Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие архитектуры и основные достопримечательности монументального строительства. Изобразительное искусство





Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера имели свои устойчивые, вековые традиции языческого искусства. Поэтому, восприняв многое из Византии, они выработали самобытный, неповторимый стиль и создали настоящие шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.

Архитектура. На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт архитектуры, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время как главный строительный материал использовалась древесина. В центре поселений находились "грады", которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство сооружений в славянских "градах" строилось из срубов - бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Со срубов строились и простые избы, 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основу крепостных валов.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Судьба церкви сложилась трагически: в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была полностью разрушена. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.

Наибольшее распространение на Руси получило крестово-купольное планирования соборов. Такая композиция храма базировалась на христианской символике, подчеркивая ее назначения. Согласно этой системе своды с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестообразную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, в храм пристраивались апсиды - полукруглые выступы, покрытые половиной купольного свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (междурядных пространства).

Особое значение придавалось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его назначение - концентрировать духовную энергию людей и направлять ее в небо. Считалось, если молитва отдельного человека может "не дойти" до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполом, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета - золотистый и зеленый - считались в Византии священными.

Древнерусские мастера усовершенствовали византийский тип кладки. Стены соборов выкладывались из рядов камня, чередующихся и плинфы (плоский кирпич, близкий к квадратной форме). Строители применяли метод так называемой "утопленной плинфы", когда ряды кирпича через один были углублены в стену, а промежутки, образовавшиеся, заполнялись цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича). В результате стены были полосатыми. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розовым оттенком цемянки предоставляли фасаду нарядной вид. Позже киевскую кладку позаимствовала и Византия.

Характерным памятником этого времени является Софийский собор в Киеве. Он был задуман не только как главный христианский храм, но и как политический общегосударственный центр феодального государства. Софийский собор был построен как первая русская метрополия. В нем происходили торжественные культовые церемонии и важнейшие государственные акты вступления князя на великокняжеский престол, основаны центры книгописания и первая библиотека. Софийский собор символизировал могущество киевского князя.

Собор относился к пятинефным крестовокупольным храмам. Для него характерна центрическая композиция: длина его центральной части почти равна ширине, с двух сторон его окружают два пояса галерей. Собор был тринадцатикупольным, символизирующим Христа и его двенадцать апостолов. Все сооружение было построено так, чтобы при сравнительно небольшом объеме создать ощущение величия и гармонии. Софийский собор стал образцом при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

Памятником архитектуры мирового значения являются и ансамбль Киево-Печерской лавры. Сооружение главного собора - Успенской церкви - было важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 г., а сегодня она восстановлена. Чуть позже в том же монастыре была построена впечатляющая своей красотой и пропорциональностью надвратная церковь.

На рубеже ХI-ХII ст. недалеко от храма Святой Софии был построен собор, посвященный архангелу Михаилу, который вошел в историю под названием Златоверхий. Михайловский собор, переживший все пожары и войны предыдущих эпох, был разрушен при советской власти в тридцатые годы ХХ в.

Не менее интересные архитектурные памятники и в других центрах Киевской Руси, пик строительства которых припадает на ХII-XIII век - эпоху дробления Руси на удельные княжества. Раздробленность объективно способствовала росту городов, развитию в них ремесел и торговли. В новых центрах развивается культура, тесно связанная с местной народным творчеством. Архитекторы переходят на местные строительные материалы: в Поднепровье и на Волыни - на кирпич, в Галиче и Владимиро-Суздальской земли - на белый камень.

Изобразительное искусство. Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконопись и книжная миниатюра.

Фреска и мозаика пришли к нам из византийских школ. Фресками - росписями водяными красками по сырой штукатурке - покрывались стены православных храмов. Такая техника требовала от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка и красок: всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня, краски хорошо впитывались, высыхали вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпались и не выцветали. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, передавались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древнерусские росписи выдержали испытание временем. Значительной сложностью не только в художественном плане, но и технологическом отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения состояли из смальты - кубиков специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был утрачен во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков.

Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе. И мозаики, и фрески выполнены по единому замыслу, в едином стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мастера применяли особый прием: мозаичное цветное стекло вдавливалась в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видны из любой части помещения и словно оживали, двигались, что производило большое впечатление. Главная мозаика - величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор проявил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Наверное, наиболее знаменитая композиция – мозаичная Богоматерь-Оранта. Дева Мария, которая подняла в молитвенном жесте руки, возникает на золотом мерцающем фоне на своде алтарной апсиды.

Все стены, столбы и своды Софийского собора покрывал фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей Софийского собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярослава людей - митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три цикла: евангельские, библейские сюжеты и жития святых. Башни, где располагаются лестницы, не является культовым зданием, поэтому их стены украшены фресками, расписанными на светские бытовые темы ("Скоморохи", "Охота на медведя", другие).

На стене под арками хоров содержалась большая композиция с изображением Ярослава, который преподносит Христу модель собора, и всей княжеской семьи. Используя рентгеновские лучи в работе по исследованию фрески, советский ученый С.А.Высоцкий доказал, что групповой портрет состоял из 13 фигур: Христа, Владимира, Ярослава, пяти сыновей, Ольги, Ирины и трех дочерей. Фреска была шириной в 7,7 метра. Софийский собор сохранил почти полностью всё своё мозаичное и фресковое убранство.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску покрывали особым грунтом, затем наносили рисунок, по которому писали красками, растертыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображения на иконах подчинялись строгим правилам - канонам. В "Киево-Печерском патерике" описано житие знаменитого мастера Алимпия (Алипия) Печерского. Древнейшие из икон, которые сохранились до сих пор, датируются временем княжения Владимира Мономаха. Привезенная из Византии икона "Владимирская Богоматерь" послужила основой целого ряда икон, которые получили название "Умиление".

Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением древнейших письменных памятников. Рукопись с цветными иллюстрациями называлась "лицевой". Изображением трех евангелистов - Иоанна, Луки и Марка - было украшено Остромирово Евангелие. Четвертого евангелиста, Матфея, нет, но для рисунка был оставлен чистый лист. Кроме сюжетных иллюстраций, книги много орнаментировались. О миниатюрах Киевской Руси мы можем составить представление по так называемой Радзивиливской летописи XV века, которая является списком с рукописи XIII в. Ее 617 миниатюр - своеобразная художественная энциклопедия истории и культуры того времени.

Date: 2015-09-17; view: 591; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию