Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Язык и письменность. Древнейшие памятники письменности. Литературная традиция





Письменность у восточных славян появилась примерно еще в первой половине IХ в. В "Житии" славянского просветителя Кирилла сохранилось предание, что он видел в 860 г. в крымском Херсонесе книги, написанные "русскими письменами". Эти же "русские письмена" вспоминают и арабские писатели Х в. В исторических источниках встречается также сообщения о том, что русская письменность, наравне с древнееврейской, распространялась в Хазарии. Важным свидетельством того, что письменность была известна в Киевской Руси еще до крещения, стал найденный в 1949 г. в одном из смоленских курганов глиняный сосуд середины Х в. с древнерусским надписью «гороухща» (горчица). Лингвисты, анализируя тексты договоров русских князей с Византией 911, 944 и 971 гг., считают, что они были составлены на двух языках - греческом и древнерусском.

Введение христианства значительно ускорило развитие письменности и литературы на Руси. Еще в 60-70-х годах IX в. византийский император Михаил III отправил к славянам двух братьев-священников из Фессалоники (Солуни) - Константина (в монашестве - Кирилл) и Мифодия. Несмотря на преследования немецкого духовенства, заинтересованного в распространении латинского языка среди славян, братья проповедовали христианство в Моравии и других славянских землях на старославянском языке. Они благоустроили славянский алфавит и перевели на церковнославянский язык Евангелие. В начале ХI в. на Руси использовались две системы письма - кириллица, базировавшейся на греческом алфавите, и глаголица - разработанная Кириллом фонетическая система, которая была менее популярна. Причем еще до IX в. местное население пользовалось азбукой с 27 букв, тогда как классическая кириллица насчитывает 43 буквы.

Древнерусская литература имела определенное преимущество перед католическим Западом и мусульманским Востоком: она развивалась на родном языке. На Западе быть грамотным означало знать латынь, на Востоке - арабский. Арабский для многих мусульманских стран была чужым языке, как и латынь для Европы, и поэтому национальные литературы европейских государств той эпохи почти неизвестны. В этом смысле украинская литература старше немецкий, французский и английский.

К особенностям письменной культуры Руси нужно отнести образование двух типов литературного языка: церковнославянского и близкого к простому населению древнерусского. Первым писалась церковно-поучительная и житийная литература, близкой к разговорной велась деловая переписка, составлялись юридические акты ("Русская правда"), летописи, памятники светской литературы ("Слово о полку Игореве").

Письменная литература, которая сформировалась в Киевской Руси в начале ХI века, опиралась на два важнейших источника - устное народное творчество и христианскую традицию, которая пришла из соседних государств, прежде всего Византии.

В произведениях литераторов того времени широко использовались героические и обрядовые песни, загадки, пословицы, поговорки, заговоры и заклинания. По свидетельству автора "Слова о полку Игореве", народные мотивы легли в основу творчества "вещего Бояна", которого он назвал "соловьем старого времени". Народные песни и предания широко использовались летописцами. От устного народного творчества древней Руси в фольклоре украинского народа сохранились яркие образцы обрядовой поэзии - колядки.

Вершиной устного народного творчества стал героический былинный эпос, который сложился к Х в. и развивался в ХI-XIII вв. Главной темой былин киевского цикла стала борьба с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В древнейших былинах народ идеализировал свое прошлое, когда крестьяне еще не были зависимы от феодалов. Истинно народными героями стали Илья Муромец, упорный галичанин Дунай, волынец Михаил Казарин, ростовец Алеша, рязанец Добрыня, новгородец Садко. Их имена сохранились в памяти народа как символ отваги, лихачества, доблести и славы. Устное творчество народа непосредственно влияла на письменную литературу.

С утверждением христианства большую роль начинает играть переводная литература. По литературным связям Киевская Русь тяготела к Византии, которая была центром античных и восточно-средиземноморских ценностей. Из Константинополя в Киев вскоре после принятия христианства стали поступать церковные и светские сочинения на греческом и других языках. Одним из первых был перевод Евангелия, выполненный в Киеве дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира - Остромирово Евангелие. Распространились апокрифические произведения - произведения религиозного содержания, неканонизированные церковью.

Впоследствии на Руси появились оригинальные произведения. Пожалуй, первым самостоятельным жанром древнерусской литературы стало летописание. Начало его относят еще к концу Х в. "Повесть временных лет" является летописным сводом. Она была создана в начале ХII в. монахом Нестором на основе нескольких более древних летописей Х-ХI вв. Одна из огромных заслуг Нестора заключается в том, что он объединил местные, региональные записи "по летам" в единую, общерусскую летопись.

Древнерусские летописи существенно отличались от западноевропейских и византийских хроник с их придворно-феодальной и церковной тенденциозностью. Русские летописи были шире по содержанию, стремились совместить в себе историческое, публицистическое, религиозно-назидательное и художественное повествования. К ним включались эпические предания, родовые легенды, отрывки переводных произведений, церковные и светские поучения, записи государственных договоров, политические завещания князей. Главной темой русского летописания стала сама Русская земля, ее единство и могущество.

С началом раздробленности Руси летописи составляли в каждом крупном феодальном центре. Последними из летописных русских сводов, дошедших до нас, является Киевская (1200 г.) и Галицко-Волынская (конец XIII века). Галицко-Волынская летопись - главный источник для изучения истории юго-западных княжеств. Наиболее интересна та часть летописи, в которой рассказывается о княжении Даниила Романовича.

В таком жанре оригинальной литературы Киевской Руси, как философско-богословская публицистика, сочетались художественное совершенство и идейная направленность. Первым ее образцом стало "Слово о законе и благодати" монаха Иллариона, которого князь Ярослав Мудрый поставил в 1051 г. митрополитом. До него все киевские митрополиты были греками и присылались из Византии. В этом произведении, написанном в форме торжественной проповеди, Илларион развил три основные темы: о духовной преимущество Нового Завета (евангельской "благодати") над Ветхим Заветом (библейским "законом"); о мировом значении крещения Руси и высокой миссии князей Владимира и Ярослава и о величии Русской земли, которая заняла равноправное положение среди христианских народов.

Блестящим памятником древнерусской публицистики является "Слова" Даниила Заточника. Заточен врагами в тюрьму (отсюда и его прозвище Заточник), он умоляет князя заступиться за него и взять к себе на службу. Блестяще образованный, Даниил использовал сокровища фольклора для разоблачения вредного для Руси произвола светской и церковной знати. Обращаясь к Ярославу Владимировичу, он призывает его опираться на достойных слуг и соратников, не верить боярам. Афористичные высказывания Даниила Заточника вошли в пословицы и поговорки.

В особый жанр оригинальной литературы Киевской Руси выделились поучения. Святослав Ярославич создал знаменитый "Изборник", посвященный проблеме, "яко подобает человеку быть". Перу Владимира Мономаха принадлежит "Поучение", адресованное детям. Главная его идея - забота о судьбе Руси, которую разрывали княжеские усобицы, призыв к единству.

Популярным жанром была житийная (агиографическая) литература. Важное место заняли жития святых - биографии духовных и светских лиц, канонизированных Церковью. Входя в состав христианских государств, Киевская Русь беспокоилась о создании культа собственных святых и их жизнеописаний. Но если в римской и византийской традиции прославлялись подвиги великомучеников из числа подвижников и монахов, страдальцев за веру, то на Руси писались жития князей. Первыми были прославлены убиенные в 1015 сыновья Владимира Святославича - Борис и Глеб. Погибли они по приказу их брата Святополка Окаянного. Отличие "Жития Бориса и Глеба" от подобных византийских опять-таки заключается в идее патриотизма. Были также составлены "Жития" княгини Ольги, Владимира Святого.

Позже на Руси стали складываться и жития монахов-подвижников. Таково написанное самим Нестором-летописцем "Житие Феодосия Печерского", одного из основателей Киево-Печерского монастыря. Особую популярность получили патерик - сборник житий, составленный не по календарному, а по так называемому географическому принципу. Высокими достоинствами отмечен "Киево-Печерский патерик" - сборник рассказов о монахах Киево-Печерской лавры.

Говоря о взлет древнерусской литературы после принятия христианства, не надо забывать, что она богата прежде всего своим национальным мироощущением. Древнерусские книжники призвали любить Родину, воспитывали патриотизм и стремление к исправлению недостатков общества. Вершиной художественного творчества, в котором объединились сложные и достаточно противоречивые мировоззренческие представления стала героическая поэма "Слово о полку Игореве". В ней широко представлены народная символика, мифология, обычаи, на основе которых формулируются основные моральные требования, которые выдвигались к борцам против кочевников, утверждалась рыцарская добродетель защитников государства. На примере неудачного похода князя Игоря Святославича автор показывает, какими могут стать последствия раздробленности. Со всей художественной убедительностью проведена мысль о необходимости единства всех земель. "Слово о полку Игореве" - яркое свидетельство того, что и после политического раздробления страны в литературе продолжался и углублялся развитие традиций и идей, заложенных в период расцвета Киевской державы.

 

Date: 2015-09-17; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию