Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение и развитие школьного образования. Научные знания





Распространение образованности происходило в тесной связи с укреплением государства, внедрением христианства. Во время княжения Владимира Великого были созданы первые государственные школы, в которых учились дети знати. Набор в школы, как свидетельствует летопись, осуществлялся принудительно, поскольку дело было новое, неведомое и добровольцев было мало. А государство остро нуждалось грамотных администраторов, дипломатов, способных поддерживать связи с Византией и другими странами. Князь Ярослав Владимирович, считая образованность важным условием успешной деятельности на любом поприще, вводит обязательное обучение для молодежи с княжеских и боярских родов. Новые школы открывались в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском и других городах.

В Древней Руси школы были двух видов. В одних, при монастырях, готовили церковнослужителей. В них преподавали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, для детей «лучших людей», давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике. Распространенным было индивидуальное обучение. Летописец пишет: "Как пчелу видим, что по всем садах и зельях летает, с каждого из них собирая полезное, так и юноши, которые учатся философии и хотят выйти на высоту мудрости, везде собирают что лучше". Внука Ярослава Мудрого Анна Всеволодовна в 1086 основала в Киеве при Андреевском монастыре женскую школу.

Многие представители привилегированных слоев были знакомы не только с элементарной грамотой. Князья, бояре, дружинники, не говоря уже о книжниках владели иностранными и древними языками. Образованностью, любовью к книгам славился князь Ярослав Мудрый. Галицкий Ярослав Осмомысл получил свое прозвище именно за то, что знал их целых восемь. Минимум пять языков знал Владимир Мономах.

В исследованиях, посвященных культуре Руси, как в отечественных, так и особенно зарубежных, долго бытовало мнение о культурной отсталости нашей родины, о якобы общей неграмотности ее населения. Эта ошибка развеялась после 1951 г., когда археологи открыли первые берестяные грамоты. Сегодня на восточнославянских землях грамоты находят в Чернигове, Новгороде, Пскове, Смоленске, Полоцке, Витебске, Киеве и других городах. Авторами берестяных посланий были простые горожане, торговцы и ремесленники, женщины и даже дети. Новые доказательства о достаточно широком распространении письменности были получены в ходе реставрационных работ в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого расчистили различные надписи (графиты), сделанные в XI в.

Распространение письменности сопровождалось созданием библиотек. Первые библиотеки создавались при церквях и монастырях. Наибольшая (ее основал Ярослав Мудрый) находилась в Софийском соборе, где поначалу насчитывалось около 1000 экземпляров книг. Здесь же была организовано переписывание книг. Благодаря этой работе книжный фонд Киевской Руси составлял минимум 130-140 тыс. томов. Переписанная от руки, сделанная из пергамента, изящно оформленная книга стоила очень дорого - примерно столько же, сколько небольшое имение или городской дом.

Во времена Киевского государства начался принципиально важный процесс выделения науки в самостоятельную область духовной культуры. Очень важными были связи с Византией - главным хранительницей античного наследия, почти потерянной в Западной Европе. Получили известность отдельные фрагменты из произведений Платона, Аристотеля и Иоанна Дамаскина (византийский религиозный писатель). Знания о природе давали учебники, переведенные с греческого языка: "Физиолог" - популярная зоология, основанная на реалистичных и фантастических описаниях животных, и "Шестиднев" - толкование 6 дней сотворения мира, сведений из Библии в образных, сказочных формах. Чаще всего ученые были одновременно религиозными деятелями. Так, знаменитый писатель и философ Илларион был митрополитом, известный писатель, врач Агапит - монахом Печерского монастыря, философ, оратор Климентий Смолятич - митрополитом, писатель и проповедник Кирилл Туровский - епископом.

В накоплении математических знаний ведущую роль играли практические нужды. Это обусловило изучение четырех арифметических действий, дробей, вычисления процента, площади круга. Причем в измерениях использовались средства, данные человеку от природы: ладонь, пядь (расстояние между вытянутыми большим и средним пальцами), локоть, сажень (расстояние между вытянутыми руками.

Первыми медиками на Руси были всевозможные знахари, ведуны, волхвы, колдуны, против которых выступало духовенство. Но в ХI-XII вв. место знахаря занимает лечец, или врач. Врачи были, как правило, из монахов. Приступая к лечению больного, они обращались с молитвой к святому Пантелеймону - покровителю медицины и врачей. В ХI в. в Печерском монастыре лечили Демьян (Дамиан) - Пресвитер и Агапит - "безмездный лечец" Руси, как его называет "Киево-Печерский патерик". Широкое признание врачебной практикой во времена Киевского государства получили также монахи Антоний, Пимен, врачи Иоанн Смера, Петр Сирианин, Феврония.

Главными в арсенале их лечебных методов были настои и отвары из лечебных трав, в частности привезенных из Египта, а также молитвы и вообще влияние словом на больного - то, что сегодня относится к психотерапии. Агапит был прекрасным диагностом. Консультируя князя Владимира Мономаха, который находился в Чернигове, через систему курьерской почты он сумел поставить правильный диагноз на расстоянии и дал рекомендации по лечению.

Итогом накопления данных в различных областях знаний стало создание энциклопедий. Первой энциклопедией на Руси стал "Изборник" митрополита Иллариона (1073 г.).

Надо выделить следующие принципы, характерные черты отечественного образования и науки древнерусской эпохи: открытость к миру, активное заимствование и использование достижений других народов, выражавшееся в употреблении греческого и латинского языков, широкой переводческой деятельности образовательных центров; европейская ориентация, привязка к христианским ценностям. В образовании наряду с церковными существовали сильные светские компоненты. При высоком уровне историко-летописной, религиозно-философской мысли сфера естественных наук еще не развита.

 

Date: 2015-09-17; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию