Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинистические традиции в живописи этого периода





Как сказано выше, в период правления македонской династии были вновь созданы мозаики храма св. Софии в Константинополе. К ним относится изображение Богоматери с младенцем в апсиде храма. Богоматерь изображена сидящей на троне, а перед нею стоят императоры Юстиниан, держащий в руках модель храма св. Софии и Константин, держащий в руках модель города Константинополя. Таким образом, символически представлено подношение даров божеству (рис. 19).

«Приёмы исполнения обнаруживают здесь некоторую двойственность. В мозаике передано пространство: изображение плоскости земли и условного пространства трона создают определённое представление о глубине. Фигуры обладают известной объёмностью. Заметно и стремление создать в этой мозаике исторические портреты. По всей вероятности, все эти особенности были порождены развившимся в X веке интересом к античности… Уравновешенненной симметричной композиции свойствен спокойный размеренный ритм. Кубики смальты создают чёткий плоский узор» [1, с. 57].

Также к этому периоду относится мозаичное же изображение четырёх ангелов, стоящих попарно у трона (престола Уготованного) в композиции Силы небесные в куполе церкви Успения Богоматери в Никее (рис. 4).

В живых объёмных округлых изображениях лиц обоих произведений чётко прочитывается влияние позднеантичного искусства.

«Усилившееся влияние античности проявилось не столько в монументальной живописи, сколько в иконе, миниатюре и прикладном творчестве. Оно сказалось в классических пропорциях фигур, в почти скульптурной передаче объёма, в той лёгкости, с которой изображается их движение, в характере и рисунке одеяний. Такие персонажи своим внешним видом кажутся перефразировкой прекрасного идеала античности. Наряду с неподвижными фронтальными фигурами, подчинёнными требованиям византийского иконографического канона, которые ещё остаются в произведениях живописи, мы видим изображение сложного движения, скорее характерного для античных статуй, нежели увиденного византийскими миниатюристами в натуре. Естественно, что дух древнего языческого искусства чаще пронизывает фигуры второстепенных персонажей и редко заметен в образах Христа и Богоматери [4, с. 114]. «Искусственное и в какой-то мере эстетское возрождение античности возникло главным образом в кругу образованной верхушки общества» [1, с. 59]

Особенно заметно это влияние при изображении «трёхмерного» пространства и пейзажа, а также в колорите с разнообразными и тонкими переходами цветов, дающими скорее иллюзию объёма, чем плоскостное «бестелесное» решение изображений.

Для миниатюр этого времени характерно заключение композиций в орнаментальные рамки и наличие фигур-персонификаций, «аллегорий» — фигур, олицетворяющих какое-нибудь время дня, город, реку, чувство персонажа и т.п. — также являющихся ярким примером использования античного наследия.

На миниатюре-фронтипсисе Парижской псалтири (рис. 1-3) изображён Давид-псалмопевец (рис. 1). Он показан между двумя женскими фигурами — «Премудрости» и «Пророчества», как следует из надписи над их головами. В изображениях женских фигур и особенно в изображениях архитектурных деталей (например, колонны, перевязанной лентой) явно заметно следование образцам античных памятников. В то же время рядом изображение скалы в стиле, характерном для средневековой живописи.

В этой же рукописи миниатюра «Молитва Исайи» (рис. 2), где пророк показан между женской фигурой «Ночи» и юного мальчика «Утра». «Особенно хороша Ночь с взвившимся кверху синим покрывалом, усеянном звёздами. Юное её лицо вылеплено смело и сильно левой рукой она тушит синий огонь своего факела»… [1, с.59]

«…Миниатюры знаменитой Парижской псалтири из Национальной библиотеки не просто повторяли изображения более ранних рукописей, — что было неизбежно, поскольку задача писца и художника состояла в том, чтобы с максимальной точностью воспроизвести текст рукописи и находящиеся там изображения, — но и создавались в манере, максимально приближенной к античной. Так, Давида, сочиняющего псалмы, трудно отличить от Орфея; включенные в миниатюры классические персонификации, такие как Ночь или Гора, призваны олицетворять явления, а архитектурные фоны выдают зависимость от образцов, близких к помпейским росписям» [5, с. 71].

К 879–883 годам относятся Сочинения Григория Назианзина (рис. 8, 9, 10). «Большие миниатюрыцеликом заполняют листы рукописи; заключенные в тонкие рамочки, они отличаются тяжеловатой монументальностью. Иконография выдает ряд точек соприкосновения с Парижской Псалтирью и каппадокийскими памятниками, откуда можно заключить, что рукопись является оригинальной константинопольской переработкой нескольких прототипов, среди которых имелись ранние ветхозаветные и евангельские циклы, Менологий, Хроники Созомена, Феодорита и Малалы, Омилии Григория Назианзина. Построение каждой миниатюры отмечено большой ясностью: фигуры и архитектурные кулисы использованы как пространственные факторы, сопоставленные в порядке строгой композиционной координации. Приземистые, коренастые фигуры крепко стоят на ногах. Еще античные по своим пропорциям лица лишены тонкой одухотворенности, одеяния падают широкими складками, плотно облегая тело и выявляя его материальную тяжесть. Здания и ландшафт выполнены в перспективной манере, подчеркивающей их объем. Это не легкие фантастические сооружения позднейших миниатюр, а реальные, восходящие к эллинистическим традициям, постройки. Техника исполнения полна живописной свободы. Светлые интенсивные краски (синяя, красная, зеленая, фиолетовая, коричневато-желтая) наложены широкими мазками, сочные лица обработаны при помощи легких, прозрачных теней. В целом линяя отступает на второй план перед красочной моделировкой; лишенная каллиграфической сухости и остроты, она почти растворяется в мягких мазках». [3, гл.VI.2]

К концу IX века относятся миниатюры рукописи Косьмы Индикоплова из библиотеки Ватикана (рис. 5, 6, 7) «В том же стиле исполнена Христианская Топография Косьмы Индикоплова в Библиотеке Ватикана, восходящая к старому александрийскому прототипу. Этот манускрипт иллюстрирован в конце IX века в столичных мастерских, о чем говорит его теснейшее сходство с парижской рукописью. Короткие фигуры полны тяжеловесной монументальности, но фактура отличается легким, живописным характером» [3, гл.VI].

К этому же времени относится рукопись с текстом истории Иисуса Навина, также находящаяся в Ватикане (рис. 14, 15, 16) «Текст в свитке … расположен столбцами, идущими поперёк его длины, подобно тому как он помещался в античных рукописях. Над текстом — бесконечный фриз переходящих одна в другую и не разделённых столбцами сцен.

Принцип композиции в виде ленты заимствован из рельефов римских триумфальных колонн — таких, как, скажем, колонна Траяна». [4, стр. 122]

Более поздним и «провинциальным» образцом миниатюр этого периода является Евангелие из Трапезунда (рис. 12, 13) ныне в Российской национальной библиотеке С-Петербурга.

«Большинство затронутых здесь рукописей освещает тот неоклассический стиль, который сложился на константинопольской почве в конце IX века. Для этого стиля особенно типична тяжелая монументальность. Каждая миниатюра представляет собой как бы уменьшенную фреску либо мозаику. Статуарная фигура импонирует своей массой, одеяния ниспадают крупными складками, широкие, обобщенные плоскости не дробятся мелкими линиями, композиционные построения полны ясности и спокойствия. Несмотря на энергично пробивающуюся восточную струю, дающую о себе знать в орнаменте и типах лиц, основой стиля остается эллинизм. Связь с ним лучше всего чувствуется в широкой живописной трактовке, базирующейся на свободных мазках и на применении сочных бликов и легких, прозрачных теней. Некогда столь сильные влияния народного искусства окончательно растворяются в этом неоклассическом стиле, который насквозь пропитан ретроспективизмом. В первой половине X века последний достигает апогея: начинается фаза безличного подражания антику» [3, гл.VI].

 

Обобщения:

Искусство Византии времени Македонской династии, возвращаясь вновь к изображению человека после запрета на него в период иконоборчества, обращалось к античным образцам. В то же время оно включило и традиции иконоборческого периода в виде искусства орнаментации. Античное влияние заключалось в передаче объёма в изображениях, тонкого лепящего форму колорита, иллюзорного пространства в композициях. Изображения людей имели правильные пропорции, свободную пластику в движениях героев. В то же время использовались и стилистические приёмы средневековья (например, стилизованные плоскостные детали пейзажа, симметричную композицию). Обращение к античности помогло преодолеть восточное (орнаментальность, неизобразимость божества) влияние в искусстве.

В то же время в сфере церковного искусства окончательно сложились тип храмов, принципы иконографического канона, художественных приёмов композиции (фронтальность, симметрия, разномасштабность фигур; плоскостность, использование локальных цветов, тип одухотворённой красоты ликов), язык символов. Всё это получило дальнейшее развитие в последующих периодах.

Особенно влияние античной культуры сказалось в искусстве рукописной книги (книжной миниатюры), основным заказчиком и потребителем которого стала светская аристократическая образованная верхушка общества. В книжных иллюстрациях использовались античные сюжеты, классические персонификации-аллегории.


 

заключение

Искусство Византии по своей сути было духовным. Специфика его складывалась в течение долгого времени на основе эллинистических и восточных традиций. Светская власть подчиняла духовную, поэтому искусство служило укреплению религиозных верований и централизованной власти. Для этой цели в изобразительном искусстве был выработан канон, исполнение которого неукоснительно контролировалось духовной и императорской властью.

Существовали Константинопольская официальная школа мастеров искусства наряду с местными школами, имеющими также свою специфику.

Искусство периода Македонского Возрождения в этом плане не было исключением. По своей изобразительной форме оно было эклектичным: в противовес предыдущему периоду иконоборчества стали использоваться эллинистические традиции наряду с новыми средневековыми художественными приёмами. Была воспринята лишь внешняя сторона античного искусства, которое по сути своей воспевало чувственную красоту человека. Поэтому в дальнейшем это наследие было переработано, так как не отвечало потребностям духовного по сути византийского искусства.

Оно стало важной вехой византийского искусства: в результате долгих поисков наиболее выразительного художественного образа и осмысления художественного опыта были окончательно выработаны иконография, основные технические приёмы произведений как архитектуры и монументальной живописи, так и иконописи и книжного оформления. Всё это стало важной базой для дальнейшего отбора и формирования классического византийского стиля в искусстве.


 

список литературы

 

1. Всеобщая история искусств: Т.2.Кн.1. / Акад. художеств СССР. Ин-т теории и истории изобраз. искусств; редкол.: Б. В. Веймарн [и др.]. – М.: Искусство, 1960. – 508с.

2. Каждан А.П. Византийская культура (X-XII) / А.П. Каждан. – М.: Наука, 1968.

3. Лазарев, В. Н. История византийской живописи / В. Н. Лазарев. – М.: Искусство, 1986.

4. Лихачева, Вера Дмитриевна. Искусство Византии IV-ХV веков / В. Д. Лихачева. – Л.: Искусство, 1981. – 311с. – (Очерки истории и теории изобразительных искусств)

5. Райс, Дэвид Тальбот. Искусство Византии / Д. Т. Райс. – М.: СЛОВО / SLOVO, 2002. – 256с. – (Большая библиотека «Слова»)


СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Парижская псалтирь. Миниатюра «Давид-псалмопевец»

2. Парижская псалтирь. «Миниатюра Моление Исайи»

3. Парижская псалтирь. Миниатюра

4. Мозаика в куполе церкви Успения Богоматери в Никее «Силы небесные»

5. Миниатюра рукописи Косьмы Индикоплова

6. Миниатюра рукописи Косьмы Индикоплова

7. Миниатюра рукописи Косьмы Индикоплова

8. Миниатюра из «Сочинения Григория Назианзина»

9. Миниатюра из «Сочинения Григория Назианзина»

10. Миниатюра из «Сочинения Григория Назианзина»

11. Миниатюра из Евангелия в монастыре св. Екатерины на Синае

12. Миниатюра из Евангелия из Трапезунда

13. Миниатюра из Евангелия из Трапезунда

14. Миниатюра из рукописи с текстом истории Иисуса Навина

15. Миниатюра из рукописи с текстом истории Иисуса Навина

16. Миниатюра из рукописи с текстом истории Иисуса Навина

17. Собор св. Софии в Константинополе. Мозаика в южной галерее «Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей» (1034-1042 г.г.)

18. Собор св. Софии в Константинополе. Мозаика в люнете над входом в храм «Император Лев VI перед Христом» (886-912 г.г.)

19. Собор св. Софии в Константинополе. Мозаика в южном вестибюле «Богоматерь с Младенцем между императорами Юстинианом и Константином» (вторая половина X века)


 

 

4.

 


[1] Буколика, буколическая поэзия (от греч. bukóĺos — пастух), один из малых жанров александрийской поэзии в эллинистической культуре, получивший дальнейшее развитие в римской литературе и в европейской литературе нового времени. Связанная со своим фольклорным источником — песнями пастухов, греческая Б. как жанр определяется наличием песни, разнообразием и убедительностью раскрытых изнутри характеров, мастерством детали (особенно в пейзаже, всегда мирном и потому условном), восхвалением прелестей сельской жизни.

Date: 2015-09-17; view: 499; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию