Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное общество и современное образование





Педагогическое обеспечение реализации конструкции «Образование через всю жизнь»

В последние годы научная литература отражает закономерно усиливающийся поиск основных идей, смыслов и целей, воплощенных в стратегиях развития образования. Анализ этих идей показывает, что они ле­жат в основе развития самих представлений об идеях развития образования России как целостной системы. Идеи развития образования охватывают четыре основ­ных субъекта, на которые направлены цели образова­ния: личность, общество, производство и сама сфера образования. Последний аспект представлен в основ­ном идеей гуманизации образования. В свою очередь она представлена в виде коренного поворота от его тех­нократической цели как обеспечения производства кад­рами, их приспособления к нуждам личности, создания условий для ее самореализации. Есть и более конкрет­ные направления, которые могут быть признаны как стратегии развития2.

Важным фактором определения направлений раз­вития современного образования выступает стремление к общеевропейской идентичности в связи с вступлени­ем России в Болонский процесс. В данном процессе необходимо выделить несколько сторон: идентичность в содержании общего и профессионального образова-


ния; идентичность в общеобразовательном и професси­ональном облике получающего образование молодого человека; идентичность в формах и способах получения образования и путях его дальнейшего продолжения. Без учета этих трех составляющих проблема формирования общеевропейской идентичности приобретает ряд почти неразрешимых компонентов, прежде всего, в силу не­обходимости сохранения национальной уникальности российского образования и своеобразия, сохранения традиций и накопленного позитивного опыта и насле­дия. Тем не менее, общеевропейская идентичность и стремление к ней определяет одно из стратегических направлений развития образования. При этом необходи­мо отметить и то, что это становится важным стимулом и новым продуктивным направлением его развития.

Необходимо отметить, что теория развития обра­зования и формирования его ориентиров не представле­на как хорошо организованная система, осуществляю­щая целенаправленное воздействие на развитие обще­ства и формирование личности. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, результаты на­ших исследований дают основание утверждать, что в большинстве случаев образование в своем развитии, и особенно в определении особенностей пространства образования, пока еще мало связано с особенностями мирового, федерального и регионального образователь­ного пространства, особенностями потенциальных воз­можностей различных сфер деятельности обучающих­ся, учета социально-экономических, национально-ре­гиональных особенностей. Но в то же время очевидна


связь теории и практики - в последние годы появилось немало новых концепций развития федерального и ре­гионального образовательного пространства. Но и они страдают общим недостатком - в них нет обобщающе­го стержня, позволяющего наметить конкретные стра­тегии; в основном, они ориентированы на выполнение только социального заказа, в них содержится попытка определить смысл, сущность, направления развития с учетом позиций и запросов современных реалий.

Однако изменяющиеся реалии современной жиз­ни и существенные перемены в системе образования требуют коренного обновления в постановке проблемы и определения путей ее решения. Полагаем, что про­блемы обусловливаются противоречиями между осоз­нанной общественной потребностью общества осу­ществить модернизацию Российского образования и недостаточной разработанностью теоретических основ достижения нового качества такой подготовки с учетом необходимости разработки современных характеристик и развития образовательных систем и структур, состав­ляющих единое образовательное пространство.

Сегодня уже общепризнано, что происходит стре­мительное (обвальное, лавинообразное и т.д.) накопле­ние знаний, чго является существенной характеристи­кой современной цивилизации. Актуализация Знания в современном мире обусловлена тем, что в последней четверти прошедшего века проблематика знания и его практического применения в пользу человека постепен­но выдвинулась на первый план вследствие достижения


критической массы целого ряда обстоятельств, связан­ных с развитием цивилизации на современном этапе.

Считается, что на данный процесс неизмеримое влияние оказало то обстоятельство, что на рубеже веков мировое сообщество приобрело асимметричные черты, когда высокий уровень материально-технического раз­вития в одних странах сочетается с регрессом в других; избыточное производство и потребление продуктов и продукции высокого качества «золотым миллиардом» населения соседствует с крайней нищетой абсолют­ного большинства жителей Земли; высочайшие дости­жения науки живут параллельно с накоплением и рас­пространением средневековых суеверий и невежества; абсолютное преобладание верующих (из каждых семи человек на Земле только один не верит в Бога) не мо­жет сдержать лавинообразное распространение поро­ков; усиление демократических тенденций встречается и уживается вынужденно с живучестью диктаторских режимов, тоталитарных методов политического гос­подства и др.3 Нетрудно заметить, что необходимость преодоления этих и других противоречий будет опре­делять содержательную направленность общественной деятельности, и это будет ориентировано на разумное переустройство мира с целью достижения большей гармонии и благополучия в личном (собственном) мире каждого и гармонии этого мира с окружающим.

Нельзя не отметить основную составляющую дан­ного глобального явления: известно, что в современном мире высокие темпы развития цивилизации привели к разбалансировке трех важных характеристик циви-


лизации - научно-технического прогресса, сохранения природной среды и развития самого человека. Пробле­мы взаимодействия социума, природной среды и техно­логического развития государств можно решить только на базе паритетов совокупного научного технического и гуманитарного научного знания и реального практи­ческого их воплощения. Нельзя не обратить внимания на то, что острота ситуации как раз в том, что есть боль­шое количество сил и векторов, направленных на нару­шение, а затем и разрушение этого паритета.

Возрастает в изменяющемся мире значение чело­века как основного объекта социального знания, зна­чимость его социальной сущности, смысла жизнетвор-чества и реальности и перспектив призвания, познание внутреннего мира и образа жизни личностных качеств, мотивов, поступков, изучение особенностей мысли­тельной деятельности. Действительно, «вне анализа внутреннего духовного мира человека невозможно по­нять, как обеспечить его гармонию с внешним миром, а, следовательно, нельзя успешно решить никаких меж­дународных, религиозных и национально-государс­твенных задач, как бы они далеко внешне ни отстояли от людей, ради которых их планируют и реализуют»4. Современный мир нельзя представить и без вытекаю­щего из общего дисбаланса и угрожающего аксиологи­ческого кризиса: оказались деформированными связи различных ценностей между собой, с социальными факторами и структурой личности. Обострение соци­альных противоречий изменило личное восприятие нового мира, сформировало новую шкалу ценностей,


которая полностью, неполностью и не принимается не только людьми старшего поколения, но и представите­лями современной молодежи5.

Анализ вышеуказанных далеко не всех и не при­веденных здесь вследствие стремления не загружать настоящую работу исследований позволяет говорить о наличии общей тенденции, которую в общих чертах можно охарактеризовать как тенденцию, ведущую к своеобразному кризису личности, что требует нового философского осмысления происходящего, коллектив­ного поиска нахождения новых путей выхода из обра­зующей кризис ситуации.

Отметим, что в последнее десятилетие прошло­го столетия появились несколько доктрин социального устройства, продуктивных по своим практическим ре­зультатам. Среди этих доктрин - концепция «социаль­ного государства», именуемая иначе теорией «государс­тва благосостояния» или «всеобщего благоденствия»; «теория социального рыночного хозяйства»; различные национальные модели (шведская, израильская, япон­ская, южнокорейская и ряд других). В то же время к концу столетия стало настолько очевидным, что, создав общество высокого уровня потребления, эти концепции исчерпали себя6.

Альтернативой возможным, не отвечающим вы­зовам времени стратегиям, выступает так называемая «стратегия устойчивого развития». Сущность доктри­ны устойчивого развития синтезирована на основе вза­имодействия триады «Человек - Общество - Природа». Она может быть определена как достижение гармонии


между личностью и средой обитания, позволяющей Че­ловеку непрерывно реализовывать свой потенциал, не встречая общественных, политических, экологических и любых других препятствий при выполнении непре­менного условия - удовлетворение потребностей лю­дей одного поколения не должно достигаться за счет ухудшения возможностей последующих поколений.

Очевидно, в названном обнаруживаются основ­ные черты новой стратегии и в области образования.

Если вспомнить еще раз рассуждения о влиянии и взаимовлиянии общества и образования, мы должны сказать что стратегия устойчивого развития обусловила принципиально другую роль образования не только как процесса пополнения и распространения знаний, но и как социального института, способного выступать ос­новным инструментом реализации новой концепции. Из сказанного вытекает, что любая концепция образо­вания и любая новая модель развития цивилизации не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Более того, заметим, что такие проблемы как изучение проти­воречий, анализ ситуации и выбор модели социального прогресса производны от уровня образованности насе­ления, совокупного интеллектуального потенциала.

Для участников образовательного процесса важ­но еще одно: осмысление новой роли образования в контексте стратегии устойчивого развития ведет к не­обходимости дополнить сложившиеся представления о направлениях образовательной деятельности (эколо­гическое образование, естественное, гуманитарное и др.) новым для отечественной педагогики выводом о


необходимости сохранения «самости» человека через сохранение его устойчивости в экологически безопас­ном и экологически комфортном образовательном про­странстве, создаваемом по разработанным в обществе и постоянно изменяемым моделям усилиями всех инсти­тутов государства.

Конституции большинства стран декларируют не­обходимость постепенного превращения общество в общество социальное. Если пойти по аналогии, сегодня стоит задача формирования (наряду с формированием со­циального, гражданского) образовательного общества.

Образовательное общество -это такое общество, в котором высшей целью каждого человека становится образование, потому что удовлетворение потребностей личности в образовании, как записано во Всеобщей декларации прав человека, является фундаментальной потребностью человека, обуславливающей ответствен­ность его за развитие общества и биосферы в целом на пути к ноосфере.

Вопрос вопросов в том, что главным для понима­ния характеристик нового общества становится необхо­димость выяснения характера и роли знания в социаль­ных процессах. Это ведет к признанию общества, при­ходящего на смену модерну, обществом, основанном на знании (knowledge-based society), обществом зна­ния (knowledge society) или обучающимся обществом (learning society) в самом широком смысле этого слова, чем предполагается расширенное производство и рас­пространение знания.


Если обратиться к формулировке основных целей и задач образования, которые декларируются в Наци­ональной Доктрине, то можно найти именно эти бла­городные цели и задачи, так как система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, со­хранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к истори­ческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан право­вого, демократического государства, способных к соци­ализации в условиях гражданского общества, уважаю­щих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

-разностороннее и своевременное развитие де­тей и молодежи, их творческих способностей, фор­мирование навыков самообразования, самореализа­цию личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззре­ния, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у детей, молодежи, других кате­горий граждан трудовой мотивации, активной жизнен­ной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;


- организацию учебного процесса с учетом сов­ременных достижений науки, систематическое обнов­ление всех аспектов образования, отражающего изме­нения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жиз­ни человека;

- многообразие типов и видов образовательных уч­реждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, лич-ностно ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней
образования;

- создание программ, реализующих информаци­онные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагоги­ческих работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и вы­сококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мо­бильности в условиях информатизации общества и раз­вития новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- экологическое воспитание, формирующее бе­режное отношение населения к природе.


Анализ декларированных целей и задач позволяет утверждать, что в целом Доктрина ориентирует систе­му образования на опережающее развитие.

Как одна из наиболее крупных социальных инсти­тутов, органически связанных с фундаментальными ос­новами общественного устройства, его социально-эко-. номической и политической организацией, с характе­ром и доминирующей направленностью общественной жизни, система образования Российской Федерации развивается по своим законам, сообразуя свои шаги с общим прогрессивным движением общества. Образо­вание в современном мире выступает важнейшей сфе­рой общественного воспроизводства, поэтому характер социально-экономического развития общества законо­мерно накладывает отпечаток на систему образования в целом и на деятельность институтов образования в частности. Вместе с тем образование, являясь своеоб­разным «зеркалом» социально-культурных процессов, выступает преобразующей силой, сферой формирова­ния «человеческого капитала». Оно не только фиксиру­ет характер изменений, происходящих в обществе, но и определяет его современный и будущий облик, детер­минирует его.

Наиболее рельефно это видно при общем взгляде на отношения образования и окружающих сфер. При современных темпах обновления техники и техноло­гий, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, способных не только насле­довать культуру старшего поколения, обладать функци­ональной подготовкой, но и владеть творческим, сози-


дательным мышлением. Образование из сложившейся роли опаздывающего и догоняющего жизнь социаль­ного института постепенно становится опережающим, ориентируется оно на перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социаль­но-культурных традиций. Господствующей становится гуманистическая концепция развития образования, что означает введение нового типа образования, ориенти­рованного на освоение учащимися культуры и общече­ловеческих ценностей, на усвоение ими современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческо­го потенциала индивида на основе его самоопределе­ния и самостоятельности как субъекта культурно-исто­рического процесса.

Таким образом, образование - основа развития личности, общества и государства, стратегический ре­сурс обеспечения национальных интересов России. Оно создает и наращивает духовный, интеллектуаль­ный и экономический потенциал нации, воспитывает патриота и гражданина Российского государства. Об­разование представляет собой культурный фундамент общества - своеобразный социальный генетический механизм трансляции социального опыта, благодаря которому становится возможной реализация сущност­ных сил человека, заложенных в нем самой природой и являющихся предметом внимания и развития.

Со всей очевидностью можно полагать, что все названные выше задачи могут быть решены только


в том случае, если образование будет иметь подлинно опережающий характер.

Опережающее развитие образования - это, пре­жде всего, ориентация его текущей деятельности и ее результатов на перспективные потребности экономики и тенденции развития производственной и непроиз­водственной сфер.

Опережающее развитие образования по своей сути - это новое качество в системе образовательной и профессиональной подготовки кадров, формирование у обучающихся стремления и умения учиться, пополнять свои знания в течение всей активной деловой жизни.

Опережающее развитие образования - это не только адаптация учебных заведений к рынку, а, скорее всего, это целесообразное «спряжение» их функцио­нирования с рыночным механизмом, использование в своей деятельности его позитивных аспектов, стимули­рующих активизацию всех сторон жизнедеятельности современных учебных заведений высшего профессио­нального образования. Это требует расширения предо­ставляемых образовательных услуг на основе широкой профилизации.

Опережающее развитие образования - это созда­ние новой модели системы общего и профессионально­го образования, отвечающей новому состоянию эконо­мики социальных отношений, в целом, общественному развитию. Говоря по-другому, опережающее образова­ние - это реальная модель образования для экономики, основанной на знаниях.


Как видно, это, в свою очередь, предполагает вы­ведение всей системы образования на творческий, ин­новационный уровень. Вопрос заключается лишь в том, в виде каких стратегических направлений найдут свое отражение в массовой практике основные преобразова­тельные процессы. Для осмысления стратегий развития образования в стране необходимо, прежде всего, «при­вести в стройную систему, не отторгаемую миром и че­ловеком, всю совокупность знаний, вер, культур, техно­логий. Необходимы подлинно эвристические прорывы в философии образования,... в политике управления образовательными системами, в теории, методологии и методике (технологиях) организации самого педагоги­ческого процесса»7.

Одной из основных тенденций мирового развития выступает признание за образованием становления его действенным фактором экономического роста, повыше­ния эффективности и конкурентоспособности экономи­ки, условием обеспечения национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого граж­данина страны. Глобальные тенденции развития миро­вой цивилизации ведут к углублению мировых тенден­ций в развитии образования, в числе основных из ко­торых выступают: рост общего уровня образованности населения; повьппение требований к уровню культуры профессиональной квалификации всех граждан; ста­новление системы непрерывного образования.

Отметим, что понятие «глобальные изменения» за­трагивает в первую очередь проблемы природной сре­ды, однако широта, размах и объемность происходящих


в социальной сфере подвижек довольно часто ассоции­руется с изменениями глобального масштаба. Поэтому правомерность использования данного понятия приме­нительно к реалиям социального плана, куда входит и образование, не вызывает споров и неприятия.

Однако при этом необходимо дифференцировать отличительные особенности явлений, которые отно­сятся к «глобальным изменениям». Глобальные изме­нения сегодня:

- это изменения, которые характеризуются боль­шими пространственно-временными масштабами и вызваны непосредственно деятельностью человека, приобретающей геопромышленные и геополитичес­кие масштабы;

- они имеют медленно текущий и необратимый характер, при этом они обладают столь низким соот­ношением «сигнал/шум» и происходят настолько мед­ленно, что человеческое сознание не имеет механизмов для непосредственного восприятия процесса порожде­ния катастрофической ситуации, пока сама катастрофа (подъем уровня воды, засуха и т.д.) не становится неиз­бежной и не принимает наглядный, зримый характер;

- они характеризуются высокой степенью маски­ровки и отсроченности причинно-следственных связей;

- для них характерны большая пространственная и социальная дистанциированность (удаленность) меж­ду агентами и жертвами глобальных изменений;

- информация о них не отличается четкостью,
достаточной для того, чтобы эксперты но глобальным


изменениям могли прийти к согласию о масштабах и о времени наступления реальной угрозы;

- массовое сознание людей имеет тенденцию к игнорированию информации об угрозе их безопаснос­ти вследствие глобальных изменений;

- в оценках специалистов эффективность затрат на охрану окружающей среды занижается8.

Как видно, эти черты характерны и для явлений, происходящих в образовательной среде.

Поэтому любое государство сегодня стоит перед решением двойственной задачи. С одной стороны, ак­туальна задача обеспечения равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, незави­симо от материального достатка семьи, места прожива­ния, национальной принадлежности и состояния здоро­вья; использования всех возможностей для поддержки детей и подростков, лишенных попечения родителей. С другой стороны сегодня не менее важным делом яв­ляется формирование профессиональной элиты, выяв­ление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи, интеллектуальными возможностями которых будет определяться судьбы не только каждого отдельно взятого государства, но и всей человеческой цивилизации в целом.

Решение данных социально-экономических про­блем должно быть организовано не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемо­го как вложение средств в будущее страны, в котором


участвуют государство и общество, предприятия и ор­ганизации, а также сами граждане, иными словами, все заинтересованные в качественном образовании. В свою очередь система образования в условиях приоритетной поддержки государством призвана обеспечить эффек­тивное, интенсивное и целерациональное использова­ние собственных ресурсов, начиная от субъективных - человеческих, и заканчивая информационными, мате­риальными, финансовыми.

Решение актуальных задач модернизации Россий­ской системы образования невозможно без развития эффективных экономических отношений в этой сфере, выработки новых подходов к ресурсному, прежде всего финансовому, обеспечению образовательных учрежде­ний. Вполне понятно, что обязательным условием раз­работки мер образовательной политики является нали­чие объективной, надежной и полной информации как о состоянии образовательной системы, так и происхо­дящих в ней явлениях и ситуациях, притом и о тех про­цессах, которые только зарождаются и пока не имеют явного проявления.

Под ситуацией в образовании (ситуация воспита­тельная, ситуация обучения) понимается своеобразное индивидуально значимое переплетение исторической и жизненной ситуации, в которой образовательная де­ятельность осуществляется в русле тенденций времени и с учетом конкретных складывающихся социальных и культурных реалий и традиций. Целостность обра­зовательной ситуации позволяет говорить и ее много­мерности, в которой пересекаются по крайней мере не-


сколько плоскостей: жизнедеятельность обучающего и обучающегося; функционирование общей системы об­разования (на различных уровнях - федеральном, ре­гиональном, муниципальном, на уровне образователь­ного учреждения); реальная социокультурная ситуа­ция; прогнозирование, проектирование и максимально возможное приближение перманентно рождающейся (вновь) образовательной ситуации будущего в рамках реально существующей.

Очевидно, необходимо различать «образователь­ную ситуацию» и «ситуацию в образовании», когда второе выступает частью первой; более того, оно пос­тоянно порождается первым. Было бы несправедливо и неполно, если не сказать о наличии еще одной важной плоскости, характеризующей образовательную ситуа­цию. Эта плоскость включает (а может быть, состоит?) проблемы, существующие в сфере образования, кото­рые не только обусловливают его развитие, но и сопро­вождают его в течение всего периода существования.

В конце прошлого столетия стало ясно, что обра­зование преследуют несколько глобальных проблем, которые в одинаковой степени характерны всем наци­ональным системам. Своеобразно рассеиваясь в посто­янно меняющихся ситуациях образования, проблемы определяют не только характер функционирования об­разовательных систем и в целом образовательного про­странства, но и определяют характер и направленность поиска стратегий и направлений развития образования. Первая проблема - в удлинении сроков образова­ния, особенно его организованных форм (дошкольная


ступень - общеобразовательная школа - профессио­нальное образование в соответствующих образова­тельных учреждениях - организованные формы пос­левузовского образования). Максимальному увеличе­нию подвергается продолжительность общего средне­го образования.

На каком-то этапе развития образования стало ясно, что растущие объемы Знания невозможно удер­жать в рамках традиционных предметов и дисциплин, тем более это не удается за счет уплотнения Знания - все эти пути были подвергнуты различным экспери­ментам и не нашли однозначного решения. Поиски в данном направлении обусловили возникновение тезиса «Образование через всю жизнь» вместо традиционного тезиса «Образование - на всю жизнь», который и опре­деляет особенность сегодняшней образовательной си­туации. Более того, это меняет и характер устремлений человека в новом мире.

Вторая проблема связана с удорожанием образо­вания. И связано это не только с удлинением сроков об­разования, а в том числе и насыщением процесса обра­зования современными средствами интеллектуального усиления, средствами технического и технологическо­го порядка. Само по себе такое удорожание приводит к интенсификации образовательного процесса, к его на­сыщению как содержательными, так и инструменталь­ными аспектами, играющими своего рода активизиру­ющую роль при получении образования. Сюда входит и проблема оплаты за предоставляемые образовательные


услуги, оплата за труд работникам образования, в чем государство пока в долгу перед ними.

Третья проблема находится в поле интеграции. Дело в том, что интеграция, представляющая собой объ­единение в одно целое (упорядоченное и структуриро­ванное) ранее разъединенных, неупорядоченных явле­ний, частей, элементов образования, ведет к увеличению объема, частоты, интенсивности взаимодействия между элементами системы, к большей степени целостности, устойчивости, автономии и эффективности действия. Все это требует достижения гармонической уравнове­шенности, не менее упорядоченного функционирования отдельных процессов в образовании. Интегрированное общее, целое и единое образовательное пространство дополнительно предусматривает процессы взаимного приспособления, расширения всех сфер сотрудничес­тва, объединения национальных систем образования различных государств (или, наоборот, внутри одного го­сударства) с целью создания эффективной конструкции интегративного образовательного пространства, обла­дающего интегральными характеристиками.

Четвертая проблема весьма специфична, и связа­на она с тем, что наступило всеобщее и своеобразное «прозрение», основанное на глобальном понимании того, что образование как общественное явление не мо­жет развиваться в закрытом режиме. Такое понима­ние образования усилило и продолжает усиливать, пре­жде всего, просвещенческую парадигму. А это, в свою очередь, связано с тем, что одной из доминирующих характеристик современного образования (как отечест-


венного, так и зарубежного) выступает постмодернист­ское, т.е. иррациональное по форме, манипулирование, когда на человека направлены не понятия и идеи, а зву­коряды, видеоряды, имиджи, всякого рода эмоциональ­но-чувственное, поглощаемое на уровне ощущения и восприятия. В этих условиях «просвещение должно быть освещением и просветлением» в прямом изна­чально моральном и познавательном смысле. И в то же время оно уже не может быть таким, как прежде: тебе давали истину, как свет, идущий сверху вниз от великих философских и политических умов, а ты автоматичес­ки «просвещался», обретая свет вечной истины, добра и красоты. «Первоначальные представления о просве­щении, совершив свою великую историческую роль, должны были - и ввиду заключенных в нем ошибок и иллюзий, и ввиду своего неизбежного исторического старения - смениться чем-то иным. Эта трансформация была весьма драматичной, поскольку сопровождалась расщеплением практики просвещения, грубо говоря, на две части: на гуманистическую, связанную с форми­рованием в конце XIX века европейской социальной и политической демократии, и на совершенно перерож­денную, получившую свое воплощение в тоталитарных пропагандах большевизма и фашизма9».

Просвещение в его подлинном смысле, как оно все еще существует в образовании и науке, - последний бастион здравого смысла и инструмент, обеспечиваю­щий социальное здоровье страны. Но в соответствии с практикой мировой демократии и научных исследо­ваний просвещение, учитывая свой опыт достижений


и ошибок, приходит к новым парадигмам, к новому соединению модернизированных идей и современных психологических, педагогических и коммуникацион­ных технологий. Поэтому современное реальное про­свещение чаще всего называют постпросвещением™, инкорпорированным в более масштабную культурную парадигму - постпостмодернизм или неомодернизм. Но это задает и новые задачи: в свете постпросвещения сегодня важно объяснить личности устройство самого человека и окружающего мира, дать знания, как этим пользоваться, сообщить общие научные данные об уст­ройстве человека. Указанный вид понимания постпрос­вещения предполагает неукоснительное уважение прав человека, его свободы совести. Оно предлагает челове­ку быть разумным, свободным и ответственным граж­данином своей страны, и, выходя за рамки своего, стать еще и полноправным членом становящегося на наших глазах мирового сообщества.

Необходимо согласиться и с тем, что поскольку гуманизм несет в себе не только общечеловеческое, но и научное содержание, то он, как и наука, обновля­ет свою парадигму. Сегодня период методологической трансформации гуманизма как имманентно просвещен­ческой парадигмы выливается в обретение им добро­тного психологического и познавательного инструмен­тария, методологии исследования и принятия решений. Содержательно он акцентирует идею планетарного гу­манизма и является альтернативой мрачным сценариям, замешанным на перманентных религиозных войнах,


экологических катастрофах, глобальном терроризме и ядерном шантаже некоторых стран11.

Кстати, именно в эти годы - в конце прошлого века появились весьма оригинальные идеи, объясняющие свя­зи экономического развития с развитием образования.

В частности, теория, человеческого капитала, характеризующая взаимосвязи уровня образования и нормы отдачи от инвестиций в образование, радикаль­но и довольно ясно указывает выгоды такого рода ин­вестиций12. При подсчете стоимости образования ока­зывается, что она может не совпадать с расходами на него. Среди затрат на образование выделяют прямые и косвенные затраты (сюда относится зарплата учащих­ся, которую они могли бы получить; освобождение от налогов; отнесенные прямые издержки на книги и пи­тание; подразумеваемая арендная плата и амортизаци­онные отчисления; стоимость охраны, медицинского обслуживания). Стоимость образования важна при из­мерении прибыльности различных проектов, при этом наиболее распространен способ подсчета отношения между «текущей стоимостью» получаемых выгод к «текущей стоимости» вложений. Проект может иметь смысл, если ожидаемые от него выгоды превосходят стоимость вложений. Были предложены различные ме­тоды расчета издержек и выгод образования, однако де­нежный эффект (повышение заработной платы вследс­твие повышения уровня образования) является основ­ной формой экономической отдачи образования.

При любом подходе к образованию как к объек­ту экономических манипуляций необходимо учитывать


весь спектр издержек и выгод от инвестиций в образо­вание: экономических, социальных, индивидуальных, общественных, явных и вмененных.

К экономическим выгодам относится повышение дохода, поддержание имеющихся доходов, избегание возможных издержек на получение образования. Вы­годность различных первоначальных вложений в обра­зование зависит от возможности получить дальнейшее образование на более высоком уровне. Тем не менее, ведущими часто являются социальные стимулы обра­зования или неявные выгоды: престижность, удовлет­ворение от учебы, изменение характера труда, которые подчас невозможно выразить в денежном измерении. Издержки также делятся на явные (плата за обучение, дополнительный доход от ее вложения; оплата школь­ного оборудования, поддержание классов в хорошем состоянии; заработная плата учителей) и неявные из­держки (не полученный доход, который называют еще стоимостью возможностей или скрытой стоимостью образования; уменьшение средств, расходуемых на пот­ребление; сокращение свободного времени). Нетрудно догадаться, что издержки находятся в прямой связи с результативностью образования.

Нельзя не сказать и об отрицательных социаль­ных преимуществах образования. Как ни странно, од­ним из основных из них (еще раз отметим - со знаком «минус») выступает снижение уровня рождаемости, вызванное активным использованием средств конт­рацепции и планированием количества детей в семье. Установлена четкая обратная зависимость между уров-


нем образования и реальной рождаемостью. В связи с этим растет доход на душу населения. Есть и положи­тельное - другим важным социальным преимуществом образования, выражающимся в демографических про­явлениях, является снижение младенческой и детской смертности. Оно обусловлено более высоким уровнем санитарной культуры матерей, лучшими санитарными условиями проживания населения, более калорийным питанием в семье, более высоким уровнем образова­ния у детей и более эффективным поведением людей в тех случаях, когда они выступают в роли потребите­лей. Меньший размер семьи (результат того, что матери с более высоким образованием имеют меньше детей) также способствует лучшему образованию детей. Уста­новлена прямая зависимость между частотой посещае­мости больными медицинских учреждений и их обра­зовательным уровнем; чем выше показатели кратности посещений, тем выше образованность, поскольку обра­зованные люди лучше информированы о тех или иных последствиях самолечения болезней. Таким образом, в обществе возникают и существуют весьма своеобраз­ные связи между конкретной причиной и следствием, вытекающим из него: уровень образования косвенно влияет на улучшение здоровья населения, а тем самым на продолжительность жизни и показатели смертности, так как рост образованности способствует пониманию ценности здорового образа жизни и формирует соот­ветствующие траектории движения к ней, более того, обеспечивает реальность этих траекторий13.


Весьма интересна своеобразной модификацией или продолжением вышеуказанной теории выступает так называемая «знаниевая экономика», что выступает источником богатства (в понимании П.Бурдье - «соци­альным капиталом»). В соответствии с идеей «знани-евой экономики» на центральное место выходит поле производства, передачи и распространения знания, или образование, что и требует очередного уточнения пре­жде всего идеи университета, так как именно учреж­дения высшего образования превращаются в ключевой элемент всех социальных процессов. Они формируют их субъектов (в терминологии П.Дракера - knowledge workers), трансформируют культурные коды в социаль­ные практики, через них конституируются новые иден­тичности и преобразовываются старые. Согласно этой теории, университет нельзя понимать исключительно утилитарно - только как некое место, где студенты при­обретают профессию под руководством профессоров. Собственно профессиональная подготовка, или только профессиональная подготовка в чистом виде в новых условиях не имеет перспективы, так как свое принци­пиальное слово при этом принадлежит радикально ме­няющемуся миру, и трудно предвидеть, какова будет профессиональная структура общества на ближайшую перспективу, к примеру, на протяжении жизни хотя бы одного поколения (кстати, это нашло отражение в Про­екте «Российское образование - 2020: модель образова­ния для экономики, основанной на знаниях»).

Не менее интересной представляется и предложен­ная еще в 70-е годы прошлого столетия и не потерявшая


до сих пор своей актуальности и привлекательности так называемая теория «критического образования», кото­рое представляет собой полную противоположность образованию «по принципу банковских вкладов»14. Та­кие идеи как «пробуждение сознания»; «любой чело­век, даже самый невежественный, способен оценивать окружающий мир»; «преподаванию должна предшест­вовать фаза осознания своего культурного наследия»; «без диалога человеческий мир невозможен»; «стиму­лирующие идеи, освобождающие форму познания»; придание особого значения предыдущему опыту обу­чающегося и др. лежат в основе теории Паоло Фрейре. В свете современных критических представлений об образовании прошлых десятилетий нелишним будет, по нашему мнению, сравнение двух видов образования - образования по принципу банковских вкладов и обра­зования критического, что приведено в виде таблицы.

Не хотелось бы делать пессимистические выводы по развитию системы образования, особенно как актив­ному представителю этой системы, однако реалии за­ставляют признать одно - здесь представлены идеи, о которых спорили последние двадцать лет, ломали копья, ломали судьбы, и которые только-только претворяем в жизнь в полном объеме, сообразуясь с нашими отечест­венными условиями... Одно только успокаивает: часть высказанных в теории критического образования идей касается проблем начальной грамотности, проблем начального обучения, хотя от этого актуальность этих идей нисколько не уменьшается.


Сравнительные характеристики образования по при­нципу банковских вкладов и образования критического

Образование по принципу Образование критическое

банковских вкладов ___________________________________________

Субъект: обучающий (акти- Субъекты: обучающиеся и обучаю-вен); объект: обучающийся щий; объект: весь окружающий мир

(пассивен) ___________________________________________________

Роль педагога: помещать Педагог в проблемной форме реконс-
знания (содержание обра- труирует реальность, которая вос-
зования) в «пустые сосуды» принимается и анализируется обуча-
(предполагается невежество ющимися. Содержание образования
обучающихся) разрабатывается с учетом интересов

_____________________________ обучающихся ____________________

Цели образования навязыва- Цели образования отражают потреб-

ются обучающимся ___________ ности обучающихся _______________

Знание преподносится в го- Знание подвергается сомнению: оно товом виде, творчество не должно стимулировать диалог, кри-приветствуется. Обучение тический подход и творческую актив-преимущественно сводится к ность. Процесс обучения - процесс

запоминанию _______________ творческий

Авторитаризм, давление из- Диалог, освобождение, культурное вне, манипулирование, лозун- воздействие

ги, «культурное насилие» ______________________________________

Приспособление людей к Радикальные изменение реальнос-
реальности ти в соответствии с потребностями

____________________________ человека ________________________

Наличие проблемы означает Наличие проблемы стимулирует по-
поражение ___________________ иск ее решения ___________________

Наступление нового века и тысячелетия, которое вызвало множество споров и предположений, не вне­сло особого диссонанса в течение общественной мыс­ли о судьбах образования. Как и последние десятилетия прошлого столетия, так и первые годы нового, харак­теризуются длительными процессами кардинальных


изменений в социально-экономическом развитии Рос­сийского государства, которые обусловили переход на путь устойчивого вхождения и далее нахождения свое­го места в мировом сообществе. Коренные перемены в сфере образования как одного из важных институтов складывающегося открытого гражданского общества привели к изменениям парадигмы образования, и, как утверждалось уже, привели к утверждению приорите­та и победе концепции «Образование через всю жизнь» над концепцией «Образование на всю жизнь». В новых рыночных условиях образовательное учреждение, от­ражая состояние социально-экономического, духовно­го и культурного развития страны, остро реагирует на происходящие изменения, и, впитывая происходящие вокруг преобразования, постепенно изменяется в русле социального заказа общества.

Новые вызовы современного российского образова­ния предопределяет необходимость содержательной мо­дернизации традиционно устоявшихся образовательных систем, обновления их формальных показателей. Сегодня уже можно сказать о том, что беспочвенные критические замечания по адресу отечественной педагогики, которая фактически вывела школу и образование на мировой уровень, и ее нигилистическое восприятие, а то и игнориро­вание, стали частью отживающей идеологии образования. Новые педагогические реальности диктуют необходи­мость формирования нового взгляда на способы анали­за имеющегося, диктуют утверждение необходимости инновационного развития отечественной школы.


Развитие такого порядка сложных систем возмож­но по двум основным направлениям. Первое предпола­гает заимствование существующих образцов достиже­ний, следование перспективным и актуальным для на­стоящего времени технологиям и подходам и зачастую их «революционному» внедрению в образовательную практику, сопровождаемому игнорированием тради­ционных педагогических наработок. Второе осущест­вляется эволюционным путем и реализуется через от­крытие и создание в педагогической практике, а затем и авторизованное использование технологий и образо­вательных концепций, имеющих принципиальное зна­чение для обновления образования. Есть и третий путь - путь интеграции, который может привести к более се­рьезным практическим результатам.

Стержневым компонентом системы Российско­го образования является общее среднее образование, ориентированное на полноценное развитие личности и всемерное повышение ее интеллектуального и культур­ного уровня. Общеобразовательная школа на новом эта­пе развития образования призвана формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, вы-сокотеоретизированный, но практикоориентированный опыт самостоятельной деятельности и личной ответс­твенности обучающихся, составляющих основу совре­менных ключевых компетенций. Сказанное определяет новое, современное качество содержания образования. Модернизация содержания образования, разработка и внедрение новейших образовательных технологий, инновационных подходов и перспективных методов


в практику обучения, полноценное использование ре­сурсов компьютерной техники - задачи, стоящие перед каждой школой. Именно такой диапазон деятельности образовательных учреждений в наибольшей мере отве­чает многогранным задачам экономического, социаль­ного и культурного развития страны.

Вместе с тем, тезис «Модернизация страны опи­рается на модернизацию образования» в общественном сознании воспринимается двояко: с одной стороны, формально - как один из многочисленных политичес­ких лозунгов и конъюнктурных заявлений; с другой,

- как насущная потребность обновления самого образо­
вания. Однако необходимость обновления образования
эволюционным путем становится очевидной.

Переход от конструкции «Образование на всю жизнь» к конструкции «Образование через всю жизнь» означает новый виток развития системы образования, усиление ее роли в жизни каждого человека, развива­ющегося в глобальном открытом изменяющемся мире. Индустриальное общество сформировало свой взгляд на жизнь: считалось, что человек в молодости должен получить профессию, с которой затем будет связана вся его жизнь. При этом набор профессий фиксировался в официальных классификаторах, а содержание обучения

- в официальных стандартах и программах, поскольку
профессия обычно связывается со знанием определен­
ного предмета (предметов). Такой подход не соответс­
твует быстротекущим изменениям, когда подготовка к
решению постоянно возникающих новых и неожидан­
ных задач требует не столько знания жестко определен-


ного предмета, сколько знания междисциплинарного характера. Все сказанное актуализирует проблему и практику определения каждым индивидом собственной образовательной траектории в соответствии с меняю­щейся жизненной и профессиональной ситуацией.

Образование интеллектуально развитой и духов­но обогащенной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, способной к самоопределению и принятию самостоятельных решений, наряду с форми­рованием ее патриотических качеств, правосознания, является основным вектором, целью и результатом со­вершенствования образовательной практики. В свою очередь, усиление социальной и гуманитарной ориен­тированности образования означает: достижение опти­мального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на получение знаний, но и на развитие способ­ностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактив­ных и коллективных форм работы; привязку изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д. Объ­ективную необходимость представляет существенное повышение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информационных технологий в области овладе­ния языками - родным, русским и иностранными.

Вместе с тем, ускоряющийся информационно-технологический прогресс, обусловливающий качест­венные изменения во всей жизни современного обще­ства, с одной стороны, а внедрение в учебный процесс


инновационных информационных и образовательных технологий - с другой, коренным образом изменили представление о ресурсном обеспечении школы, без ко­торого невозможно подготовить обучающихся к овла­дению компьютерной техникой и технологиями, воору­жить их фундаментальными знаниями, сформировать у них основательные практические навыки и заложить основы творческого мышления.

В соответствии с новыми подходами модерниза­ции образования школа призвана «формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет новое, совре­менное качество содержания образования»15.

Как видно, сегодня эти задачи уже решаются ре­ально. Отрадно, что это привело не только к утверж­дению приоритета и победе концепции «Образование через всю жизнь» над концепцией «Образование на всю жизнь», а обеспечивает ее педагогические запросы.

Date: 2015-09-17; view: 1382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию