).

2. В чем состоит упование христианской воры? (4,175,1).

3. О чем воздыхает Апостол? (5,2-9).

4. Каким образом пободает Апостол к любви к Богу? (5,13-15).

5. Что говорит Апостол о примирении? (5,16-21).

6. Как называет Апостол настоящее время и почему? (6,2).

7. О каких видах скорбей говорит Апостол? (6,4-7).

8. Каков результат скорбей христиан? (6,7-10).

9. В каких отношенный сравнивает Апостол ворующего и неверующего? (6,14-7,1).

1У.1. О чем воспоминает Апостол в 7-й гл.?

2. К чему ведет печаль широкая и печаль по Богу? (7,8-11).

3. Каким примером побуждает ап. Павел коринфян к делам милое ердия? (8,1 -9).

4. Как определяется количество милостыни? (8,12-13).

5. Какая причина посольства Гита и двух братии? (8,16-9,5).

6. С чем сравнивает Апостол даяние милостыни? (9,6).

7. В чем состоит духовное значение милостыни? (9, 12-14).

У. 1. Против кого направлены стихи 10-й главы: 10,1-3, 7-11?

2. Как ап. Павел говорит о своем духовном оружии? (10,4-6).

3. На что ссылается Апостол в подтверждение своего апостольства? (10,14-16).

4. О чем ревновал ап. Павел? (11,2)

5. В каком образе Апостол представляет Церковь? (11,2-3).

6. В чем еще обвиняли клеветники ап. Павла и что они проповедывали? (11,4-6)

7. Как могли лжеучителя использовать бескорыстие Апостола против самого же Апостола? (11,7-11)

8. Почему же так бескорыстно поступал Апостол? (11,12-15).

9. Как говорит Апостол о лукавстве сатаны и его служителей? (II, 14-15).

У1.1. Какими достоинствами "по плоти" хвалится ап. Павел и почему? (11,22).

2. На что ссылается ап.Павел в доказательство истинности служения Христу? (11,23).

3. Какие злоключения перенес ап. Павел за дело благовестия Христова? (11,24-32).

4. Чем еще подтверждает ап.Павел свое апостольство? (12,1-2).

5. Зачем ап.Павел указывает дату происшедшего откровения и почему говорит о себе от третьего лица? (12,2-6).

6. Что значит восхищение до "третьего неба".

7. Чем смирял Господь ап.Павелй? (12,7).

8. Что означает это "жало в плоть?" (12,7-10).

9. Каков был ответ Господа на молитву ап. Павла оВ избавлении от скорбей? (12,9).

10. В чем еще могли обвинять Апостола клеветники? (12,16).

11. В чем состояла предусмотрительность ап.Павла? (12,17-18).

12. Как ап. Павел доказывает, что с ним действительно Христос? (13,3-9).

13. Каким благопожеланием заканчивается Послание? (13,11-13).

 

Date: 2015-09-17; view: 581; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию