Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет искусств

Кафедра теории искусства и культурологии

Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства

(заочное отделение)

 

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
В ВИЗАНТИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ
ПЕРИОДА «МАКЕДОНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ»

(контрольная работа)

 

Выполнила студентка

2 курса гр. 1302-З

Оксана Борисовна ШАЛУХИНА

 

________________________________

(подпись)

 

 

Проверил (а)

Марина Вячеславовна ДАВЫДЕНКО

 

________________________________

(подпись)

Барнаул 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ___________________________________________________________ 3

 

Глава 1

Идейное содержание и краткая характеристика

византийского искусства в целом _______________________________________ 5

Исторические условия и развитие искусства Византии периодов IV–V веков,

VI–VII веков, времени иконоборчества (726–843 г.г.), периода «Македонского Возрождения» IX–X веков ___________________________________________ 8

 

Глава 2

Живопись Византии в IX – X вв. Эллинистические традиции в живописи этого периода ________________________________________________________ 22

 

Заключение _______________________________________________________ 27

 

Список литературы __________________________________________________ 28

Список иллюстраций __________________________________________________ 29

Иллюстрации _______________________________________________________ 30

 

 


 

введение

 

Обоснование выбора темы:

Византийское искусство стало основой для развития в средние века искусства стран Западной Европы, славянских и ближневосточных культур. В свою очередь, оно питалось от корней античной культуры. Период же Македонского Возрождения был вторым периодом расцвета византийского искусства, во время которого сложились его основные принципы. Живопись была ведущим видом изобразительного искусства. В это время вновь пробудился большой интерес к античности. В связи с этим рассмотрение эллинистического влияния на византийское искусство в этот период видится автору актуальным.

Критический обзор литературы по теме, степень изученности:

В книге «Искусство Византии IV–XV в.в.» Веры Дмитриевны Лихачёвой даётся целостное представление о византийской культуре, излагается история византийского государства и анализируются наиболее известные памятники искусства.

В разделе Искусства средних веков 6-томной Всеобщей истории искусств дан обзор истории Византии, особенности византийского искусства, рассмотрено его влияние на Европейское и Ближневосточное искусство; даны описания памятников искусства. Автор статьи — В. В. Полевой.

Труд советского искусствоведа Виктора Никитича Лазарева является основополагающим для современных исследователей византийского искусства. Первое издание вышло в 1948 и было переиздано в 1986 г. Здесь он рассматривает философские основы искусства Византии и его развитие от истоков (позднеантичного периода), основания столицы Константинополя до падения империи. Рассматриваются памятники Константинопольской школы, а также местных и национальных школ искусства, анализируются особенности разных художественных школ.

Книга Дэвида Талбота Райса — относительно новое издание (2002г.). Здесь также даётся описание наиболее известных памятников византийского искусства.

Александр Петрович Каждан рассматривает византийскую культуру в разных аспектах: религиозное мировоззрение, социальную и государственную структуру, обычаи.

Хронологические и территориальные рамки исследования:

Искусство живописи Византии периода «Македонского Возрождения» IX – X в.в.

Цель работы:

Сделать обзор искусства живописи Византии периода «Македонского Возрождения» и указать, как выражались эллинистические традиции в живописи Византии периода «Македонского Возрождения».

Задачи:

Рассмотреть идейное содержание и дать краткую характеристику византийского искусства в целом;

Указать общепринятую периодизацию Византийского искусства;

Рассмотреть исторические условия и развитие искусства Византии периода «Македонского Возрождения» и периодов, предшествующих ему.

Указать, как выражались эллинистические традиции в живописи Византии периода «Македонского Возрождения»


 

ГЛАВА 1

 

Идейное содержание и краткая характеристика византийского искусства в целом

«Христианство, сначала разрешённое, а вскоре и признанное императором Константином (ок. 285–337) как официальная религия всей Римской империи, вызвало к жизни новое по своим темам и художественным принципам искусство. Его развитию содействовал и перенос столицы из Рима в город Визáнтий. Но с разделением империи на Восточную и Западную её искусство в каждой из частей стало приобретать самостоятельный характер.

В то время как после разделения единой Римской империи восточные её области процветали, западные приходили в упадок и вскоре надолго были завоёваны варварскими — языческими племенами. Искусство, создававшееся этими кочевниками, было в основном прикладным, орнаментальным по своему характеру… С образованием в западной Европе новых государств и с распространением в них христианства, стала развиваться монументальная архитектура, появились храмовые росписи, расцвело искусство книжной миниатюры. При этом за образцами художники обращались к византийскому искусству» [4, с. 6].

Искусство было спиритуалистическим по своему идейному содержанию; являлось средством идеологического воздействия на широкие массы населения с целью упрочения императорской власти, отсюда фигура императора стала обладать особым священным статусом наместника бога на земле. Поскольку главным инструментом политики укрепления власти верхушки знати стала религия, то и искусство стало религиозным по содержанию. Стиль нового искусства Византии вырабатывался в течение нескольких столетий на основе традиций античного мира и восточных народов, поскольку империя была многонациональной. Главными направлениями нового искусства Византии стали храмовая архитектура и особенно живопись (фрески, мозаики храмов, иконы), также расцвело искусство рукописной книги как средства распространения религии и философии христианства. Строились также роскошные императорские дворцы, процветало прикладное искусство.

«Между общественными и идеологическими проблемами, с одной стороны, и художественными идеалами — с другой, существует известная, хотя и не всегда четко определимая, взаимосвязь. Художественное восприятие действительности, свойственное византийцам, определялось в конечном счете христианским принципом снятия дуализма. Византийское искусство, как и византийское богословие, исходило из противоположности земного и небесного и из примата небесного над земным. Следовательно, задачей искусства оказывалось не отображение земного мира, а проникновение за пределы земных вещей, в мир божественный. Предметом искусства объявлялся не скоротечный и изменчивый мир явлений, доступный органам чувств, а Суть и Идея мира, вечная и неизменная, открывающаяся лишь умственному взору. Художественный образ, являясь подобием Идеи, воспринимался более реальным, нежели видимая действительность, отчего целью художника становился не иллюзионизм, не подражание твари, а создание новых реальностей, передающих божественный смысл мироздания»[2, гл. V].

«Византия была прямой преемницей Греции и Рима, традиции искусства которых на западе были прерваны, когда сюда пришли с Востока варвары, в течение многих лет уничтожавшие не понятые ими произведения…

Античность, от которой на первых порах (IV–VI века) византийские мыслители и художники пытались отойти, создавая свой собственный художественный стиль, затем стала особым импульсом, дающим силы для расцвета искусства. Интерес к ней никогда не затухал, но особенно значительным он стал в периоды так называемых Возрождений при императорах Македонской династии (IX–X века) и при Палеологах (XIII– середина XV века).

Византия вобрала античные традиции гораздо глубже, чем Западная Европа. К Византии обратились за помощью итальянские гуманисты, начав возрождать античность. Свой начальный толчок Возрождение получило от той античности, с которой его знакомила Византия». [4, с.7]

«Вопреки внешней приверженности к античным традициям византийское искусство создает принципиально иной эстетический идеал: не гармоническое единство тела и духа, а противоречие плоти и души, причем именно духовное начало оказывается господствующим. Античного художника влекла гармоническая красота обнаженного тела — византийцы предпочитали скрывать тело под тяжестью торжественных одежд (предпочитали — но не избегали вовсе обнаженности, например в традиционной композиции Крещения). Уходя от гармонии, византийский художник не боялся ни уродливых лиц, ни нарушения пропорциональности. Более того, диспропорциональность становится художественным средством: на византийской картине лицо преобладает над телом, вытянутый овал лица усугублен острой бородкой, лоб — подчеркнуто высок, огромные глаза господствуют на лице, тогда как нос передан почти незаметной линией, а губы кажутся бесплотными. В результате лица (собственно, лучше бы сказать — лики) торжественны, утончены, дематериализованы» [2, гл. V].

«Византийская культура не имеет чётких границ, ни хронологических, ни территориальных. До основания Византийского государства зачатки будущего его искусства развивались в раннехристианском (в разных его вариантах — римском и малоазийском) искусстве. Когда первые гонимые христиане на стенах катакомб стали изображать Христа в виде Доброго пастыря, а спасённую душу в виде Психеи, их художественный стиль был тот же, что и в современных им римских официальных росписях. Только со II столетия в художественных принципах живописи катакомб появились новые черты, не всегда органично соседствующие с позднеантичными. В 245–256 годах неумелые художники поместили многочисленные повествовательные композиции на стенах синагоги в Дура Европос, посвятив их впервые, насколько нам известно, библейским сюжетам. Стиль и иконография христианского искусства, легшие в основу византийского, рождались тайно, в условиях преследований христианства и официального господства язычества.

Когда в 1453 году империя, разгромленная турками, прекратила своё существование, традиции византийского искусства не умерли, но были продолжены и развиты в самых разных странах, с гордостью считавших себя её наследницами. В Древней Руси, Румынии, Сербии, Грузии и Болгарии византийские памятники в течение многих веков рассматривались как те идеальные образцы, к которым следовало стремиться…» [4, с.8]

«Символика стала пронизывать собой не только византийское искусство, но и всё европейское искусство. С течением веков она сложилась в систему, строго обоснованную теологами. Но впервые язык символов возник ещё тогда, когда христианство было гонимой религией. Тайные его приверженцы, помещая на стенах своих погребальных камер — катакомб изображения, должны были скрыть их смысл от язычников. Художники в катакомбах начали изображать Христа — пастуха, виноградную лозу, рыбу. О присутствии Христа напоминал крест. Язык символов оказался универсальным, с его помощью можно было придать изображению многозначность, выразить глубокий смысл. Именно поэтому он сохранился и продолжал развиваться после объявления христианства господствующей религией» [4, с. 20-21].

«Вопреки установившемуся мнению византийское искусство никогда не было подчинено только богословию. Само богословие находилось под воздействием светских интересов, государственных задач. Императоры могли выступить против церкви, если она мешала росту их авторитета, как это было в VII–VIII столетиях» [4, с. 10].

Date: 2015-09-17; view: 490; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию